"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно"

Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД Русское слово — РС», 2009. 296 с. ил.

В одном из популярных когда-то фильмов говорилось: «Есть такая профессия — Родину защищать», но чтобы ее защищать, ее ведь надо любить. А любим ли мы ее, когда почти каждая более или менее зажиточная семья, в которой есть сын-подросток, не только думает, как ему «откосить» от армии, но и без зазрения совести делится этим опытом со всеми заинтересованными лицами. Когда я преподавала в одном скороспело созданном частном вузе, двое из моих студентов без стеснения улеглись на время в «дурку», откуда, впрочем, периодически наведывались в институт, пытаясь подкупить преподавателей при помощи дорогих подарков. Разве подобные недоумки могут спасти нас от «иных времен татаров и монголов»?

Может быть, не так легко «любить Россию в непогоду», но ведь смогли же это сделать и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Минин с Пожарским. Русские должны верить, что, как говорил Алексей Толстой, хоть «уезд от нас останется, — и оттуда пойдет русская земля».

Думается, что именно такую веру может внушить подрастающему поколению и всем любителям русской истории учебник С.В. и Т.В. Перевезенцевых, созданный под вынесенным нами в заглавие пушкинским девизом. Высокий научный уровень сочетается в нем с занимательностью изложения и продуманностью оформления. Уже на форзацах книги представлены портреты замечательных людей России — князей и святых IX–XV веков. Среди иллюстраций есть и реконструированные портреты женщин из племени меря и вятичей, половца, святого князя Андрея Боголюбского, Тимура и Софии Палеолог. Есть в учебнике и изображения наиболее выдающихся памятников русской культуры, в светлой красоте которых ощущается «дыхание миров иных»: храмов Покрова на Нерли и Спаса на Нередице, Московского Кремля и Золотых Ворот во Владимире, Десятинной церкви в Киеве и Троице-Сергиевой Лавры.

В качестве иллюстраций использованы и репродукции многих картин великих русских художников В.М. и А.М. Васнецовых, М.В. Нестерова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина и других. В учебник включены и картины современных художников, может быть, лучших на сегодняшний день исторических живописцев России, Ф. Москвитина и П. Рыженко. Таким образом, русская история становится в глазах детей более наглядной, восстанавливается связь времен и определяется все изменяющееся место России в мире: в учебнике дается схема языков и подробно рассказывается о соседях, союзниках и врагах Руси — финно-угорских племенах, волжских булгарах, печенегах, половцах, византийцах, монголо-татарах. Хотя о характерах первых древнерусских князей мы можем судить, в основном, по их поступкам, С.В. и Т.В. Перевезенцевы все-таки пытаются дать и психологический очерк их характеров. Вот что, например, пишут они о княгине Ольге: «Приняв Христову веру, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, она забыла языческую жестокость, стремилась жить по закону христианской любви. Поэтому потомки сохранили о ней самую добрую память».

А вот характеристика Ивана Калиты, которого в советские времена порой представляли беспредельно скупым и алчным человеком: «За свое умелое правление, рачительное отношение к доставшемуся ему наследству и милосердие Иван Данилович еще при жизни получил прозвание Калита («калита» в переводе с древнерусского языка означает «кошель», «сумка для ношения денег»). Иван Данилович Калита… поражал и современников и потомков своим терпением, дальновидностью и целеустремленностью».

Однако героями учебника С.В. и Т.В. Перевезенцевых являются не только выдающиеся политические деятели. Очень интересно рассказано и о жизни простого народа, например, об основных занятиях славян, практиковавшихся среди них способах земледелия, о новгородском вече и берестяных грамотах, о монгольском войске, о народных промыслах, существовавших на Русской земле.

Учебник сочетает занимательность и познавательность: в нем есть информация обо всех мировых религиях, извлечения из документов эпохи: «Русской правды», «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве» и др. Учебник снабжен «Словариком историка», разъясняющим трудные термины и понятия, рубриками «Запомни» и «Выучи» и творчески составленными вопросами, побуждающими юных учеников думать, например: какое государство оказало наибольшее влияние на духовную и культурную жизнь Руси? кто такие варяги и русы? почему, на ваш взгляд, монголо-татарам удалось завоевать русские княжества? подумайте, почему с середины XIII века наступил упадок русской культуры, в XIV веке — ее оживление, а в XV веке произошел ее расцвет. С какими историческими событиями это было связано?

Учебник признает православную веру одним из государствообразующих начал русской истории, поэтому, естественно, в нем приведено немало фактов из жизни православных святых, рассказано об утверждении православия на обширной территории Руси и его связи с русской культурой. Это важно, ибо православие всегда боролось за высокую нравственность, а это именно то, чего сейчас не хватает русским людям едва ли не всех профессий — врачам, не стесняющимся брать деньги у смертельно больных людей, преподавателям, не отказывающимся от конвертов и подарков, но зато пустившим учебный процесс на самотек, предпринимателям, бесстыдно завышающим цены на лекарства, обитателям «черкизонов», сбывающим с рук продукты «второй свежести» и травящим самые неимущие слои нации, даже бомжам, чуть ли не с радостью теряющим человеческий облик за бутылку водки, да и государственным деятелям, превратившим Россию в сырьевой придаток мировой закулисы.

А ведь были когда-то на Руси такие князья, как святой Дмитрий Донской, сказавший своим воинам перед Куликовской битвой (эти слова тоже приводятся в учебнике): «Ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь. И тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог, Спаситель душ наших!»

При чтении патриотического учебника С.В. и Т.В. Перевезенцевых вспоминается стихотворение великого русского поэта Юрия Кузнецова «Строитель»: человек бежит с пожарища, в котором погибла его страна, и выносит на ладони песчинку. Разжимая ладонь, он говорит: «Вот основа Четвертого Рима!» Не будем спорить, бывать ли Четвертому Риму или будем восстанавливать Третий, но, может быть, если бы предшествующие поколения учились по учебнику С.В. и Т.В. Перевезенцевых, то и история России сложилась бы в чем-то иначе. Для меня лично очень много значит, что, прочитав этот учебник, мой племянник и крестник Саша, кстати, шестиклассник, записался в кружок истории, где оказался единственным учеником, и учительница спросила его, откуда он так хорошо знает русскую историю. Оттуда, что книги С.В. Перевезенцева Саша читает с детства.

Думается, что Общественный совет издания, в который входит немало видных историков, должен приложить все усилия, чтобы труд С.В. и Т.В. Перевезенцевых был признан стабильным учебником истории России для 6-х классов всех школ нашего Отечества и тогда, может быть, хотя бы наши внуки смогут с гордостью повторить суворовские слова: «Какой восторг, что мы русские!»


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру