Икона Божией Матери «Державная»


Предание


Явление Державной иконы Божией Матери произошло 2/15 марта 1917 года, в день отречения Царя-Мученика Николая II от Престола. Согласно церковному преданию, этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Его эсхатологическое значение состоит в том, что Богоматерь является тем самым апокалипсическим «удерживающим», который хранит мир до времени пришествия антихриста. Для России «Державный» образ является судьбоносным, поскольку в лице этой иконы Сама Матерь Божия приняла на Себя преемство власти Российской державы, став духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

Обретение иконы совершилось чудесным образом. Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, в феврале 1917 г. были два сновидения. В ночь на 13-е февраля 1917 г. Андрианова услышала таинственный голос, повелевавший ей отправиться в село Коломенское и найти большую черную икону, которую нужно было вымыть, сделать «красной» и, как указывал голос, «пусть молятся», так как великое испытание, попускаемое Богом, идет на весь русский народ. После молитвы благочестивой женщины о получении более ясных указаний воли Божией ночью 26-го февраля ей приснилась белая церковь, в которой величественно восседала Царица Небесная. Она сказала женщине: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет спасаем».

2-го марта крестьянка Андрианова, подготовившись к исповеди и св. причащению, отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. При виде Вознесенского храма Евдокия сразу узнала в нем церковь, которую видела во сне. Настоятель о. Николай Лихачев сначала отнесся с недоверием к ее рассказу, но, уступая настояниям крестьянки, привел ее в церковь и показал все старинные иконы Богоматери, находившиеся в храме, но ни в одной из них Андрианова не нашла сходства с образом из своего сновидения. Тогда по совету одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай продолжил поиски иконы в подсобных помещениях храма - на колокольне, на лестнице и в церковном подвале. В последнем, среди старых досок, тряпок и рухляди, и была обретена большая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери в образе земной Царицы, величественно восседающей на царском троне с благословляющим Богомладенцем на коленях. Богородицы была представлена в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках. Лик Богоматери был необычайно строг и скорбен. Новая икона Божией Матери сразу получила название «Державной».

Весть о явлении чудотворной иконы в день отречения Государя от Престола быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены многочисленные чудеса исцеления душевных и телесных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После прославления святого образа Патриарх Тихон принял участие в составлении службы и акафиста иконе, повелев собрать в нем по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать его «Акафист акафистов». Сохранились воспоминания, что, слушая его, вся церковь падала на колени.

Вскоре после обретения иконы в селе Коломенском она была передана в Воскресенский женский монастырь в Москве, так как было установлено по записям в монастырских книгах, что чудотворная икона принадлежала прежде монастырю, но в 1812 г. перед нашествием Наполеона была в числе других икон передана на хранение в Вознесенскую церковь, и о ней в монастыре забыли. Позднее икона находилась некоторое время в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, а оттуда вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма была передана на хранение в Государственный исторический музей (ГИМ 67494 V ИУШ 1399).

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

Память иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Державная», празднуется в день ее чудесного обретения 2/15 марта.



Конец XVIII - начало XIX века

Иконография


Изображение Божией Матери на престоле, держащей благословляющего Младенца Христа, в окружении предстоящих архангелов издревле являлось главной композицией для украшения алтарных конх византийских и древнерусских храмов. Как известно, алтарь христианского храма, прототипом которого являлось место заседания президиума в гражданских постройках античного Рима, помимо своего жертвенной символики, имел царственное значение как образ Рая, то есть Царства Небесного. В иконографии Божией Матери «Державной» образ Небесной Владычицы приобретает новый смысл - Матерь Божия пишется в образе земной Царицы, покровительствующей Царственному Дому. На мысль о сходстве «Державного» образа с древними алтарными композициями наводит и изображение в верхней части иконы благословляющего Господа Саваофа в сегменте неба - так, как этот образ писался, например, в композиции «О Тебе радуется», занимавшей конху апсиды в большинстве древнерусских храмов XVII в.

«Державная» икона имеет и свои особенности, уже напрямую связанные с тем тяжелым временем, когда совершилось ее чудесное обретение. Например, держава в левой руке Богоматери на явленной иконе не имеет креста, что ясно указывало в свое время на грядущее разрушение православных храмов и осквернение святынь. Можно отметить и такую особенность, как благословление Божественным Младенцем левой стороны, что наводит на мысль о милосердии Божием к падшим и заблудшим овцам, стоящим ошуюю.

Составление патриархом Тихоном «Акафиста акафистов» также представляется неслучайным с иконографической точки зрения. В XIV в. алтарный образ Богородицы на престоле был дополнен изображениями поклоняющихся пророков, а в XVI в. за этой иконографией прочно утвердилось название «Похвала Богоматери». Как известно, в церковной традиции этот праздник называется Субботой Акафиста и является днем, когда Церковь сугубо прославляет Божию Матерь пением первого, т.н. «Великого» Акафиста Пресвятой Богородице, составленного прп. Романом Сладкопевцем.

Списки с иконы


После обретения «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было написано большое количество списков, быстро распространившихся по русским храмам. Во время жестоких гонений, которые обрушились на почитателей этой иконы, все образы Божией Матери «Державной» были изъяты из храмов. Некоторые образы, правда, удалось спасти и увезти за границу, например, «Державную» икону, привезенную г-жей Ратьковой-Рожновой в Париж (темная, с суровым выражением лика), а также образы, присланные из Москвы (Петровский монастырь) и из Одессы. Эти два изображения, по воспоминаниям, были светлые и не суровые, что объяснялось тем, что они были написаны после чудесного обновления первообраза, которое произошло через некоторое время после его обретения.

Мироточивая икона Божией Матери «Державной» в настоящее время находится храме Николо-Перервенской обители в Москве, куда ее принесли весной 1991 года. Эта икона, как и ее чудотворный первообраз, была явлена во сне Богородицей одной благочестивой женщине, которая, придя в обитель, сразу безошибочно узнала ее и сообщила волю Самой Царицы Небесной, чтобы образ этот был именно на сем месте.

Тропарь, глас 8


Ангелов лицы благоговейно Тебе служат / и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; / усердно молим Тя, Владычице, / да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей «Державней», / и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея // на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Тропарь, глас 4


Града Сионска взыскующе, / под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, / и никтоже возможет на ны, / яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, // и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Кондак, глас 8


Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, / яко даровася нам Держава Твоя, / и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, / но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся // и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Молитва первая


О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшая на страну нашу, во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог: и в делех сие безбожие показуют. Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державного образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечистивыя козни врагов наших видимых и невидимых: сокруши велеречивыя помышления их и запрети им: и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси: яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая


О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарна воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру