Источник

Проект Устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по тридцати четырем степеням
Публикуемый ниже документ создан в окружении царя Федора Алексеевича и представляет собой вторую редакцию предложений послеместнического устройства государственной и служебной систем России. В этом документе система наместнических титулов была использована для установления должностного старшинства в Боярской думе. >>
Укрощение "тигров"
Это сегодня Михаил Федорович Борисов — известный поэт, лауреат многих литературных премий. А тогда, в июле 1943 года, ему было всего девятнадцать лет. Но девятнадцатилетний Михаил Борисов уже полтора года воевал, бил фашистов. За это время он успел побывать и морским десантником, и разведчиком, и минометчиком. А под Сталинградом он уже был артиллеристом — наводчиком противотанкового орудия. В этом качестве он, вместе со всей страной, и вступил в Курскую битву с врагом. >>
Н.М. Карамзин. Из писем и записок последнего года жизни
14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге произошла попытка государственного переворота, организованная участниками тайного «Северного общества». Многие русские люди осудили заговорщиков, в том числе и знаменитый русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин, называвший в своих письмах действия мятежников «злым и безумным заговором». Возможно, Н.М. Карамзин написал бы что-то еще об этих событиях, свидетелем которых он был. Но во время декабрьского мятежа он тяжело заболел воспалением легких и, несмотря на заботы близких и внимание нового императора, тихо угас. Мы публикуем несколько писем Н.М. Карамзина, написанных им в последние месяцы жизни. >>
Проект "Государственного приказа благочиния" П.И. Пестеля
Известно, что Павел Иванович Пестель (1793–1826) являлся одним из идеологов всего декабристского движения, был автором нескольких программных документов. Широко известна «Русская правда» П.И. Пестеля. Гораздо менее известен другой его проект, который был обнаружен в его тетрадях, а именно проект «Государственного приказа благочиния». Это был проект создания в замышляемой Пестелем республике тайной политической полиции. >>
"Предание ученикам своим о жительстве скитском" преподобного Нила Сорского
Преподобному Нилу Сорскому (ок. 1433–1508) приписывают 12 сочинений и 5 отдельных фрагментов. Из написанных собственноручно Нилом Сорским книг сейчас известны три тома составленного им и отредактированного «Соборника», содержащего переводные с греческого жития святых и выписки из сочинений византийских писателей-аскетов. Кроме того, Нил Сорский является автором «Устава скитского монашеского жития» (называемого иногда «Большим уставом»), «Предания ученикам своим о жительстве скитском» («Малый устав»), «Завещания», нескольких «Посланий», двух молитв. >>
Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде
Нижегородское видение было явлено некоему “благочестивому человеку” Григорию в самый разгар Смуты, когда в Москве уже несколько месяцев пребывали польско-литовские интервенты, 28 мая 1611 г. Суть видения, в принципе, ясна – русский народ должен очиститься от грехов посредством трехдневного поста и тем самым вернуть себе Божию милость. Возвращение к истинной вере русский народ должен продемонстрировать построением храма в Москве и установлением особого почитания Владимирской иконы Божией Матери. За это Господь подарит русской земле мир и нового, истинного, избранного самим Богом царя. >>
"Видение некоему мужу духовному" благовещенского протопопа Терентия
В период Смутного времени в различных исторических документах зафиксировано большое количество чудесных знамений и видений. Первое из общегосударственных видений произошло 12 октября 1606 г., когда в России царила очень грозная политическая атмосфера. После того, как весной 1606 г. разъяренная толпа москвичей убила Лжедмитрия I, царем стал Василий Шуйский. Однако его правительство с трудом контролировало ситуацию в государстве. По всей стране, в том числе и в Москве, начались волнения, с требованиями ответить на вопрос — почему убили “истинного царя”, каковым многие продолжали считать Лжедмитрия? Объявились и новые самозванцы. А 12 октября к Москве, под знаменами убитого Лжедмитрия I, подошли войска мятежников под руководством И.И. Болотникова. >>
Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства
Одним из самых ярких эмоциональных откликов на бедствия, постигшие Россию в Смутное время, стал “Плач о пленении и конечном разорении Московского государства”. Анонимный «Плач» возник, по предположениям С.Ф. Платонова летом—осенью 1612 г. в одном из провинциальных городов, вероятно в Казани. По своему характеру “Плач” напоминает произведения XIII—XIV вв., в которых древнерусские книжники пытались понять причины “гибели Руси” во время татаро-монгольского нашествия. Более всего отдельные фрагменты “Плача” близки к “Слову о погибели Русской земли”, ибо в зачине “Плача” его неизвестный автор воспевает настоящую похвальную песнь России и ее красоте. >>
Повесть о новгородском белом клобуке
В ряду религиозно-мистических сочинений, в которых осмысливалось новое место России во всемирной истории, стоит и новгородская “Повесть о белом клобуке”. В основе этой повести лежит легендарное, религиозно-мифологическое осмысление реального исторического события. >>
Слова и поучения святителя Серапиона Владимирского
Святитель Серапион (ум. 1275 г.) поначалу был монахом и, позднее, игуменом Киево-Печерского монастыря, а в 1274 г. занял стол епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского. Серапиону Владимирскому, как достоверно установлено, принадлежит пять "Слов". Почти все они точно датируются: первое написано около 1230 г., остальные — в последние два-три года жизни автора. Впрочем, скорее всего, эти послания составляет лишь малую часть его творческого наследия. >>

41 - 50 из 93
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру