Великие географические открытия европейцев XV - нач. XVI вв.

Повторительно-обобщающий урок-аукцион, игра конкурсного типа

Цели урока: создать яркое образно-конкретное представление об эпохе Великих географических открытий, которые не только перевернули представления средневекового человека о мире, но и привели к возникновению английских торговых компаний, появлению американского золота в Европе, оживлению хозяйственной и торговой деятельности, предприимчивости и хозяйственной активности. Показать учащимся, что эпоха открытий наложила отпечаток и на бытовую сферу европейцев, при этом многие вещи, выращиваемые культуры были завезены в Европу или вывезены из нее.

 

Опережающее задание: Класс заранее разбивается на три группы по рядам- одна группа представляет на аукционе ацтеков, другая - инков, третья - майя. Они изучают дополнительную литературу, на контурных картах отмечают местоположение этих народов, выбирают наиболее оптимальное место проведения аукциона, исходя из знаний о колониальных захватах европейцев, сопоставления карт 1490 года, XVI века и современных карт (см. также опыт учителя Н.М. Алексеевой в журнале "Преподавание истории в школе", 1991, №5).

 

Список дополнительной литературы:

 

1. Березкин Ю.Е. Инки. Л., 1991.

 

2. Вайян Д. История ацтеков. М., 1949.

 

3. Варшавский А. Дорога ведет на юг. М., 1960.

 

4. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

 

5. Гуляев В.И. Забытые города майя. М., 1990.

 

6. Гуляев В.И. Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху. М., 1968.

 

7. Гуляев В.И., Юров В.И. Кто открыл Америку? М., 1993.

 

8. Кинжалов Р.В. Культура древнейших майя. Л.,1971.

 

9. Кинжалов Р., Белов А. Падение Теночтитлана. Л., 1956.

 

10. Миллард Э. История от средних веков до 1914 года. М., 1996.

 

11. Нерсесов Я.Н. 250 веков доколумбовой Америки. М., 1997.

 

12. Шишова Э. Великое плавание. М., 1963.

 

Вводная часть игры. Учитель говорит о том, что исторический аукцион - это особый вид игры. Обычно на аукционах продаются дорогие вещи, сначала они оцениваются, затем называется стартовая цена, затем уже происходят торги. Наш аукцион - интеллектуальный. Выигрывает вещь тот человек (или команда), который знает о ней больше. Как и на обычном аукционе, товар выставляется напоказ. О нем будет дана краткая справка, затем состоятся торги: кто больше знает об этой вещи. Оценивают ответы жюри (учителя или ученики 11 класса). Учитель также акцентирует внимание на том, что обозначает удар молотка по столу, вспомнив известную поговорку "продать с молотка".

 

Перед аукционом проводится разминка: три команды доложат всем о тех народах, которые они представляют. Также им могут быть предложены задания.

 

Задание 1. Проверяется локализация племен по контурной карте и выбор места проведения аукциона. Какие государства сегодня находятся на месте проживания инков, майя, ацтеков?

 

Задание 2. Объясните высказывания и выражения эпохи Великих географических открытий:

 

"революция цен"

 

"звездный час пряностей"

 

"рыцарство было уничтожено пушкой"

 

"мушкет - хищная птица"

 

"страна Пернатого Змея" (об ацтеках)

 

"древние греки Америки" (майя)

 

"царство сынов Солнца" (инки)

 

"апостол индейцев" (о Лас Касасе)

 

"первый раздел мира" (договор между Испанием и Португалией в 1494 году)

 

"рай, превращенный в ад"

 

"индийское золото мстит европейцам"

 

"золото - их единственная забота и предел желаний"

 

"живут в диком состоянии, но счастливо"

 

 

Основная часть игры.

 

Задание 1. Представление страны командами.

 

Майя - эти племена называли гениями доколумбовой Америки. Они были первыми, с которыми столкнулись европейцы. Занимались земледелием, выращиванием кукурузы (маиса), сажали сладкий картофель (батат), помидоры, тыкву, фасоль, какао, стручковый перец, дыню, авокадо, ваниль, хлебное дерево рамон. Выращивали также табак и хлопчатник. Питались лепешками тортильяс. Варили похлебку из фасоли, тыквы, томатов, кашу из кукурузы, горячий шоколад из бобов какао. Напитком был бальче из коры такого же дерева.

 

Из животных майя знали собак, мясо которых употребляли в пищу, индюшек, приручали барсуков и оленей. В пищу употребляли оленину, рыбу, добытый мед. Не отказывались также от грибов и насекомых - муравьев, кузнечиков, гусениц. Они знали свойства различных растений.

 

Майя занимались гончарным ремеслом и ювелирным делом, достигли успехов в архитектуре: усеченные пирамиды с храмом наверху, дворцы и стадионы, хорошие дороги. Майя имели письменность, ранее всех на планете стали применять нуль, создали календарь из 365 дней, по точности он ближе всех к современному. Каждый месяц символизирует сельскохозяйственные работы: январь - сбор кукурузы, июнь - облачный, август - гроза.

 

Майя знали 400 лекарств, снадобий от всех болезней, знали массаж, паровую ванну, кровопускание, были прекрасными хирургами, раны зашивали с помощью волос. Внешне майя украшали себя татуировками, были косоглазыми (так было модно). Майя не знали тягловых и вьючных животных, плуга, колеса, металла (кроме меди и золота), арочного свода.

 

Ацтеки основой своего хозяйства считали также земледелие, а главным продуктом питания - кукурузу. Также собирали бобы, тыкву, томат, батат, табак, хлопок. Выращивали кактусы, на которых разводили кошениль - насекомых, выделяющих пурпуровую краску. Из агавы делали канаты и напиток типа браги. Жидкий шоколад готовили из бобов какао и перца.

 

Ацтеки умели бросать мяч через кольцо, но не знали железа. Роль денег выполняли кусочки меди и олова и бобы какао. Они разводили маленьких мясных собак, индеек, гусей и уток. Охота не играла такой роли в питании, поэтому ацтеки были вегетарианцами.

 

Они достигли успехов в строительном, гончарном и ювелирном деле, славились изделиями из перьев. Сохранились знаменитые постройки - пирамиды, кирпично-каменные дома на фундаменте, дворцы правителей. Змеи - предмет особого поклонения ацтеков. Они организовали впервые зоопарк. Создали календарь из 365 дней с названиями месяцев и дней. Считали от 1 до 19 и владели пиктографическим письмом.

 

Инки занимались земледелием. Знали 100 видов растений от хлопчатника до ананаса. Основные культуры: картофель (папа) и 6 сортов кукурузы (сара). Инки питались также овощами, пивом чача, морскими свинками. Инки выращивали наркотик кока, нюхали табак. Разводили ради шерсти и кожи домашних животных - лам. Молоко не использовали в пищу, но иногда ели мясо. Лам использовали как вьючных животных. Занимались охотой и рыбной ловлей.

 

Инки преуспели в горном деле, металлургии, производстве оружия, ткачестве из шерсти и хлопка, бархата - кумби. Они имели ткачество, ювелирное дело, узелковое письмо - кипу. Храмы, дома, дворцы, крепости - все делали из прочного камня. Также инки имели хорошие дороги, мосты, постоялые дворы, склады припасов, курьерскую почтовую службу. Занимались астрономией, имели календарь из 365 дней и 12 месяцев, знали меры длины и имели хорошие карты. Для правильного счета имели счетную доску абак и круглыми камешками. Знали лечение болезней, применяли клизмы в виде кожаного баллона и пузыря.

 

Письмо инков - кипу - веревки с узелками, к которым привязывали шнурки. Цвет шнурка был символичен: бурый означал картофель, желтый - золото, красный - воин. Так учили в школах. Инки не знали плуга, гончарного круга, тягловых животных, и средств передвижения (материал приводится из кн: Нерсесов Я.Н. 250 веков доколумбовой Америки. М., 1997).

 

Задание 2. Каждая из команд участвует в аукционе и выкупает своими знаниями тот или иной предмет, растение или животное. В последнем случае необходимо рассказать о том, как данное растение или животное попало в Европу и как оно там прививалось или разводилось.

 

Предметы: пушка, мушкет, каравелла, компас, навигационные карты - портоланы, бомбарда, пистолет, карабин.

 

Растения и животные: картофель, томаты, стручки перца, фасоль, кукуруза, растопленный шоколад, табак, индейка.

 

Задание 3. От имени индейцев ребята рассказывают об участи их племен, попавших под иго конкистадоров на Кубе и Гаити, в Мексике и Перу. Жюри оценивает не только знания, но и форму представления материала.

 

Задание 4. Объясните, почему каждый отряд, который вступал в неизведанную землю, обязательно состоял из солдат, купцов и священников.

 

Задание 5. На основе пакета документов, которые выражают позицию европейцев, учащиеся должны составить страницу учебника по истории от имени племени, которое они представляли в игре. Необходимо также указать и на предметы, "приобретенные" на аукционе.

 

При подготовке выступлений ребята используют следующие документы:

 

Сообщение о делах в Юкатане Диего де Ланды

 

История государства инков Г.С. де Ла Веги

 

Капитулярии короля и мореплавателей

 

Дневники путешественников

 

Письма и отчеты Х. Колумба

 

В заключительной части игры подводятся итоги, и определяется победитель аукциона.

 

Домашнее задание: написать донесение испанскому (или португальскому) королю от имени конкистадора, который побывал во всех трех племенах.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру