Римские церкви IV века. Церковь Св. Констанцы

Римские церкви IV века. Церковь Св. Констанцы

Экклесиологическая тематика мозаик

Церковь Св. Констанцы в Риме (326–330) по своему назначению была баптистерием. Об этом свидетельствует бассейн, найденный под полом (Айналов 1895: 9?33). Однако существует предположение, что до своего освящения она могла быть храмом Вакха, поскольку в орнаментах здесь использованы мотивы виноградной лозы, рога изобилия, пантеры, связанные с вакхическим культом, а также – декоративные путто в лодках. Большинство исследователей (Вите, Мюнц, Гаруччи, Покровский) придерживаются противоположной точки зрения, расценивая эти орнаменты как чисто декоративные элементы христианской церкви, унаследованные от античности. Подтверждением этому служит текст письма Св. Нила к епарху Олимпиодору, в котором Св. Нил (ученик Иоанна Златоуста) сообщает, что хотел украсить церковь сценами охоты и рыбной ловли, то есть сюжетами, имеющими слабую связь с назначением помещения, если не учитывать, конечно, символического контекста сюжета о рыбной ловле в катакомбном искусстве. В криптах катакомб Каллиста в Риме (III в.) можно видеть изображение рыбака с удочкой в непосредственной близости к сценам крещения и изведения Моисеем воды из скалы. (Последний сюжет также имеет крещальную символику). Христианская душа уподобляется рыбе, которую апостолы улавливают во мрежу Царства Небесного и приобретают для Церкви через крещение (Уваров 1908: 146). Рыба также обозначает Христа. Текст Оттунской эпитафии поясняет данную символику следующим образом: "О божественное племя Небесной Рыбы! Приими с сердцем, полным благоговения, жизнь бессмертную между смертными. Друг! Обнови свою душу в божественных водах вечными волнами мудрости, которая дает настоящее богатство" (Красносельцев 1879: 171). В другом месте Оптат Милевитский уподобляет крещальную купель рыбному садку (Красносельцев 1879: 162) и т.д. Виноградные лозы в сводах церкви Св. Констанцы и изображение точила для винограда могут также быть объяснены с точки зрения христианской символики. Известно, что в катакомбных росписях Дионис мог иносказательно изображать Христа, поскольку, как пишет Св. Климент Александрийский, "лоза дает вино, как Слово Свою Кровь" (Уваров 1908: 173).

Мозаики сохранились в нишах у входа в храм. Об изображениях купола можно судить на основании набросков XVI в. Помпео Угонио и рисунка из Эскориала, сделанного Олландом (Айналов 1895: 9?33).

Купол, разделенный на 12 долей орнаментальными кариатидами на пантерах и внизу завершающийся декоративным фризом с рыбачащими путто, включал следующие изображения. Ближе к алтарной части: Моисей, источающий воду из скалы; Арест Павла; Сцена жертвоприношения (небесный огонь попаляет жертву Ваала); Воскрешение Лазаря. Ближе ко входу: Петр (или Товия (?)) с рыбой. Среди других изображений, о которых сохранились свидетельства, можно назвать: жертвоприношение Каина и Авеля, Сусанна и старцы,  "Премудрость созда Себе дом". Декоративная программа1 купола близка логике расположения изображений внутри подземных крипт катакомб: композиции, связанные с крещением, помещаются вблизи входа (символ вхождения в Церковь через крещение) – Петр с рыбой. "Моисей, источающий воду из скалы" и "Воскрешение Лазаря" – универсальная пара сюжетов, встречающихся в катакомбах в непосредственной близости друг от друга и, как правило, обрамляющих вход, погребальную камеру или алтарную нишу с гробницей мученика в роли престола. В церкви Св. Констанцы эти композиции обрамляют алтарную часть храма. Разделение потолка на секторы орнаментальными мотивами – также черта катакомбных росписей, связанная с декоративными традициями античности.

Общую идею изображений достаточно трудно определить, как и в случае с катакомбными росписями. При этом, однако, можно обратить внимание на особую роль композиций с экклесиологическим значением. Их здесь несколько и они представляют Церковь в контексте ее Таинств и раскрывают взаимоотношения истинного Пастыря Церкви и Его паствы.

Сюжеты, связанные с Авелем и Моисеем, находятся в непосредственной близости друг от друга, что характерно для состава изображений алтарных мозаик V–VI вв. (церковь Сан Витале в Равенне). Эти два образа объединены темами жертвенности и священства, прообразовательно указывающими на Личность Христа как Великого Архиерея и Агнца.

Сюжет о Сусанне в раннехристианском искусстве может быть истолкован в значении избавления Церкви от еретиков, как было показано выше. История Сусанны в куполе св. Констанцы представлена небольшим количеством действующих лиц, среди которых выделяется женская фигура с книгой в позе Оранты (Св. Сусанна). В наброске Помпео Угонио она сильно отличается по размеру от других персонажей (Айналов 1895: 15), что позволяет приписать ей особый смысл, а именно, аллегорическое истолкование в значении Церкви-Оранты.

Рядом с историей Сусанны можно видеть композицию, условно называемую исследователями "Премудрость созда Себе Дом" (Айналов 1895: 9–33). Образ Церкви также присутствует здесь, но, в отличие от предыдущего случая, – не в форме аллегорической фигуры, а в виде многоярусного башнеобразного сооружения – "Дома Премудрости". Данная иконография вводит в композицию тему Церкви-Маяка, известную по катакомбным изображениям и отвечающую символическому описанию церкви из книги "Пастырь" Ермы.

В храме Св. Констанцы ниши входа содержат мозаики с изображением Христа. В одном случае можно видеть композицию, типа traditio legis (передача закона): Христос в окружении первоверховных апостолов вручает свиток Петру. Здесь же – райские реки и два города: Иерусалим и Вифлеем. В другом случае – Спаситель, восседающий на сфере и апостол.

Экклесиологическая тема в целом характерна для алтарных мозаик раннехристианского периода, что можно проиллюстрировать примером алтарной декорации храма св. Пуденцианы.

Примечание:

1. О декоративной программе Св. Констанцы в узком смысле, как и в случае с катакомбной живописью,  можно говорить лишь условно, поскольку программа росписей не может существовать вне установленного Церковью канона (сформировался в послеиконоборческий период). В роли канона в раннехристианское время выступает стихийное изобразительное предание, отражающее традицию сложившихся предпочтений в отношении сюжетов.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру