Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Епискепсис»

"Знамение", "Воплощение"

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Более точное название этого иконографического типа – "Великая Панагия" или "Оранта". Древний византийский тип Богоматери с воздетыми  руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве VI-VII веков, а затем вновь получает распространение в X-XII веках (монеты императоров Алексея Комнина (1081-1118) и Иоанна Комнина (1118-1143) и других). 

Изображение Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

"Богоматерь Знамение" является сокращённым вариантом "Великой Панагии", её особенность – поясное изображение Богоматери. От близкого по характеру "Богоматери Воплощения" - "Знамение" отличает наличие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа.

Древнейшая икона "Богоматерь Знамение" происходит из Новгорода. На этой иконе Младенец одной рукой благословляет, в другой держит свёрнутый свиток. Утвердившееся на Руси за этим типом наименование "Знамение" восходит к легендарному рассказу о чуде, происшедшем в 1170 году, от чтимой иконы Богоматери при осаде Новгорода суздальцами. Благодаря её заступничеству, новгородцы победили рать князя Андрея Боголюбского. На иконе начала XIII века из Ярославля – "Богоматерь Воплощение" - Младенец благословляет двумя распростёртыми руками.  Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

"Богоматерь Знамение" ("Воплощение"), наряду с "Евхаристическим Агнцем" и "Распятием", обычно вышивалась на покровцах священных сосудов (сударях). Но были и подвесные пелены к иконам с этим изображением.

Самым ранним известным произведением с образом "Богоматерь Воплощение" является пелена XV века в собрании Ярославского музея-заповедника, происходящая из Толгского монастыря.  Это был богатейший монастырь. Сюда давали вклады землями, деньгами, произведениями искусства. Среди вкладчиков значились – цари и князья, бояре и купцы, в том числе цари Иван Грозный и Михаил Фёдорович, бояре Сабуров, Троекуров, Милославские, "именитые гости" Строгановы. Описываемая пелена была выполнена или в Новгороде, или в Москве (но под большим новгородским влиянием). На среднике пелены изображены прямолично поясные  Богоматерь и Младенец. Их руки отведены в стороны: у Марии – с раскрытыми ладонями, у Христа – с жестом благословения. На каймах вышиты: наверху - "Ветхозаветная Троица", по бокам – два московских святителя с Евангелиями в руках в трёхчетвертном повороте (слева – митрополит Пётр, справа – митрополит Алексий), внизу – святая мученица Анастасия и Никита Столпник Переяславский, по углам – херувимы и серафимы. Митрополиты изображены в крестчатых саккосах и белых клобуках, мученица Анастасия – с крестом в руке и в мантии со складками на груди, преподобный Никита – в монашеском куколе. Мощи последнего были обретены только в 1556 году, но местное почитание его известно с XV века. Вероятно, Анастасия и Никита – небесные покровители вкладчиков.

Первоначально пелена была вышита по малиновому атласу, впоследствии переложена на другой фон. Личное шито светлым шёлком крупными швами "в раскол", нимбы – золотной прядёной нитью с незаметной прикрепой, всё остальное – цветными шелками "в раскол" и "рядками". Цветные шелка чередуются, составляя определённые группы; тёмно-синие тени и высветления до белого в голубых одеждах очень похожи на манеру шитья в мастерской новгородского архиепископа Евфимия середины XV века. Некоторое сходство с "павлиньими глазками" на крыльях ангелов на "Деисусном чине" этой мастерской имеют и цветные пятнышки крыльев херувимов на ярославской пелене.

Другая пелена "Богоматерь Воплощение" происходит из мастерской Суздальского Покровского монастыря. Тонкий рисунок, тщательное шитьё личного "по форме" без оттенений, однообразие простых золотных швов указывает на время исполнения пелены не позднее середины XVI века. На среднике  по малиновому шёлку в круге вышиты поясные фигуры Богоматери и Младенца. Личное шито слабокрученым песочного цвета шёлком, черты ликов и волосы Младенца – коричневым, повой Богородицы – голубым. Одежды и нимбы выполнены прядёными серебряными нитями с малозаметными прикрепами ("клопчик", "городок"). Контуры рисунка и детали прошиты коричневой нитью. Вокруг ворота Богоматери, нимба и перекрестья у Младенца проложена нить серебряной канители. Весь фон внутри круга покрыт позолоченной фольгой, на нём жемчугом выложены монограммы, две крупные запоны с разноцветными стёклами в медных кастах. Три такие же запоны поменьше – на челе и плечах Марии и восемь – в круге между словами надписи "Мати Святая Пречистая…", выполненной бисером. На нимбе Богородицы также три крупных стекла в кастах, вокруг – восемь более мелких. Средние и мелкие цветные стёкла – на нимбе Христа, одеждах, на фоне, а также среди жемчужной сетки по углам средника. Первоначальны только само изображение и орнамент на каймах, всё остальное – результат переделки, вероятно,  XVIII века.

Из мастерской Покровского монастыря города Суздаля вышла и пелена "Богоматерь Знамение" середины XVI века. Она была вышита для небольшой моленной иконы. Изображение в среднике выполнено по малиновому атласу. Личное шито тонким некручёным шёлком песочного цвета "в раскол" "по форме", что создаёт чуть заметные оттенения. Губы отмечены малиновым, черты ликов и контуры рисунка – тёмно-коричневым. Брови Марии и волосы Христа – светло-коричневые с тёмными прядями. Чепец Богородицы выполнен голубым шёлком со сканым серебром, нижняя одежда – прядёным серебром с густой голубой прикрепой (шов "ягодка"). Её ворот и зарукавья, а также кайма мафория шиты золотом с узором голубых, светло-зелёных и малиновых ромбиков. Мафорий шит золотной нитью с ярко-вишнёвой прикрепой ("черенок"), одежды Младенца и нимбы – золотом с малозаметной прикрепой ("ягодка", "городок"). Фон медальона выполнен голубым шёлком с золотыми звёздами. Контуры рисунка, складки одежд, монограммы и другие детали выложены настилом из белых нитей под жемчужное шитьё. На широких каймах по тёмно-зелёной тафте также белью выложен узор в виде стилизованного растительного орнамента, включающего серебряные ромбовидные дробнички.

В музее республики Татарстан находится пелена "Богоматерь Знамение", созданная в середине XVII века в строгановской мастерской. Её иконография традиционна. Личное шито кручёным шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" со схематическими ("строгановскими") тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон выполнены прядёным золотом и серебром "в прикреп" различными швами. Нимб Богоматери украшен четырьмя цветными камнями, на мафории нашиты три звезды из цветных камней и жемчуга. На каймах по красному атласу в два ряда вышиты литургические надписи: ближе к среднику – серебряная вязь тропаря "Яко нерушимую стену…"; по внешнему краю – золотная вязь кондака "Честнаго образа Твоего Знамение…"

Две пелены "Богоматерь Знамение" хранятся в Новгородском музее, обе XVII века. Первая поступила в музейное древнехранилище в 1913 году из Кирилло-Новоезерского монастыря. Особенностью изображения является корона на нимбе Богородицы. Изображение вышито по малиновому атласу. Личное выполнено тонким кручёным шёлком "атласным" швом, с притенениями в виде "очков".  Доличное и фон сплошь зашиты прядёными золотными и серебряными нитями "в прикреп" швами "черенок", "разводная клетка", "ягодка", "косой ряд". Надписи средника, контуры и разделки складок одеяний шиты серебряными нитями рельефно, по настилу. Нимб Христа, мафорий и корона Марии украшены стёклами в серебряных кастах и жемчугом. По кайме серебром выложена надпись "О всепетая Мати…"

Вторая пелена поступила в музей в 1915 году из Новгородского Знаменского собора. В среднике по малиновому шёлку вышит образ Богоматери, на Её груди – медальон с фигурой Спаса Эммануила. На полях изображены святые: слева – Георгий и Макарий Египетский, справа – Иаков Перский и Онуфрий. Шитьё стилистически близко предыдущей пелене. Личное также шито тонким кручёным шёлком "атласным" швом с притенениями в виде очков. Пелена в среднике зашита серебряными нитями и золотными – на каймах швами "клопчик", "ягодка", "черенок". Нимб Богородицы выходит за поля средника. Контуры, надписи, складки одежд шиты рельефно, по настилу.

Художественная культура Древней Руси не была замкнута в себе. Она вобрала в себя  и богатые традиции славянской культуры языческой поры с её радостным, красочным звучанием, и то, что соответствовало национальному духу, идейным и эстетическим воззрениям эпохи, из культур соседних народов. Особенно много ценного древнерусская культура заимствовала у Византии, претворив полученные знания и опыт в самобытное, яркое и полнокровное искусство.

Мощный духовный и национальный подъём XIV и XV веков связан с духовными подвигами великих подвижников, прежде всего Сергия Радонежского. Это время рассвета русской иконописи, когда Андрей Рублёв создаёт символ России – икону "Святой Троицы". Древнерусская иконопись – это порождение мужского духа. Гармоничным дополнением к иконописанию были произведения художественного шитья, являвшиеся результатом приложения женских творческих сил. Шитьё было, по сути, единственным видом творчества, доступным древнерусской женщине. 

В XV веке, по наблюдениям многих исследователей, появились две ветви развития художественного шитья – золотное и шёлковое, каждая из которых разными художественными и техническими средствами решало поставленную перед ней задачи. В золотном шитье почти при полном отсутствии цветных шелков всё построено на градациях золота и серебра, на резком контрасте их с фоном, на подчёркнутой силуэтности рисунка. В то время как в шёлковом шитье преобладает живописность, вариация колористической гаммы, выделение главного посредством цветовых ударов. Шитьё XV века всегда красиво по рисунку, прекрасно построено композиционно, разнообразно по технике выполнения и художественным приёмам.

К XVI веку во всех видах искусства складывается единый стиль. Москва к этому времени стала не только географическим центром русского государства, но и средоточием лучших творческих сил. Вошедшие в её состав древние удельные княжества, а также города-республики Новгород Великий и Псков со своими самобытными художественными традициями обогатили и оплодотворили культуру Москвы.

XVI век ознаменован творчеством Дионисия и его сыновей Феодосия и Владимира. Это период расцвета великокняжеских и царицыных светлиц. От этого времени дошло значительное количество произведений шитья. В искусстве этого столетия появляются новые сюжеты и темы. В шитье эта черта выразилась слабее, чем в живописи. Но и здесь наблюдается стремление к большей повествовательности, усложнению композиции, разнообразию художественных и технических приёмов, а также введению новых, более драгоценных материалов; шире применяются золотные нити, в связи с чем блекнет яркость колорита, появляется чёткость и графичность рисунка. К концу XVI века относится зарождение "декоративного стиля" в шитье, что связано с деятельностью мастерских Бориса и Ирины Годуновых. Художественное шитьё тесно связывается с произведениями ювелирного искусства.

XVII век – одна из самых бурных эпох в русской истории. Это время политических потрясений, которых не  знало государство с татаро-монгольского нашествия. Глубочайший государственный кризис, повлекший за собой иностранную интервенцию и гражданскую войну, неведомая ранее гражданская война, городские и военные бунты, церковный раскол, начавшиеся реформы Петра – вот исторический фон, на котором совершался постепенный переход  от русской средневековой культуры к культуре Нового времени.

Культуре XVII века много дали "именитые люди" Строгановы. Их имя носит стиль в иконописи, лицевом шитье и архитектуре. В это время большое распространение получает шитьё золотными нитями с усложнёнными узорами, применение жемчуга, драгоценных материалов и камней. Часто пелены напоминают иконы в окладах. Лики шьются плотным "атласным" швом, при этом объём ликов и обнажённого тела передаётся путём применения тёмных шелков с резкими переходами к более светлому общему тону. Рисунок, как правило, становится графичнее. К концу XVII века произведения шитья часто играют роль скорее драгоценных вещей, чем художественных памятников. К началу XVIII века этот вид искусства умирает.

Шитьё с древнейших времён было уделом женской половины в доме. В царских и боярских хоромах, в зажиточных избах и крестьянских лачугах выполнялись шитые произведения искусства жёнами и девицами, которые вели очень закрытый образ жизни и никогда никаким искусствам не обучались. Но то, что они создавали, производит впечатление высокохудожественных творений. Их искусство было изящно, утончённо и вместе с тем – духовно. В нём русская женщина в полной мере выражала своё мироощущение, свою духовную сущность. Главное дело её жизни – быть женой и матерью. Поэтому образ Богоматери с Младенцем был особенно дорог её сердцу.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру