Сочинения Владимира Мономаха. Поучение

Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова

ТЕКСТ
Я, худый, дедом своим Ярославом, благословленным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею — Мономахи… (1)

…и христианских ради людей, ибо сколько соблюл их по милости своей и по отчей молитве от всех бед. Сидя на санях (2), помыслил в душе своей и похвалил Бога, который меня, грешного, до этих дней сохранил (3). Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку (4), не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, но трудиться. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх Божий имейте в сердце своем и милостыню творите неоскудевающую, ибо это — начало всякому добру. Если же кому не люба грамотка сия, то пусть не посмеются, но так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу (5) молвил.

Ибо встретили меня послы от братии моей на Волге и сказали: "Присоединись к нам: выгоним Ростиславичей (6) и волости их отнимем. Если же не пойдешь с нами, то мы сами по себе будем, а ты сам по себе" (7). И сказал я: "Хотя и гневаетесь вы, не могу ни с вами идти, ни креста преступить". И, отпустив их, взял Псалтирь, в печали разогнул ее, и вот что открылось мне (8): "Что печалишься, душа, что смущаешь меня?" (ср. Пс. 41, 6), и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся мне словеса, и расположил их по порядку, и написал; если вам последние не любы, то первые примите (9).

"Что печальна ты, душа моя, что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него" (ср. Пс. 41, 6. 12; 42, 5). "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; будет искать он место свое и не найдет. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним и видит, что придет день его. Нечестивые извлекают оружие, натягивают лук свой, чтобы истребить нищего и убогого, чтобы пронзить правых сердцем: оружие их войдет в сердца их, и луки их сокрушатся. Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых, ибо мышца нечестивых сокрушится, а праведников подкрепляет Господь. И так нечестивые погибнут, праведных же милует и одаривает [Господь] (10), ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. Господом утверждаются стопы человека: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. Уклоняйся от зла, делай добро, ищи мира и следуй за ним, и будешь жить вовек" (ср. Пс. 36, 1. 9—17. 20. 21—27; 33, 15). "[Если бы не Господь был с нами], когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость его на нас (11); воды потопили бы нас" (Пс. 123, 2—4). "Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня. Враги мои ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о Всевышний!" (Пс. 55, 2—3). "Возрадуется праведник, и, когда увидит отмщение, омоет руки свои в крови нечестивого. И скажет человек: "подлинно есть плод праведнику, ибо есть Бог, судящий на земле!"" (Пс. 57, 11—12). "Избавь меня от врагов моих, Боже! защити меня от восстающих на меня; избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадного, ибо вот, они подстерегают душу мою" (58, 2—4). "
Ибо [на мгновение] гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворится плач, а на утро радость" (Пс. 29, 6). "Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь моя. И уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои" (Пс. 62, 4—5). "Укрой меня от сборища коварного и от множества делающих неправду" (Пс. 63, 3). "Возвеселитесь, все правые сердцем" (Пс. 31, 11). "Благословлю Господа на всякое время; хвала Ему непрестанно" (Пс. 33, 2), и прочее.

Ибо как Василий (12) учил, собрав юношей, [иметь] души чистые, непорочные, телеса худые, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Еде [и] питью быть без шума великого; при старых молчать, премудрых слушать; старшим повиноваться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, но побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться излишне; стыдиться старших, с непотребными женщинами не беседовать; глаза держать книзу, а душу горе; избегать… (13), не отказываться учить падких на власть; ни во что ставить всеобщие почести" (14). "Если кто из вас может другим услужить, от Бога пусть воздаяния ожидает и вечных благ насладится". "О Владычица Богородица! Отними от убогого сердца моего гордость и дерзость, да не вознесусь суетой мира сего в ничтожном сем житии" (15). "Научись, верный человек, быть благочестию делателем; научись, по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела порабощению, гнева подавлению; иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради: лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — моли, умертви грех" (16). "Избавляйте обидимого, защищайте сироту, оправдайте вдовицу. Тогда придите — и соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю их" (Ис. 1, 17—18), и прочее (17). "Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: "Слава Тебе, Человеколюбче!"" (18).

Поистине, дети мои, разумейте, сколь милостив и премилостив Человеколюбец Бог! Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам причинит зло, то готовы пожрать его и спешим на пролитие крови (ср. Притч. 1, 16). А Господь наш, владея и жизнью, и смертью (19), согрешения наши превыше голов наших терпит даже и до конца жизни нашей. Как отец, любя дитя свое, бьет его и снова привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя добрыми делами избавиться от него [от врага] и победить его: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия (ср. Втор. 30, 11), как теми тремя делами избавиться от грехов своих и Царствия [небесного] не лишиться. Бога ради, молю вас, не ленитесь, не забывайте трех дел тех, ибо не тяжки они: не затворничество это, не чернечество, не голод, что иные добродетельные претерпевают (20), — но малым делом можно улучить милость Божию.

"Что есть человек, что Ты помнишь его?" (Пс. 8, 5). "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои; никакой разум человеческий не может постигнуть чудес Твоих" (ср. Пс. 47, 2) (21). И еще скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое в века по всей земле" (ср. Пс. 144, 1—3; 8, 10). И кто не восхвалит или не восславит силу Твою и Твои великие чудеса и блага, устроенные на сем свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные, и птицы, и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И такому чуду подивимся: как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, так что если и весь мир собрать, то не все на одно лицо будут, но у каждого свой облик по Божьей мудрости (22). И тому подивимся, как птицы небесные из ирья (23) идут, и прежде всего [в] наши руки; и не поселяются на одном месте, но и сильные, и слабые расходятся по всем землям Божиим повелением, чтобы наполнились леса и поля. Всё же то дал Бог в угоду людям: на пищу [и] для веселья. Велика, Господи, милость Твоя к нам (ср. Пс. 32, 22), так как блага те сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные научены Тобою, Господи: когда повелишь, запоют и людей Твоих возвеселят; а когда не повелишь им, то, хоть и имеют голос, станут немы. "И благословен Ты, Господи, и достохвален" (ср. Пс. 118, 12; 144, 3), всякие чудеса и блага эти створивший и сделавший! И кто не славит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душою во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят (ср. 1 Кор. 16, 22).

Прочитав эти словеса божественные, дети мои, восхвалите Бога, давшего нам милость Свою. А это — от худого моего ума наставление. Послушайте меня: если не всё примите, то половину.

Если смягчит вам Бог сердце, слезы пролейте о грехах своих, говоря: "Как помиловал Ты блудницу, и разбойника, и мытаря, так и нас, грешных, помилуй". И в церкви то делайте, и [спать] ложась. Ни одной ночи не пропускайте: если можете, поклонитесь до земли; если же занеможется вам — тогда трижды. А того не забывайте, не ленитесь: ведь этим ночным поклоном и [молитвенным] пением человек побеждает дьявола, и что человек нагрешит за день, этим избавляется (24). И когда на коне едете и нет у вас ни с кем дела, если других молитв не умеете сказать, "Господи помилуй" повторяйте беспрестанно в тайне (ибо эта молитва всех лучше) — нежели о пустом думать, ездя.

Более же всего убогих не забывайте, но сколько можете по силам вашим, кормите, и сироте [милостыню] подавайте, и вдовицу сами оправдывайте, а не давайте сильным погубить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет достоин смерти, не губите никакой души христианской. Говоря что-либо — дурное ли, доброе, — не клянитесь Богом, не креститесь — нет в том тебе никакой нужды. Если же будете крест целовать братии или еще кому, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а дав целование, соблюдайте его, чтобы, нарушив, не погубить души своей. Епископов, и священников, и игуменов [почитайте (25)]; с любовью принимайте от них благословение, и не отстраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы принять по их молитве от Бога. Более всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что Ты дал нам, — не наше, но Твое, поручил нам на малое время. И в земле [ничего] не прячьте — то нам великий грех.

Старых почитай, как отца, а молодых — как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. Не полагайтесь на тиуна (26) или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь. На воевод не полагайтесь; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни спанью; и сторожей сами снаряжайте. И ночью, повсюду наряд расставив, около воинов ложитесь, а вставайте рано. И оружие не снимайте с себя сразу, не оглядевшись, по беспечности — ибо внезапно человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь душа погибает и тело. Куда бы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим вред причинять ни селам, ни посевам, чтобы не начали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите, накормите жаждущего (27). А более всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел: простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете одарить — то пищей и питьем: они ведь, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. И мимо человека не пройдите, не поприветствовав, доброе слово ему скажите. Жену свою любите, но не дайте им над собою власти. А вот вам конец всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне будет не стыдно, и вам будет добро.

Чего умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Как и отец мой, дома сидя, выучил пять языков (28) — оттого и честь от иных земель. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится (29). Добро же творя, не ленитесь ни на что доброе, прежде всего к церкви: да не застанет вас солнце в постели. Так ведь поступал отец мой блаженный и все добрые мужи свершенные. На заутрене воздав Богу хвалу, и потом при восходе солнца, и увидев солнце, [надлежит] прославить Бога с радостью и сказать: "Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет Твой прекрасный" (ср. Пс. 12, 4). И еще: "Господи, приложи мне лето к лету, чтобы, в прочих грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою". Так я прославляю Бога, и когда сажусь думать с дружиною, или [собираюсь] творить суд людям, или на охоту ехать, или на сбор дани, или ложиться спать; спанье от Бога установлено в полдень — в это ведь время почивают и зверь, и птицы, и люди.

А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, [с] тринадцати лет (30).

В первый раз к Ростову пошел, сквозь землю вятичей: послал меня отец, а сам пошел к Курску (31). И затем, во второй раз, — к Смоленску, со Ставком Гордятичем (32), который затем пошел к Берестью с Изяславом (33), а меня [Изяслав] послал к Смоленску (34). А из Смоленска пошел во Владимир (35). Той же зимой послали меня в Берестье братья (36), на пепелище сожженное (37); и берег я город тот утихший (38). Затем пошел в Переяславль к отцу, а после Пасхи (39) из Переяславля во Владимир — к Сутейску: мир заключать с поляками (40). Оттуда на лето опять [вернулся] во Владимир. 

Потом послал меня Святослав в Польшу (41): ходил за Глогов, до Чешского леса (42); ходил в земле их четыре месяца. И в том же году дитя родилось старшее, новгородское (43). Потом оттуда к Турову, а на весну — к Переяславлю, и снова к Турову (44).

И Святослав умер (45), и я опять пошел к Смоленску (46), а из Смоленска той же зимой, на весну, — к Новгороду: Глебу в помощь (47). А летом с отцом под Полоцк (48). А на другую зиму со Святополком (49) под Полоцк: Полоцк сожгли — он пошел к Новгороду (50), а я с половцами, воюя, на Одреск (51), и затем к Чернигову (52).

И снова из Смоленска пришел к отцу в Чернигов. И Олег пришел, выведенный из Владимира (53). И позвал его к себе на обед, с отцом, в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу 300 гривен золота (54). И снова из Смоленска же придя, прошел с боем сквозь войска половецкие к Переяславлю и отца встретил, из похода вернувшегося (55). И снова ходили в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову: биться с Борисом, и победили Бориса и Олега (56), и снова пошли в Переяславль, и встали в Оброве (57).

И Всеслав Смоленск сжег (58), и я с черниговцами верхом, о дву конь… и не застали в Смоленске (59). В том же походе за Всеславом пожег землю и повоевал до Лукомля и до Логожска (60); затем на Друцк, воюя, затем к Чернигову.

А в ту зиму повоевали половцы весь Стародуб (61). И шел я с черниговцами и с половцами: на Десне захватили князей Асадука и Саука и дружину их перебили. А назавтра за Новым городом (62) разогнали сильное войско Белкатгина, а семичей (63) и весь полон отняли.

А в Вятичскую землю ходили две зимы: на Ходоту и на сына его (64). И к Кордну (65) ходили первую зиму, и снова за Ростиславичами (66) — за Микулин; и не настигли их. И в ту весну — на соединение с Ярополком (67) в Броды.

Тем же летом гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин (68). И на ту осень ходили с черниговцами и с половцами, читеевичами (69), к Минску — захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины. На ту зиму ходили на соединение с Ярополком в Броды, и в любви великой утвердились (70).

И на весну посадил меня отец в Переяславле, перед братией (71), и ходили за Супой (72). И когда ехали к Прилуку городу (73), встретили нас внезапно князья половецкие, [с] восемью тысячами; и хотели мы с ними биться, но оружие отослали вперед на повозках. И вошли в город — только семца (74) одного живым захватили да нескольких смердов; наши же их больше перебили и захватили, и не смели те коней в повод взять и той же ночью бежали к Суле. И наутро, на Госпожин день (75), пошли к Белой Веже (76), и Бог нам помог и Святая Богородица: перебили 900 половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, — Асиня и Сакзя, и только два человека убежали (77).

И потом к Святославлю гнались за половцами, а потом к Торческу, а потом к Юрьеву (78) за половцами. И опять на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом, с Ростиславом же (79), у Варина (80) вежи захватили. А потом во Владимир ходил, снова Ярополка посадил [на княжение]; и умер Ярополк (81).

И снова, после смерти отца (82) и после [вокняжения] Святополка (83), на Суле бились с половцами до вечера у Халепа (84); и потом мир заключили с Тугорканом и с другими князьями половецкими (85), а у Глебовой чади (86) забрали дружину свою всю.

И потом Олег пришел на меня с половецкой землею к Чернигову (87); и билась дружина моя с ними в течение восьми дней у малого вала и не дала им [войти] в острог. Пожалел я души христианские, и села горящие, и монастыри (88) и сказал: "Да не похвалятся поганые!", и отдал брату стол отца его (89), а сам пошел на стол отца своего к Переяславлю. И вышли из Чернигова на день святого Бориса (90), и ехали сквозь полки половецкие, меньше ста человек с детьми и с женами, а [половцы] облизывались на нас, словно волки, стоя у перевоза и на горах, — Бог и святой Борис не дали меня им в добычу; невредимы дошли до Переяславля.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы (91) с дружиною своею; и много бед приняли от войны и от голода (92). И ходили на войско их за Римов (93), и Бог нам помог: перебили их, а других захватили. И опять Итлареву чадь перебили (94), и вежи их захватили, пойдя за Голтав (95). И к Стародубу пошли на Олега (96), потому что он соединился с половцами. И на Бог (97) ходили со Святополком на Боняка, за Рось. И к Смоленску ходили, с Давыдом помирившись снова (98). Ходили во второй раз с Вороницы (99). Тогда же и торки пришли ко мне из Половецкой земли (100) и читеевичи; ходили навстречу им на Сулу.

И потом опять ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску (101), и вот ныне иду к Ростову (102). И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили (103); и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось и не настигли его. И на зиму к Смоленску ходил. Из Смоленска после Пасхи вышел, и Юрьева мать умерла (104). Придя в Переяславль на лето, собрал братию. И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину (105); ходили за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших. И после Рождества заключили мир с Аепой и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску (106). И потом ходил к Ростову. Придя из Ростова, опять ходил на половцев, на Уру[со]бу, со Святополком (107), и Бог нам помог. И потом опять на Боняка к Лубну (108), и Бог нам помог. И потом ходили к Воиню со Святополком (109). И потом опять на Дон (110) ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог (111). И к Вырю (112) пришли было Аепа и Боняк: хотели захватить его; мы с Олегом и с детьми ходили к Ромну (113), и они, услыхав, бежали. И потом к Минску ходили на Глеба (114), который людей наших захватил, и Бог нам помог, и исполнили задуманное. И потом ко Владимиру ходили на Ярославца (115), не терпя злобы его.

А из Чернигова к Киеву непрестанно (116) к отцу ездил, за день проезжая, до вечерни. А всех походов великих восемьдесят и три, а остальных, меньших, и не упомню. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать — и при отце, и без отца. И скота давал много и многие одежды свои. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Овчининых (117) четырех братьев, а иных всех лучших князей сто. А самих князей живыми Бог в руки давал: Коксуся с сыном, Аклана Бурчевича (118), таревского князя (119) Азгулуя и пятнадцать иных воинов молодых — этих я, живыми приведя, изрубил, побросал в ту речку в Славлий (120). А врозь перебито в то время до ста лучших [воинов].

А так трудился я на охотах, пока в Чернигове сидел. А из Чернигова выйдя и до сего лета по сотни загонял и брал даром, всею силою (121) […] кроме иного лова — кроме туров (122), ибо ловил с отцом всякого зверя. А вот что в Чернигове делал: коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать, живых коней, а кроме того, по степи (123) ездя, тех же коней диких своими руками ловил. Два тура рогами меня бросали с конем. Олень меня один бодал, и два лося: один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь (124) на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил — и Бог меня невредимым сохранил. И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал — в юности своей повреждал, не заботясь о жизни своей, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам я делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в зной и в стужу, не давая себе покоя. Не полагаясь ни на посадников, ни на биричей (125), сам делал, что было надо; весь распорядок в дому своем сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов; и о соколах и о ястребах — тоже. И худого смерда, и убогую вдовицу не давал сильным обидеть; и за церковным порядком и за службой сам наблюдал. Да не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь ни себя, ни дерзости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его, Коий меня, грешного и худого, столько лет от того часа смертного охранял и не ленивым меня сотворил, худого, [но] на всякие дела человеческие пригодным.

Прочитав же грамотку эту, поспешите на всякие дела добрые, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь — ни [на] войне, ни от зверя, исполняйте дело мужественно, как вам Бог пошлет. Ибо если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня [не пострадал], то и из вас никто не может пострадать или убиться, пока не будет от Бога повелено. А если от Бога придет смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут отнять вас от нее. И хотя добро есть оберегаться [самому], Божие обережение лучше человеческого.

 


Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру