Александр (Алёша) Попович

АЛЕКСАНДР (АЛЁША) ПОПОВИЧ, ростовский боярин (ум. 1223?).

Образ знаменитого героя русских "старин" (былин) восходит к реальному историческому лицу, ростовскому богатырю и "храбру", боярину ростовского князя Константина Всеволодовича (1211—1218), участнику многих событий в бурной истории Северо-Восточной Руси первой четверти XIII в. Сведения о нем сохранились в летописях, правда, поздних (не ранее XV—XVI вв.) и, в свою очередь, испытавших на себе сильное влияние фольклора.

Прозвище (отчество) богатыря свидетельствует о том, что он происходил из духовного сословия. (Поздние записи былин называют имя его отца — ростовский поп (или протопоп) Левонтий (т. е. Леонтий), однако можно думать, что здесь отразилось имя самого знаменитого из ростовских святых и чудотворцев — епископа Леонтия I, жившего в XI в.) В XVI в. существовало предание, согласно которому Александру принадлежал укрепленный замок ("город") на реке Где, "под Гремячим колодязем", — на месте древнего Сарского городища ("иже и ныне той соп стоит пуст"). Современные археологи подтверждают это известие: действительно, на этом месте в XII—XIII вв. существовала укрепленная усадьба-замок.

Как показал в специальном исследовании Д. С. Лихачев, народное предание о подвигах Александра Поповича прошло несколько этапов, отразившихся и в летописном повествовании о нем. Древнейшим признается тот, в котором деятельность Александра связана с Ростовом и Ростовской землей. Это предание отражено в особой повести "О Калкском побоище, и о князех русских, и о храбрых 70-ти" в составе Тверской летописи (XVI в.).

Согласно этому источнику, Александр служил великому князю Владимирскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, а когда тот передал Ростов своему старшему сыну Константину (1211), — перешел на службу к этому князю. В ходе междоусобной войны между сыновьями Всеволода, начавшейся после кончины великого князя (1212), Александр успешно оборонял Ростов от войск князя Юрия Всеволодовича ("Александр же, выходя, многы люди великого князя Юриа избиваше, их же костей накладены могылы великы и доныне на реце Ишне, а инии по ону страну реки Усии…"), принял участие в битве на реке Гзе, близ г. Юрьева-Польского, а также в решающей битве между братьями на реке Липице (21 апреля 1216), в которой на стороне Константина выступил князь Мстислав Мстиславич Удатной, княживший тогда в Новгороде, а на стороне Юрия — его брат Ярослав.

После кончины Константина Всеволодовича (2 февраля 1218) и перехода великого княжения к Юрию Александр, опасаясь расправы, решает покинуть Ростов и вместе со своими "храбрами" переезжает в Киев, к князю Мстиславу Романовичу. По мнению Д. С. Лихачева, переход ростовского боярина в Киев представляет собой позднейшее развитие фольклорной легенды под влиянием устойчивых представлений о Киеве как вневременном центре всей Русской земли, к которому стремятся все былинные богатыри. Стоит, однако, отметить, что в записи XVI в. (в составе краткого новгородского летописца) сохранилось еще одно предание об Александре Поповиче, резко отличающееся от изложенных в летописях (ко времени исследования Д. С. Лихачева оно еще не было известно). Здесь Александр служит не киевскому князю Мстиславу Романовичу, а его политическому противнику — князю Мстиславу Мстиславичу Галицкому (Мстиславу Удатному) — участнику битвы на Липице, а впоследствии и битвы на Калке. Если учесть, что князь Мстислав Мстиславич был ближайшим союзником Константина Всеволодовича, то нет ничего невероятного в том, чтобы предположить, что именно к нему перешел на службу Александр со своими "храбрами" после смерти своего сюзерена.

С уходом из Ростова связан главный эпизод в биографии Александра Поповича, отразившийся во многих летописях XV—XVI вв., в том числе и новгородских по происхождению, — его участие в битве с монголами на реке Калке 31 мая 1223 г. (ростовское войско, как известно, в битве участия не принимало). По свидетельству летописей, среди множества прочих погибших русских воинов, "и Александр Попович ту убиен бысть с инеми семьюдесятию храбрых". В числе убитых с Александром различные летописи называют также его слугу Торопа (или Торопца, имя упоминается и в былинах) и богатыря Добрыню Рязанича Златого Пояса (по-другому, Тимоню Златого Пояса). Отметим, что оба упомянуты и в рассказе о битвы на Липице в качестве соратников Александра Поповича, что лишний раз свидетельствует о фольклорных истоках летописных известий.

Упомянутое выше сказание об Александре в записи XVI в. (оно было открыто и опубликовано Б. М. Клоссом) также носит чисто фольклорный характер. Очевидно, что это — запись былины, бытовавшей в XVI в. В 1209 г. (дата, конечно, условная) Александр со своим слугой Торопцем принимает участие в войне своего князя Мстислава Галицкого с Мстиславом Киевским. На некой реке Почайне (эта киевская речка, приток Днепра, превратилась в былинах в эпическую пограничную реку Русской земли) он побеждает в поединке вражеского воеводу по имени Волчий Хвост (это имя реального воеводы киевского князя Владимира Святого, жившего в X в.), а затем сокрушает "вси полки" половецкие, жмудские (литовские) и печенежские. Показательна фраза, которой завершается сказание: "Се бысть первая война Олександра Поповича". Как отметил Б. М. Клосс, эта фраза "может свидетельствовать о существовании цикла сказаний о событиях того времени, связанных с именем Александра Поповича".

В том же XVI веке летописная легенда получила дальнейшее развитие. Под пером авторов Никоновской летописи — грандиозного летописного свода, созданного в Москве в середине столетия, Александр Попович был превращен в богатыря киевского князя Владимира Святославича (Владимира Святого). Несомненно, составители летописи пытались "поправить" известные им фольклорные источники, связать их с подлинными историческими событиями, заполняя при этом те летописные статьи, которые в предшествующих летописях были оставлены пустыми. Однако получилось это у них крайне неудачно. Под 1000 г. в летописи рассказывается о победе Александра Поповича над неким князем Володарем и его братом, приведшими на Киев половцев (при том, что половцы появились на Руси лишь в середине XI в., а упомянутый Володарь скорее всего должен быть отождествлен с жившим еще позднее, во времена Владимира Мономаха, перемышльским князем Володарем Ростиславичем); под 1001 г. — о победе киевских "богатырей" Александра Поповича и Яна Усмошвеца над печенегами и пленении печенежского князя Родмана с тремя его сыновьями; под 1004 г. — о походе тех же Александра и Яна против печенегов к Белгороду. Все эти известия не имеют никакого отношения к реальному боярину Александру.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
Никоновская летопись: Полное собрание русских летописей. Т. 9. С. 68; Т. 10. С. 70, 72, 74, 92; Тверская летопись: Полное собрание русских летописей. Т. 15. С. 335—343.

Лихачев Д. С. Летописные известия об Александре Поповиче // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 7. М.; Л., 1949. С. 11—51 (то же: Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 318—352; Клосс Б. М. Новый памятник русского эпоса в записи XVI в. // История СССР. 1968. № 3. С. 151—157.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру