На службе Отечеству. Глава 2. Школа красных командиров

Московское высшее военное командное училище - предыстория и 90 славных лет

Тогда же на другом конце страны краскомы-пулеметчики участвовали в боях с финскими войсками, вторгшимися на территорию Карелии. Кавалерийские и артиллерийские части в северном снежном краю не могли оказать эффективной помощи пехотным подразделениям. Огневое прикрытие сражающимся войскам Красной Армии могли обеспечить лишь пулеметчики, командный состав которых в основном формировался из бывших кремлевцев. К 17 февраля 1922 г. неприятель был разбит и поспешно покинул захваченную территорию.

Сражения Гражданской войны лишь на время прерывали, но не останавливали учебный процесс. Один выпуск следовал за другим. Среди окончивших 1-е пулеметные курсы были и три героические женщины, ставшие командирами Красной Армии. А.И. Новикова по окончании учебы сражалась в диверсионном отряде Камо (С.А. Тер-Петросяна), работала в бакинском подполье, служила на бронепоезде М.Г. Ефремова. Э.М. Глазер после окончания пулеметных курсов служила командиром взвода, политруком роты. Еще одна выпускница училища, Е.Я. Барская, работая секретарем Черноморского окружного комитета комсомола, во время наступления Врангеля возглавила пулеметную команду ЧОН (Частей особого назначения).

В начале 1921 г. Совет Труда и Обороны принял решение усовершенствовать подготовку командного состава для Красной Армии. Документ, содержавший это указание, подписал Ленин, потребовавший "ряд краткосрочных командных курсов превратить в нормальные школы с достаточными сроками обучения для того, чтобы дать доблестной Красной Армии вполне подготовленных руководителей". Вслед за этим последовало соответствующее постановление Президиума ВЦИК.

Согласно этим решениям 1-е Московские Советские пулеметные курсы по подготовке комсостава РККА были реорганизованы в 1-ю Советскую Объединенную военную школу РККА. За особые заслуги в деле защиты Советской республики и за образцовую охрану Кремля приказом председателя РВС Л.Д. Троцкого за № 416 от 7 февраля 1921 г. учебному заведению было присвоено имя ВЦИК РСФСР. Школа была переведена на трехгодичный срок обучения, и основной ее задачей стала подготовка командиров для всех родов сухопутных войск. В нее влились курсанты Детскосельской артиллерийской школы, 2-х Петергофских советских курсов командного состава, Симферопольских курсов.

В школе было открыто четыре отделения, охвативших все главные области сухопутного военного дела тех лет. Самое крупное из них, пехотно-пулеметное, насчитывало 1500 человек — в полтора раза больше, чем на трех других: кавалерийском, артиллерийском, инженерном и связи.

С реорганизацией школы была изменена и расширена программа обучения. Основные дисциплины теперь соответствовали организационным отделениям школы: стрелковое (ружье, автомат, пулемет) и гренадерское дело (ручные гранаты), орудия сопровождения, инженерное дело и связь. Курсанты изучали системы организации и материальную часть других родов войск: авиационную технику, броневые машины и поезда, другие технические средства. Особое внимание уделялось изучению приемов разведки и маскировки. Традиционно важным для подготовки кремлевцев считались полевая и строевая подготовка, караульная служба. В училище внимательно следили за развитием технического прогресса в области вооружения, появлением образцов нового оружия, особенно массового поражения, какими являлись в то время химические токсины, и изучали способы противодействия им на занятиях по газовой борьбе.

Для более наглядного изучения артиллерии, инженерного дела, физики, химии и других дисциплин в школе были созданы хорошо оборудованные кабинеты, которые впоследствии стали настоящими исследовательскими лабораториями.

Первый выпуск 1-й Советской Объединенной военной школы — 308 красных командиров, обучавшихся по новым программам, — был осуществлен 16 сентября 1923 г. Торжественное собрание, на котором выпускников поздравил вождь Компартии Германии Эрнст Тельман, проходило в Большом театре.

В 1921 г. курсанты Объединенной школы им. ВЦИК впервые приняли участие в общевойсковых маневрах. В 1922 г. кремлевцы выехали в летние лагеря на Октябрьском (Ходынском) поле, где на практике закрепляли навыки владения оружием и техникой, отрабатывали тактические задачи в полевых условиях. В дальнейшем выезды в летние учебные лагеря (в район Серебряного Бора, затем к озеру Сенеж) стали играть все более важную роль подготовке будущих красных командиров. В 1925 г. школа им. ВЦИК в порядке эксперимента организовала первый подвижный лагерь. Поставленные тактические задачи курсантам теперь приходилось решать оперативно, прямо на марше, в обстановке, максимально приближенной к боевой.

В память о заслугах курсантов-кремлевцев в годы Гражданской войны ВЦИК Советов вручил школе Особое Знамя Революции, самую почетную в то время награду. Достаточно сказать, что кроме Объединенной школы им. ВЦИК такое знамя получили Первая Конная армия, полк имени В.И. Чапаева, крейсер "Аврора", Луганский рабочий полк и Военная академия имени Фрунзе.

Редкие часы отдыха, отвлекаясь от учебы и караульной службы, курсанты охотно проводили в клубе им. Я.М. Свердлова, открытом в 1919 г. Клуб, расположенный в Малом Николаевском дворце в Кремле, был средоточием культурно-массовой работы. В его стенах перед курсантами выступали политические лидеры, знаменитые военачальники и выдающиеся дипломаты, читали лекции ученые. В концертах для воспитанников училища и их гостей принимали участие артисты Большого и Художественного театров. Клуб посещали Максим Горький и А.С. Серафимович.

В клубе работали секция изобразительного искусства, литературная, музыкальная, театральная, социально-экономическая, а также производственные секции. Руководили ими режиссеры Ю.В. Тарич и А.В. Быков, композиторы Д.С. Васильев-Буглай и С.А. Чернецкий, артисты Малого театра А.А. Яблочкина и М.С. Нароков. Под их руководством курсанты ставили одноактные пьесы. В 1920-е гг. большую известность приобрел оркестр школы им. ВЦИК.

При клубе работал и сектор физической культуры, состоявший из военно-научного и военно-спортивного отделов. Во многом благодаря этому преподаватели и курсанты кремлевской школы смогли добиться больших спортивных побед. На всеармейских и окружных состязаниях они нередко занимали первые места. Особенно впечатляющими были успехи стрелков, на всесоюзных соревнованиях 1926 г. по стрельбе из нагана, винтовки и пулемета завоевавших все главные призы. И в дальнейшем атлеты и стрелки школы имени ВЦИК на всех спортивных состязаниях демонстрировали высокий профессионализм и мастерство.

Курсанты продолжали нести службу по охране Кремля — резиденции Совета Народных Комиссаров (СНК), правительства РСФСР. Одним из самых важных внутренних постов в Кремле считался пост № 27, выставляемый у квартиры председателя СНК В.И. Ленина. На этот караул назначали лишь лучших курсантов, и они гордились оказанным им доверием.

В феврале 1922 г. В.И. Ленин был избран почетным курсантом, а 15 сентября 1923 г. — почетным красным командиром школы имени ВЦИК. Почетными курсантами стали и другие люди, тесно связанные с организацией и работой школы: М.И. Калинин, М.В. Фрунзе, Н.И. Подвойский, А.С. Енукидзе, С.С. Каменев, К.Е. Ворошилов, Р.А. Петерсон, Л.А. Шацкин, Р.А. Землячка, П.Я. Волков, Д.А. Петровский, Г.В. Чичерин, И.Э. Якир, а также трое рабочих завода им. Владимира Ильича: Н.Я. Иванов, Д.И. Рогачев и Г.И. Титов.

После окончания Гражданской войны Совет Труда и Обороны предельно четко сформулировал для системы военного образования главную цель: коренное улучшение подготовки командиров Красной Армии. Особая роль в реализации этой цели отводилось Объединенной школе им. ВЦИК. В январе 1923 г. ее посетил Главнокомандующий вооруженными силами Республики С.С. Каменев. Он выступил перед руководством и курсантами школы с докладом о состоянии военного дела в разных странах, задачах, стоящих перед красными командирами.

После смерти Ленина 21 января 1924 г. именно курсанты школы им. ВЦИК несли караул у гроба покойного в Доме Союзов. 27 января почетный караул из лучших курсантов сопровождал гроб с телом Ленина от Дома Союзов к временному деревянному Мавзолею, поставленному на Красной площади. Во время церемонии прощания орудия первой батареи артдивизиона школы, установленные рядом с колокольней Ивана Великого, дали траурный салют. До 1935 г. кремлевские курсанты несли почетный караул на посту № 1 у Мавзолея Ленина.

В эти годы школа им. ВЦИК превратилась в своеобразный исследовательский центр, где не просто изучался опыт Гражданской войны, но шел напряженный поиск новых способов и форм ведения боевых действий, отвечавших новым условиям и возможностям вооруженных сил Страны Советов. Результаты этой работы были воплощены в боевых уставах и наставлениях пехоты 1927 г. В школе разрабатывались программы и методы преподавания, готовились новые учебные пособия для всех военных учебных заведений страны.

Достижения школы им. ВЦИК активно перенимались — в училище регулярно приезжали преподаватели и командиры из разных советских военных школ. С полным на то основанием Объединенная школа ВЦИК считалась главной кузницей командных кадров Красной Армии. В 1933 г. работу школы проверила Главная инспекция Красной Армии и высоко оценила уровень подготовки курсантов.

В октябре 1935 г. школу перевели с территории Кремля в Лефортовские казармы на Красноказарменную улицу, а караульную службу Кремля передали Батальону особого назначения. Это решение руководства страны было связано с необходимостью сосредоточить усилия курсантов лучшей военной школы на учебном процессе, поручив охрану правительственных учреждений профессионалам.

В том же году в Вооруженных силах СССР была введена новая система званий, в соответствии с которой выпускникам школы стали присваивать звание лейтенант.

Во второй половине 30-х годов школу дважды переименовывали: 16 марта 1937 г. — в Московское военное училище имени ВЦИК, а 16 декабря 1938 г. — в Московское пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Тогда же училище было награждено орденом Красного Знамени.

Для вооруженных сил страны 1937–1938 гг. стали тяжелым периодом — на командный состав обрушились массовые репрессии. По подозрению в заговоре против Сталина были расстреляны маршал М.Н. Тухачевский, командарм 1 ранга И.Э. Якир, командарм 1 ранга И.П. Уборевич, командарм 2 ранга А.И. Корк и другие видные военачальники, многие из которых не раз бывали в школе им. ВЦИК, выступали перед ее командирами и курсантами. Аресты видных военачальников, именами которых еще совсем недавно гордилась страна, осложняли обстановку в школе и активно обсуждались в среде преподавателей и курсантов. Однако подготовка командных кадров продолжалась: на качестве обучения репрессии, коснувшиеся и начальников школы Б.С. Горбачева и Н.Г. Егорова, не сказались.

В 1936 г. союз правых партий и организаций в Испании поднял военный мятеж, который возглавил генерал Франко. Его поддержали фашистские Германия и Италия, стремившиеся приобрести нового союзника и проверить в боевых условиях свою военную технику. Руководство Советского Союза поддержало противников мятежа — испанских республиканцев, направив в эту страну оружие, новейшие танки и самолеты, военных советников. В их числе были и питомцы училища им. ВЦИК. Один из них, П.М. Арман (Тылтынь), 29 октября 1936 г. возглавил танковую атаку на позиции мятежников, уничтожив 3 вражеских танка, 12 орудий, 43 пулемета, большое количество офицеров и солдат противника. За этот бой Полю Арману первому из танкистов было присвоено звание Героя Советского Союза. В боях на испанской земле участвовал и бывший кремлевский курсант капитан А.И. Родимцев. Он дрался с франкистами под Мадридом, на реке Харама и у города Гвадалахара, под Брунете и Теруэлем и отличался высокой точностью стрельбы из пулемета любой системы. В небе Испании в составе интернациональных бомбардировочных эскадрилий воевал и кремлевец Г.И. Тхор — один из первых советских добровольцев, прибывший на фронт в сентябре 1936 г. Уже в октябре он принял участие в обороне Мадрида, а всего меньше чем за год совершил на своем бомбардировщике свыше 100 боевых вылетов.

Еще один очаг войны возник на Дальнем Востоке. В этом регионе надежным союзником СССР была Монгольская народная республика (МНР), а главным противником — Япония, захватом Манчжурии (Северо-Восточного Китая) в 1931 г. начавшая передел мира.

Первое столкновение советских войск с японцами произошло в июле-августе 1938 г. в районе сопок Безымянная и Заозерная у озера Хасан (в 130 км к юго-западу от Владивостока). В боях с врагом приняли участие и молодые лейтенанты — выпускники училища им. ВЦИК. 48 из них, отличившихся на поле брани, получили боевые ордена. Особо следует выделить подвиг лейтенанта М.А. Звонарева, который шесть раз поднимал свою роту в атаку на неприятельские позиции и только после второго ранения согласился передать командование. Однако по пути в санчасть он заметил проникших в тыл вражеских солдат. Звонарев вступил с ними в бой, был еще раз ранен, но остановил продвижение противника.

В боях на озере Хасан японцы потерпели поражение, но обстановка на границе оставалась напряженной. Меньше чем через год, 28 мая 1939 г., японский отряд численностью 2,5 тысячи солдат перешел границу Монголии, оттеснил монгольских пограничников и захватил часть территории восточнее реки Халхин-Гол. Действия японских пехотинцев были поддержаны артиллерией, бронемашинами и авиацией. К месту прорыва выступили части 57-го особого корпуса РККА, находившегося в МНР по договору от 12 марта 1936 г. Советским и монгольским войскам удалось отбросить противника за линию границы. В июле японцы несколько раз атаковали позиции бойцов Красной Армии, но снова отходили, неся потери.

Конфликт на реке Халхин-Гол коснулся и курсантов Московского пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР. В августе 1939 г. приказом Наркома обороны весь выпуск был направлен для борьбы с японскими захватчиками на монгольских границах. Почти сразу же молодые лейтенанты, приняв под свое командование стрелковые взводы и роты, пошли в бой — 20 августа началось победное наступление советских войск. Среди особо отличившихся были лейтенанты Вежновец, Петров, Щербак, Буканев, Османов и многие другие, подтвердившие высокий уровень училища, готовившего грамотных и умелых командиров.

Происходившие вблизи советских границ конфликты завершились, но обстановка в мире продолжала накаляться. На рассвете 1 сентября 1939 г. с вторжением немецко-фашистских войск в Польшу началась Вторая мировая война. В первые же дни сентября Англия, Франция и страны Британского содружества объявили войну Германии, однако действенной помощи Польше оказать не смогли. Немецкие войска быстро приближались к населенным украинцами и белорусами воеводствам, которые были заняты белополяками во время советско-польской войны 1920 г. Теперь руководство СССР решило воспользоваться благоприятной ситуацией и вернуть утраченные территории.

17 сентября 1939 г. Красная Армия пересекла границы разгромленного немцами Польского государства. Быстро продвигаясь на запад, советские войска Украинского и Белорусского фронтов к исходу сентября вошли в соприкосновение с передовыми частями германской армии. В районе Львова между отрядами вермахта и Красной Армии произошло боевое столкновение. Но Германия еще не была готова к войне с Советским Союзом, войска которого только что продемонстрировали свою силу в боях с японцами. Поэтому Гитлер прекратил военные действия на востоке, готовясь начать их на западе. 28 сентября 1939 г. в Москве между Германией и СССР был подписан Договор о дружбе и границе, что позволило советскому руководству сосредоточиться на укреплении своих северо-западных рубежей.

12 октября 1939 г. руководство СССР предложило правительству Финляндии заключить пакт о взаимопомощи — его целью было размещение на финской территории советских военных баз. Это предложение было решительно отвергнуто. Последовавший за этим отказ финского правительства отвести свои войска на 20–25 км от Карельского перешейка послужил поводом для односторонней денонсации советской стороной договора о ненападении от 1932 г. Утром 30 ноября войска Ленинградского военного округа получили приказ перейти границу и разгромить финские войска. Так началась советско-финская, или Зимняя война. В начале декабря советские войска вышли к линии Маннергейма — системе пограничных укреплений, созданной финнами на Карельском перешейке с помощью немецких специалистов. Начались тяжелейшие бои, из-за ряда просчетов главного командования стоившие жизни десяткам тысяч красноармейцев. Только после двухмесячной тщательной дополнительной подготовки войска Северо-Западного фронта под командованием командарма 1 ранга С.К. Тимошенко сломили упорное сопротивление финской армии и вышли на подступы к Выборгу. Значительную роль в разгроме противника сыграл маневр советских войск, обошедших неприятельские позиции по льду. В этой операции отличился выпускник Объединенной военной школы имени ВЦИК П.А. Ротмистров, которому командование поручило возглавить переправу танков через Финский залив.

12 марта 1940 г. между СССР и Финляндией был подписан мирный договор, по которому граница на Карельском перешейке отодвинулась от Ленинграда на 120–130 км, к СССР отошли несколько островов в Финском заливе, финская часть полуостровов Средний и Рыбачий в Баренцевом море, а полуостров Ханко передавался советской стороне в аренду сроком на 30 лет.

Немало выпускников училища им. ВЦИК находились в частях, штурмовавших линию Маннергейма, воевавших с финнами в Северной Карелии, на Кольском полуострове. Кроме того, в действующую армию был направлен и весь очередной выпуск училища. Молодые командиры оказались на высоте. Лейтенанты Шанинский, Коваленко, Кислица, Пахомов, Москвалев, Сахаров, Тарасов, старший политрук Блохин, младший лейтенант Морозов за свои подвиги были удостоены высоких правительственных наград.

Во время Зимней войны прославился командир 387-го стрелкового полка майор С.И. Младенцев. 14 февраля 1940 г. его полк выбил противника из сильно укрепленного пункта Кюреля (сейчас поселок Красносельское Выборгского района Ленинградской области). Через неделю отважный комполка умело организовал взаимодействие пехоты, танков и артиллерии при прорыве укрепленного района Муола-Ильвес (поселок Стрельцово Выборгского района Ленинградской области), что позволило овладеть первой линией обороны врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 г. "за образцовое выполнение боевых заданий командования… и проявленные при этом отвагу и геройство" майору Младенцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. По окончании боевых действий он был назначен начальником Московского пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР.

Именно он встретил со своими курсантами Великую Отечественную войну и повел их в бой в самое опасное для страны время…


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру