Исторические портреты

Первый директор Строгановского училища
Виктор Иванович Бутовский (1815-1881) - один из ярких представителей русской культуры второй половины XIX века. Он не был писателем, художником, архитектором или живописцем. Но в то же время серьезный разговор о русском искусстве этого периода невозможен без упоминания его имени. С именем Виктора Ивановича Бутовского, в первую очередь, и теснейшим образом связана история Строгановского училища и основанного им Художественно-промышленного музея Строгановского училища, которые он возглавлял без малого 20 лет.
Современное состояние общества и гуманитарного знания, необходимость осмыслить процессы, происходившие в Российском государстве в XIX веке, настоятельно требуют исследования жизни и творчества В.И. Бутовского - этого талантливого организатора практической работы по исследованию русского национального искусства, занимавшего более двадцати лет должность Директора Строгановского училища технического рисования.
>>
Государь Иван IV Васильевич Грозный

Всё когда-то бывает впервые. Но по отношению к событиям русской истории середины XVI столетия это слово - "впервые" - можно повторять многократно. Так, государь Иван IV Васильевич, будучи всего шестнадцати с половиной лет отроду, стал первым русским царем. А Россия при Иване IV впервые превратилось в Российское царство. Чуть позднее впервые Россия покорила другое царство - Казанское. Впервые само Российское царство стали именовать "Святой Русью"...
Наверное, и поэтому тоже позднее, особенно в научной литературе, столь разнятся оценки и самих исторических событий, и людей, в тех давних событиях участвовавших. И, конечно, в центре внимания на протяжении вот уже более четырех веков находится личность государя Ивана IV Васильевича Грозного. В научной и художественной литературе, в публицистике и поэзии существует масса версий, объясняющих те или иные деяния первого русского царя. Ответов на сегодняшний день дано много. И все же эти ответы, это наше знание свидетельствуют лишь об одном - мы более или менее осознали некие объективные причины, которое могли подвигнуть Ивана Грозного на определенные поступки. Но вот мотивы поведения самого Ивана Грозного нам до сих пор, в принципе, ясны далеко не до конца.
А проблема в одном - современному сознанию, в большей степени рационалистическому и даже атеистическому, совсем непросто проникнуть во внутренний мир человека, живущего совершенно по другим законам. По законам глубоко религиозно-мифологическим. Такое было время тогда, в XVI столетии. Такими были и люди.
В настоящей публикации вниманию читателей представляется статья, в которой личность и деятельность государя Ивана IV Васильевича Грозного рассматривается через призму его религиозно-философских представлений.

>>
Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - писатель, поэт, журналист, историк, один из основоположников русского консерватизма. Как литератор, он создает новое направление, так называемый сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. Как историк, Карамзин выступил автором грандиозного труда "История государства Российского", значение которого точно выразил П.А. Вяземский: "Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая". Как консервативный мыслитель, Николай Михайлович подготовил трактат "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" - наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли. Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в этом трактате содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью,
Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую консервативно-патриотическую мысль историкам и философам еще предстоит раскрыть.

 

>>
Художник "Царской охоты" - Николай Самокиш

Николай Семенович Самокиш - самобытный русский художник, живописец и график, работавший в различных жанрах, продолживший традиции русской батальной и исторической живописи, известный как анималист и замечательный книжный график. Его произведения, широко известные в свое время, восхищали ярким реалистическим изображением и высокой культурой исполнения. Творческая личность художника привлекала внимание современных ему исследователей. Уже с середины 80-х гг. XIX в. Самокиш находился в поле зрения художественной критики. Его имя не было забыто и в советское время, а его учебник "Рисунок пером" переиздавался неоднократно. Но не обо всех работах любили вспоминать и говорить, а тем более объективно их оценивать. Среди них многочисленные графические произведения, выполненные по заказу представителей императорского дома.
Еще в годы учебы Н.С. Самокиша в Академии художеств произошло одно, казалось бы, незначительное событие, по сути определившее дальнейшую судьбу художника. На Самокиша обратил внимание конференц-секретарь Академии художеств П.Ф. Исеев. Он показал рисунки Великому князю, бывшему президентом Академии. Тот, в свою очередь, представил рисунки наследнику, "приказавшему рекомендовать его". Благодаря этому приказу молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. Самокиш приступил к большим работам в области книжной графики. "И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок", - записал в дневнике художника.

 

>>
Художник Клавдий Васильевич Лебедев

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) - художник-передвижник, исторический и жанровый живописец, представитель русской реалистической школы рубежа XIX-XX веков. Его имя остается мало известным. О его работах знают в основном только те, кто хорошо знаком с творчеством Константина Тона. А единственная небольшая книжечка, посвященная его жизни и творчеству, была опубликована в 1948 году.
70-е - 80-е гг. XIX в. - замечательный период в истории русского искусства, ознаменовавшийся всплеском интереса к отечественной истории и ее осмыслением в художественных образах. Исторический жанр увлек многих русских живописцев, запечатлевших на полотнах самые разнообразные события русской истории. Художественная работа, посвященная русской истории, по словам И.Н. Крамского, "настолько интересна, нужна и должна останавливать современного художника, поскольку параллельна современности и поскольку можно предложить зрителю намотать себе что-нибудь на ус".
Вполне закономерно, что любимым жанром для Лебедева стала историческая живопись, позволяющая показать характеры, используя красочность древнерусских костюмов и особенности обстановки. Следуя по пути, начатому В.Г. Шварцем, сначала копируя и воспроизводя предметы старины и костюмы эпохи XVI-XVII вв., художник постепенно пришел к созданию в годы учебы картины "Молодой боярин за столом" (1880). А за картину "Выход боярышни из церкви" получил большую серебряную медаль. Знание истории, любовь к родному прошлому, историческое чутье позволили ему создать интереснейшие полотна, среди которых "Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи".

 

>>
Художник русской истории

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) - русский живописец, жанрист и баталист, академик живописи, автор широко известной картины "Военный совет в Филях в 1812 году". Тема "Военный совет в Филях" была подсказана художнику романом Л.Н. Толстого "Война и мир". Картина изображает один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 г. - военный совет, на котором решался вопрос о судьбе Москвы и армии, когда Кутузов приказал ради сохранения армии оставить город без боя, предвидя, что армию Наполеона ждет неминуемый разгром. В своей картине художник точно следовал за описанием события, данного Толстым: также за столом расположены действующие лица, на печке расположилась внучка хозяина избы, описанная в романе. Из исторических действующих лиц в картине изображены М.И. Кутузов, за ним стоящий П.С. Кайсаров. Вокруг стола слево направо сидят П.П. Коновницын, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, М.Б. Барклай де Толли, Ф.П. Уваров, Д.С. Дохтуров и стоит А.П. Ермолов. На передней лавке сидят К. Толь и Л.Л. Бенигсен. Композиция картины непринужденно-естественна и продумана, нет лишних бытовых деталей, а те, что есть - необходимы и выразительны. Прежде всего в глаза бросается в глаза фигура Кутузова, хотя она смещена влево от центра композиции. Фигуры Кутузова и Бенигсена и их скрещенные взгляды составляют основной психологический узел всей композиции: антагонизм Кутузова и Бенигсена не был ординарным столкновением двух честолюбий, здесь столкнулись самоотверженный патриотизм и честолюбие придворного интригана. И этот морально-психологический конфликт Кившенко смог изобразить на картине. Остальные участники совета не только портретно похожи, но правдиво охарактеризовано их душевное состояние, их отношение к происходящему. Группу изображенных лиц в единое целое  ненавязчиво, но ощутительно объединяет неяркий золотистый свет клонящегося к вечеру дня, вливающийся через полузанавешенное окно. "Совет в Филях", при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображенного художником события.

 

>>
Фёдор Солнцев - создатель "археологической живописи"
В одном из залов Государственной Третьяковской галерея экспонируется небольшая по своим размерам картина «Крестьянское семейство», выполненная в 1824 г. выпускником Академии художеств в качестве программы на Большую золотую медаль. Традиционное программное задание с незамысловатым сюжетом, несложное, но продуманное композиционное построение, теплый колорит – настоящая академическая работа. Она заслужила признание и одобрение членов комиссии, ее автор получил Большую золотую медаль, а молодой художник – право на пенсионерскую поездку, которым не воспользовался. Эту картину в конце XIX в. забрал в свою галерею П.М. Третьяков, с нее делали учебные копии студенты Академии художеств. И кто бы мог представить, тогда в 1824 г., что с этой незамысловатой работы начнется великий путь выдающегося русского художника, без которого немыслим сегодня разговор о культуре XIX  в. вообще, о русской архитектуре и русской книжности, в частности. Это Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) – выдающийся русский художник-график, о котором критик В.В. Стасов сказал, что это «один из тех лучших и немногих, которые учили нас всех ценить и любить настоящую коренную Русь». >>

91 - 97 из 97
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру