Полководцы и витязи Древней Руси. Статья четвертая

КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИЙ ВСЕВОЛОДИЧ

Юрий (Георгий) Всеволодич (1188-1238) стал последним великим владимирским князем, единодержавно правивший Северо-Восточной Русью в домонгольское время. Он был третьим сыном великого князя владимирского Всеволода Юрьевича /Большое Гнездо/ и его супруги чешской королевны Марии Шварновны. Тем не менее, в 1212 году, умирая, отец именно ему, в обход старшего сына Константина (второй сын Всеволода Борис умер еще в 1188 году), оставил в наследство свой великокняжеский стол. С первых же дней своего княжения новый владимирский государь выказал себя великодушным и милосердным правителем, освободив из заточения рязанских князей, плененных его отцом. Однако над головой этого князя уже сгущались грозовые тучи. Между братьями Юрием и посчитавшим себя обиженным и обойденным Константином, укрепившимся в Ростове, началась нешуточная борьба за власть. Несколько раз, собирая войска, братья сходились для битвы на реке Ишне, но до сражения дело не доходило. Вскоре в эту борьбу вмешался торопецкий князь Мстислав Мстиславич Удатной (Удалый) призванный новгородцами на княжение в свой город. Старший из Всеволодичей перешел на сторону нового новгородского князя, славящегося своей ратной доблестью и удачливостью и в союзе с ним выступил против братьев. Две союзные армии встретились в Сарском городище, откуда двинулись на Переяславль.  Однако Ярослав успел уйти с войском во Владимир. Узнав о этом, Мстислав и Константин встали лагерем у Юрьева-Польского.

 

Решающая битва этой воистину братоубийственной войны произошла 21 апреля 1216 года на реке Липице. Полки Юрия, Ярослава и их младших братьев, соединившись в окрестностях занятого противником Юрьева-Польского, стали лагерем на горе Авдовой. Рати Мстислава Удатного, Константина Всеволодича и их союзников выступили им навстречу и заняли позицию на соседней Юрьевой горе. Противников разделяла только широкая заболоченная низина с протекавшим по ней ручьем Тугеном.

 

После неудачных переговоров, начатых Мстиславом Удатным, стремившегося без кровопролития, миром посадить своего союзника Константина Всеволодича на великокняжеский Владимирский стол, его войско начало сражение. Рано утром 21 апреля (в день святых Тимофея, Федора и Александры царицы) мстиславово войско, не решившееся атаковать укрепленный плетнем и кольями суздальский лагерь, стало строиться в походный порядок, готовясь к выступлению на Владимир. Тогда Юрий и Ярослав вывели свои полки за линию укреплений, чтобы помешать противнику. Именно в этом момент спешившиеся новгородские и смоленские воины перешли ручей и атаковали войско братьев Всеволодовичей. Центр их позиции, где стояла рать переяславского князя Ярослава Всеволодича, был потеснен смоленским полком. Тогда, командовавший войском князей-союзников Мстислав Удатной бросил в бой свои конные дружины. Они трижды прошли через боевые порядки владимиро-суздальских полков, совершенно расстроив их и захватив два стяга переяславской рати князя Ярослава Всеволодича. Решил исход сражения удар дружины князя Константина Всеволодовича во фланг полка князя Юрия Всеволодича, после чего истребляемые воины его рати обратились в бегство.

 

Липицкая битва стала одной из самых кровавых в истории Древней Руси. Завершилась она сокрушительным разгромом "всей силы Суздальской земли" — полков Юрия, Ярослава и их младших братьев. Только убитыми войско князей Всеволодичей потеряло 17 250 человек. Победители потеряли убитыми около 2550 воинов. В бою знаменитый ростовский богатырь Александр Попович сразил двух суздальских богатырей Юряту и Ратибора.

 

Уходя от погони, загнав трех коней, в одной сорочке великий князь Юрий прискакал во Владимир, но сил организовать отпор шедшим по его следу отрядам противника у него уже не было. Горожане на призыв своего князя дать отпор приближающимся врагам отвечали: "Князь Юрий! С кем нам затвориться? Братья наши избиты, другие взяты в плен, остальные пришли без оружия, с кем нам стать?" Тогда, осажденный в своем стольном граде он вынужден был признать поражение, согласиться на все условия Мстислава и уступить старшему брату Великое княжение Владимирское, получив в удел даже не Ростов, а небольшой городок Радилов Городец на Волге.

 

Вскоре, однако, Юрию Всеволодичу удалось примириться с братом, давшим ему Суздаль, а после его смерти в феврале 1218 года вернуть себе великокняжеский стол. Одним из важных событий его дальнейшего правления стало основание им в 1221 году на восточных границах Владимиро-Суздальской земли на Дятловых горах, около места впадения Оки в Волгу Нижнего Новгорода, ставшего впоследствии одним из славнейших русских городов.

 

В 1223 году в первый приход монголов на Русь сам Юрий Всеволодич не принял участие в походе южнорусских князей. Но тогда же отправил им на подмогу полки под командованием своего племянника Василька Константиновича Ростовского. Однако к месту боя это войско не успело. Дойдя до Чернигова, ростовский князь узнал о страшном поражении русских дружин на берегах степной реки Калки и увел свои полки назад.

 

Спустя 14 лет может быть именно эта несогласованность в действиях князей большой бедой обратилась против самого Юрия Всеволодича и его княжества. В конце 1237 — начале января 1938 года, разорив Рязань, Москву и Коломну, полчища Батыя двинулись на Владимир. В страшном Коломенском сражении чудом уцелел сын Юрия Всеволод, который вернулся к отцу с вестью о приближении врага. Тогда, оставив в городе жену Агафью Всеволодовну и сыновей — Всеволода и Мстислава, погибших впоследствии при штурме города монголами, князь Юрий с небольшой дружиной отправился в Заволжье собирать рать, способную дать отпор нашествию монголов. Там, на реке Сити, притоке реки Мологи, у села Станилова князь Юрий устроил лагерь, рассчитывая, что монголы не скоро обнаружат его. Вместе с великим князем пришли на Сить дружины его племянников Василько Константиновича Ростовского, Всеволода Константиновича Ярославского и Владимира Константиновича Углицкого, а затем и небольшие отряды братьев Ивана Всеволодича Стародубского и юрьевского князя Святослава Всеволодича. Однако другие родичи не торопились к месту сбора великокняжеского войска. Больше всего Юрий Всеволодич рассчитывал на сильные полки другого брата великого князя киевского Ярослава Всеволодича и его сына нижегородского князя Александра Ярославича, но по неведомой нам причине ни киевские, ни новгородские рати так и не пришли на подмогу Юрию Всеволодичу. Собравшееся же под его стягом 25-тысячное войско не шло ни в какое сравнение с воевавшей Владимиро-Суздальскую землю монгольской ордой. Впрочем, известие о том, что русские князья собирают на Сити полки очень скоро дошло до врагов, разоривших к тому времени Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Стародуб, Дмитров, Юрьев-Польский и другие города Волжско-Окского междуречья. К реке Сить выступил с большим войском один из лучших полководцев Батыя Гази-Барадж Бурундай.

 

Главный воевода великокняжеской рати Жирослав Михайлович выслал вперед сторожевой полк, состоявший из 3000 воинов. Командовал им "муж храбрый" Дорофей Семенович. Вскоре, однако, сторожа вернулась назад, сообщив Юрию: "Уже обошли нас, княже татары! Идут от Ярославля". Отступать было некуда и Юрий Всеволодич, выстроив свое войско, двинулся навстречу врагу. 4 марта 1238 года грянула последняя битва. Кровавая сеча длилась до вечера. В конце концов, монголы одолели. Один за другим падали княжеские стяги, гибли князья, воеводы и простые воины. Возле деревни Игнатовой при отступлении погиб и Юрий Всеволодич. Монгольский воин Нарык отсек его голову саблей и воткнул ее на навершие своего знамени. Смогли вырваться из окружения с немногими людьми лишь Владимир Углицкий, Иван Стородубский и Святослав Юрьевский. Возвращавшийся после ухода монголов из Белоозера ростовский митрополит Кирилл нашел среди оставшихся не погребенных тел обезглавленный труп великого князя и похоронил его в Ростове. Через два года брат Юрия Ярослав Всеволодич, ставший великим князем владимирским, повелел перевезти тело погибшего князя во Владимир и захоронить в Успенском соборе. В XVII в. великий князь Юрий Всеволодич был причислен к лику свтых.

 

В сражении на реке Сить лишь один из русских князей — Василько Константинович Ростовский — был живым взят в плен. Пораженные его мужеством и отвагой враги отвели пленника в свой стан, расположенный у Шеринского леса, и стали принуждать его присоединиться к ним. Гордый воин отказался от всех посулов Бурундая и тогда же был жестоко умучен его людьми.

 

Сквозь толщу лет дошли до нас слова ростовского князя: "О глухое царство и скверное! Не отлучите вы меня от святой христианской веры. В великой беде мы, но ее наслал на нас Бог за грехи наши! А вас он накажет за души, что губите без правды". За свой великий подвиг князь Василько Константинович Ростовский был причислен к лику святых.

 

"ИСПОЛИН СИЛОЮ"

(ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ)

В тяжкую годину монголо-татарского нашествия, когда тумены Батыя подошли к границам Руси, рязанский боярин Евпатий Львович Коловрат (? — начало января 1238 г.) был послан своим князем Романом Ингваревичем за помощью в союзный Чернигов. С набранной им небольшой дружиной из 300 "храбров" он вернулся в родное княжество через два дня после гибели Рязани, павшей 21 декабря 1237 года. Огромный цветущий город и весь Рязанский край превратились в сплошное пепелище. Многие князья, воеводы, дружинники и простые люди "чашу смертную испили". Тогда, собрав по окрестным лесам еще около 1400 уцелевших воинов-рязанцев, Коловрат пошел по следам монгольской армии. Батый двигался вверх по Оке на Владимир, разоряя лежащие на его пути грады и села. Нападения с тыла он не ожидал, но оно полседовало. Евпатий нанес несколько неожиданных ударов, уничтожая отдельные вражеские отряды. В ожесточенных схватках русские рубили врагов "нещадно", так что даже мечи у них притупились, и биться далее им пришлось трофейными саблями. Почти всегда русским воинам сопутствовал успех, но во время одного из таких нападений в плен было захвачено 5 русских воинов, от которых монголы под пытками узнали о численности и местонахождении отряда рязанского воеводы. Видимо, посчитав его дружину и ее действия опасными для себя, Батый направил против Евпатия Коловрата большой отряд во главе со своим шурином, знаменитым монгольским багатуром Хостоврулом (Христовлуром). Рязанский воевода не стал бежать от многочисленных вражеских полчищ и сразился с монголами. В произошедшем ожесточенном бою татарское войско было разбито. Хостоврул сошелся в поединке с самим Коловратом и пал — русский витязь могучим ударом меча рассек монгольского багатура надвое до самого седла. В этой яростной сечи от руки рязанского воеводы погибло еще несколько вражеских воинов, остальные вынуждены были отступить.

 

Узнав о поражении и гибели Хостоврула, Батый, не медля, развернул против русского отряда еще более многочисленные монгольские войска и бросил их в бой. Его воинам удалось обнаружить, окружить и разгромить дружину Евпатия. Сам Коловрат, с немногими уцелевшими витязями, продолжал упорно сражаться и вместе с ними был расстрелян каменными ядрами татарских метательных машин. Враги, дорогой ценой купившие победу, оценили доблесть и мужество павшего воеводы и его людей и говорили о них: "Таких удальцов и резвецов не видали. Ибо это люди крылатые и не имеющие страха смерти". По преданию тело погибшего русского богатыря было предъявлено самому Батыю, который много дивился на него, а затем повелел отдать уцелевшим воинам Коловратовой дружины, чтобы они с честью похоронили останки столь славного мужа.

 

Позже подвиг бесстрашного витязя Евпатия Коловрата был воспет в замечательном памятнике древнерусской литературы "Повести о разорении Рязани Батыем".

 

РАССКАЗ О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ ИЗ ПОВЕСТИ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ

Некий от вельмож резанских, именем Еупатий Коловрат, в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем и услыша приход зловерного царя Батыя, и иде из Чернигова с малою дружиною и гнаша скоро. И приеха в землю Резаньскую и видя ея опустевшу, грады разорены, церкви пожены, люди побьены.. И пригна во град Резань и виде град разорен, государи побиты и множества народа лежаща, ови побьени и посечены, а ина позжены, ины в реце истоплены. Еупатий вскричав горести душа своя и распалаяся в сердци своем. И собра мало дружины — тысячу семсот человек, которых бог соблюде, быша вне града. И погнаша во след безбожного царя и едва угнаша его в земли Суздальстеи. И внезапу нападоша на станы Батыевы и начаша сечи без милости. И смятошася все полкы татарскыя, татарове же сташа яко пияны или неистовы. Еупатию тако их бьяще нещадно, яко и мечи притупишася, и емля татарския мечи и сечаша их. Татарове же мняще, яко мертви восташа.. Еупатии сильныя полкы татарьскыя проеждяя, бьяще их нещадно и ездя по полком татарскым храбро и мужествено, яко и самому царю возбоятися. И едва поимаша от полку Еупатиева пять человек воиньскых, изнемогших от великих ран, и приведоша их к царю Батыю. Царь Батый нача вопрошати: "Коея веры еста вы и коея земля и что мне много зла творите?" Они же реша: "Веры християнския есмя, а храбры есми, великого князя Юрья Ингоревича резанского, а от полку Еупатиева Коловрата.. Посланы от князя Ингваря Ингоревича резанского тебя, силна царя, почтити и честна проводити и честь тобе воздати. Да не подиви, царю: не успевати наливати чаш на великую силу — рать татарскую". Царь же подивися ответу их мудрому. И посла шурича своего Хостоврула на Еупатия, а с ним силныя полкы татарскыя. Хостоврул же похвалися пред царем, хотя Еупатия жива пред царя привести. И ступишася силныя полки татарскыя, хотя Еупатия жива яти. Хостоврул же съехася с Еупатием. Еупатей же исполин силою и разсече Хостоврула на полы до седла и начаша сечи силу татарскую и многих тут нарочитых богатырей Батыевых побил, ових на полы пресекаше, а иных до седла крояше. Татарове же возбояшеся, видя Еупатия крепка исполина, и навадиша на него множество пороков и нача бити по нем ис тьмочисленных пороков и едва убиша его и принесоша тело его пред царя Батыя. Царь Батый посла по мурзы, и по князи, и по санчакбеи, и начаша дивитися храбрости и крепости и мужеству резанскому господству. Они же рекоша царю: "Мы со многими цари во многих землях, на многих бранех бывали, а таки худалцов и резвецов не видали, ни отци наши возвестиша нам. Сии бо люди крылатыи и не имеюще смерти, тако крепко и мужествено ездя, бьяшеся един с тысящею, а два со тмою. Ни един от них может съехати жив с побоища". Царь Батый, зря на тело Еупатиево, и рече: "О Коловрате Еупатие, гораздо еси меня подшивал малою своею дружиною, да многих богатырей сильной орды побил еси, и многие полкы падоша. Аще бы у меня такий служил, держал бых его против сердца своего. И даша тело Еупатиево его дружине останочной, которые поиманы на побоище и веля их царь Батый отпустити и ничем вредити..

Древняя русская литература. М., 1980. С. 112-114.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру