Подвиг русской святости в XX столетии

Величайшая трагедия России в XX столетии состояла в том, что образ Святой Руси исчез из сознания, из душ многих, и многих русских людей. Утеряв идеал, утеряв Небесный образ, Россия оказалась ввергнута в небывалые страдания.

Но вечное блаженство достигается узким путем, "путем наибольшего сопротивления". Этим путем и прошла весь XX век Русская Православная Церковь. Репрессии властей, попытки большевиков расколоть Церковь изнутри, уничтожение священников…

Еще в начале XX столетия Русская Православная Церковь плодотворно развивалась. В царствование Николая II в России открылось более 250 новых монастырей, было сооружено более 10 000 церквей, к 1913 г. насчитывалось более 37 000 церковно-приходских школ, число учащихся которых достигало 2 млн. человек. В правление Николая II было прославлено больше православных святых, чем за весь XIX век. Великими торжествами ознаменовался 1903 год по случаю прославления преподобного Серафима Саровского, на которых присутствовал император и вся царская семья.

В начале XX века в России и Русской Православной Церкви все более усиливалось стремление к восстановлению патриаршего правления. Этому способствовали и религиозные настроения императора Николая II, придававшего большое значение возрождению православной веры в умах и сердцах своих подданных. В 1912 г. открылось Предсоборное совещание, которое должно было рассмотреть меры по созыву и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви. Начавшаяся в 1914 г. война задержала его созыв.

Только после Первой мировой войны, 15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор, в работе которого принимали участие 569 человек. Решением Собора в России было восстановлено патриаршество. 5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший митрополитом Московским и Коломенским. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. патриарха Тихона торжественно возвели на престол в Успенском соборе.

Патриарх Тихон принял под свое окормление Русскую Православную Церковь в тяжелейший для нее период. С первых лет существования Советской власти Русская Православная Церковь подвергалась жесточайшим гонениям. В политике Советского государства восторжествовал государственный атеизм, который являлся составной частью коммунистического мировоззрения. Большевики считали, что атеизм должен заменить собой православие, занять место веры в сердцах русских людей. Большевистское руководство рассматривало Церковь и само православие как своего главного конкурента в борьбе за умы и души людей, поэтому ненависть радикальных гуманистов, каковыми и были большевики, к традиционному для России вероисповеданию была неимоверна. Ведь они надеялись учредить новую веру, создать новую религию — марксизм.

А для российского православного люда такое положение казалось какой-то дикостью, необъяснимой, выходящей за грань разумного, трагедией — впервые за всю историю России собственное государство начало борьбу с традиционной верой собственного народа!

23 января 1918 г. был опубликован ленинский Декрет об отделении Церкви от государства, а школы от Церкви. Большевистское руководство стремилось не только к изживанию православия из жизни России, но и к физическому истреблению храмов, монастырей, монахов и священников. Одновременно по всей России начались репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. В Москве был расстрелян один из виднейших церковных деятелей Москвы протоиерей Иоанн Восторгов. А летом 1918 г. расстреляли царскую семью…

Вообще, идея свержения самодержавия восходит своими корнями к гуманистическо-просветительским мечтаниям о Свободе, Равенстве и Братстве, как идеалам "гражданского общества". В соответствии с этими идеалами, единственно возможными формами государственного устройства могут быть только республика или же значительно ограниченная конституцией монархия. "Власть народу!" — этот лозунг главенствовал на знаменах всех европейских революций XVII–XIX вв.

В России идея насильственного свержения самодержавия впервые, но пока очень осторожно, была выражена в конце XVIII века А.Н. Радищевым. В XIX веке эту идею подхватили сначала декабристы, потом революционные демократы-социалисты, а к началу XX в. этой идеей были захвачены как либеральные, так и радикальные политические деятели. Более того, о ликвидации самодержавного принципа власти мечтали не только русские интеллигенты, но и многие "образованные" дворяне, офицеры, немалая часть генералитета, и даже члены Императорской фамилии — великие князья. Все они, охваченные гуманистическим воспитанием и образованием, были уверены, что ликвидация самодержавия позволит вступить России на путь "западного прогресса" приведет "тёмную" Россию в объятия "мировой цивилизации". В таких условиях, государю Николаю II ничего не оставалось делать, как пойти на уступки — в ходе революции 1905–1907 гг. была создана Государственная Дума, первый русский парламент.

Но либеральные деятели не собирались на этом останавливаться. Немалая часть политической, военной и государственной элиты России, даже находясь в разных политических партиях, в 1910-е годы объединилась в тайных (масонских) и явных (созданный в 1915 году "Прогрессивный блок") организациях, в которых началась подготовка к государственному перевороту. В своих политических расчетах российские либеральные политики ориентировались на требования Англии и Франции, лидеры которых жаждали изменения государственного строя России. Так, в апреле-июне 1916 года делегация российской Государственной Думы посетила Англию и Францию. В ходе этой поездки по Европе лидер российской либеральной оппозиции П.Н. Милюков был принят ведущими общественными и политическими деятелями ряда европейских стран, крупными промышленниками и банкирами. Правящие круги стран Антанты в своих взаимоотношениях с Россией сделали ставку на либеральную оппозицию, надеясь на ее скорый приход к власти. Британский посол Дж. Бьюкенен позволил себе грубое вмешательство во внутренние дела России. Выступая на заседании Общества Английского флага, он призвал русскую либеральную оппозицию довести войну "до победного конца" не только на поле брани, но и "внутри страны".

Еще более резкую позицию по отношению к самодержавию занимали революционные партии, наиболее крупными из которых были социал-демократы (большевики и меньшевики) и социалисты-революционеры (эсеры). Самыми непримиримыми оказались большевики, которые выставили требование вооруженной революции, в ходе которой и должна быть свергнута самодержавная власть в России. В последние годы Первой мировой войны большевики вступили в тайный сговор с германским Генеральным штабом, который оказал финансовую поддержку большевистской партии, в надежде, что революция в России обеспечит победу Германии в войне.

Либеральной и революционной оппозиции в России огромную финансовую помощь оказывали и международные финансово-экономические круги. И все эти силы были направлены только на одно дело — на уничтожение традиционного российского государственно-политического строя.

В феврале 1917 г. в Петрограде разразилась революция. Ее еще можно было остановить, но император Николай II, как символ российского самодержавия, оказался преданным и своими генералами, и либеральной оппозицией, и своими союзниками по Антанте — Англией и Францией, и многими царедворцами, и даже своими ближайшими родственниками. Так, кузен императора, великий князь Кирилл Владимирович в дни Февральской революции нацепил красный бант и привел свой Гвардейский экипаж в ряды революционных солдат. А затем вывесил над своим домом красное полотнище — "флаг революционной России"! Именно этот Романов через семь лет, в 1924 г. в Париже, объявит себя новым российским императором! А другой великий князь, Николай Михайлович, узнав о революции, вообще был вне себя от восторга, утверждая, что "падение самодержавия обеспечит спасение и величие России". Знал бы он, расстрелянный через два года, чем обернется для него эта радость… Не лучшим образом повели себя и многие другие члены Императорской фамилии.

Пришедшее к власти Временное правительство потребовало от императора Николая II отречения от престола. И практически все, к кому ни обращался обреченный император за советом и помощью, умоляли, призывали и советовали отказаться от короны. Поэтому император Николай II имел полное право записать в дневнике в ночь после отречения от престола: "Кругом измена и трусость и обман!"

Итак, 2 марта 1917 г. император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Но уже 3 марта великий князь Михаил, после долгих разговоров с либеральными лидерами Временного правительства, также отрекся от прав на престол и заявил, что вопрос об устройстве России должно решать Учредительное собрание. История российского самодержавия закончилась…

После Февральской революции в России премьер-министр Англии Ллойд Джордж заявил в английском парламенте: "Эти события начинают новую эпоху в истории мира, являясь первой победой принципов, из-за которых нами была начата война". А в телеграмме, которую Ллойд Джордж прислал Временному правительству, были и такие слова: "Революция обнаружила главную истину, что эта война является борьбой за народное правительство в той мере, что и за свободу". Этими словами английский политик раскрыл тайный смысл всей Первой мировой войны — втянув Россию в эту войну, либеральные режимы европейских стран надеялись, что ее результатом станет свержение последних европейских монархий — Российской, Германской и Австро-Венгерской. Россия стала первой печальной ласточкой в этом списке…

Суть трагедии русской монархии раскрыл один из самых правых русских политических деятелей, думский депутат Н.Е. Марков, сказавший на эмигрантском съезде монархистов в 1921 г.: "Монархия пала не потому, что слишком сильны были ее враги, а потому, что слишком слабы были ее защитники. Падению монархии предшествовало численное и качественное оскудение монархистов, падение монархического духа, расслабление монархической воли". И он был прав.

А предательства императора, вернее, теперь гражданина Николая Александровича Романова продолжались. Даже братья-монархи предали его — английский король Георг V, еще недавно заверявший русского царя и своего двоюродного брата в дружбе, весной 1917 г., под влиянием собственных либеральных политиков, отказался принять русскую императорскую семью в Англии. А позднее нисколько не интересовался судьбой своих венценосных родственников.

Предало в очередной раз Николая Александровича и Временное правительство — его самого и его семью взяли под арест в Царском Селе, а позднее, летом 1917 г., отправили в Сибирь — в Тобольск. Там императорскую семью и застала весть о новой революции в Петрограде и о приходе к власти большевиков.

Что было дальше — известно. Ненавидящие императорскую чету большевики решили окончательно уничтожить русское самодержавие. А для этого они посчитали необходимым физически истребить и бывшего царя, и его семью, и их ближайших родственников.

В апреле 1918 года императорскую семью и сопровождавших их лиц перевезли в Екатеринбург. Здесь, в печально известном доме Ипатьева, все они и были зверски расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Вот этот скорбный список невинно убиенных: император Николай II Александрович, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей Николаевич, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, доктор Е.С. Боткин, камердинер А.Е. Трупп, повар И.М. Харитонов, горничная А.М. Демидова.

Узнав об убийстве, Святейший патриарх Тихон на проповеди в московском Казанской соборе сказал: "Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его… Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви". К сожалению, этот голос был одинок.

В 2000 г. Русская Православная Церковь канонизировала Николая II и его семью в чине страстотерпцев. День их церковной памяти: 4 (17) июля.

Печальной оказалась и судьба большинства других членов Императорского Дома. Еще в июне 1918 г. был расстрелян высланный в Пермь великий князь Михаил Александрович. 18 июля 1918 г. живыми сбросили в рудник Алапаевска великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, сестру императрицы монахиню Елизавету Федоровну и Владимира Палей, сына великого князя Павла Александровича от второго морганатического брака. Там же был застрелен великий князь Сергей Михайлович. В январе 1919 г. во дворе Петропавловской крепости расстреляли великих князей Николая Михайловича, Георгия Михайловича, Павла Александровича и Дмитрия Константиновича…

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна (Элла Гессен-Дармштадская) (1864–1918) родилась в семье великого герцога Людвига IV Гессен-Дармштадского и Алисы Гессенской, дочери королевы Виктории. В 1884 г. вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. В 1891 г. приняла православие, получив при крещении имя Елизавета Феодоровна. Как неоднократно подчеркивала сама великая княгиня этот шаг этот она совершила добровольно, по Божией благодати, чувствуя, что только православие может приблизить ее к Богу. В 1891 г. в связи с назначением Сергея Александровича московским генерал-губернатором супруги переехали из Петербурга в Москву. Во время войны с Японией организовала в своей подмосковной резиденции в Ильинском лазарет, а в Большом Кремлевском дворце — склад Красного креста и центр помощи раненым. В феврале 1905 г. ее муж был убит эсером-террористом И.П. Каляевым. Пережив трагическую смерть любимого мужа, великая княгиня Елизавета Феодоровна перешагнула порог новой жизни, которая привела ее к святости.

Она приобрела в Москве на Большой Ордынке дом с большим участком земли и организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. При ней был создан лазарет для тяжело раненых и больных. Служение добру у великой княгини не знало границ. Даже за убийцу своего мужа она ходатайствовала перед двором о помиловании и после получения отказа посетила Каляева в камере смертников, уговаривая его принять священника и покаяться в содеянном преступлении. С началом Первой мировой войны Елизавета Феодоровна начинает снова формировать санитарные поезда, организовывать госпитали, направляя туда сестер милосердия из Марфо-Мариинской обители.

Поселившись в Марфо-Мариинской обители и приняв монашеский постриг (1910 г.), Елизавета Феодоровна почти перестала ездить в Петербург — интересы ее были теперь далеки от интересов двора. Она искала уединения и покоя, а ездить любила лишь в монастыри, где можно было всецело отдаться молитве.

Глубоко почитая святого преподобного Серафима Саровского, великая княгиня не раз ездила в Саров, чтобы помолиться у раки угодника Божия. Ездила Елизавета Феодоровна в Новгород, Псков, Киев, в Оптину Пустынь, в Зосимовский монастырь. Побывала и на Соловках, где подолгу беседовала с отшельниками, посещала и самые маленькие монастыри и скиты в глухих российских лесах. Несколько раз бывала у схиархимандрита Гавриила, известного старца Спасо-Елеазаровой пустыни, что неподалеку от Пскова. Духовная связь между Елизаветой Феодоровной и о. Гавриилом не прерывалась вплоть до его кончины.

В начале лета 1917 г. кайзер Вильгельм, который некогда был горячо влюблен в юную принцессу Елизавету, предложил ей покинуть Россию. Елизавета Феодоровна категорически отказалась. После заключения Брестского мира немецкое правительство добилось согласия на вывоз великой княгини Елизаветы за границу, но она не хотела и слышать об этом. Дважды германский посол добивался приема у великой княгини, но она так и не приняла его, представителя враждебной страны.

На третий день Святой Пасхи 1918 г., когда Православная Церковь праздновала день Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обители Милосердия и служил там. Через полчаса после отъезда Патриарха Тихона великая княгиня Елизавета была арестована. Узнав об этом, Святейший Патриарх попытался добиться ее освобождения, но тщетно — настоятельница Марфо-Мариинской обители была отправлена в ссылку. С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем, как уехать, настоятельница осенила всех крестным знамением.

В ночь на 5 (18) июля 1918 года, когда Православная Церковь праздновала память преподобного Сергия Радонежского, под Алапаевском были избиты и заживо брошены в шахту великая княгиня, ее верная спутница Варвара Яковлева и еще шесть человек — членов царской фамилии. Спустя три месяца тела погибших были извлечены, останки положены во временные гробы и переправлены в Русскую духовную миссию в Пекине. Оттуда тела великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары попали через Египет в Иерусалим, где и покоятся ныне в храме святой Марии Магдалины. День памяти: 5 (18) июня.

Расправа с царственным семейством стала очередной вехой в борьбе большевиков с "остатками проклятого прошлого". Но Святая Русь продолжала свой подвиг. История Святой Руси на протяжении тысячелетия была постоянно связана с покровительством икон Божией Матери — за этот период были прославлены более полутысячи икон Царицы Небесной. В XX веке Святая Русь явила новую чудотворную икону — Державную икону Божией Матери.

Первые сведения о чудесном явлении иконы появились 2 (15) марта 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II. Сохранилось "Сказание" литературно обработанное священником Николаем Лихачевым, настоятелем храма Вознесения в Коломенском. "Сказание" повествует, что крестьянке Евдокии Андриановой, проживающей в Перерве, недалеко от Москвы, в феврале 1917 г. было два таинственных видения, в которых было сказано: "Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся ей".

2 марта Евдокия Андрианова пришла в Коломенское и вместе со священником в подвале храма нашла старую большую икону. Когда икону очистили, оказалось, что на ней изображена Божия Матерь, восседающая на царском троне в мантии, с короной на главе, со скипетром и державой в руках, благословляющим Богомладенцем на коленях. Народ единодушно стал называть чудесную икону "Державной".

Весть о явленном образе разнесся очень быстро по всей Москве и России. В Коломенское стало стекаться большое количество богомольцев. Сразу же перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и духовных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в храме Вознесения в Коломенском только на воскресные и праздничные дни. С иконы по заказам прихожан различных церквей было сделано несколько списков, один из них был исполнен для храма Христа Спасителя.

После вступления на возрожденный патриарший престол, патриарх Тихон благословил составить акафист Державному образу Богоматери. Впервые акафист был напечатан на русском языке в Париже, а в 1995 г. переиздан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Новоявленная икона в скором времени исчезла… Уже в наше время было документально установлено, что в 1922 г. после запрещения богослужений в храме Вознесения в Коломенском, икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище Государственного исторического музея. В 1988 г. икону передали на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. После принятия постановления Правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. 29 июля 1990 г. образ Божией Матери Державной был торжественно, с крестным ходом встречен духовенством в Коломенском. Чудотворная икона ныне установлена у правого клироса в основной части храма Казанской Божией Матери. Церковное празднование иконы Божией Матери, именуемой "Державной" установлено на 2 (15) марта.

Пример величайшего духовного стояния во Христе подал первый после более чем двухсотлетнего перерыва русский патриарх Тихон. Патриарх Московский и всея Руси Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) (1865–1925) был выходцем из духовного сословия. В 1888 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, в 1888–1892 гг. преподавал в Псковской Духовной семинарии. В 1891 г. принял монашеский постриг, с 1897 г. — епископ. В 1898–1905 гг. служил архиепископом Алеутским и Аляскинским в Северной Америке, где издавались его переводы патриотической литературы. В 1907–1913 гг.— архиепископ Ярославский и Ростовский, в 1914–1917 гг.— архиепископ Литовский и Виленский. В августе 1917 г. Тихон был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского. 5 (18) ноября 1917 г. во время Священного Собора Русской Православной Церкви в храме Христа Спасителя перед иконой Владимирской Божией Матери слепой схимонах Зосимовой пустыни Алексий вынул из ковчега жребий с именем митрополита Тихона: он был избран патриархом Московским и всея Руси, ему был вручен патриарший куколь и жезл митрополита Петра.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру