"Развратясь, они потребовали супу..."

С историческим оптимизмом о реформе исторического образования

Несколько лет назад была проведена реформа исторического образования в школе, существенная изменившая действующие программы и потребовавшая новых учебников. Сегодня история изучается по так называемым концентрам: 1-ый концентр – 5 – 9 классы – всеобщая история и история России до XX в. включительно, 2- ой концентр - 10-11 классы - вновь история России и отдельные специальные курсы, например, «История цивилизаций». Поскольку количество часов, отводимых на изучение предмета, естественно, не увеличилось, это привело к тому, что курсы истории вынужденно «похудели», а плотность изучения материала, его насыщенность заметно возросли. Так, за два урока в неделю (или 68 часов в год) необходимо «пройти» (слово «изучить» здесь вряд ли уместно) отечественную истории от начала XX в. до наших дней. До реформы этот же объем изучали 2 года, и не в 9, а 10-11 классах. Средневековье сегодня «проходят» в 6 классе за 29 часов, до реформы – в 7классе за 68 часов. Пользы от таких изменений пока еще никто не увидел, зато вред их очевиден для всех.

 

Обратимся к некоторым из новых учебников, написанных в годы реформы.

 

Учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. XX век» для 9-х классов к 2001 г. выходил в издательстве «Просвещение» уже 7 раз. Как сообщено в аннотации «очередное издание существенно доработано в сторону облегчения текста и большей доступности для учащихся». Мы обращаем особое внимание на этот учебник потому, что именно он является массовым (тираж одного издания – 200 000 экземпляров), входит в федеральный комплект учебников и бесплатно поступает в школьные библиотеки. Распределение материала в нем выглядит следующим образом:

 

Россия до I мировой войны – 8 параграфов,

 

Россия от 1917 до 1927 гг. –13 параграфов,

 

СССР в 1928 – 1938 гг. – 5 параграфов,

 

Великая Отечественная война –5 параграфов,

 

СССР и Россия в 1945-1998 гг. – 19 параграфов.

 

Таким образом, на изучение событий Великой Отечественной войны отводится всего 5 часов, тогда как на время хрущевской «оттепели» целых 4 часа, на гражданскую войну столько же, сколько и на «перестройку» - по 4 часа. Стоит ли удивляться тому, что нынешнее поколение школьников не знает не только имен военачальников, но и дат начала и окончания Великой Отечественной войны. Вряд ли положение может быть существенно изменено в 10 – 11 классах: авторы современных программ  рекомендуют уделить этой теме 2 (!) урока.

 

Вообще, надо сказать, истории России до II мировой войны в этом учебнике очень не повезло. Во-первых, с тем же распределением времени. Так, экономические реформы С. Витте описываются буквально в двух, причем весьма пространных предложениях: «Будучи дальновидным и умным политиком, С.Ю.Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Но первоочередными он считал экономические реформы, среди них – реформы в области промышленного производства и финансов» (с. 20). Ни о введении золотого червонца, ни о строительстве Транссибирской магистрали ничего не говорится. Зато отдельный раздел посвящен экономическим дискуссиям 1945 – 1946 гг. (сс.241 – 242), экономическому курсу Маленкова (с. 267) и, наконец, целый параграф (5 страниц) – реформе 1987 г. Л. Абалкина и А. Аганбегяна, раскрытие содержания которой потребовало введения таких терминов, как «макроэкономическая стабилизация» и «технологическая дисциплина», целесообразность изучения которых 14-15-летними детьми весьма сомнительна.

 

Пострадали и вопросы внешней политики: на полутора страницах описываются события русско-японской войны (как говорится, и на том спасибо: в предыдущих изданиях этому вопросу вообще уделили 2 абзаца), в одном параграфе – события I мировой войны и в 5 –история внешней политики СССР и России после II мировой войны.

 

А теперь познакомимся с содержанием текста. Аграрная, а потому отсталая дореволюционная Россия (с.8), (правда, занимавшая в начале XX в. IV место в мире по уровню национального дохода и I – по темпам его прироста, о чем вскользь упоминается авторами учебника), в которой «отсутствуют элементарные демократические свободы» (с.17), в национальной политике проводится « курс на русификацию» (с.18), и где «уровень образования только 20% российского населения соответствовал общеевропейским нормам» (с.7). Впрочем, в некоторой доле культуры России все же не отказано, поскольку «наблюдалась значительная тяга всех слоев населения к получению образования» (с.7).

 

Столь же печально выглядит жизнь и отдельных сословий. У средней буржуазии («мелкие буржуазные собственники в России практически отсутствовали»- с.22) плохо с сознанием – отсутствуют «такие психологические установки, которые способствуют превращению собственника в буржуа: рационализм, прагматизм, безусловное преклонение перед частной собственностью». У крупной буржуазии тоже не все в порядке, особенно у «старорусской». По поводу ее положения как будто и сами авторы находятся в некотором недоумении: «Другой стороной этого психологического феномена было поведение части «московских» предпринимателей, имеющих купеческие корни, выходцев, как правило, из старообрядческой среды. Их деятельность сочетала в себе приверженность к старым, полуфеодальным способам эксплуатации рабочих, позволяющих сохранять высокую доходность, с широкой благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью» (с.23).

 

Помещики неизбежно разоряются, «пополняя ряды мелких чиновников и интеллигенции» (с.26), а последняя столь же неизбежно пополняет ряды активных борцов с режимом: «Интеллигент – это тот представитель умственного труда, кто сознательно избрал удел служения народу, кто находится в глубокой оппозиции к существующему режиму и готов принять активное участие в борьбе с ним» (с.28).

 

 Пролетариат традиционно страдает от штрафов, а «отсутствие продуманной системы государственных мер в области рабочего законодательства» превращает его «в мощную революционную силу» (с.24). Школьникам, конечно, ничего не сообщается как о самом рабочем законодательстве к. XIX– н. XX вв., так и о его высокой оценке в России и за рубежом, - видимо, чтобы не портить чистоту одной краски этого веселенького живописного полотна. Добавим не одно столетие «расслаивающееся» крестьянство– «резерв армии для российской промышленности» (с.27) – и картина завершена.

 

Что же, при таком подходе оно, может быть, и к лучшему, что дореволюционная история России излагается столь скупо. Можно было и вообще себя не утруждать, потому, как нечто похожее мы уже однажды читали. Помните? – «Незнатным гражданам жилось плохо. Они уныло богатели, занимаясь торговлей и промышленностью. Рабы мирно обрабатывали поля и устраивали восстания» («Всеобщая история, обработанная «Сатириконом», Тэффи и А.Аверченко).

 

По мере модернизации страны, «догоняющей» своих недосягаемо развитых европейских собратьев, меняется и тон повествования. Произошедшая в царской «тюрьме народов» прогрессивная революция 1905 г., по сетованию авторов, все же «имела незавершенный характер» (с.40), видимо, в сравнении с английскими событиями 1649 и французскими 1793 гг., закончившимися обезглавливанием королей.

 

Февральские и октябрьские события 1917 гг. названы витиевато «в поисках перспектив», хотя, кроме фразы «авторитет Временного правительства неумолимо падал. А вместе с ним и шансы на успех демократической альтернативы» (с.89) об этих самых альтернативных перспективах или перспективных альтернативах больше ни слова не говорится. Затем – первые декреты Советской власти, один из которых, содержащий аграрную программу, «Ленин перехватил у эсеров» (с.93).

 

Оптимизм авторов, описывающих построение советской модели, очерченной основоположниками марксизма, сменяется бодро-энергичным разоблачением черной эпохи сталинизма, искажающего марксизм. Этому периоду посвящена глава, названная «Сталинская модернизация России» (1928 – 1938 гг.), в которой объясняются такие понятия как «тоталитаризм» и «тоталитарная система», ибо «в первой половине 20 в. тоталитарные, и близкие к ним режимы установились в большинстве государств мира. Особой формой тоталитаризма считается политическая система СССР 30-х гг.» (с.170). Этот отнюдь не бесспорный вывод требует от авторов обильного – 2 раздела – материала для его подтверждения. Позволим себе усомниться в необходимости введения подобных вопросов в курс истории 9 класса (напомним, возраст учеников - 14-15 лет). Но уж если авторы сочли возможным познакомить школьников с проблематикой дискуссий в российской историографии, то почему же в освещении столь сложного вопроса не нашлось места для самой дискуссии об этатизме и тоталитаризме?

 

Помимо явной однополярности в отборе материала и неуместной для учебника тенденциозности в оценках, он грешит еще и информационной перегруженностью. Как показывает практика, по объему материала учебник абсолютно не соответствует количеству времени, отведенному на его изучение. Хотя седьмое издание, как уже было упомянуто, и «доработано в сторону облегчения текста», но, видимо, до конца учебнику все же облегчиться не удалось, и потребуется, возможно, еще столько же переизданий, когда текст, наконец, станет «доступен для учащихся».

 

 Конечно, трудно уложить в прокрустово ложе 68 часов (а сюда входят еще уроки повторения, обобщения, проверки знаний учащихся и т.д.) всю историю XX в., но возможны варианты иного структурирования курса. Например, методически было бы оправдано собирание материала в проблемные блоки, более компактное его изложение. Однако кроме явно редакторской правки переиздания учебника ничем не отличаются друг от друга.

 

Другой учебник по современной истории – авторы В.П.Дмитренко, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков (издательство «Дрофа», 1999) именуется стыдливо «пособием», но гриф Министерства «рекомендовано» все же имеет. Язык его энергичен, сугубо конкретен, формулировки по-уставному точны, а задания если и позволяют ученику ненаказуемую инициативу собственных выводов, то в строго отведенных для этого границах. Вот, например, как выглядит описание социальной структуры России начала века: «Коллективный портрет населения. Постепенно таяли ряды дворянства… Купечество как единая предпринимательская группа распадалась… Сословия мещан и крестьян дробились… При этом слой крупной буржуазии оставался очень тонким» (с.9). Все это усугублялось еще и начавшимся «поворотом к мировой цивилизации», который «вел к углублению раскола в обществе. «Веер» интересов раскрывался все шире, дистанция между передовым и архаичным становилась все больше, а антагонизмы между ними – все глубже. Социальные группы, составлявшие российское общество, «разбегались» по отдельным направлениям, выдвигая множество программ дальнейшего развития страны, зачастую противоречивших одна другой» (с.10).

 

В отличие от разбегающихся социальных групп с их противоречивыми программами у авторов пособия с историческими перспективами все четко: они ясно и конкретно излагаются в разделе, названном «Исторический вызов для России» и напоминающим по манере изложения более бизнес-план, нежели учебное пособие: « Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех сфер общественной жизни: в политической сфере – использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными делами всем слоям населения, в сфере экономики – осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений – не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народа в области самоопределения, способствуя подъему национальной культуры и самосознания, в сфере внешних экономических связей - из поставщика сырья и продовольствия превратиться в равноправного партнера в индустриальном производстве, … в сфере обороны – модернизировать армию, обеспечить ее боеспособность использованием передовых средств и теорий ведения войны».

 

Не забыты в исторических заветах религия и церковь: « покончить с отношениями зависимости между самодержавным государством и церковью, обогатить философию, трудовую этику православия с учетом установления в стране буржуазных отношений» (сс.8-9).

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру