Исторический калейдоскоп

"Рыцарь книги" - Петр Алексеевич Овчинников
Среди купцов-собирателей книг особо выделяется фигура Петр Алексеевич Овчинникова (1843-1912 гг.). Он не только создал замечательную коллекцию, но и способствовал развитию книгописания и книгопечатания, помогал ученым при публикации и исследовании письменных памятников, внеся неоценимый вклад в сохранение наследия древнерусской и старообрядческой культуры.
Многие современники отмечали его высокую культуру, глубокие знания, умение выискивать ценные книги с неизвестными или редко встречаемыми списками древнерусских произведений. "По своей начитанности в древнеотеческой письменности, знанию церковной истории он - необычайный человек. У него богатейшее сокровище ценных рукописей и редкостных экземпляров старопечатных книг", - свидетельствовал журнал "Церковь". По словам П.П. Шибанова, "Петр Алексеевич Овчинников был несравненно культурнее, все время пополнял свое образование, дружил с учеными. Нередко, будучи в Москве, ходил в Румянцевский музей за справками и для сравнения купленного им списка с тем, что находится в музее". Интересна и характеристика, данная И. Кирилловым: "П.А. Овчинников - простой русский человек, горя лишь пламенем старой русской веры, создал в далеком от всяких "университетских центров" селе прекрасный памятник русской культуры".
>>
Собиратель древностей купец Николай Никифоров

Нижний Новгород - один из богатейших городов России - был славен не только ярмаркой, но и своим богатым историческим прошлым, своими культурными традициями. Нижегородские купцы сделали много для их развития: они строили дома и церкви, открывали школы и больницы, создавали библиотеки и собирали уникальные книжные коллекции.
Среди нижегородских собирателей книг как рукописных, так и кириллической печати необходимо выделить Николая Порфирьевича Никифорова. Он собрал не только замечательную коллекцию книг, но и способствовал развитию книгописания и книгопечатания, помогал русским ученым при публикации и исследовании памятников. Но главное - он, как и многие другие, сберег и сохранил интереснейшие памятники древнерусской и старообрядческой культуры.
Заслуги Н.П. Никифорова перед русской исторической наукой были высоко оценены современниками: в 1888 г. он избирается членом Нижегородской ученой архивной комиссии, а в 1897 г. - становится Членом-соревнователем Общества истории и древностей Российских при Московском Императорском университете.

 

 

 

>>
А.А. Брянчанинов и его книга "Русские народные сказки в стихах"
Среди рукописных книг, находившихся когда-то в царской библиотеке и принадлежавших великому князю Николаю Николаевичу ("Длинному"), были "Русские народные сказки в стихах" в переложении А.А. Брянчанинова. Автор сказок был одновременно и создателем самой книги, преподнесенной в 1883 г. в качестве подарка царской семье. Об этой книге и ее издательском воплощении идет речь в данной статье.
Анатолий Александрович Брянчанинов (1839-1918) - писатель, поэт, беллетрист, собиратель сказок, былин и старин. Он принадлежал к известному дворянскому роду, происходившему от Михаила Афанасьевича Бренка (Бронника), приехавшего в Россию еще при великом князе Дмитрии Ивановиче Донском.
"Русские народные сказки в стихах" А.А. Брянчанинова составили содержание 46-70 выпусков иллюстрированной библиотеки. Затем сам автор собрал все книжечки в один том. К нему был сделан переплет из коленкора зеленоватого оттенка. На обложке вытиснено золотом: "Его императорскому высочеству наследнику цесаревичу благоговейно подносит свой труд автор".
Эта книга была подарена автором в библиотеку цесаревича Алексея, о чем, помимо надписи на обложке, свидетельствует экслибрис на ее обратной стороне: "Из библиотеки Е.И.В. наследника цесаревича и вел. кн. Алексея Николаевича". В настоящее время она, как и многие другие книги из дворцовых библиотек, хранится в Российской государственной библиотеке.
>>
Про сороки крылатые, да кички бархатные
...В городе Шуе вот уже несколько дней только и разговору о том, что Василий Иванов сын Бастанов, самый богатый на посаде человек, дочь замуж выдает. Уж и сговор прошел, и по рукам били, и ряд - свадебный договор составили. А приданого Василий за дочерью назначил - не то, что посадская, - иная княжеская дочь позавидует! И то сказать, не за простого крестьянина отдает он дочь свою, за стольника самого князя Щербатова. Сваха, что сундуки с приданым видела, сказывала, чего только там нет! Особенно хорош ларец с женской рухлядью: в нем и зеркало, и белильница с белилами для лица, и сурьменица, чтобы брови сурьмить. А уж одежды всякой! Волосники все низаны жемчугом, а сороки крылатые шиты золотом, да кичка дорогая из бархата, да кокошники атласные с каменьями, все с яхонтами и изумрудами...
Если бы оказались мы с вами свидетелями тех свадебных приготовлений в городе Шуе XVII в., то вряд ли, наверное, поняли бы, о каких "кичках" и "сороках крылатых" идет речь. А между тем, по головному убору женщины в то время можно было легко определить не только из какой она семьи - бедной или богатой, но и в какой губернии живет; а также - девица она или замужняя женщина, молодуха, недавно отданная замуж или же вдовица. Попробуем, посмотрев на иллюстрации старинных головных уборов, разобраться в этом и мы.
>>
Петербургский коллекционер А.И. Сулакадзев - "фабрикант подделок"
Александр Иванович Сулакадзев - один из самых ярких персонажей XIX века, прославившийся как очень оригинальный коллекционер, подделывавший древности, причем не для продажи, а для удовлетворения собственного честолюбия.
Довольно точно охарактеризовал Сулакадзева историк В.П. Козлов, размышляя о тайнах фальсификации. Он написал о нем, как о "по-своему неординарной личности, которой были присущи погоня за знаниями, бессистемная любознательность, романтическое фразерство и в то же время дилетантизм, стремление выдавать желаемое за действительное, решение проблем не столько с помощью знаний, сколько самоуверенным напором и остроумными выдумками".
Безудержное желание А.И. Сулакадзева иметь в своем собрании уникальные предметы и книги и отсутствие при этом необходимых средств и возможностей для их приобретения заставляли его идти на различные подлоги и прибегать к "сочинительству". Подобное "морочение" современников породило недоверие и к самому коллекционеру и его собранию. Благодаря отзывам А.Х. Востокова, Н.П. Румянцева, П.М. Строева, видевших собрание, в обществе стала утверждаться скептически-уничижительная оценка коллекции. Что не вполне соответствовало действительности. За годы своей жизни А.И. Сулакадзев пополнил доставшееся ему по наследству от отца хорошее собрание печатных и рукописных книг. Проиллюстрировать собирательскую деятельность, а также послужить одним из доказательств того, что в библиотеке находились интересные книги, может следующий факт: в дар от писателя, публициста и путешественника Ф.В. Каржавина Сулакадзев получил ряд книг и рукописей, а после его смерти приобрел большую часть его библиотеки. Исходя из номеров, проставленных на сохранившихся книгах из собрания, оно насчитывало более 5 000 единиц. По словам владельца, из 5 000 две тысячи составляли "рукописи всякого рода".
>>
Холщовые книги

Среди славяно-русских рукописных книг имеются книги, написанные не только на бумаге и пергамене, но и на бересте и на холсте. Использование бересты и холста в качестве материала для создания книг на Руси было явлением редким, причины и история возникновения которого практически не исследованы. Эти книги уникальны.
К примеру, "Молитвослов страннический" первой трети XIX в. (до настоящего времени считалось, что книга создана в XVIII в.) написанн полууставом на 59 холщовых листах размером 4°. Переплет рукописи сделан из картона, оболоченного темно-коричневой тисненой кожей. Обе застежки утрачены. На обороте верхней крышки переплета имеется экслибрис императора Николая II, указывающий на принадлежность книги. В рукописи имеются несложные украшения: заставки растительного и геометрического орнаментов, рамки для текстов геометрического орнамента, вязь, каллиграфические и геометрические инициалы, украшенные стилизованной растительностью. Все они выполнены пером и чернилами, в некоторых случаях для фона использована зеленоватая краска. В состав книги вошли два произведения: "Чин, како подобает Пети два надесять псалмов" и "Акафист Богородице".

 

>>
Берестяные книги

Одним из материалов для письма была береста. Благодаря блистательным находкам археологов всем нам хорошо известно о бересте, как о том материале, на котором в XI-XV вв. в Древней Руси вели переписку личного и делового характера. Береста была материалом недорогим и удобным, но, к сожалению, не очень прочным и долговечным. И если бы не археологические открытия, то единственными оставались бы два свидетельства: одно - описи Троице-Сергиева монастыря 1642 года, и второе - Иосифа Волоцкого, приведенное им в "Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже рустей земли сущих". В описи монастырской библиотеки упоминаются "свертки на деревце чюдотворца Сергия", а у Иосифа Волоцкого говорится, что "толику же нищету и нестяжание имеяху, яко во обители блаженного Сергия и самыя книги не на хартиях писаху, но на берестех..."
О бересте как о материале для создания книг известно немного. В своем исследовании о водяных знаках известный русских ученый Н.П. Лихачев отмечал, что "до нас не дошло древнерусских памятников на бересте". Но и Н.П. Лихачев, и А.И.Соболевский в своих трудах привели списки книг на бересте, хранившихся в библиотеках и архивах и относившихся к XVII и XVIII вв.

 

>>
Московский мещанин А.И. Бардин - "создатель" "Слова о полку Игореве"
В 1812 г. в огне Московского пожара погибло уникальное "Собрание российских древностей" А.И. Мусина-Пушкина. В состав этого собрания входил замечательный памятник древнерусской книжности - Спасо-Ярославский хронограф, содержавший величайшее произведение древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве".
Три года спустя после гибели книги граф А.И. Мусин-Пушкин приобрел на московском книжном рынке новый, неизвестный науке, список "Слова". В этом же, 1815 г., экземпляр рукописи удалось приобрести и Александру Федоровичу Малиновскому, бывшему в то время начальником Московского архива коллегии иностранных дел, членом-редактором Комиссии по печатанию Государственных грамот и договоров, членом Российской Академии наук.
Малиновский приобрел рукопись в последних числах мая 1815 г. Пергаменный свиток, якобы написанный в 1375 г. Леонтием Зябловым, принес и продал ему за 160 рублей московский мещанин Петр Архипов. На вопрос о происхождении рукописи, продавец сообщил, что она была "выменяна иностранцем Шимельфейном на разные вещицы в Калужской губернии у одной помещицы, которая запретила объявлять свое имя". Надо ли говорить о той радости, которую испытал первый издатель удивительного памятника древнерусской литературы, считавшего, что подлинник утрачен навсегда. Понимая значимость нового обретения "Слова", А.Ф. Малиновский сразу же начал готовить приобретенный список "Слова" к изданию: он описал саму рукопись, сравнил редакции и выбрал "разности". В это время первое печатное сообщение о рукописи подготовил молодой начинающий ученый П.М. Строев, поместив его в журнале "Современный наблюдатель словесности". Он писал о "Слове", не подозревая подлога и недоумевая, "по каким причинам почитает подложным" его Н.М. Карамзин.
>>

101 - 108 из 108
Начало | Пред. | 7 8 9 10 11 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру