Московская Русь

О духовно-политических смыслах «Слова об убиении злочестивого царя Батыя»
В статье, полный текст которой опубликован в журнале "Историческое образование" (№2, 2014), представлен анализ «Слова об убиении злочестивого царя Батыя», созданного в конце XV в. и включенного в Великие Четьи Минеи во второй четверти XVI в. Автор пытается реконструировать те духовно-политические смыслы, которые вкладывались в «Слово…» через 70 лет после создания и которые могли стать одним из элементов идеологии нового Российского государства. >>
О связи «Слова о погибели Русской земли» и «Повести о житии Александра Невского» в контексте ветхозаветных параллелей
Данная статья, полностью опубликованная в журнале «Историческое образование» (№2, 2014), представляет собой попытку объяснить факт позднейшего соединения двух древнерусских текстов периода монголо-татарского нашествия: «Слова о погибели Русской земли» и «Повести о житии Александра Невского». Автор статьи делает предположение об обусловленности такого шага необходимостью посредством структурной параллели с Ветхим Заветом отождествить русский народ с еврейским, что могло послужить фундаментом для развития одной из определяющих для нашей истории концепций – идеи Руси-России как Нового Израиля. >>
Европеизация Московской Руси
Статья, опубликованная в первом номере нового журнала «Историческое образование», посвящена исследованию процессов европеизации России в XVII веке. >>
Сокрушение Орды (Стояние на Угре и разгром Улуг-улуса)
Статья, опубликованная в первом номере нового журнала «Историческое образование», рассказывает о событиях конца XV века, которые привели к образованию независимого Русского государства. >>
Великая Русь рыцаря де Ланноа
Кроме двух сочинений на темы морали и политики — “Воспитание юного государя” и “Отцовские наставления”, бургундский рыцарь Гильбер де Ланноа написал мемуары “Путешествия и посольства”, в котором мы встречаем первый, после долгого перерыва, вызванного ордынским игом, рассказ европейца о Русской земле. >>
Учение преподобного Нила Сорского в политическом дискурсе XVI века
Учение и практика преподобного Нила Сорского оказали огромное влияние на духовное развитие XVI века. Впрочем, следует иметь в виду, что преподобный Нил отнюдь не претендовал на то, чтобы его учение, выстраданное им лично, могло быть использовано в качестве идеологического орудия или, тем более, в некой политической практике. >>
Видения Смутного времени. Часть 3.
Параллельно с видениями общегосударственного значения происходила масса видений являвшихся откликом на местные события, отразивших местные особенности восприятия Смуты не общероссийского, а периферийного характера, что так же является ценным элементом в осмыслении событий того действительно “смутного” для исследователя времени. >>
Видения Смутного времени. Часть 2.
Смутное время породило экстремальную вспышку видений как непосредственную реакцию на те грозные события. Смута поколебала установившиеся в XVI веке визионерские стереотипы, но в результате в полной мере оформила литературный жанр видений. >>
Видения Смутного времени. Часть 1.
Видения Смутного времени были явлением гораздо более сложным и многоплановым нежели знамения того же периода. Усложнение происходило за счет более насыщенных образов и сюжетов и более плотного контакта с социальной средой. В отличие от знамений в видениях реализовывалось более тесное взаимодействие действительности с божественным “инобытием”. >>
Знамения Смутного времени
Анализ представлений современников о событиях Смутного времени мы начинаем с рассмотрения “чудесных” знамений этого периода. Безусловно, видения и знамения представляют собой определенное единство восприятия, но при ближайшем изучении они обнаруживают существенные функциональные различия, являясь различными этапами в осмыслении исторических реалий, что и способствует их раздельному изучению. >>

1 - 10 из 77
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру