Икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»


Предание

Началовсероссийскогопрославления образа Похвалы Божией Матери, или, как его стали именовать позднее, образа «Аз есмь с вами и никтоже на вы», было положено в 60-х гг. XIX века скромным событием дарения иконы Похвалы Богородицы гатчинским купцом Гавриилом Медведевым храму св. Иоанна Предтечи в селе Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии.

В 1875 году при церкви была учреждена женская монашеская община, основательницей которой стала монахиня Софийского Рыбинского монастыря Сергия. Первую начальницу общины вскоре сменили одна за другой две другие монахини, но и они долго не продержались на этом месте из-за известных нестроений во внутренней жизни общины.

В 1881 году митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор благословил на должность настоятельницы Иоанно-Предтеченской общины монахиню Знаменского Званского монастыря Таисию, со словами, что если и она «не сделает ничего полезного», то община будет закрыта.

Новая леушинская настоятельница сделала очень много. Достаточно сказать, что в конце ХIХ – начале ХХ веков Леушинский монастырь, наряду с такими прославленными обителями как Дивеево и Шамордино, был одним из самых больших женских монастырей России. В нем подвизалось до 700 насельниц.

Главным монастырским храмом в Леушино был собор Похвалы Божией Матери, освященный в 1891 году. Матушка Таисия неустанными трудами, на деньги от более чем скромных пожертвований смогла воздвигнуть величественный пятикупольный собор, внешними очертаниями напоминавший чтимый ею Успенский собор Киево-Печерской лавры. Архитектором собора стал известный петербургский зодчий Михаил Щурупов, по проектам которого были воздвигнуты храмы на Афоне, в Санкт-Петербурге, Киеве и многих других городах.

Посвящение собора празднику Похвалы Богородицы было непосредственно связано с уже упоминавшейся иконой Похвалы Божией Матери, которая стала первым образом, пожертвованным еще в приходскую церковь общины. При игумении Таисии этот образ стал главной святыней обители и с легкой руки Матушки получил название «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Произошло это следующим образом. В период возведения собора, который надлежало весь расписать, Матушка Таисия организовала монастырскую иконописную мастерскую, возглавлявшуюся монахиней Алипией, которая вместе с другими Леушинскими сестрами прошла обучение в петербургской Академии художеств. Монахиня Алипия участвовала в создании иконостасов Похвальского собора, церкви Спаса Нерукотворного - келейного храма игумении Таисии. Она же написала и список с чтимой иконы Похвалы Богородицы для о.Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению игумении Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

По преданию, незадолго до кончины отец Иоанн благословил этим образом известного петербургского купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого, предсказав ему при этом, что придет время, когда тот будет молиться перед этим образом о спасении России и повторит подвиг тысячедневной молитвы на камне прп. Серафима Саровского. При этом кронштадский пастырь назвал образ «Спасительницей России». Действительно, старец Серафим перед Великой Отечественной войной повторил подвиг преподобного, вымолив победу над врагом.

После кончины Серафима Вырицкого сохраненный благочестивыми людьми образ в 1960-е годы попал в Киев, где он находился у схимонаха Херувима. В 1997 году накануне праздника Похвалы Божией Матери икона была принесена в Козелецкий женский Свято-Георгиевский монастырь с. Даневка близ Чернигова.

За время своего пребывания в обители икона «Аз есмь с вами и ничтоже на вы» прославилась многими чудесами и исцелениями, свидетельства о которых приведены в двух изданных Свято-Георгиевским монастырем книгах.

Святой образ, прославившийся благодаря посылаемой Господом людям благодатной помощи, пользуется особой любовью и почитанием среди народа. Для поклонения чудотворному образу в Свято-Георгиевскую обитель в Даневке ежегодно приезжает множество паломников из разных городов Украины, России, Белоруссии, Молдавии. Икону дважды привозили на поклонение в г. Киев и неоднократно провозили по многим приходам Киевской епархии.

В Георгиевском монастыре чудотворному образу написан особый акафист с приложением к нему нотного материала. В честь иконы «Аз есмь с вами» в обители освящен левый придел храма, утверждены тропарь и кондак.

23 апреля 2002 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» была внесена в список чудотворных и установлен день ее празднования на Похвалу Божией Матери, в субботу пятой недели Великого поста, так называемую Субботу Акафиста.

Иконография

Икона «Аз есмь с вами», подобно образу Божией Матери «Трех радостей», является одним из немногих православных образов, прототипом которых являются произведения кисти прославленного итальянского живописца эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти.

Прообраз иконы «Аз есмь с вами» - всемирно известная «Сикстинская Мадонна» (1513-1514), написанная великим мастером как алтарный образ для церкви св. Сикста в Пьяченце (в настоящее время хранится в Дрезденской картинной галерее).

Во всей ренессансной, если не сказать, всемирной живописи это, несомненно, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы жертвенной любви. В ясных и кротких очах Мадонны есть оттенок глубокой печали и смиренного приятия трагической участи, ожидающей Ее Божественного Сына, когда Ей Самой, как сказано в Писании, «пройдет душу оружие». В движении рук Мадонны, несущих Младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, но вместе с тем является и ощущение того, что Богородица несет Своего возлюбленного Сына в жертву людям. Самого Спасителя, в контраст с кротким образом Матери, художник наделил сильным волевым началом, недетской серьезностью и прозорливостью.

Не обладая тончайшей духовной проникновенностью «Сикстинской Мадонны», образ Божией Матери «Аз есмь с вами и ничтоже на вы», написанный мон. Алипией в академическом стиле для о. Иоанна Кронштадского, тоже по своему несет заложенную в гениальном прообразе идею вхождения Богородицы и Младенца в жестокий земной мир с жертвенной решимостью нести людям свет любви. Опираясь лишь в общих чертах на прославленное произведение Рафаэля, м. Алипия оригинально воплощает его духовный смысл. Она переносит основной акцент с образа Богородицы, представленной в традиционных красном хитоне и синем гиматии, на фигуру Младенца Христа. Лик Божией Матери достаточно бесстрастен на иконе, зато лучезарное лицо Спасителя светится любовью и готовностью принять весь мир в распростертые объятия Божественной любви. Характерно, что Христос изображен в простой белой рубашке, которую носили на Руси многие деревенские дети, что делает Спасителя еще больше близким и понятным духовному восприятию простого русского человека.

Списки с иконы

Еще во время существования Леушинского монастыря в иконописной мастерской обители под руководством монахини Алипии был сделан ряд списков иконы «Аз есмь с вами и ничтоже на вы». Одна из чтимых копий находилась в иконостасе храма Иоанна Богослова Леушинского Подворья в Петербурге, в Варваринском приделе.

В настоящее время копии образа находятся во многих приходских храмах различных епархий как Украины (города Киев, Запорожье, Симферополь, Житомир, Вишневое, Днепропетровск, Измаил и др.), так и России (например, список в церкви Успения Пресвятой Богородицы общины в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в с. Серебряно Мещовского района Калужской области).

29 ноября 2003 года в селе Брейтово Ярославской области состоялось освящение первой в России часовни во имя Леушинской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Новоосвященная часовня находится на берегу рукотворного Рыбинского водохранилища, скрывшего под своими водами множество русских храмов и монастырей, среди которых и знаменитый Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь. Расположенная на высокой насыпи у самой кромки воды в так называемой зоне временного затопления «Богородица-на-водах» периодически оказывается стоящей посреди водной глади, являясь образом покаянной свечи в память о затопленной Руси.

Тропарь, глас 6

Владычице чистая, призри, Богородице, / виждь наших язв болезни, / и умилосердися, Пречистая, / и исцели совестное жжение, / Твоею милостию орошающи, / и вопиющи рабом Твоим: / Аз есмь с вами, // и никтоже на вы.

Кондак, глас 6

Призри на ны, Всепетая Богородице, / возсияй просвещение сердцам омраченным, / и озари стадо Твое, Пречистая: / елико бо хощеши и можеши, / яко Мати сущи Зиждителя Твоего, / и возопий молящим Тя: / аз есмь с вами, // и ничтоже на вы.

Молитва

О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Своей Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: "Аз есмь с вами и никтоже на вы." Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный; да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междуусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному тобою: "Аз есмь с вами и никтоже на вы." Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и Сам рече верным Своим: "Аз есмь с вами и никтоже на вы." Ему же слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру