29  1629
Родился русский Царь Алексей Михайлович

Русский Царь Алексей Михайлович Романов был сыном первого Царя династии Романовых Михаила Федоровича. Царский престол достался Алексею Михайловичу в 1645 г., когда ему было шестнадцать лет. Поэтому в первые годы царствования государством фактически управлял воспитатель юного царя боярин Б.Н. Морозов. Но уже в 1648 г., после бунта в Москве против самоуправства Б.Н. Морозова, Алексей Михайлович твердо взял власть в свои руки.

В царствование Алексея Михайловича Россия не только выправилась от последствий Смутного времени начала XVI в., но и начала движение вперед по пути продуманных реформ, призванных укрепить все стороны государственной жизни.

Царствование Алексея Михайловича было трудным. Страну сотрясали церковный раскол; народные волнения под руководством Степана Разина на юге России (1667-76 гг.), также восстания в Новгороде (1650 г.), Москве (1662 г.), на Украине (1667-76 гг.) и др.; народ переживал голодные годы и т.д. Тем не менее, благодаря спокойной и мудрой политике, Алексею Михайловичу удалось многое сделать для укрепления государства и расширения его границ.

В 1654 г. к России присоединилась Малороссия (Украина); в 1667 г. победно закончилась тринадцатилетняя война с Польшей, и России были возвращены Смоленск, Киев и вся левобережная Украина; на востоке трудами русских первопроходцев С. Дежнева, В. Пояркова и др. к России были присоединены земли Сибири; народы Северного Кавказа добровольно перешли под власть русского Царя. Таким образом, в царствование Алексея Михайловича Россия практически достигла пределов современной России.

Алексей Михайлович начал проводить активную внешнюю политику. При нем был учрежден специальный посольский приказ и установлены дипломатические отношения со всеми странами Европы; русскими купцами велась активная торговля под протекторатом государства.

Самым крупным деянием Алексея Михайловича в области внутренней политики было создание «Уложения» – первого в России свода законов. Это «Уложение» устанавливало равную ответственность перед законом для всех слоев русского общества. Оно сыграло громадную роль в упорядочении отношений между гражданами. Интересно, что это «Уложение» с естественными дополнениями просуществовало в России до середины XIX в.

Во взаимоотношениях с Церковью Алексей Михайлович безоговорочно поддерживал реформы патриарха Никона.

По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище «Тишайший». Он имел ясное и твердое представление о божественном происхождении царской власти и ее богоустановленном чине. Начало его царствования (до разрыва с патриархом Никоном) являло собой идеальную «симфонию» государственной и церковной властей. Она завершилась разрывом с патриархом Никоном и переходом государственного управления целиком в руки Царя. При Петре I процесс усиления светской власти получил свое завершение в виде упразднения на Руси патриаршества и прямого подчинения церковного управления государственной власти через государственный орган – Святейший Синод.

Во второй половине царствования Алексея Михайловича в России постоянно формировалось и нарастало движение «преобразователей» – людей высшего общества, считавших, что Московская Русь как государственный, общественный, политический и культурный организм в XVIII в. изжила себя и лишь преобразование русского быта и управление по западному образцу позволит дать стране новый импульс развития.

«Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом положении…» (В.О. Ключевский). Такое отношение Алексея Михайловича к преобразованиям «запустило» этот процесс, хотя и не давало ему широко развернуться. Первые признаки преобразований появились в быту и поведении. Постепенно в высшие слои русского общества стали проникать западные моды на одежду и еду; стали допустимыми вечерние застолья, на которые приглашались жены; в Москве появились немецкие кареты; возник театр; в домах знати появились иностранные учителя; стали преподавать детям латынь и польский язык; стала регулярно выходить первая на Руси рукописная газета «Куранты», повествовавшая о событиях в западных странах и т.д. и т.д. В Москву стали активно приглашать иностранных мастеров и врачей, которые селились в Лефортово, где образовалась «немецкая слобода». В конце царствования Алексея Михайловича активно обсуждались вопросы организации городского самоуправления, торговли, развития промышленности и др.

Несмотря на это, преобразования Русского государства по западному образцу при Алексее Михайловиче происходили не спеша, с учетом национальных и культурных традиций. Преобразовательная деятельность существенно активизировалась после смерти Царя, когда во главе преобразователей оказался фаворит царевны Софьи князь В.В. Голицин. И наконец, Петр I придал этому процессу динамический, и даже жесткий, характер и окончательно направил Россию по пути западных стран, пренебрегая ее традициями.
 
Таким образом, в конце XVII в. в русском обществе впервые встал вопрос о выборе пути развития страны и о взаимоотношении национальных и западных традиций.  Вот уже три века эти вопросы волнуют русское общество (см. также статьи: Петр IК.С. Аксаков; И.С. Аксаков; А.И. Герцен.) В отдельные периоды нашей истории общественное противостояние, вызванное выбором пути развития страны, достигало такой остроты, что приводило к жестоким вооруженным столкновениям (восстание декабристов в 1825 г., революция 1917 г. и гражданская война 1918-21 гг.).


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру