Философия истории

Русский национализм и империализм начала XX века
Нация и империя - вот ценности, казалось бы, наиболее чуждые классическому типу русского интеллигента. Так было при царизме, так продолжалось при Советах, под знаком отрицания этих понятий прошла демократическая революция конца 1980-х - начала 1990-х гг. Однако в самое последнее время стало происходить нечто странное: власть кардинально поменяла официальную риторику с абстрактно-демократической на национал-патриотическую, большинство либеральных партий только и говорят, что о Великой России. >>
Три служения Константина Леонтьева
Константина Николаевича Леонтьева (1831–1891), в иночестве Климента, часто называют гениальным мыслителем — и он действительно им был, именуют талантливым дипломатом — и это правда, точно также как и то, что он был прекрасным писателем, публицистом, врачом, переводчиком и цензором. Так что же такое "Леонтьев" для русской цивилизации? Для понимания этого необходимо обратиться к наследию самого мыслителя. >>
Константин Леонтьев о "социалистическом феодализме" в России: два сценария
Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) считал, что каждая цивилизация проходит три стадии развития: первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения. Социализм и коммунизм для него однозначно принадлежат последнему, позднему, периоду, который характеризуется попыткой обращения цивилизации, находящейся в кризисе, к первоначальной простоте — равенству и братству, характерным для примитивных государственных образований. >>
Константин Леонтьев как орудие русской всеотзывчивости
Меня уже много лет занимает удивительный феномен совершенно очевидного отторжения Константина Николаевича Леонтьева его собственной родной культурой. Легче всего отделаться от этого факта сакраментальным: нет пророка в своем Отечестве. Когда-то ответственность за него можно было возложить на "либеральный террор", позднее - свалить на Советскую власть... >>
Ревизия славянофильства
Недавнее двухсотлетие Алексея Степановича Хомякова - прекрасный повод поговорить о славянофильстве вообще, но, поговорить без обычной в подобных случаях юбилейной патоки. Если мы воспринимаем славянофильство не как что-то отжившее, музейное, а как нечто живое, развивающееся, имеющее значение для будущего России, то не должны ограничиваться ритуальными славословиями и бояться переоценки привычных, но уже устаревших, отвергнутых временем ценностей. >>
К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский о "славянской цивилизации"
Цивилизационный подход в русской науке обязан свои существованием двум "отцам-основателям", пришедшим к своим идеям на полвека раньше европейцев О.А. Шпенглера и А.Д. Тойнби. Одним из них является К.Н. Леонтьев, другим - Н.Я. Данилевский. Теория цивилизационного развития и многие другие историософские идеи складывались у Леонтьева параллельно концепции Н.Я. Данилевского и независимо от нее. >>
Русский ответ на национальный вопрос
В настоящее время, большинство представителей русской цивилизации затруднится дать четкое определение нации и национального вопроса, и как следствие, - обосновать разницу между позитивными и негативными редакциями национализма. В этой связи, актуальность четкой терминологической и идеологической базы, выведенной из наследия русских основателей цивилизационной историософии (Константин Николаевич Леонтьев и Николай Яковлевич Данилевский), не подлежит сомнению. >>
Спасет ли мир красота?
Беседа с заслуженным художником России, профессором, секретарем Союза художников России Сергеем Александровичем Гавриляченко >>
Идолы и идеалы: современный контекст
Разговор об идолах и идеалах был глубоко и весомо начат русской философией еще в XIX веке. Русская жизнь, включая ее бытийный и культурный пласты, всегда была проникнута духовной энергией христианского света, который безошибочно распознавал временное, относительное, конечное от вечного, абсолютного, подлинного. Но беда идолопоклонства случалась и с русским народом. Подмена ценностей, увы, - то, что случается всегда, везде и повсюду, и с отдельным человеком, и с целым народом. >>
Смуты в России: исторические параллели
Смуты в России наступали, как только падал авторитет государства и оно теряло свою сакральность. А народ переставал верить в государство и считаться с ним. Хаотичные шаги по проведению реформ не тормозили смуту, а лишь усиливали ее. Смута заканчивалась тогда, когда народ, почуяв смертельную угрозу, нависшую над страной, опять воссоздавал государство и обретал веру в его институты. Что заставляло наших потомков восстанавливать разрушенное государство, черпать силы и вдохновение в его мощи? >>

31 - 40 из 95
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру