Сочинения Владимира Мономаха. Поучение

Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова

КОММЕНТАРИИ
1. Далее в рукописи пробел в 4 с половиной строки. Отсутствующий текст читается в копии "Поучения", писанной полууставом конца XVIII в. в рукописи XV в. (Археографической комиссии, № 240, л. 306): "Азъ худыи дедомъ своимъ Ярославомъ, благовласнымъ, славнымъ, нареченемъ въ крещении Феодоръ, рускымъ именемъ Володимиръ, отцемъ взлюбленнымъ и материю Мономахы во благочестии наказанъ, чаадомъ моимъ преспеяти въ добродетеляхъ желая, се пишу поученье вамъ взлюблении, и люди деля, елико сблюхъ по милости Божией и отни молитве. Седя на санехъ…" и т. д. (цит. по: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240, прим. н). Не вызывает сомнений, что материалом для неизвестного автора послужил не сам текст Поучения, а его издание 1793 г. Об этом однозначно свидетельствуют, во-первых, чтение "благовласнымъ" (именно так А. Н. Мусин-Пушкин прочитал сокращение под титлом слова "бл(а)г(о)с(ла)вл(е)нымъ" в Лаврентьевской летописи); во-вторых, имя Феодор (А. Н. Мусин-Пушкин не смог разобрать ясно читающееся в рукописи имя "Василий" и в издании заменил его точками, а в переводе ошибочно назвал князя Феодором, сославшись при этом на какие-то мифические "все летописи и родословники", а в действительности принимая во внимание ошибочные данные "Родословника", изданного в том же 1793 г. анонимно императрицей Екатериной II; см. Записки касательно российской истории. Ч. 5. СПб., 1793. С. 29, 44, 53); в-третьих, пропуск слова "хрестьяных" в выражении "хрестьяных людии деля", которое также не было прочитано первым издателем "Поучения" (см.: Духовная Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, называемая в Летописи Суздальской Поученье. СПб., 1793. С. 1, 2.).

2. Образное выражение, означающее: "в конце жизненного пути", "в ожидании близкой кончины". Согласно обычаю, славяне, провожая умершего в последний путь, клали его на сани (вне зависимости от времени года).

3. Обычно эти слова рассматриваются как указание на преклонный возраст Мономаха. Возможно, так оно и есть, однако, как показал Н. В. Шляков, речь может идти и о днях Великого поста.

4. Мономах еще несколько раз называет свое сочинение "грамотицей", в том числе и в самом конце ("да сю грамотицю прочитаючи…"). Это, между прочим, свидетельствует о единстве всего произведения, против мнения тех, кто полагает, что собственно Поучение Владимира Мономаха и его рассказ о своей жизни представляют собой два самостоятельных сочинения.

5. Безлепица — то, что не подобает, нелепость. В памятниках XI—XIV вв. это слово употребляется только в "Поучении" Владимира Мономаха, причем дважды.

6. В оригинале: "Ростиславича" (родительный падеж двойственного лица). Речь идет о сыновьях тьмутороканского князя Ростислава Владимировича (ум. 1067) Володаре и Васильке, княживших, соответственно, в Перемышле и Теребовли (старший, Рюрик, ум. 1092). Согласно наиболее распространенной точке зрения, Мономах повествует о событиях 1099 г., когда, в разгар междоусобной войны, великий князь Киевский Святополк Изяславич (виновный в недавнем ослеплении Василька) выступил в поход на Ростиславичей, желая захватить их волость (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 269); в этом случае, под "братией", приславшей послов к Мономаху, надо понимать Святополка и, вероятно, Давыда Святославича, чей сын Святослав (Святоша) участвовал в походе. Более вероятным, однако, кажется другое объяснение, предложенное С. М. Соловьевым: встреча Мономаха с послами от "братии" могла иметь место уже после Витичевского съезда князей в 1100 г., когда Володарь и Василько отказались выполнить волю князей и довольствоваться на двоих одним Перемышлем (см. выше, в обосновании датировки "Поучения"). Послы "братии" встретили Мономаха на Волге — очевидно, когда он ехал из Киева в Ростов (см. далее: "и се ныне иду Ростову").

7. Обычная формула разрыва союзнических отношений.

8. Речь идет о своеобразном гадании по Псалтири — любимой книге древней Руси, или, лучше сказать, о стремлении соотнести свои жизненные переживания с тем или иным наугад выбранным псалмом. Как видно из дальнейшего, Мономах цитировал Псалтирь по памяти. Слова "и прочее" свидетельствуют о том, что и читатели его могли свободно продолжить цитирование по первым строкам псалма.

9. Далее следует составленная Мономахом подборка библейских и иных цитат. В литературе высказывалось мнение, согласно которому Мономах, составляя ее, находился под влиянием богослужения первой недели Великого поста (ср. Шляков). Действительно, князь использует тексты, звучащие в Церкви в это время, в том числе стихиру на среду первой недели Великого поста.

10. В Библии (Пс. 36, 21): "Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает". Трудно сказать, когда возникла неточность: при цитировании Мономахом псалма по памяти или при переписывании текста.

11. Также не вполне точное цитирование Пс. 123, 3. Все же можно думать, что выражение "ярость его" (вместо "ярость их") относится к враждующим, но не к Господу (смешение единственного и множественного числа неоднократно присутствует в Поучении), хотя нельзя исключать и переосмысления Мономахом библейского текста.

12. Св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии) (ум. 379), один из Отцов Церкви (его память в XI в. праздновалась 1 января; ныне 1 и 30 января). Князь Владимир Мономах получил свое крестильное имя — Василий — именно в честь этого святого и, как видно из "Поучения", особенно любил и хорошо знал его сочинения.

13. В тексте, по-видимому, пропуск.

14. Мономах близко к тексту цитирует одно из поучений св. Василия Великого, вошедшее в т. н. Изборник Святослава 1076 г., — поучение "како подобает человеку быти" (в некоторых более поздних списках оно озаглавлено: "Како есть лепо черньцу быти"): "Предъ старьци мълчяние, предъ мудрыими послушяние, съ тъчьныими (равными. — А. К.) любъвь имети, съ мьньшиими любъвьное съвещание… мало глаголати, а множее разумевати, не дьрзу быти словъмь, ни пререковати въ людьхъ. Не скоро въ смехъ въпадати, соромяживу (скромным, стеснительным. — А. К.) быти, долу очи имети, а [душу] горе…" (Изборник. С. 460—462). В греческом подлиннике эти наставления адресованы инокам (в переводе на современный русский язык поучение св. Василия озаглавлено: "Слово о подвижничестве; чем должно украшаться монаху"; см.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 5. Сергиев Посад, 1892. С. 57—60), однако на русской почве произошло известное "обмирщение" поучения св. Василия Великого и именно в такой трактовке его и использует Владимир Мономах. Как показал Н. А. Мещерский, Мономах пользовался не самой рукописью "Изборника" 1076 г., а каким-то другим списком; нельзя исключать и знакомство его с греческим оригиналом (см. Мещерский Н. А. "Поучение" Владимира Мономаха и "Изборник" 1076 г. С. 87—88).

15. Источник этого молитвенного обращения неизвестен.

16. Эта сентенция также дословно заимствована Мономахом из поучения св. Василия Великого, но уже другого, читающегося в составе Пролога (сборника кратких житий святых и поучений, расположенных в соответствии с церковным календарем). Ср.: "Научися, верныи человеце, быти благочестью делатель, научися жити по евангельскому житию и по словеси: очима управление, языку удрьжание, телу порабощение, помысл чист имеи, гневу потребление, понужаися на добрыя дела Господа ради. Лишаим — не мьсти, ненавидим — люби, гоним — тьрпи, хулим — моли, умьртви грехы…" (Воскресенский. С. 32—33; Шляков. Июнь. С. 218). Греческий текст поучения также издан в русском переводе (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого… Т. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 220).

17. Как отметил Н. В. Шляков (ЖМНП. Июнь. С. 220—221), данный фрагмент из Книги пророка Исайи читается в церкви в понедельник 1-й недели Великого поста.

18. Мономах цитирует стихиру на среду 1-й недели Великого поста. Ср. в Триоди постной и цветной XII—XIII вв. (т. н. "Триоди Моисея Киянина"): "Въсия весна постьная и цвет покаяния, очистимъся убо, братие, от всякоя сквьрны; Светодавцу въпиюще, ръцем: едине Человеколюбиче, слава Тебе" (Ивакин. С. 95; Шляков. С. 115). "Присутствие уже одного этого молитвословия, — отмечает Н. В. Шляков, — может свидетельствовать о том, что Поучение написано весною, постом, когда не употреблялась животная пища" (Шляков. ЖМНП. Июнь. С. 224).

19. Как отметил Н. В. Шляков, эта фраза Мономаха находит соответствие тропаре пятницы 1-й недели Великого поста; ср.: "…Господи! Разве (бо) тебе иного не знаемъ, животомъ и съмрътия обладаящаго…" (Шляков. Июнь. С. 221).

20. В этих словах Мономаха можно увидеть скрытую полемику со сторонниками крайней аскезы, учившими, что получить спасение человек может лишь ценой отрешения от мира в стенах монастыря и последующих жесточайших истязаний плоти (такой взгляд на существо спасения особенно ярко выражен на страницах Киево-Печерского патерика, рассказывающего о подвигах иноков киевского Печерского монастыря). Рассуждения Мономаха по своему духу перекликаются со многими памятниками духовной литературы первых столетий после Крещения Руси, прежде всего, со "Словом о законе и благодати" митрополита Илариона, летописным рассказом о князе Владимире и др. Близкие аналогии с рассуждениями Мономаха находят в "Изборнике" 1076 г., в частности в слове "О милостивом Созомене"; ср.: "Иже всхочеть самовольствъмь и льготою бес труда спасти душю свою, милостынею можеть спасти ю" (Изборник 1076 г. С. 699; ср. Мещерский Н. А. "Поучение" Владимира Мономаха и "Изборник" 1076 г. С. 86). См. также в Прологе, со ссылкой на Василия Великого: "Участа же (св. Василий Великий и преп. Ефрем Сирин. — А. К.) творити добрая дела — молитве, посту, въздержанию, кротости, смирению, милостыни: та бо нетрудно въ Царство небесное вводятъ" (Ивакин. С. 99). В целом, все эти рассуждения так или иначе восходят к библейскому тексту: "заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека" (Втор. 30, 11); в славянской Библии: "заповедь сия, юже азъ заповедаю тебе днесь, не тяжка есть" (ср. Шляков. Июнь. С. 222).

21. Как отметил Н. В. Шляков, эти слова Мономаха близки к тем, что произносятся в чине освящения воды для таинства крещения и 6 января при великом освящении воды: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будеть къ пению чудесъ Твоихъ" (Шляков. Июнь. С. 222).

22. Эти и отчасти последующие рассуждения Мономаха восходят к т. н. "Шестодневу" — толкованию на библейский рассказ о шести днях творения мира, а именно к "Шестодневу" Иоанна, экзарха Болгарского (вторая половина IX — первая треть X в.), представляющему собой переработку "Шестоднева" св. Василия Великого. Схоже передан восторг по поводу разумного устройства мира; прямые пересечения обнаруживаются и в рассуждении о разнообразии человеческих лиц ("Аще и сего не разумееши, откуду изидоше образи… Аще и до края земле доидеши ище то, не обрещеши; аще ли и обрещеши, то будет или носом неподобьн, или очима, или инем…") (цит. по: Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 139; см. также: Ивакин. С. 102).

23. Ирий (ирей, вырей) — в народных представлениях, сказочная страна, страна вечного лета, куда на зиму улетают птицы. Иногда объясняется как обозначение рая.

24. Слова Мономаха буквально схожи с анонимным "Словом, како встаяти в нощь молитеся", читающимся в Прологе: "А егда ложася спати, то не погреши ни единыя нощи не кланявся, но елика помога по силе, тем поклоняниемь побеждаеть человек диавола, а тем избываеть грехов, иже согрешил того дни" (цит. по сборнику XV в. (Кир.-Бел. № 38/1115, л. 33); см.: Протопопов. С. 279; также: Ивакин. С. 111—113).

25. В тексте, вероятно, пропуск.

26. Тиун — княжеский слуга, доверенное лицо князя, распоряжающийся в его доме и хозяйстве.

27. Что означает слово "унеин", не вполне ясно. Ф. И. Буслаев предлагал читать его как два разных слова: "уне ина". И. М. Ивакин предполагал здесь искажение текста и читал: "убога или странника", что палеографически выглядит совершенно необоснованным (ср.: Ларин Б. А. Лекции по истории русского литературного языка. М., 1975. С. 139). По мнению Н. А. Мещерского, речь, возможно, идет о княжеских отроках, младших дружинниках ("унеины" — по аналогии со "старейшинами"), которых Мономах предписывал накормить в первую очередь для предотвращения ими грабежей (Мещерский Н. А. К толкованию лексики одного из "темных" мест в "Поучении" Владимира Мономаха // Русская историческая лексикология и лексикография. Вып. 2. Л., 1977. С. 39—42). Другое объяснение: "унеин" — юный, в социальном отношении — слабейший, бедный (Протопопов. С. 290, прим.). Наиболее предпочтительным выглядит объяснение этого слова, предложенное прот. Г. Дьяченко: "унеин" (от глагола "унити", т. е. "просить") — просящий, алчущий (Дьяченко. С. 757; ср. Фасмер. Т. 4. С. 162).

28. Об этом мы узнаем только из "Поучения" Владимира Мономаха. Очевидно, князь Всеволод Ярославич владел греческим языком (его первой супругой была гречанка); об остальных (половецкий? латинский? немецкий? венгерский? английский?), сказать что-либо определенное трудно.

29. Ср. в "Поучении к ленивым" св. Василия Великого (из Измарагда 1-й редакции): "Лень бо всемъ злымъ деломъ мати есть: аще бо что доброты имаши, то леность погубляеть"; а также в "Наказании Исихии" в "Изборнике 1076 года": "Мати зьльмъ леность — доброты бо, яже имаши, крадеть, а ихъ же не имаши, не дасть обрести" (Изборник. С 287; Ивакин. С. 138).

30. В оригинале: "пути дея и ловы 13 лет". Но 13 лет ни в каком случае не могут означать расчет времени, проведенного Мономахом в походах и на охотах. Еще М. П. Погодин предположил, что слова эти следует читать: "тринадцати лет" и, следовательно, они означают возраст, с которого князь начал отсчет своей княжеской деятельности (Погодин. С. 243—244). Это исправление было принято всеми другими исследователями.

31. По собственным словам Мономаха, свой первый поход он совершил в 13-летнем возрасте, т. е., исходя из его рождения в 1053 г., — ок. 1066/67. Под 1067 г. "Повесть временных лет" сообщает о совместном выступлении трех братьев Ярославичей — Изяслава, Святослава и Всеволода (действовавших, вероятно, вместе с младшими князьями, своими сыновьями) против князя Всеслава Брячиславича Полоцкого: в марте Ярославичи разбили Всеслава на реке Немиге, а в июле (опять же совместно) схватили его обманом в Орше, близ Смоленска, после чего Изяслав привел пленного Всеслава в Киев (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 166—167). Возможно, поход Владимира через земли вятичей к Ростову, а Всеволода — к Курску имел место вскоре после этих событий, однако цель его в таком случае остается неясной (может быть, сбор войска?). По-другому эти события можно датировать 1068 г., когда войска трех братьев Ярославичей потерпели поражение от половцев на реке Альте (конец лета — начало осени). После этой битвы Изяслав и Всеволод (а вместе с ним, вероятно, и Владимир) укрылись в Киеве, а после того как 15 сентября в городе вспыхнуло восстание и на княжеский стол был возведен освобожденный из "поруба" Всеслав, бежали из Киева. Изяслав направился в Польшу; о судьбе же Всеволода летопись умалчивает (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 167, 170—171). Если связывать рассказ Поучения именно с этими событиями, то можно сделать вывод, что Всеволод укрылся в Курске (опасаясь возвращаться в Переяславль из-за половецкой угрозы), а своего сына Владимира послал к Ростову (см. Соловьев. Кн. 1. С. 672—673, прим. 50; Кучкин. "Поучение". С. 26—27). (И Курск, и Ростов входили в состав Переяславского княжества, которым владел Всеволод.) Владимир особо подчеркивает то обстоятельство, что он шел к Ростову "сквозе вятиче" — дело в том, что Вятичская земля в то время не подчинялась киевским и другим русским князьям, и проход через ее территорию считался событием заслуживающим внимания, своего рода подвигом.

32. Чтение "Гордятичем" (вместо "Скордятичем" или "Кордятичем") было предложено И. М. Ивакиным и принято последующими исследователями. По-видимому, речь идет о киевском боярине СтавреГордятиче (Городятиниче), известном, в частности, по надписям-автографам, оставленным на стенах киевского Софийского собора (Высоцкий. Древнерусские надписи. С. 56—57).

33. С великим князем Киевским Изяславом Ярославичем.

34. Это известие Владимира давно уже поставлено в связь с событиями 1068 г. Надо полагать, что в Берестье (нынешний Брест) Изяслав оказался по пути из Киева в Польшу, куда он бежал из Киева после восстания 15 сентября. К осени или началу зимы того же года относится и переход Владимира в Смоленск.

35. Владимир-Волынский. По-видимому, речь идет о событиях зимы 1068/69 г., так как следующее известие вводится фразой "тое же зимы". Неоднократное упоминание Владимира в тексте "Поучения" свидетельствует о том, что Владимир Мономах получил этот город в княжение. 

36. Двойственная форма "брата" указывает на двух братьев: Святослава и Всеволода Ярославичей.

37. Д. С. Лихачев добавляет в текст: "иде бяху ляхове пожгли" (ПВЛ. С. 102), что, возможно, и верно, но едва ли может рассматриваться как текстологически обоснованная конъектура. О сожжении Берестья поляками (или кем бы то ни было) летопись ничего не сообщает.

38. Фр. Миклошич, а вслед за ним А. Ф. Бычков и А. С. Орлов предложили исправление: "городъ техъ", однако и такое исправление не выглядит обоснованным.

39. Возвращение в Переяславль предположительно относится к весне 1069 г. Пасха в этом году была 12 апреля.

40. Это известие по-разному интерпретируется исследователями. Наиболее обоснованной представляется мнение С. М. Соловьева, поддержанное и аргументированное В. А. Кучкиным, согласно которому Владимир был послан на Волынь дядьями Святославом и Всеволодом в 1069 г. и должен был заключить мир с возвращающимся на Русь из Польши Изяславом и его тестем польским князем Болеславом II Храбрым (Кучкин. Поучение. С. 22—34). О переговорах между Святославом и Всеволодом, с одной стороны, и Изяславом, с другой, сообщает летопись; по ее словам, Святослав и Всеволод, по просьбе киевлян "посласта к Изяславу, глаголюще: "…не води ляховъ Кыеву… аще ли хощеши гневъ имети и погубити град, то веси, яко нама жаль отня стола"". Судя по летописи, переговоры оказались успешными: "то слышавъ Изяславъ, остави ляхы и поиде с Болеславом, мало ляховъ поимъ…" (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 173). Город Сутейск находился на Волыни, на самой границе Польши и Литвы.

41. Об этом походе сообщается в "Повести временных лет" под 6584 (1076) г.: "Ходи Володимер сын Всеволожь и Олег сын Святославль ляхом в помочь на чехы" (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199). По расчетам В. А. Кучкина, поход начался в сентябре 1075 г. и закончился к февралю 1076 г. (Кучкин. Поучение. С. 24—25).

42. Город Глогау (ныне Глогув), на Одере. Чешский лес — по-видимому, речь идет о Судетских горах (и ныне разделяющих Чехию и Польшу); менее вероятно, что имеется в виду современный хребет Чешский лес на западе Чехии.

43. Старший сын Мономаха, Мстислав, впоследствии князь Новгородский. О рождении Мстислава летопись сообщает под 1076/77 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 190).

44. Неоднократное упоминание Турова свидетельствует о том, что Мономах княжил в этом городе, о чем по другим источникам не известно. Слова "на весну", скорее всего, имеют в виду весну 1076 г., когда Владимир возвратился после чешского похода.

45. Князь Святослав Ярославич умер 27 декабря 1076 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199).

46. Речь идет о княжении Владимира в Смоленске.

47. Новгородскому князю Глебу Святославичу.  Скорее всего, речь идет о помощи Глебу в его борьбе с князем Всеславом Полоцким, постоянно угрожавшим Новгороду. По-видимому, поход Владимира к Новгороду имел место в конце зимы — начале весны 1077 г.

48. Речь идет о войне Всеволода с полоцким князем Всеславом Брячиславичем.

49. Святополк Изяславич, сын Изяслава Ярославича.

50. Святополк сел на княжение в Новгород, по-видимому, еще до гибели князя Глеба Святославича во время похода на чудь 30 мая 1078 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199—200; по Новгородской Первой летописи, 1079: НПЛ. С. 18). В статье "А се князи Великого Новагорода", читающейся в той же рукописи, что и Новгородская Первая летопись младшего извода, о Глебе сообщается следующее: "и выгнашя из града, и бежа за Волокъ, и убиша и чюдь. А Святополкъ седе на столе…" (НПЛ. С. 470).

51. Местоположение города Одреска неизвестно; возможно, он находился на реке Одрови, впадающей в Днепр (Насонов. Русская земля. С. 155). По предположению Н. М. Карамзина, речь идет о Друцке (на реке Друти, притоке Днепра) — своего рода "воротах" в Полоцкую землю.

52. Князь Всеволод Ярославич занял Чернигов, вероятно, после вокняжения в Киеве своего брата Святослава Ярославича (март 1073 г.) и затем, после короткого княжения в Киеве (январь—июль 1077), возвратился в этот город.

53. О княжении Олега Святославича во Владимире другие источники не сообщают. Обед, на который Мономах пригласил Олега, состоялся ранее 10 апреля 1078 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199), так как в этот день Олег бежал "от Всеволода" в Тьмуторокань. Возможно, приезд Владимира в Чернигов и был связан с претензиями на этот город Олега. По предположению И. М. Ивакина, обед мог происходить на Пасху 1078 г., 8 апреля.

54. 300 гривен золота — очень большая сумма; в переводе на более привычное для древней Руси серебро она равнялась 3 тысячам гривен. По подсчетам Б. А. Романова, такой сумме равнялась вся доходная часть годового бюджета Смоленского княжества в середине XI в. (ПВЛ. С. 523).

55. 25 августа 1078 г. на реке Соже Всеволод Ярославич потерпел поражение от своих племянников Олега Святославича и Бориса Вячеславича, пришедших из Тьмуторокани с половцами. После этого Олег и Борис заняли Чернигов, а Всеволод ушел в Киев, а оттуда в Переяславль, где соединился со своим сыном (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 200—201).

56. В битве на Нежатиной Ниве 3 октября 1078 г. войска Изяслава Ярославича, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и Ярополка Изяславича одержали победу над Борисом и Олегом, причем в ходе сражения были убиты великий князь Изяслав Ярославич и Борис Вячеславич (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 201—202). Всеволод Ярославич занял Киев, а Владимир получил Чернигов (там же. Стб. 204).

57. Обров — урочище в Переяславском княжестве.

58. К какому времени относятся эти события, неизвестно. По мнению И. М. Ивакина, поддержанному другими исследователями, речь идет о том же совместном со Святополком походе против Всеслава, о котором Мономах говорил выше и который можно отнести к зиме 1077/78 г. (ср. Ивакин. С. 159; ПВЛ. С. 523). Но это, по-видимому, не обязательно. Более того, упоминание черниговцев в составе Владимирова войска скорее указывает на время княжения Владимира в Чернигове (после 3 октября 1078).

59. В тексте, вероятно, пропуск.

60. Лукамль и Логожск — города в Полоцком княжестве.

 


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру