Иконы «Страшного суда» XVI-XVIIвв.

Иконы «Страшного суда» XVI-XVIIвв.

Пространство художественного текста

Заключение

Мы попытались рассмотреть иконы XVI-XVII столетий в динамике движения иконографического канона XV-XVIII в. и интерпретировать смысл этого канона в контексте литературных памятников, приведенных в логическую систему богослужебными циклами. Поскольку в центре нашего внимания оказалась проблема взаимоотношения слова и изображения, необходимо обрисовать специфику этого взаимоотношения  в иконе "Страшный суд" и наметить некоторые перспективы исследования материала древнерусской живописи в данном русле.

"Текст" иконы может быть двояким: вербальным, записанным на полях и среднике; и образным, претворенным в связное повествование средствами живописи. И тот, и другой тексты неоднородны: надписи разделяются на функциональные типы. А изображения могут быть прочитаны в пространственно-временном универсуме либо с преобладанием категории пространства (однородность восприятия), либо с преобладанием категории времени (протяженность восприятия).

Вербальный текст. Качество надписи в иконе (ее источник и объем) определяет ее место в пространстве изображения. Тексты на полях функционально стоят вне изображения и являются не столько комментарием к нему, сколько его словесной дублировкой. В "Страшных судах" XVI-XVII вв.маргинальные тексты, в отличие от надписей средника, могут быть очень пространными. Этим текстам само изображение "не нужно", поскольку по смыслу они тождественны ему. То есть поля оказываются тождественными иконе. Подобно тому, как в лицевых рукописях XVI-XVII вв. можно рассматривать только миниатюры, не читая текста, так и в иконах этого времени можно только читать маргинальные надписи, не вглядываясь в изображение.

При этом связь между текстами на полях и изображением существует, но не потому, что изображения притягивают к себе определенный комментарий, а потому, что надписи осваивают символические локусы пространства иконы по тем же законам, что и изображения. Выявление этих законов могло бы расширить наше понимание русских икон Страшного суда.

Надписи средника по функции являются комментарием, "врастающим" в живописный текст. Интересно, что они не только могут ассоциироваться с речами персонажей (слова на свитках), но соотноситься с планом богослужебных чтений одного дня, поскольку среди них явно различаются ветхозаветные пророчества (паримийная область), апостольское слово ("Апостол") и Евангелие (евангельские чтения служб). Рассмотрение вербальных текстов средника с этих позиций помогло бы увидеть иконописное изображение в перспективе его ближайших символических смыслов.

Надписи средника неоднородны по качеству, поскольку канонические надписи, о которых говорилось выше, существенно отличаются от словесных пояснений иконы, живущих по принципам устного традиционного текста. Исходя из этого, бесполезно, например, искать литературные источники списков чинов святых, мытарств и адских мук: в этих списках реализуется культурный канон, у которого нет автора, как его нет у определенного способа мышления.

Образный текст в своем одномоментном прочтении больше связан по смыслу с такими же одномоментными текстами других художественных памятников, чем с литературой. Однако сама возможность возникновения концентрированного символического пространства в изображении, когда на одном и том же образе сходятся одновременно несколько семантических полей православной культуры, делается реальной, только благодаря словесным памятникам.

Икона не чужда и другого типа образности, который идет "след в след" за книжным словом, при чем само это слово отсутствует в виде вербального текста в изображении, предоставляя живописи отсылать зрителя к Св. Писанию или Минеям Четиим.

Изучая образный текст иконы, можно углубиться в исследование "канона отдельного мотива", поскольку в традиционном искусстве один мотив, персонаж или предмет влекут за собой как целый набор сюжетов и иконописных формул, предусмотренных данной культурой, так серию определенных текстов. Эти тексты и сюжеты приносят новые ключевые мотивы, которые, в свою очередь, захватывают новые смысловые пласты литературы и изобразительного искусства. Так, мотивы иконы "Страшный суд" могут подтолкнуть к выявлению концептов русской живописной эсхатологии.

Примечания:

1. Покровский Н.В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887. С. 6. Далее: Покровский.
2. Там же. С. 42.
3. О "Страшном суде" у Н.В. Покровского см. также: Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1. СПб., 1895. С. 37-45.
4. Буслаев Ф.И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910. Далее: Буслаев. Буслаев Ф.И. русский лицевой Апокалипсис. СПб., 1884.
5. Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М., 1997.
6. Буслаев. С. 137.
7. Покровский. С. 28.
8. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и их влияние на народные духовные стихи. Тула, 1879.
9. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890.
10. Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. СПб., 1891.
11. Вилинский С.Г. К литературной истории жития Василия Нового. Одесса, 1907; Вилинский С.Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 2. Тексты жития. Одесса, 1911.
12. Петухов Е.В. Очерки литературой истории синодика. СПб., 1895.
13. См. о них: Свенцiцкий I. Галицько-руське церковне малярство XV-XVI ст. Львiв, 1914; Он же. Iконопись Галицькоi Украiнi XV-XVI вiкiв. Львiв, 1928.
14. Алпатов М.В. Памятник древнерусской живописи конца XV века икона "Апокалипсис" Успенского собора Московского Кремля. М., 1964.
15. Эпизоды "Страшного суда", такие как Душа и Мерило Праведное, адские мучения и др. иногда составляют циклы миниатюр Синодиков. См.: Синодик Дедовской пустыни 1603 г. СПб., 1877. Собственно Страшный суд может быть представлен и одной миниатюрой. См.: Голышев И. Альбом рисунков рукописных Синодиков. Голышевка, 1885. Л. 4. Миниатюра из Синодика 1659 г.
16. Фрагмент иконы с текстом воспроизводится: Свенцiцкий I. Iконопись Галицькоi Украiни XV-XVI вiкiв. Львiв, 1928. С.6.
17. Исследователи упоминают Слова Ефрема Сирина и Палладии Мниха о Втором Пришествии, слово Кирилла Александрийского об исходе души и  Страшном суде, Откровение Мефодия Патарского о царстве народов, жития Василия Нового и Андрея Юродивого, Повесть о Вавилонском царстве, слово о исходе души и о мытарствах, Видение апостола Павла, богослужения Мясопустных субботы и воскресения, Св. Писание. См.: Покровский. С. 49-96; Цодикович. С. 48-49, 108-109.
18. "Иже всякое естество морских, и птиц небесных прият снедение, Христе, Твоими судьбами воскреси, Боже, в последний день со славою". (Из 3 песни канона Мясопустной субботы. Память всех усопших христиан). Триодь Постная. М., 1656. Л. 25. Далее: Т.П. 1656.
19. Там же. Л. 46.
20. О Постной Триоди см.: Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910.
21. Цодикович В.К. Семантика иконографии "Страшного суда". Ульяновск, 1995. С. 13-14. Исследователь рассуждает о близости русских и греческих икон XIV-XV вв., опираясь в основном на особенности композиции в целом и расположение огненного потока на иконе. Далее: Цодикович.
22. Канон в широком смысле – это образный лексикон традиционной культуры, существующий в формах изобразительного искусства и функционирующий в ритме, заданном определенными семантическими формулами данной традиционной культуры. Канон в узком смысле относится к канону в широком смысле слова, как речь к языку.
23. Здесь и далее, правая и левая стороны – справа и слева от Христа.
24. В.К. Цодикович отмечает, что "Сошествие во ад" могло повлиять на сложение иконографии "Страшного суда". Цодикович. С. 40-43.
25. "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин.10:9).
26. Композиция, представляющая иноков, смиренномудрствующих у отверстого гроба, и отвечающая словам службы: "В гробы вникнем, где слава; где доброта зрака; где благоглаголивый язык … вся прах и сень". (Из 8 песни канона Мясопустной субботы, посвященной всем усопшим христианам. Т.П. 1656. Л. 32 об.). Сходные композиции мжно видеть в лицевых Синодиках литературных сборниках, откуда они и пришли в икону.
27. Вилинский С.Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 2. Тексты жития. Одесса, 1911.
28. Цодикович. С. 48.
29. На эту особенность греко-католического изобразительного искусства нам указала Г.В. Тавлай.
30. Петухов Е.В. Очерки из литературной истории Синодика. СПб., 1895. С. 315.
31. Марковський Е. Украiнский вертеп. Киiв, 1929; Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Вильна, 1912. С. 74-103.
32. Савельева О.А. "Плач Адама". Круг источников и литературная семья памятника // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 164-182.
33. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Вильна, 1912. С. 78. Монолог Ирода в данном случае связан с лубочным листом "Ах, увы, беда!", где помещены силлабические вирши (синодическго толка, с точки зрения их тематики). См. : Ровинский Д. Русские народные картинки. Кн. 3. СПб., 1881. С. 124, № 749.
34. Рождественских драм, написанных для школьной сцены, существует очень много. Среди них можно назвать пьесы Димитрия Ростовского и Митрофана Довгалевского. К ним примыкает и действо о Пиролюбце и Лазаре, приуроченное к началу Рождественского поста, и повествующее в символических образах о Страшном суде. (См.: Ранняя русская драматургия XVII-первой половины XVIII в. Пьесы школьных театров Москвы. М., 1974).
35. Эти персонажи могут присутствовать в вертепной народной драме и, благодаря мотивам Страшного суда в ней, приобретать почти тот же смысл, что и в иконе.
36. Эта особенность заметна на примере старообрядческих литературных сборников, где план расположения и качество используемого материла зависит от составителя. Ср., например, старообрядческий Синодик из Причудского собрания № 66 (Инст. Русской литературы. Пушкинский дом. Древлехранилище им. В.И. Малышева) с Синодиком Псковского Спасо-Мирожского монастыря (Шляпкин Н.А. Синодик Псковского Спасо-Мирожского монастыря // Памятники древней письменности. Вып. 4. СПб., 1880. С. 115-135).
37. Иконы из села Камянка 1586 г. и с. Трушевичи (см. Цодиович. Ил. 160-161).
38. На иконе из села Волча (Цодикович. Ил. 122, 124) приводится текст из Вечерни Мясопустной субботы, посвященной воспоминаниям о Страшном суде: "Егда поставятся престолы и отверзутся книги… что сотворим тогда во многих гресех повиннии человецы" и т.д. (Триодь Постная. М., 1974. Далее: Т.П. 1974. Л. 26-26 об.).
39. Подобие такой стены можно видеть на иконе XVI века из ГРМ (инв. № 1106). В русских изображениях может присутствовать архитектурное обрамление Вертограда без ярко выраженной стены. Дополнения такого рода в ранних иконах отсутствуют. Стена на месте Вертограда Заключенного появляется в русских памятниках в XVIII веке, видимо, под  влиянием западноевропейских образцов.
40. Покровский. С. 33.
41. Там же. С. 20.
42. Цодикович. С. 17.
43. Первая русская редакция жития Василия Нового из Миней Четий Митрополита Макария за март 26 день. Вилинский С.Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 2. Одесса, 1911. С. 435.
44. Там же. С. 943.
45. Там же. С. 432-433.
46. Покровский. С. 38.
47. О Прологе см.: Петров Н.И. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога. Киев, 1875.
48. Петухов Е.В. Очерки литературной истории Синодика. СПб., 1895. с. 195.
49. Покровский. С. 96.
50. Буслаев. С. 136.
51. Покровский. С. 38.
52. Буслаев Ф.И. Русский лицевой Апокалипсис. СПб., 1884. Табл. № 119. Здесь композиция Вертоград Заключенный трактована как центральная часть изображения Небесного Иерусалима.
53. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992. С. 62. "… И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: "Кто ты, ведь облик твой, как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах"?
54. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890. С. 213. Далее: Порфирьев.
55. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 66. Ил. 61. Об иконе "Сошествие во ад" XVI в. Московской школы.
56. Буслаев. С. 135.
57. На третьей неделе Великого поста происходит поклонение Кресту.
58. Т.П. 1974. Л. 69 об.
59. Там же.
60. Надпись на иконе из Ярославского музея. Похожий диалог имеет место в Евангелии Никодима. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и их влияние на народные духовные стихи. Тула, 1879. С. 36. Полное текстовое соответствие обнаруживает отрывок из слова Евсевия Александрийского "О восшествии Иоанна Предтечи во ад". Порфирьев. С. 212.
61. Разбойник присутствует на иконе "Сошествие …", поскольку он является героем богослужения Утрени Великого Пятка (Ексапостиларий "Разбойника благоразумнаго"), предшествующего сошествию Спасителя во ад в Великую Субботу.
62. Страшный суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. М., 1995. С. 58.
63. "Единородный Сыне и слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас".
64. В иконе "Величит душа Моя Господа" из Ярославского художественного музея, происходящей из Толгского монастыря, Богоматерь изображена в композиции почти на том же месте, что и Вертоград Заключенный на иконе Страшного суда.
65. Этот текст удалось зафиксировать на двух ярославских иконах, на палешском образе ХIX в., выполненном по схеме XVII в. (ЯХМ, И-1199). Присутствующие здесь слова Палладия Мниха можно видеть на полях лубочных листов XVIII.
66. Евангельские цитаты чаще встречаются в центре иконы у Этимасии, на свитках праведных; Псалтирь цитируется по отношению к грешникам. На иконе из ГРМ (ДРЖ-1716) XVII в. рядом с геенной надпись "Да возвратятся во ад вси языцы, забывающие Бога" (Пс. 9: 18-19). На этой же иконе на полях можно видеть цитаты из Палладия Мниха.
67. Антонова В.И. Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. XVI – нач. XVIII в. М., 1963. С. 102. Кат. № 484, инв. № ГТГ: 24839.
68. Интересно, что в общем плане служб, как и на иконе, Апостолы и Пророки стоят ближе всех ко Кресту.
69. Т.П. 1656. Л. 24 об.
70. Т.П. 1974. Л. 26.
71. Т.П. 1656. Л. 21 об. Из службы по усопшим христианам.
72. Т.П. 1656. Л. 29. Синаксарь на Утрени Мясопустной субботы.
73. Там же. Л. 44 об. Из службы Мясопустного воскресенья, посвященной Страшному суду.
74. Там же.
75. Там же. Л. 69 об.
76. Там же. Л. 79. об. Утреня Сыропустной субботы. Память всех преподобных и богоносных отец, в подвиге просиявших.
77. Там же. Л. 375.
78. Покровский. С. 64-65.
79. См.: Повесть о Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. М.; Л., 1947.
80.  "Троица в бытии", XVI в. из Покровского монастыря в Суздале. ГРМ. № ДРЖ-2138.
81. Т.П. 1656. Л. 459.
82. Памятники славяно-русской письменности, изданные императорской археографической комиссией. Вып. 13. Тетр. 2. Великие Минеи Чети. Декабрь. Дни 25-31. М., 1912. Ст. 2202-2217.
83. "Святи отроцы Твои, в пещи пламене огненнаго предживописаху таинственно иже от Девы Твое пришествие, неопально возсиявшее нам, и Даниил же праведный и во пророцех чудный, ясно Божественное второе Твое пришествие проявляя, видех дондеже престоли поставшиися глаголет, и Судия седее, и огненная потече река: еяже да избавимся, Христе, молитвами их, Владыко". (Минея за декабрь. М., 1799. Л. 110 об. Нед. Св. Праотец).
84. Икона происходит из Христорождественского собора в Каргополе. Дерево, темпера. 180х155. ГРМ.

Библиография.

Алпатов М.В. Памятник древнерусской живописи конца XV века икона "Апокалипсис" Успенского собора Московского Кремля. М., 1964.
Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.
Антонова В.И. Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. XVI – нач. XVIII в. М., 1963.
Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.
Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. СПб., 1891.
Буслаев Ф.И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910.
Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М., 1997.
Буслаев Ф.И. Русский лицевой Апокалипсис. СПб., 1884.
Вилинский С.Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 2. Одесса, 1911.
Вилинский С.Г. К литературной истории жития Василия Нового. Одесса, 1907.
Голышев И. Альбом рисунков рукописных Синодиков. Голышевка, 1885.
Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910.
Кондаков Н.П. Русская икона. Т. 4. Ч. 2. Прага, 1933.
Марковський Е. Украiнский вертеп. Киiв, 1929.
Минея. Месяц декабрь. М., 1799.
Памятники славяно-русской письменности, изданные императорской археографической комиссией. Вып. 13. Тетр. 2. Великие Минеи Чети. Декабрь. Дни 25-31. М., 1912.
Петров Н.И. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога. Киев, 1875.
Петухов Е.В. Очерки литературой истории синодика. СПб., 1895.
Повесть о Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. М.; Л., 1947.
Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1. СПб., 1895.
Покровский Н.В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887.
Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890.
Ранняя русская драматургия XVII-первой половины XVIII в. Пьесы школьных театров Москвы. М., 1974.
Ровинский Д. Русские народные картинки. Кн. 3. СПб., 1881.
Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Вильна, 1912.
Савельева О.А. "Плач Адама". Круг источников и литературная семья памятника // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 164-182.
Сакович А.Г. Народная гравировальная книга Василия Кореня. М., 1983.
Сапунов Б.В. Икона "Страшный суд" XVI  в. из села Лядины // Памятники культуры. Новые открытия. Искусство. Археология. Ежегодник, 1980. М., 1981. С. 268-276.
Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и их влияние на народные духовные стихи. Тула, 1879.
Свенцiцкий I. Галицько-руське церковне малярство XV-XVI ст. Львiв, 1914.
Свенцiцкий I. Iконопись Галицькоi Украiни XV-XVI вiкiв. Львiв, 1928.
Синодик Дедовской пустыни 1603 г. СПб., 1877.
Стихи духовные. М., 1991.
Страшный суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. М., 1995.
Триодь Постная. М., 1974.
Триодь Постная. М., 1656.
Цодикович В.К. Семантика иконографии "Страшного суда". Ульяновск, 1995.
Шалина И.А. Псковские иконы "Сошествие во ад" // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 230-269.
Шляпкин Н.А. Синодик Псковского Спасо-Мирожского монастыря // Памятники древней письменности. Вып. 4. СПб., 1880.

Список принятых сокращений

Буслаев. Буслаев Ф.И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910.
Покровский. Покровский Н.В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887.
Т.П. 1974. Триодь Постная. М., 1974.
Т.П. 1656. Триодь Постная. М., 1656.
Цодикович. Цодикович В.К. Семантика иконографии "Страшного суда". Ульяновск, 1995.
ГРМ – Государственный Русский музей
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ЯХМ – Ярославский художественный музей.


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру