Чему же учим? Полемика

Рецензия-донос на историков МГУ
На нашем портале неоднократно публиковались материалы известных современных историков д.и.н., проф. А.И. Вдовина и д.и.н., проф. А.С. Барсенкова. Публикации этих специалистов по истории России XX–XXI вв. нашли широкий отклик и получили очень высокие оценки в нашей стране. Но оказалось, что их работы вызвали совершенно иную реакцию за рубежом. Недавно в журнале «The New Times» появилась рецензия-донос на одну из книг А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина. Ниже мы публикуем полный текст этой рецензии с необходимыми пояснениями и комментариями историков МГУ. >>
История: чему же учим?
Выступление на пленарном заседании XIV Всемирного Русского Народного Собора В XIX–XX вв. чем больше развивалась в России система образования, чем больше становилось в стране образованных людей, чем большую силу набирал научный, светский подход к истории и, соответственно, только критическое отношение к прошлому и к современности, тем сильнее становилось желание образованных людей… отказаться от собственной истории. >>
Еще раз про ЕГЭ...
Отрадно, что Президент России обратил своё внимание на те несуразности, которые содержатся в тестах по истории к единому государственному экзамену (пресловутому ЕГЭ). Притом сделал это публично, на всю страну. Но дело ведь не в глупости какого-то одного, случайно попавшегося на глаза Президенту вопроса и не в том, что тесты, из которых был извлечён этот вопрос, не получили одобрения Министерства. >>
Учебники по истории XX века: вчера, сегодня... завтра?
XX век - период отечественной истории, освещение которого в учебниках, учебной и методической литературе наиболее критическое. Это относится как к вузовской литературе, так и к школьной. Причём со школьным учебником по истории ситуация представляется особенно бедственной. Главной проблемой является совершенно вопиющий разрыв между содержанием школьных учебников и вузовских учебников. >>
Основные тенденции развития школьной учебной литературы по истории
Все учебно-методические комплекты по отечественной истории для основной и средней школы издания 2000-2006 годов можно разделить по двум основным подходам. Это линейно-стадиальный (где в качестве универсальных операторов выступают "древнее", "среднее" и "новое" время) и цивилизационный ("русская (российская) цивилизация" в контексте других мировых цивилизаций) подходы. >>
Русь изначальная и "столкновение цивилизаций"
(В зеркале современных учебников) В содержании современных образовательных программ и основных проектов стандартов присутствуют компоненты, которые предполагают освещение истории народов и государств, существовавших на территории современной России, а также контактов Древней Руси со странами, относимыми к "Востоку" и "Западу". Так, в последнем проекте стандарта, который отражает положение, уже давно проводимое на практике, этнокультурная проблематика весьма широко и сбалансированно (т.е. без явных "перекосов" в сторону "Запада" или "Востока") представлена на базовом уровне.
Это несомненно положительная тенденция по сравнению с предыдущим десятилетием. В 1990-х гг. как основной вектор воспитательного процесса декларировались: изменение духовных и нравственных ценностей, отход от принципа общности, коллективизма, провозглашение главным приоритетом суверенитета личности, и, как следствие крайняя индивидуализация человека. Нетрудно заметить, что это типичные ценности западного буржуазного общества, причём в утрированной трактовке. В соответствие с этой системой ценностей и пытались строить историческое образование. В последнее время формулировки были значительно скорректированы. Одним из требований подготовки выпускников средней школы в проекте Стандарта стало "осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России".
Но, если с формальной точки зрения эти требования соблюдены в учебно-методических комплектах, то содержание вызывает ряд вопросов. >>
"Развратясь, они потребовали супу..."
С историческим оптимизмом о реформе исторического образования Несколько лет назад была проведена реформа исторического образования в школе, существенная изменившая действующие программы и потребовавшая новых учебников. Сегодня история изучается по так называемым концентрам: 1-ый концентр - 5 - 9 классы - всеобщая история и история России до XX в. включительно, 2- ой концентр - 10-11 классы - вновь история России и отдельные специальные курсы, например, "История цивилизаций". Поскольку количество часов, отводимых на изучение предмета, естественно, не увеличилось, это привело к тому, что курсы истории вынужденно "похудели", а плотность изучения материала, его насыщенность заметно возросли. Так, за два урока в неделю (или 68 часов в год) необходимо "пройти" (слово "изучить" здесь вряд ли уместно) отечественную истории от начала XX в. до наших дней. До реформы этот же объем изучали 2 года, и не в 9, а 10-11 классах. Средневековье сегодня "проходят" в 6 классе за 29 часов, до реформы - в 7классе за 68 часов. Пользы от таких изменений пока еще никто не увидел, зато вред их очевиден для всех.
>>
Когда истории не будет...

История - штука нужная, но... опасная. Ведь наряду с чисто образовательными задачами, у истории - и у науки, и, особенно, у учебного предмета, - есть и еще одно предназначение - воспитание. Именно история воспитывает у человека чувство патриотизма и уважения к прошлому, приобщает к деяниям предков и передает потомкам их жизненный опыт. Или же - не воспитывает. Все зависит от того, как выстроить курс истории. А это уже политика. И совсем не случайно советский историк М.Н. Покровский в 20-е годы вообще употребил формулу: "История - политика, опрокинутая в прошлое".
Отношение к истории, как к "политике, опрокинутой в прошлое", сохраняется по сию пору и будет, видимо, сохраняться всегда. Структура и содержание образования вообще, и исторического образования, в частности, всегда формируется по принципу "социального заказа", ибо через систему образования общество обеспечивает свое дальнейшее развитие, готовит трудовые и интеллектуальные кадры будущего. Даже когда мы встречаемся с "принципиальным" и публично декларируемым отказом от "социального заказа" в сфере образования, это тоже "социальный заказ", только поступающий от другого "социума". Поэтому объем и качество преподавания истории зависели, зависят и будут зависеть от тех духовных и идеологических целей, которые ставит перед собой общество в тот или иной конкретно-исторический период своего развития.

 

>>

11 - 18 из 18
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру