Аскольд

АСКОЛЬД, киевский князь (IX век); по летописи, правил совместно с Диром.

По версии "Повести временных лет", Аскольд и Дир были "мужами" ("боярами") новгородского князя Рюрика: "…бяста у него 2 мужа, не племени его, но боярина" (в Лаврентьевском списке: "…не племени его, ни боярина"). Летопись называет их родственниками, не уточняя степень родства. Обстоятельства их вокняжения в Киеве описываются здесь следующим образом. После 862 года (летописная дата "призвания варягов") Аскольд и Дир отпросились у Рюрика к Царьграду (в Константинополь, столицу Византийской империи) "с родом своим" и двинулись днепровским путем. Проплывая мимо Киева и узрев "на горе градок", они узнали, что здесь нет князя, а живущие здесь потомки легендарного Кия, основателя города, платят дань хазарам. Аскольд и Дир остались в Киеве, и "многи варяги скуписта (собрали. — А. К.), и начаста владеть Польскою (Полянскою. — А. К.) землею". Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 г., когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.

Тенденциозность этого рассказа, имеющего целью обосновать исключительные права Рюриковичей на владение Киевом, несомненна. Отсюда слова, которые летописец вкладывает в уста Олегу в сцене убиения Аскольда и Дира: "Вы неста князя (то есть не князья. — А. К.), ни рода княжа, но аз есмь роду княжа… и се (Игорь. — А. К.) есть сын Рюриков!" (как известно, Олег, по летописи, правил в Киеве именем Рюрикова сына Игоря).

Явная искусственность версии, по которой Аскольд и Дир были боярами Рюрика, подтверждается и Новгородской Первой летописью младшего извода, в которой, по мнению исследователей, отразился более ранний вариант летописного рассказа о начале Руси, нежели в "Повести временных лет". Автор Новгородской летописи называет Аскольда и Дира родными братьями и варягами, но ничего не знает об их пребывании на службе у Рюрика. Напротив, его рассказ об их появлении в Киеве хронологически предшествует рассказу о призвании варягов: "…приидоста (в Киев. — А. К.) два варяга и нарекостася князема: одиному бе имя Асколд, а другому Дир; и беста княжаща в Киеве, и владеюща полями (полянами. — А. К.)". Автор Новгородской летописи сообщает также о войнах, которые Аскольд и Дир в качестве киевских князей вели с древлянами и уличами — постоянными соперниками полян (киевский летописец об этом ничего не знает).

Еще одна, совершенно отличная от летописных, версия происхождения Аскольда и Дира приведена в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша, который считал братьев Аскольда и Дира прямыми потомками Кия, Щека и Хорива. Принимая во внимание тот факт, что в своей работе над "Польской историей" Длугош активно использовал русские летописи, в том числе и возможно не дошедшие до нашего времени, исследователи иногда полагают, что версия об исконном киевском происхождении Аскольда и Дира восходит к русским источникам, и отдают ей предпочтение перед летописной. Однако следует учитывать, что Длугош считал самих Кий, Щека и Хорива, как и вообще полян, поляками, а потому вполне вероятно, что в его построениях отразилось тенденциозное стремление доказать обоснованность польских притязаний на Киев как наследие древней польской династии.

Книжники древней Руси связали с Аскольдом и Диром известный поход Руси на Царьград 860 г. (в "Повести временных лет" этот поход датирован 6374/866 г., в Новгородской Первой летописи рассказ о походе — без всякого упоминания об Аскольде и Дире — помещен в статье под 6362/854 г.). Согласно византийским источникам, руссы на двухстах кораблях окружили город и едва не захватили его, и только вмешательство свыше спасло столицу Империи. Летописный рассказ об этом походе целиком заимствован из византийских хроник, в частности из Хроники Георгия Амартола (так, о нападавших руссах летописец говорит как о "сих", то есть "тех", "чужих", называет их "безбожной Русью" и явно радуется их неудачам). Единственное, но весьма существеное, отличие от греческого источника — появление имен Аскольда и Дира, которых летописец называет предводителями русской рати: эти имена вставлены в греческий текст либо составителем "Повести временных лет", либо древнерусским переводчиком "Хроники Георгия Амартола" (оба работали в XI в.). Но на каком основании сделано это добавление, опирался ли русский книжник на какие-то устные предания о походе или же поставил имена обоих князей в текст греческого источника по догадке, остается неясным. Историки предлагают различные ответы на эти вопросы. Но при существующем состоянии источников ни один из них не может быть признан удовлетворительным.

Между тем, поход 860 г. — наиболее грандиозное внешнеполитическое предприятие древней Руси, обозначившее выход нового государства на международную арену. Именно в результате этого похода, не позднее 867 г., руссы заключили мир с Византийской империей и, по словам константинопольского патриарха Фотия, "поставили себя в ряду наших подданных и друзей", то есть вошли в число союзников Империи. Более того, в написанном в начале 867 г. "Окружном послании" к иерархам Восточной церкви патриарх Фотий сообщает, что руссы, еще недавно "дерзнувшие поднять руку против Ромейской державы", ныне "переменили эллинское и нечестивое учение, которого держались раньше (то есть язычество. — А. К.), на чистую и неподдельную христианскую веру" и "приняли епископа и пастыря и с великим усердием и ревностью приемлют христианские верования". Сведения о крещении руссов (в том числе и русского князя) и посылке к ним епископа содержатся и в других византийских источниках, в частности в Хронике т. н. Продолжателя Феофана и других византийских хрониках (правда, здесь инициатива крещения Руси приписана не Фоти., а его политическим противникам — сменившему его на кафедре патриарху Игнатию и императору Василию I Македонянину). Из этих хроник известие о крещении Руси в IX веке попало и в русские летописи и хронографы (начиная с XVI в.). Если речь идет о Киевской Руси и ее мирном договоре с Византией, то легко придти к выводу о том, что киевские князья Аскольд и Дир (или кто-то один из них) были христианами.

Именно к такому выводу и пришли составители Никоновской летописи — грандиозного памятника русского летописания XVI в. Здесь (в статье под 876 г.) содержится отдельный рассказ "О князи рустем Осколде", в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней; увидев это, руссы "вси крестишася". Однако весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе; составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. В подтверждение этому приводится также свидетельство "Повести временных лет" о построении на могиле Аскольда церкви Святого Николы. Однако этот факт сам по себе мало что значит: упомянутая летописцем церковь существовала в середине — первой половине XI в. и находилась на дворе некоего киевлянина Олмы; факт ее постройки может свидетельствовать лишь о благочестии этого последнего, а вовсе не о том, что церковь была построена в память об Аскольде (носившем якобы христианское имя Николай), как иногда считают. Следует признать, что какими-либо достоверными сведениями о христианстве Аскольда мы не располагаем.

Никоновская летопись содержит и другие уникальные известия об Аскольде и Дире, возможно, извлеченные из недошедших до нас древних источников. Так, под 864 г. сообщается об убиении "Осколдова сына" "от болгар" (волжских или дунайских, неясно); под следующим, 865 г. — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они "много зла сътвориша"); под 867-м — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских "мужей", бежавших от Рюрика. Имеется в тексте летописи и сведения о четырех (!) походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 г.

Надо признать, что сведения об Аскольде и Дире в летописях носят во многом легендарный характер. По-настоящему нам о них почти ничего не известно. Более того, историки уже давно высказывают сомнения и в том, что Аскольд и Дир действительно были соправителями или даже современниками друг друга; вполне возможно, что таковыми их сделал летописец. Так, известно, что могилы Аскольда и Дира находились в разных частях Киева (могила Аскольда "на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское, кде ныне Олъмин двор"; могила же Дира "за святою Ориною", т. е. в т. н. "городе Ярослава"), хотя, по летописи, они были убиты вместе.


ИСТОЧНИКИ:
"Повесть временных лет" (Лаврентьевская, Ипатьевская летописи); Новгородская Первая летопись младшего извода; Никоновская летопись (под указанными в статье годами).


ЛИТЕРАТУРА:
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. 1-я половина тома. М., 1901. С. 35—53; Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси: IX — первая половина X в. М., 1980. С. 48—82; Творогов О. В. Сколько раз ходили на Царьград Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54—59; Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источников / Под ред. И. С. Чичурова // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000. М., 2003. С. 3—172.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру