Донская икона Божией Матери



Происхождение Донской иконы Пресвятой Богородицы связано с именем известного византийского иконописца Феофана Грека, приехавшего на Русь во второй половине XIV столетия. Известно, что икона первоначально находилась в Донской области в церкви Благовещения, в т.н. Сиротином городке, и уже тогда была очень почитаема в народе.

8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в стане русских воинов во время исторического сражения на Куликовом поле, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому, который перенес ее в Москву. С того времени этот образ получил наименование «Донского» и стал пользовался глубоким почитанием всего православного русского народа.

Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем, когда был выстроен Благовещенский собор, она была перенесена туда.

Донская икона не раз являлась заступницей и покровительницей православных воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн Грозный, как свидетельствует летопись, взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону Пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения Пречистые на Коломне». В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Донской иконой о спасении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. После совершения крестного хода с Донской иконой и последовавшей за этим победы, в память о чудесном заступничестве Богоматери, на месте походной церкви был основан Донской монастырь. В обители  устроили каменный храм, куда перенесли чудотворную икону. Тогда же собором русских святителей было установлено и ежегодное празднование Донской иконе Божией Матери 19 августа по старому стилю, в день которого совершался торжественный крестный ход из Успенского собора в Донской монастырь.

В последующие столетия Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к которой прибегали как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение «агарян» было отбито. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы 1677–1678 гг. и Крымские походы князя В. В. Голицына 1687 - 1689 гг.) почитание чудотворного образа особенно усилилось, а с воцарением Петра I и взятием им Азова в 1696 г. Донская икона Божией  Матери навсегда стяжала славу защитницы южных границ России.

До революции чудотворный образ находился в иконостасе Благовещенского собора, на левой стороне от царских врат. После раскрытия иконы из-под записей Г.О. Чириковым в 1914–1919 гг. она поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 г. и до наших дней образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Празднование  Донской иконе Божией Матери совершается 19 августа / 1 сентября.

Иконография


Донская икона представляет собой один из вариантов иконографического типа «Умиление». Это поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы - согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери, которым Она касается спадающих складок одежды Сына. Мотив «руки, сжимающей край гиматия Младенца» хорошо известен в византийской живописи [1]. Христос правой рукой двуперстно благословляет, а в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток.

Донской образ отличают еще две характерные особенности: пространственная постановка головы Девы Марии, с раскрытой удлиненной шеей, которая напоминает итальянских Мадонн [2], и золотая греческая надпись на рукаве мафория Богородицы, скорее всего, представляющая собой стих псалма 44(45): «Вся слава дщери царевы внутрь, рясны златыми одеяна, преиспещрена» [3].

Относительно иконографического прототипа Донской иконы Божией Матери в искусствоведческой литературе встречаются различные мнения. Если такой вариант как попытка увидеть в иконе «парафраз “Богоматери Владимирской”», с точки зрения большинства ученых [4], представляется  малоубедительным, то причисление иконы к палеологовскому столичному кругу произведений XII-XIV вв. не вызывает возражений. Возможным прототипом «Донской Богородицы» мог являться мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-Джами) в Константинополе (ок. 1316–1321 гг.). Интересно сравнение Донской иконы и с фресковым изображением Марии с Младенцем в церкви Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Северная Фессалия., иллюстрирующем 7-ой икос Акафиста.

Происхождение


Атрибуция образа Донской Богоматери как работы Феофана Грека в наши дни уже не вызывает сомнений. Такое заключение было принято, прежде всего, на основании стилистического сходства иконы с образом Богородицы из деисусного чина Благовещенского собора, который также приписывается Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г. о «подписи церкви Благовещения Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым». Нынешняя датировка иконы 1392 годом была выдвинута В.И. Антоновой согласно с ее гипотезой о связи Донской иконы с фресками Феофана Грека в Успенском соборе Коломны, которые были созданы в данном году. Вполне вероятно, что икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского, на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380 г.

Драгоценный убор

 
В рассказе о чудотворном образе Донской Богоматери невозможно не упомянуть о существовавшем когда-то драгоценном окладе иконы, созданном в XVII веке, который не только выделялся среди икон Благовещенского собора своей исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом, но и представлял собой сокровищницу древних святынь. К золотому чеканному окладу иконы было прикреплено большое количество наперсных крестов и панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии - святые мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано, по-видимому, с памятью о царских сродниках.

Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. В возглавии его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков, на затворах - «Благовещения» и 4 евангелистов, на столпцах - образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых русских святых, а также святых, соименных членам царской семьи. Нетрудно понять, что выбором подобной иконографии киот чудотворной иконы уподоблялся Царским вратам иконостаса, а сама икона, вернее, изображенная на ней Богоматерь - престолу Божию, вместившему Слово Воплощенное [5]. На рубеже XVII–XVIII вв., когда Донская икона была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, образ был вставлен в новую раму с живописными изображениями праматерей и пророчиц.

Исторический убор Донской Богоматери не сохранился до нашего времени.  Драгоценные камни, вставленные в оклад,  разграбили солдаты Наполеона в 1812 году, а после революции 1917 г. от него осталось всего несколько предметов, в частности, наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями начала XV в.

Списки с иконы


Среди дошедших до нашего времени списков с чудотворного образа, имеющих художественную и историческую ценность, можно назвать несколько ранних списков Донской иконы. Это, прежде всего, древнейший из них, датируемый конца XIV в., близко повторяющий оригинал, который был вложен в Троице-Сергиев монастырь, предположительно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым, а также икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. и список второй половины XVI в., созданный для Успенского собора Коломны.

Чудотворными почитались следующие списки:
- сохранившаяся и ныне чтимая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве;
- икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря;
- икона в Стародубе;
- образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни;
- икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии .

Тропарь Донской иконе Божией Матери, глас 4


Заступнице верных преблагая и скорая, / Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, / да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, / тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, / и спаси души наша, // яко милосердая.

Кондак, глас 2


Небесныя обители преселившаяся с плотию, / сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, / образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего / зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, / яко знамение Твоея благодати, // чтим его лобызающе.

Молитва


О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступница наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое наступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невридими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородица, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалях сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всенощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражьих, от глада, губительства, огня, меча и всякого инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Примечания:
1. Например, он встречается в иконе «Богоматерь Умиление» позднего XII в. (Византийский музей в Афинах), «Богоматетерь Одигитрия» второй половины XII в. (портативная мозаика в монастыре св. Екатерины на Синае), «Богоматерь Епискепсис» 1300 г. (Византийский музей в Афинах), «Богоматерь Аврамиотисса» третьей четверти XIV в. (монастырь Хиландар на Афоне), Богоматерь с младенцем первой половины XIV в. (ГМИИ, Москва), «Богоматерь Умиление» второй половины XIV в. (ГЭ, Спб) и др. Однако, по замечанию исследователя Ю.А. Пятницкого, «нигде эта деталь не достигает той остроты и неповторимости, как на иконе «Донская Богоматерь», нигде этот элемент не перерастает в особенность художественной манеры мастера, деталь его «почерка» (Пятницкий Ю.А. Икона круга мастера Николая Ламбудиса из Спарты в коллекции Эрмитажа // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара. - Спб: «Дмитрий Буланин», 1999, с. 372).
 2. Алпатов М. Феофан Грек. - М., 1979, с. 124.
 3. По замечанию Ю.А. Пятницкого, «попытки увидеть в <надписи> подпись мастера Феофана Грека выглядят малоубедительными, тогда как стих псалма 44 (45) полностью соответствует символической программе иконы» (Пятницкий Ю.А. Икона круга мастера Николая Ламбудиса из Спарты в коллекции Эрмитажа …, с. 373).
 4. Пятницкий Ю.А. Икона круга мастера Николая Ламбудиса из Спарты в коллекции Эрмитажа , с. 373.
5 . «Ложесна бо Твоя престол сотвори» поется в честь Родившей Спасителя мира в задостойнике «О Тебе радуется»  на Литургии Василия Великого.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру