Сочинения Владимира Мономаха. Поучение

Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова

О двукратном (по меньшей мере) обращении Мономаха к тексту "Поучения" говорят наблюдения над автобиографической частью его сочинения, о чем также писал еще М. П. Погодин. В самом деле, трудно объяснить, почему Мономах так подробно описывает свои "пути" до 1096—1097 гг. (или, может быть, до 1100—1101 гг., см. выше), которым отведено в рукописи почти три полных листа, а о событиях, относящихся к более позднему времени (до 1117 г.) упоминает лишь вскользь, в нескольких фразах. Рассказ об этих последних событиях занимает в рукописи Лаврентьевской летописи лишь несколько строчек и скомпонован в одном месте: между фразой "а се ныне иду Ростову" и воспоминаниями о частых поездках Владимира из Чернигова в Киев еще при жизни отца (т. е. ранее 1093 г.). Вполне естественно предположить, что эти несколько строк представляют собой позднейшую вставку, сделанную самим Мономахом в первоначальный текст своего "Поучения".

Когда же была сделана эта вставка? Очевидно, после 1117 г., так как последнее упомянутое в "Поучении" событие — поход на владимиро-волынского князя Ярославца Святополчича, "не терпяче злобъ его", — летописи датируют 1117 г. (поход против князя Глеба Всеславича Минского, упомянутый Мономахом перед этим, имел место в феврале-марте 1116 г.). Упоминание Мономахом о "злобах" Ярославца — его главного политического противника в это время, — на мой взгляд, свидетельствуют о том, что Ярославец был еще жив и борьба с ним оставалась актуальной. Следовательно, "Поучение" дорабатывалось не позднее лета 1123 г., когда князь Ярослав Святополчич трагически погиб под стенами Владимира-Волынского. О причине, по которой Мономах был вынужден вернуться к "Поучению", мы уже говорили выше: очевидно, новый экземпляр "Поучения" потребовался для кого-то из его подросших сыновей.

Обращение к событиям 1117-го и последующих годов позволяет высказать некоторые предположения относительно того, для кого именно понадобился этот новый экземпляр — тот самый, который и лег в основу дошедшего до нас единственного списка "Поучения". Летописи сообщают всего о нескольких событиях в семье Владимира Мономаха в эти годы: еще до его похода на Ярославца Святополчича он перевел из Новгорода в Белгород своего старшего сына Мстислава; в том же 1117 г., вскоре после похода на Ярославца, женил пятнадцатилетнего сына Андрея (он родился в 1102 г.); в следующем 1118 г. Ярослав бежал из Владимира-Волынского, и Мономах посадил на княжение во Владимир другого своего сына Романа, который, вероятно, был старше Андрея, но ненамного; наконец, 6 января 1119 г. Роман умер, и Мономах послал во Владимир Андрея, который и занял владимиро-волынский стол. О судьбе Юрия (будущего Долгорукого) летописи не сообщают до 1120 г., когда он совершил поход на волжских болгар, но, естественно, нельзя исключать и того, что "Поучение" предназначалось для него. Сделать выбор в пользу кого-то одного из младших сыновей Мономаха (Юрия, Романа или Андрея) можно лишь условно, с оговорками, принимая во внимание то литературное окружение, в котором "Поучение" сохранилось в составе Лаврентьевской летописи. Как уже говорилось выше, помимо самого "Поучения" и письма Мономаха князю Олегу Святославичу, в летопись оказался включен текст молитвенного содержания, представляющий собой выписки из ряда богослужебных книг, главным образом, из Триоди постной. Помимо прочего, текст этот содержит молитвенное обращение к св. Андрею Критскому, автору "Покаянного канона", выдержки из которого также вошли в состав подборки. Возникает вопрос: не связано ли обращение к небесному покровительству св. Андрея ("Андре[ю] честныи, отче треблаженыи, пастуше Критьскыи, не престаи моляся за ны, чтущая тя…") с соименностью его тому князю, для которого (или которым) была составлена вся молитва? В таком случае, бытование молитвы (а значит, и всего комплекса сочинений Владимира Мономаха) уместнее всего связать с одним из двух князей из его рода: либо с сыном Андреем, либо с внуком Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. Если принять во внимание отмеченную выше актуальность обвинений Мономаха в адрес князя Ярославца Святополчича, то первый вариант будет выглядеть предпочтительнее. Таким образом, можно согласиться, в основном, с мнением Н. В. Шлякова, который рассматривал "Поучение" в редакции 1117 г. как родительское благословение Мономаха сыну Андрею, отправившемуся в 1118 г. (точнее, в начале 1119 г.) на свое первое княжение во Владимир-Волынский (см.: Шляков Н. В. О Поучении Владимира Мономаха // ЖМНП. 1900. Ч. 329. Май. С. 124—126). (Недавно это мнение поддержал А. А. Гиппиус, согласно которому Молитва (в ее первоначальном виде) представляла собой завершающую часть "Поучения" в редакции 1117 г.; см.: К атрибуции молитвенного текста в "Поучении" Владимира Мономаха // Древняя Русь. 2003. № 4 (14). С. 14.) Правда, следует учесть, что Андрей Критский не являлся небесным покровителем Мономахова сына: судя по показаниям поздних источников, Андрей Владимирович был крещен во имя св. Андрея Стратилата (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 2. Стб. 188; ср.: Кучкин В. А. Княжеский помянник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа Тризны // Древнейшие государства Восточной Европы. 1995. М., 1997. С. 197, 229). Но особое почитание князем св. Андрея Критского как соименного ему святого, по-видимому, могло иметь место. Впоследствии Андрей Владимирович княжил в Переяславле-Южном, где и скончался в 1142 г. Так получает объяснение факт сохранения "Поучения" Владимира Мономаха в летописании Северо-Восточной Руси: как известно, на своем раннем этапе оно было тесно связано именно с Переяславлем-Южным, остававшимся долгое время уделом потомков Юрия Долгорукого.

Другую версию происхождения молитвенного обращения в цикле сочинений Владимира Мономаха предложил Н. Н. Воронин (О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник. М., 1962. С. 265—271). По его мнению, молитва была составлена значительно позднее кончины Владимира Мономаха князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. (Выводы Н. Н. Воронина были подкреплены наблюдениями Р. Матьесена, который установил факт использования в Молитве "Канона молитвенного" епископа Кирилла Туровского, писателя второй половины XII в. (Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // ТОДРЛ. Т. 26. Л., 1971. С. 192—201). Если этот вывод верен, то Молитва, входящая в цикл сочинений Владимира Мономаха, не может принадлежать не только времени самого Владимира, но и времени его сына Андрея.) Если так, то дошедшую до нас в составе Лаврентьевской летописи редакцию "Поучения" логичнее всего рассматривать как адресованную отцу Андрея Боголюбского князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Впрочем, Н. Н. Воронин допускал и иной путь: автограф "Поучения", написанный для того же Андрея Владимировича, мог попасть в руки Андрею Боголюбскому от его брата князя Глеба Юрьевича, княжившего в Переяславле-Южном и Киеве, а в феврале 1170 г. хоронившего в Киеве сына Андрея Владимировича князя Владимира Андреевича. (Впрочем, недавно вывод Р. Матьесена оспорил А. А. Гиппиус, который допустил наличие в тексте молитвы поздних вставок, одной из которых и является заимствование из "Канона молитвенного". Кроме того, нельзя исключать наличие общего источника для Молитвы и "Каньона" Кирилла Туровского (см. об этом в коммент. к тексту Молитвы.) 

Остается рассмотреть вопрос о времени включения в летопись комплекса сочинений Владимира Мономаха, отчасти уже затронутый выше. В настоящее время, по-видимому, можно отвергнуть гипотезу А. А. Шахматова, согласно которой "Поучение" было включено в т. н. "Третью" редакцию "Повести временных лет" ок. 1118 г., в связи с переводом старшего сына Мономаха Мстислава из Новгорода в Южную Русь (Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов. Л., 1938. С. 23—24). Этому, прежде всего, противоречит отсутствие "Поучения" в летописях, сохранивших "Третью" редакцию "Повести временных лет" или те вставки, которые А. А. Шахматов связывал с этой редакцией. М. Д. Приселков удачно объяснил дефект в начале "Поучения" (пропуск 4-х с половиной строк) тем, что этот памятник первоначально читался на первом листе рукописи и из-за отсутствия переплета сильно загрязнился или стерся (История рукописи Лаврентьевской летописи // Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Т. 19. Л., 1939. С. 186—188). Однако, как справедливо отметил Д. С. Лихачев, вовсе не обязательно считать, что текст "Поучения" читался в начале именно того "ветхого" летописца, который переписывал Лаврентий: якобы случайно оторвавшиеся листы заключает в себе только текст, посторонний по отношению к летописи, и не захватывают начала "Повести временных лет" (Текстология. С. 204—210; Повесть временных лет. Изд. 2-е. С. 512—514). Более вероятно, по мнению исследователя, что листы с "Поучением" и другими текстами составляли отдельную тетрадь. Они оказались вложены в текст летописи не случайно, а приблизительно на то место, которое им и можно отвести, оказавшись по соседству с рассказом о войне Мономаха с Олегом Святославичем. "Пытаясь установить время, под которым должно быть помещено "Поучение", — пишет Д. С. Лихачев, — Лаврентий или его предшественник мог определить дату одного из сочинений Мономаха — его письма к Олегу… Летописец и вставил поэтому сочинения Мономаха под 1096 г." Следует добавить только, что замысел летописца (едва ли им был сам Лаврентий) так и остался неосуществленным. Очевидно, первоначально предполагалось поместить комплекс сочинений Мономаха (или, может быть, только его письмо Олегу) в связи с рассказом о войне между Мономахом и его сыновьями и Олегом. Рассказ этот, надо полагать, и читался на том развороте, куда были вложены листы с текстом сочинений Мономаха. Соответствующая отметка о месте вставки либо не была сделана, либо осталась незамеченной позднейшим переписчиком, который и переписал вложенные в рукопись листы сплошь. Был ли этим переписчиком Лаврентий или его предшественник (автор летописного свода 1305 г.), остается неизвестным.

Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова приведены по изданию: Карпов А. Ю. Великий князь Владимир Мономах. М.: Русскiй мiръ, 2006 (серия Русскiй мiръ в лицах).

 


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру