Грузинская икона Божией Матери


Предание


Древнее почитание Грузинской иконы Божией Матери на Руси словно стерло в народной памяти и само бытие святыни на ее исторической родине. Только название «Грузинская» и напоминает нам о прошлом иконы, которая воспринимается уже как исконно русский чудотворный образ.

В 1622 году, когда произошло покорение Грузии персидским шахом Аббасом, были захвачены многие святыни Грузинской земли для их сбыта русским купцам, бывающим в Персии. Среди похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, которую один персидский торговец продал Стефану Лазареву, приказчику ярославского купца Егора Лыткина. Образ понравился этому простому русскому человеку, и он с радостью его приобрел.

В 1625 году хозяину Стефана было видение во сне некоей иконы Пресвятой Богородицы, которая, как ему было открыто, находится у его приказчика. Глас повелевал купцу по обретении образа тотчас принести его в Черногорский монастырь на реке Пинеге в Архангельской епархии (монастырь был основан в 1603 году, позднее получил название Красногорского). О своем откровении Егор Лыткин вспомнил только через четыре года, когда возвратился на родину его приказчик Стефан и показал купленную в Персии икону. Увидев образ, купец тотчас вспомнил о бывшем ему видении и, согласно Божиему указанию, немедленно отправился со святыней в Черногорскую обитель.

Известно, что к середине XVII века Грузинская икона уже почиталась чудотворной. Так,  при самом внесении ее в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший.

В 1650 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа (4 сентября по н.ст.).

Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным  городам России  - Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири. Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»(1). Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской иконы Божией Матери.

Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием. Многочисленные случаи подобных исцелений засвидетельствованы как в предании о самой Грузинской иконе Божией Матери, так и в рассказах о  ее чтимых списках.

1. После дня празднования иконы, 22 августа, ее переносили из Красногорской обители в Архангельский монастырь, где она оставалась до Рождества Богородицы (8 сентября), когда ее ставили в Рождественскую приходскую церковь, в двух верстах от города, а оттуда, в свою очередь, после литургии и молебна с крестным ходом препровождали в соборную кафедральную церковь. Во вторую неделю Великого поста, после литургии и молебна, икона крестным ходом сопровождалась из Архангельского кафедрального собора в Архангельский монастырь и уже отсюда, в четвертую неделю четыредесятницы, после литургии ее возвращали в Красногорский монастырь, в котором, по ее прибытии в субботу Похвалы Богородицы, совершалось великое празднество при большом стечении народа.

Иконография


Грузинская икона Божией Матери, до ее появления в Русских землях, уже несколько столетий была почитаема на своей исторической родине. Сохранился ряд прекрасных древнерусских образов, писанных ранее XVII века, свидетельствующих о том, что о существовании чудотворного образа было уже давно известно на Руси. В их числе: образ Грузинской Божией Матери
с предстоящим прп. Иоанном Лествичником конца XV в. из церкви Входа Господня в Иерусалим в г. Каргополе Архангельской обл. (Вологодский музей-заповедник, г. Вологда) и ряд икон XVI столетия.

Эти древние образы принадлежат к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрии». Фигуры Богоматери и Младенца занимают большую часть пространства ковчега иконы. Их связь подчеркивается сильным наклоном головы Богородицы в сторону Сына и высоко поднятой десницей Христа, которой Он преподает благословение не только всем людям, но и особо Его Пречистой Матери.

Образ Грузинской Божией Матери легко узнается в этих древних иконах благодаря отличающему их характерному построению фигур в виде треугольника с одной, более протяженной стороной, которая соответствует наклону Богородицы в сторону Спасителя.

Списки с иконы


История чтимых списков с иконы Грузинской Божией Матери славно дополняет предание о самом чудотворном образе. Многочисленные чудеса и исцеления от святыни подвигли благочестивых жителей города Москвы сделать точные копии с иконы, три из которых впоследствии прославились чудотворениями.

Первый список находился в храме Живоначальной Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Он был сделан в 1654 году, когда Грузинская икона была принесена на некоторое время из тогда еще Черногорского монастыря в Москву для поновления живописи и была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. В это время она была принесена для молебствия в дом тяжко болящего прихожанина храма, Гавриила Евдокимова, который тут же получил исцеление. В благодарность за исцеление этот человек заказал список с Грузинской иконы, который вскоре также прославился чудотворениями и с тех пор пользовался усердным почитанием среди жителей Москвы.

Второй список принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, находившемуся на месте храма Христа Спасителя. В 1655 году в Москве и окрестностях города открылась смертоносная язва. Одна монахиня Алексеевского монастыря, зараженная этой болезнью, обратилась с молитвою к Богоматери, прося Ее об исцелении. Вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся на Варварской улице, она хотела принести ее в монастырь, но сделать это было некому. Через какое-то время этой сестре было видение неизвестного монаха, которой сказал ей: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее - и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры, которым монахиня рассказала о своем видении, долго недоумевали, что это за пещера, которую назвал старец, пока, наконец, в церковной ризнице не увидели устроенный в стене, наподобие пещеры, шкаф для хранения церковных книг и богослужебной утвари. Там они и нашли Грузинскую икону Богоматери, от которой вскоре произошло прекращение смертоносной болезни не только в обители, но и по всей Москве .

Третий список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ. Известны посещения образа  Императрицей Анной Иоанновной, Государем Императором Александром Первым. В настоящее время этот святой образ с благословения Святейшего Патриарха Алексия II находится в храме святителя Мартина Исповедника на Большой Алексеевской (ныне Большой Коммунистической) улице, в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Еще один очень чтимый список с Грузинского образа хранился в Раифской обители Казанской епархии. Здесь еще до 1670 года была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, в которую митрополит Лаврентий заказал одному из лучших казанских иконописцев точную копию с чудотворной иконы. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление.

Образ особенно прославился в городе Свияжске и  его окрестных селениях, куда икону, по просьбе жителей, часто приносили для совершения молебнов и крестных ходов. Предание сохранило для нас один удивительный случай, произошедший в деревне Васильево 24 июня 1830 года: «В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви…»

Тропарь Грузинской иконе Божией Матери, глас 4


Днесь светло красуется обитель Красногорская, / и с нею ликовствует Раифская пустыня, / яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, / восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, / еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: / избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих / и спаси души наша, // яко милоседная Заступница рода христианскаго.

Ин тропарь, глас 5


Веселятся Православныя народи, / видяще Владычице Дево Богородице, Твою пречудную и чудотворную икону, / и приемлют врачество душевное и телесное Твоею милостию всегда. / Темже и мы, покланяющиеся оней, усердно тебе вопием: / помилуй, благая Мати, смиренныя рабы Твоя, / и избави нас от всякого зла и навета вражия, / молящи Сына Твоего Господа, Иисуса, / да, спасшеся зде, небесное жительство получим  // человеколюбием и благодатию Его.

Кондак, глас 8


Тебе, избранней от всех родов Божией Матери, / благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твоя, // да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва


Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши,. обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я


К Тебе Богоизбранная отроковице, Пресвятая Дево Богородице, небесе и земли Царице, припадающе, вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас недостойных. Приими, всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше: вознеси к Престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашим и не воздаст нам по делом нашим, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашим, от Него помиловати быти, аще не Ты, Владычице умолиши Его о нас: вся бо можеши испросити у Него, матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой заступнице нашей, прибегаем, усердно молящееся: испроси у рождшагося от Тебе единароднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей Православней вере твердое, до конца дней наших, пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца светов, Емуже купно со единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава,. честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва прп. Нила Сорского к Божией Матери Грузинская


О Пресвятая Владычице моя Богородице, ангелов и архангелов, херувимов и серафимов Пречестнейшая, всех святых Пресвятейшая, Дево Мати Божия! Спаси мя, смиреннаго и грешнаго раба Твоего. Ты бо веси, Всемилостивая Госпоже, яко всю мою надежду по Бозе на Тя возлагаю, и несть ми инаго прибежища спасительнаго, токмо Ты, Всеблагая. Ты моя крепость, Владычице, Ты моя и сила, Ты мое радование в скорбех, Ты мое пристанище во искушениих, Ты мое исправление в падениих, Ты и спасение мое всенадежное, о Мати Зиждителя и Господа моего! Помози ми, плавающему в пучине жития сего, люте обуреваемому и бедствующему от потопления греховнаго. Даждь ми руку помощи, Помощнице моя, и избави мя от тимения глубины, да не погрязну в бездне отчаяния; буря бо грехов и страстей возста на мя, и волны беззаконий погружают мя. Но Ты, Милосердая Мати, во пристанище безстрастия настави и спаси мя, безнадежных Надеждо и Ходатаице спасения моего.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру