К истории Русской Православной Церкви

Издательский проект "Русская Православная Церковь", глава из которого предлагается вниманию читателей портала "Слово" (ОР РГБ, фонд 862, к. 30, ед. хр. 5), наряду с издательскими проектами "Русская Библия", "Троице-Сергиева Лавра" занимал важное место в жизни архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича, 1940-1994), ученого-богослова, историка, источниковеда, члена Археографической комиссии РАН, члена Международного фонда славянской письменности, видного церковного и общественного деятеля. Необходимо сказать о значении этой работы для нашего времени — времени, когда источники исследуются недостаточно активно, предпочтение зачастую отдается изучению мифов и легенд, иногда и кардинально пересматриваются факты.


1. БОГОСЛОВСКИЕ И НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Богословская мысль каждой Поместной Православной Церкви едина по существу. Она зиждется на трех основных источниках: Священном Писании, Священном Предании и Православном Литургическом опыте. Но при этом внутреннем единстве источников Поместных Церквей каждая Церковь имеет и своеобразие Богословской мысли, которая отражает своеобразие самой ее истории.

История Русской Православной Церкви отлична от истории других Церквей. Ее зрелый духовный опыт впервые зафиксирован в русских летописях. В отличие от западных или греческих хроник, в них, наряду с повествовательным изложением истории, дан конкретный Богословский синтез, выражающий русское религиозное сознание по поводу тех или иных событий в жизни народа, особенно событий эпохальных. Это можно проследить уже в Начальной летописи, или "Повести временных лет". Этот памятник имеет и Богословское значение.

Летописцы, как правило, высокие подвижники духа, бережно записывали свидетельства воли Божией о своем народе, открывающиеся через отдельные лица или события. В их текстах отражена духовная атмосфера русской жизни (ср., например, свидетельства под 988, 1037, 1068, 1125, 1237, 1377, 1522 годами).

Первый из таких образцов Богословской мысли можно видеть в словах равноапостольной великой княгини Российской Ольги под 954 годом, которые оказались в истории Русской Церкви пророческими: "Воля Божия да будет. Аще восхощет Бог помиловати рода моего Земли Руския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, якоже и мене Бог дарова".

Русские летописи вплоть до первой четверти XX столетия хранят в себе глубокое Богословское содержание, которое стало созвучно многим идеям зарождающейся на Западе в XIX веке "философии истории".

Хотя войны беспощадно уничтожали это прекрасное наследие порой целых эпох (к примеру — в нашествие Батыя или в пожаре войны 1812 года), и трагическая судьба духовных сокровищ, нередко гибнущих на глазах летописцев, должна была лишить их вдохновения, но, тем не менее, с каждым новым столетием летописание принимает все более широкий размах. С XII века летописи ведутся не только в Киеве и Новгороде, но и в ряде других крупных городов Руси: во Владимире (на Клязьме), в Ростове, Полоцке, Смоленске, Пскове, Чернигове, Рязани, Галиче. Сохранившиеся летописи вошли в золотой фонд истории нашего государства и Церкви, а также составили сокровищницу русской литературы в целом.

Мы не знаем никакой другой литературы кроме русской, в которой летописание занимало бы такое исключительное место. В литературе Западной Европы не существует ничего, равноценного нашим летописям. Известный знаток древнерусского летописания, немецкий ученый А. Шлецер, который не дает повода заподозрить его в какой-либо пристрастности в отношении к русской культуре, после исследования древних нерусских летописей, в том числе и немецких хроник, пришел к такому заключению: "Теперь пусть сравнят беспристрастно русское богатство с бедностью всей остальной верхнесеверной истории; Несторову древность с молодостью скандинавов, прочих славян и венгров; полноту и связь в русской истории с отрывками других: ее правдивость и важность с легкомысленными выдумками первых скандинавских, славянских и венгерских временников и всеми их продолжениями до XVI столетия! Долгое время Нестор остается единственным летописателем между своими сотоварищами".

Мы не располагаем точными данными о времени зарождения древнерусского летописания, однако все письменные памятники свидетельствуют о том, что авторами их были христиане. Следовательно, не ошибочно предположение, что летописание началось на Руси после ее Крещения. К такому выводу заставляет придти то обстоятельство, что просвещение, или, по выражению самих летописей, "книжная мудрость", получает особое распространение на Руси также со времени ее обращения в христианство.

Первое летописание возникло в Киевской митрополии, позднее сосредоточилось в Киево-Печерском монастыре, основанном в 1051 году. Поскольку летописи велись преимущественно при монастырях, авторами их были монахи. На свой труд инок-летописец смотрел как на высокое и ответственное служение и выполнял его как святое послушание Церкви. Все свободное от молитвы время он посвящал летописанию. Как инок, отрекшийся от мирской жизни с ее суетой, стяжанием, соблазнами, и менее зависимый от сильных мира сего, летописец трезво, правдиво, отражал историческую действительность. В то же время летописи — это творение не стороннего наблюдателя, а человека, живущего радостями и горестями своего народа.

Описание тех или иных исторических событий, происходивших на Руси, сопровождаются подчас рассуждениями автора, стремящегося вскрыть истинные причины происшедшего. Поражения в войнах, бедствия расцениваются летописцами как следствия грехов и преступлений людей. Небесная кара постигает грешников, чтобы вразумить их. Например, летописец под 1068 годом, исследуя вопрос о том, почему Русская земля подверглась нашествию иноплеменников, заключает: "Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы… Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши".

Летописец — это и историк, пытающийся выявить внутренние истоки события. На все прошлые и современные события он смотрит под знаком вечности. Летописец различает исторические события, происходящие во времени, например, сражения с иноплеменниками, падение Константинополя, междоусобные войны, а также извечную борьбу добра со злом. Он уверен в исходе этой борьбы: безусловно, в конце концов добро восторжествует, Потому его рука тверда при описании даже самых серьезных народных бедствий.

Летописец — истинный патриот своего Отечества. Он вместе с народом страдает при описании печальных событий и радуется, сообщая о славных подвигах и победах своего народа. Цель его неизменна: содействовать сплочению русского государства перед лицом всех его врагов. Если же речь идет о междоусобице, писатель безбоязненно осудит нарушителя мира и посочувствует невинно потерпевшему.

Летописец — верный сын Русской Православной Церкви. Жизнь Церкви неизменно находит отражение в его трудах. Поистине драгоценны древнейшие известия о рождении Русской Церкви, сведения, позволяющие установить преемственность русских первосвятителей. Нередко летописец подробно описывает историю возникновения того или иного монастыря, подвиги святых угодников, временами прерывая повествование о гражданских событиях. Жизнь Церкви и государства для древнерусского писателя слиты воедино, потому события, имеющие общегосударственное значение и церковное, тесно переплетаются между собой.

Центральное место среди древнейших летописных трудов занимает так называемая "Повесть временных лет". Ее полное название произошло от начальных слов летописи: "Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть". Составителем этого летописного свода был монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор, живший во второй половине XI и начале XII века ( ум. около 1114 г.). Он довел Летопись до 1110 года.

Сохранились многочисленные списки "Повести временных лет", среди которых большое значение в науке придают спискам 1116 и 1118 годов, составленным игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром и другими подвижниками.

Бесценный труд преподобного Нестора послужил основой для большинства последующих древнерусских летописей — в них содержатся те же известия о Киевской Руси, что и в "Повести временных лет" вплоть до 1110 года. Далее списки разнятся.

Прежде чем Нестор приступил к написанию своей "Повести", он годами тщательно изучал труды греческих историков — Георгия Амартола, Симеона Логофета и других. Ему доступны были важные государственные документы из великокняжеского архива (договоры с греками и др.). Киево-Печерский монастырь, где трудился инок Нестор, был центром религиозной и культурной жизни Киевской Руси, и все события общегосударственного и церковного значения находили отклик у насельников этой обители. Материалы, которые оказывались в руках преподобного Нестора Летописца, подвергались им критической оценке.

Автор, цитируя Священное Писание, не формально связывает сообщение с ценными сведениями о Русской Церкви, а глубоко аналитически сопоставляет события, вскрывая через Откровение Божественное причину многих явлений — рассказывает ли он о чудесах, о храмах, передает ли предания. Неслучайно труд преподобного Нестора Летописца называют энциклопедией средневековых знаний.

"Повесть временных лет" в ряду источников по истории Русской Церкви занимает ведущее место. Летопись эта была настольной книгой для древнерусского церковного или государственного деятеля. "Светильник, зажженный в XI веке в честь Русской Земли, освещал ей дальнейший путь. Не угас он и сейчас. Великорус, украинец, белорус, обращаясь к своему прошлому, непременно кладет перед собой "Повесть временных лет" и находит там самого себя".

Летописный свод преподобного Нестора дошел до нас в двух редакциях — Лаврентьевской и Ипатьевской. Первая редакция (1377 года) принадлежит писцу монаху Лаврентию, который изложил события до 1305 года. Это самый древний список, каким мы располагаем. Вторая редакция получила название от Ипатьевского монастыря города Костромы, где сохранился список Летописи XV века.

Новгородская 1-я летопись известна в двух редакциях, одна из которых доведена до 1352 года, а другая до 1446 года. Новгородская 3-я летопись (XVI в.), озаглавленная "Летописец Новгородский вкратце церквам Божиим", содержит сведения почти исключительно о церковных событиях и новгородских владыках. Новгородская 4-я летопись представляет собой обширный свод общерусского значения. Если другие летописи на Руси велись при монастырях и, следовательно, монахами, то в Новгороде — писателями из числа белого духовенства.

В Пскове летописание велось с XIII века, в так называемых "вечевых сенях" собора Живоначальной Троицы. Известны Псковские 1-я, 2-я и 3-я летописи.

Начало Московского летописания восходит к году строительства Успенского собора в Кремле (1326 г.). Со становлением Москвы как столицы Русского государства летописание в ней приобретает общерусское значение в отличие от летописей Новгородских, Псковских, Тверских. Московские летописные своды возникали при Успенском соборе Кремля, а также в знаменитом Троице-Сергиевом монастыре. Древнейшая московская летопись под названием Троицкая, доведенная до начала XV века, не сохранилась (сгорела в 1812 году).

Другой летописный общерусский свод появился около 1479 года и послужил основой для летописей XVI века, особенно прослеживается его влияние в Воскресенской летописи, заканчивающейся 1541 годом.

Важное значение для истории имеет также Никоновская летопись, относящаяся также к XVI веку. Она сохранилась в двух списках — Патриаршем и князя Оболенского. Список Оболенского в конце XVI века был переработан и дополнен сведениями по всемирной истории, снабжен огромным числом миниатюр, в результате чего получился Лицевой летописный свод, названный Царственным летописцем.

В XVII веке официальное летописание теряет свое первоначальное значение. Создаются чисто исторические повествования, которые, впрочем, еще содержат следы повествований летописных. В 1630 году при дворе Патриарха Филарета появился исторический труд о Смутном времени. При Патриархе Никоне создан свод 1652 года, в котором большое внимание уделено святому Филиппу, митрополиту Московскому.

К XVII веку относится начало летописания в Сибири. Начало Сибирскому летописанию положили материалы участников похода Ермака (как устные рассказы, так и письменные донесения полковых писарей в Москву и в вотчину Строгановых), а также народные предания, на основе которых в 1622 году был составлен Синодик Тобольского собора. Одновременно были составлены летописи в Кунгуре (Кунгурская) и в вотчине Строгановых (Строгановская).

В 1636 году дьяк Тобольского архиепископа Савва Есипов, согласуясь с грамотой церковного Собора от 16 февраля 1636 года, составил летопись "О Сибири и Сибирском взятии" (так называемая Есиповская летопись).

В конце XVII века Семен Ремезов составил лицевой свод, который стал называться Ремезовской летописью или "Историей Сибирской". При составлении этого свода были использованы предшествующие летописи.

Сибирские летописи содержат ценные сведения о строительстве церквей, об организации церковного управления, а главное, о христианизации местного населения.

В прошлом столетии (с 1846 г.) в России летописи стали издаваться под названием "Полное собрание русских летописей", продолжается это издание и в наше время. Эта серия на данный момент насчитывает 33 тома (к настоящему времени вышел 41 том. — Прим. ред.).

Кроме летописей, к источникам по истории Русской Церкви следует отнести законодательные памятники. Древнейшим из них является Устав святого князя Владимира Святославовича. Документ сообщает о ряде судебных прав церковной власти, предоставленных ей великим князем после принятия Русью христианства (X в.). Подобного же рода и Устав князя Ярослава, сына князя Владимира. Некоторые сведения церковного характера находятся в памятнике XI века под названием "Русская Правда", которая дошла до нас в более чем 100 списках XIII — XVII веков.

Большое значение для истории Русской Церкви имеют актовые материалы — договоры Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 годов. В "Повести временных лет" помещены: договор князя Владимира с царевной греческой Анной, договор князя Ярослава с русским митрополитом Иларионом, судные и уставные грамоты удельных князей для местных епископов, жалованные грамоты монастырям. Сохранившиеся ханские ярлыки русским митрополитам сообщают о положении Церкви в монгольский период.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года содержит постановления относительно Церкви, ее судебных прав и монастырских владений в XVII веке.

Внутрицерковными руководствами законодательного характера служили деяния Владимирского Собора 1274 года, Московского Стоглавого Собора 1551 года, Большого Московского Собора 1666–1667 годов.

Применительно к условиям жизни Русской Церкви создаются сборники канонических правил: "Церковное правило митрополита Иоанна II ", "Вопросы Кирика" и другие.

Немалое значение имеют послания русских иерархов, отразившие в себе черты церковной жизни соответствующих эпох. Послания были адресованы или пастве (например, митрополита Симона в 1501 г.), или князю (митрополита Никифора к Владимиру Мономаху, XII в.), или Римской Церкви (например, ответы папе римскому митрополита Иоанна II). К историческим источникам относятся также проповеди русских проповедников.

В "Степенной книге" и "Домострое" — литературных памятниках XVI века — также содержится много сведений о церковной жизни.

К письменным источникам по истории Русской Церкви принадлежат Богослужебные книги, особенно службы русским святым, жития русских святых, а также синодики, каталоги иерархов, архивы монастырей, описания паломничеств по святым местам: "Хождение игумена Даниила, XI в., путешествие новгородца Стефана, XVI в., иеродиакона Зосимы и другие.

В состав церковно-исторических материалов входят и вещественные памятники древности. Это уцелевшие храмы, иконы, церковная утварь, надгробия.

Известия иностранных авторов (скажем, Герберштейна, Фабра), посетивших и описавших Русь, являются дополнительным материалом по истории Русской Церкви.

Характер источников по истории Русской Церкви в Синодальный период (1700–1917 гг.) существенно изменился в связи с тем, что для России после XVII века наступили времена коренных перемен, которые неизбежно отразились на жизни Церкви. Примечательно, что если в досинодальный период государственные законы принимались только после совета царя с первосвятителем Церкви, то с XVIII века царская власть нередко издавала законы даже в отношении Церкви без какого-либо предварительного обсуждения их с властью, притом законодательные распоряжения и установки затрагивали всю структуру церковного управления. Помимо Святейшего Синода царское законодательство касалось органов епархиального управления, приходского духовенства, монастырей, духовных школ, миссионерских учреждений.

Историческими источниками официального характера являются акты законодательные, опубликованные от имени правительства или Святейшего Синода. На основании этих законов издавали соответствующие распоряжения епархиальные органы.

Царские законы, таким образом, определяли правовые нормы Церкви, поэтому они стали основным источником по истории Русской Церкви в Синодальный период. Очень важны, например, указы, вошедшие в "Полное собрание законов Российской империи" (важнейшие из них Святейший Синод издавал в XIX в. отдельными сборниками). "Собрание первое" из этого состава охватывает время с 1649 года по 1825 год; "Собрание второе" — с 1825 по 1881 год; "Собрание третье" — с 1881 года по 1913 год.

В 1841 году выходит "Устав Духовных консисторий", который становится основным руководством для епархиального управления до 1917 года (переиздан в 1883 году с незначительными изменениями).

Интересен как источник и "Свод законов Российской империи" (1832 г.), состоящий из 15 томов, с 1864 года из 16 томов. Из них следует выделить I, IX, X, ХII–ХIV тома, содержащие материалы, наиболее важные для истории Церкви.

С начала XIX века стали издаваться "Мнения Государственного Совета" за подписью императора, а также "Решения" и "Разъяснения" Правительствующего Сената, касавшиеся различных церковных дел (например, раскола, сект, церковных имуществ и пр.).

В 60-е годы XIX в. при Святейшем Синоде была создана комиссия по обработке и публикации документов из его архива. Труды комиссии содержали весьма полезные сведения о жизни Русской Церкви. Первая серия, изданная в десяти томах, называлась "Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания" и охватывала время с 1721 по 1741 гг. (т.е. до царствования императрицы Елизаветы).

Следующие четыре тома этой серии вышли под заглавием "Царствование императрицы Елизаветы Петровны". Они охватывают период до 1762 года, затем три тома "Царствование императрицы Екатерины II " (до 1796 г.), один том "Царствование императора Павла I (до 1801 г.), один том — "Царствование императора Николая I" (1825–1828 гг.). Священник М.Я. Морошкин издал "Материалы царствования императора Николая I", в которых цитирует многие неопубликованные документы, подробно описывает деятельность Святейшего Синода и епархиальных архиереев.

Упомянутая синодальная комиссия начала издавать собрания материалов под названием "Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода". Сюда вошли описания различных документов епархиальных властей и настоятелей монастырей, притом часто с приложением самих текстов документов.

Серия охватывает время с 1542 по 1770 гг. Она состоит из 22 томов. В основном это материалы о положении приходского духовенства, Духовных школ, монашества, о религиозно-нравственном состоянии народа

Заслуживают внимания так называемые "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода" за период с 1836 по 1914 гг. Они состоят из двух частей: первая — сами отчеты, вторая — статистические таблицы. Документы, вошедшие в это издание, неравноценны. Наиболее серьезные и обстоятельные "Отчеты" составлялись обер-прокурором Д.А. Толстым (1866–1880). Публикация их была неполной, а издавались они как "Извлечения из всеподданнейших отчетов". Последний отчет за 1914 год вышел в 1916 году. Немаловажное значение для истории Русской Церкви имеют переписка русских иерархов и документы из личного архива митрополита Филарета Дроздова, относящиеся к периоду с 1821 по 1867 год. Архиепископ Савва Тихомиров, издавая собрание этих материалов, включил в них документы из архивов Святейшего Синода и, что особенно важно, Министерства иностранных дел, ибо материалы этого архива, отражающие связь Русской Церкви и государства с православным Востоком и балканскими народами, прежде не публиковались. Личный архив митрополита Филарета исторически ценен тем, что содержит свидетельства, характеризующие взгляды московского иерарха, очень тонко и глубоко понимавшего исторические процессы церковной жизни.

Для истории отношений Русской Церкви и православного Востока очень важен материал, содержащийся в дневнике архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия Успенского (ум. 1885) под названием "Книга Бытия моего", изданная Палестинским обществом в семи томах.

Начало XX века для Русской Церкви ознаменовалось движением в церковной среде в связи с намечавшимися реформами Русской Церкви. Хотя проектируемые переустройства не осуществились, документация этих лет — "Отзывы" епархиальных архиереев, Духовных консисторий и собраний низшего духовенства, а также "Журналы и Протоколы Предсоборного Присутствия" за 1905–1906 гг. — имеет несомненное историческое значение.

Печатный орган Святейшего Синода, называвшийся с 1875 года по 1887 год "Церковным вестником", а с 1888 по 1917 год "Церковными ведомостями", в своей официальной части помещал указы и распоряжения Святейшего Синода, "Епархиальные ведомости" дополнительно включали распоряжения епархиальных архиереев.

Многочисленные издания церковных журналов, особенно за последние полвека Синодального периода, "Труды" или "Известия" архивных комиссий во многих губерниях, "Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете" содержат немало сведений по истории и духовной жизни Русской Церкви.

Ниже приводим перечень епархиальных источников, в которых всесторонне отражена жизнь Русской Церкви в Синодальный период ее истории.


ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1888-1918.
Еженедельно, с 1901 года — 2 раза в месяц.
Ранее: "Архангельские епархиальные известия", 1885-1887.

Архангельские епархиальные известия. Архангельск, 1885-1887.
2 раза в месяц.
Далее: "Архангельские епархиальные ведомости", 1888-1918

Астраханские епархиальные ведомости. Астрахань, 1875-1918.
Еженедельно, с 1882 года — 2 раза в месяц, с 1912 года — 3 раза в месяц.

Благовещенские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1899-1917.
2 раза в месяц.
Ранее: "Камчатские епархиальные ведомости", 1894-1899.

Варшавский епархиальный листок. Варшава, 1906-1915; М., 1915-1917.
2 раза в месяц.
Изд.: Варшавская Архиерейская кафедра.
Ранее: "Холмско-Варшавский епархиальный вестник", 1877-1905.

Вера и жизнь. Двухнедельный журнал Черниговской епархии.
Чернигов, 1912-1917.
2 раза в месяц, с 1917 года — ежемесячно.
Изд.: Братство святого Михаила, князя Черниговского.
Ранее: "Черниговские епархиальные известия", 1901-1911

естник Виленского православного Свято-Духовского Братства. Вильна, 1907-1915; М., 1916-1917.
2 раза в месяц.
Изд.: Издательский комитет Виленского Свято-Духовского братства.
"Вестник" заменял собой неофициальную часть "Литовских епархиальных ведомостей", официальная часть которых с 1907 года выходила под одной обложкой с "Вестником".

Вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1910-1917.
2 раза в месяц.
С № 15 1917 года под заглавием "Вестник Кавказского Экзархата".
Выходил взамен журнала "Духовный вестник Грузинского Экзархата". 1891-1904.

Вестник Екатеринославского епархиального (с № 3 губернского) комитета Православной Церкви. Бесплатное повременное издание. Екатеринослав, 1917

Владивостокские епархиальные ведомости. Владивосток, 1903-1917.
2 раза в месяц.
Изд.: Владивостокская духовная консистория

Владикавказские епархиальные ведомости. Владикавказ, 1895-1917.
2 раза в месяц; в 1907-1908 годах еженедельно

Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865-1917
2 раза в месяц, с 1906 года — еженедельно
Изд.: Владимирская духовная консистория

Вологодские епархиальные ведомости (Официальная часть). Вологда, 1864-1917.
2 раза в месяц.
Изд.: Вологодская духовная консистория
Неофициальная часть — см. "Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям"

Волынские епархиальные ведомости. Кременец (Тип. Почаевская Лавра), 1867-1907; Житомир, 1908-1917.
2 раза в месяц; с 1880 года — 3 раза в месяц, с 1908 года — еженедельно

Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1866-1917
2 раза в месяц, с 1910 года — еженедельно

Восточный благовест. Листок для религиозно-нравственного чтения. Приложение к журналу "Владивостокские епархиальные ведомости". Владивосток, 1912-1913
Неопределенно.

Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863-1918.
2 раза в месяц, с 1906 года — еженедельно

Гродненские епархиальные ведомости. Гродно, 1901-1915.
Еженедельно. В 1907, 1909-1915 годах неофициальный отдел — 2 раза в месяц

Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск, 1869-1917.
Еженедельно, с 1870 года — 2 раза в месяц, с 1901 года — 3 раза в месяц, с 1915 года — еженедельно.
Официальный и неофициальный отделы выходили отдельно, с 1915 года неофициальный отдел выходил под заглавием "Донской православный вестник"
Донской православный вестник. Прибавление к "Донским епархиальным ведомостям" (Неофициальный отдел). Новочеркасск, 1915-1917.
Ежемесячно.

Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906.
2 раза в месяц
В 1901-1904 годах приложение к каждому номеру под заглавием "Прибавление к "Духовному вестнику Грузинского Экзархата"
Позже взамен стал выходить "Вестник Грузинского Экзархата", 1910-1917

Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1886-1917.
Еженедельно, в 1901-1906 годах — 2 раза в месяц, с 1907 года — еженедельно

Екатеринославские епархиальные ведомости. Екатеринослав, 1872-1917.
2 раза в месяц, с 1897 года — 3 раза в месяц.
Изд.: Братство святого Владимира при Екатеринославской духовной семинарии.

Енисейские епархиальные ведомости. Красноярск, 1884-1906; 1908-1917.
В 1908-1917 годах — 2 раза в месяц

Енисейский церковный вестник. Еженедельный церковно-общественный журнал. Красноярск, 1907- июль 1908.
Ранее и далее: "Енисейские епархиальные ведомости", 1884-1906, 1908-1917

Забайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1900-1918.
2 раза в месяц

Известия по Енисейской епархии (Прибавление к журналу "Енисейская церковная нива"). Красноярск, 1917
Ежемесячно
Изд.: Енисейское епархиальное братство святителя Иннокентия

Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной Академии. Казань, 1867-1917.
2 раза в месяц, с 1908 года — еженедельно
С № 34 1917 года подзаголовок: Издание духовенства и православных мирян.

Известия по Петроградской епархии. См. Известия по С.-Петербургской епархии
Известия по С.-Петербургской епархии, издаваемые при журнале "Отдых христианина". СПб., 1902-1917.
2 раза в месяц, с 1915 года — еженедельно, с № 17/18 1914 года под заглавием: "Известия по Петроградской епархии", с 1915 года подзаголовок: … издаваемые Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.
С 1915 года — приложение к журналу "Воскресный благовест"
В 1901 году печатались на страницах журнала "С.-Петербургский духовный вестник"

 


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру