Две столицы: Сердце града

МОСКВА

Москва, как город, складывалась исторически, неспешно, традиционно. Возник город с названием Москва, конечно же, еще до первого упоминания в летописи в 1147 г., ибо князь Юрий Долгорукий встретился со своим союзником князем Святославом уже в Москве, т.е. в неком городе, который уже существовал. Археологи нашли и материальное тому подтверждение — укрепления начала XII в.

И постепенно набирая силу, из небольшого провинциального града-крепости Москва выросла сначала в удельный град, потом — в великокняжеский, а затем и в столичный город всего Российского царства. Город развивался вокруг единого центра — Кремля. Сам рост города, внутреннее его устройство тоже складывалось исторически, так сказать, естественным путем. Московские жители селились на пустошах, располагали дома и усадьбы так, как им, жителям, было удобно. Потому-то долго в Москве вообще не было улиц, а, возникнув, московские улочки отличались замысловатой кривизной и извилистостью. Фактически, только стены Кремля, Китай-города и Белого города возводились по определенным планам, но имели очертания уже ранее сложившейся городской застройки. Лишь рациональное XVIII столетие привнесло в устройство города четкое планирование — дома стали выравнивать по «красной» линии. И все равно многие переулки сохранили свою извилистую красоту.

Отличительной чертой Москвы во все времена были православные храмы, возвышающиеся над деревянным и, позднее, каменным городом своими золотыми главами. Собственно и городские районы, нередко, возникали вокруг соборных церквей — по принципу храмового прихода. А сами улицы часто назывались по имени церквей на них стоящих. Этот исконный, древний, православный дух Москвы во все времена отмечали и отечественные, и заморские наблюдатели. Следствием укорененности в душах московского народа православной веры стал и знаменитый патриархальный московский быт.

И в то же время Москва во все времена была очень живым, современным городом. Здесь старались вести дела оборотистые купцы, сюда каждый день наплывали возы с многообразными товарами, здесь творилась история.

Москва родилась и проросла через многие столетия коренным русским городом, с его радостями и горестями, но с огромной любовью к родной земле.

***

Сердце Москвы — это Кремль. Здесь издревле жили, сначала правители Московского княжества, а затем государи Российского царства. Позднее, именно из Кремля осуществлялось управление советской державой. И ныне здесь, в Кремле, располагается резиденция Президента Российской Федерации. Кремль — это центр и гордость России.

Если первое упоминание Москвы в летописях относится к 1147 г., то первая настоящая крепость на берегу реки Москвы на высоком Боровицком холме появилась в 1156 г. И оба эти события связаны с именем князя Юрия Владимировича Долгорукого, младшего сына знаменитого Владимира Мономаха. Так, под 1156 г. летопись сообщает: «Князь великий Юрий Владимирович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы».

Впервые Москва стала столицей княжества в 1276 г., когда уделом владел сын Александра Невского — Даниил Александрович. А вот в XIV веке при его сыне Иване Даниловиче Калите зимой 1339/40 г. был выстроен новый московский Кремль из могучих дубовых бревен. Собственно говоря, тогда и появляется название «Кремль». Ведь до того времени, обычно говорили просто — «град» или «град Москва».

В 1367 г. великий князь Дмитрий Иванович, прозванный позднее Донским построил в Москве первый белокаменный Кремль. Это была первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси. Причиной строительства послужил пожар 1365 г., в котором выгорел практически весь город. Материал — белый камень-известняк — брали в селе Мячково, близ впадения в Москву-реку реки Пахры. Новый белокаменный Кремль был значительно больше кремля, построенного при Иване Калите. Он занимал почти всю территорию современного Кремля. Мощные двух- и трехметровой толщины стены, восемь или десять башен делали Москву почти неприступной. С того времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.

В 1462 г. великим князем Московским стал Иван III Васильевич. По его велению в конце XV века был построен новый Кремль. Для осуществления этого великого начинания в Москву были приглашены итальянские мастера. Но иностранцы были обязаны строить не по западноевропейским архитектурным канонам, а применяясь к традиционному русскому зодчеству. Во многом итальянцам помогали и русские зодчие.

Строительство Кремля при Иване III началось с устроения нового Успенского собора на Соборной, или, как ее называли в то время Красной площади.

Первый Успенский собор, по совету тогдашнего митрополита Петра, построил еще Иван Калита в 1326 г. В первоначальном виде этот собор просуществовал 145 лет. Но к концу XV в. он обветшал и был разобран. А на его месте установили временную деревянную церковь.

В 1472 г. заложили здание нового Успенского собора, большего по размеру, нежели первый. Но у зодчих Ивана Кривцова и Мышкина строительство не заладилось — нововозведенные стены стали искривляться из-за плохой извести и камня. А 20 мая 1474 г. в Москве случилось землетрясение, которое разрушило новое строение.

В 1475 г. для строительства собора из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти. За образец итальянский зодчий решил взять Владимирский Успенский собор, что было поставлено архитектору условием. 12 августа 1479 г. при громадном стечении народа, в присутствии великого князя Успенский собор был освящен. Вскоре, в новый Успенский собор торжественно перенесли мощи святителя Петра и других московских митрополитов.

Успенский собор Московского Кремля представляет собой трехнефный пятиглавый храм, украшенный аркатурно-колончатым поясом. Первоначальные фрески и иконостас собора не сохранились. Нынешний пятиярусный иконостас выполнен в XVII в. мастерами Троице-Сергиева монастыря. Тогда же произведена и сохранившаяся до наших дней роспись, в которой участвовали 150 мастеров из многих городов России. Сохранилось «Царское место» Ивана Грозного, или «Мономахов трон», изготовленный в середине XVI в.

Успенский собор — главный храм, символ единства и могущества Российского государства. Он недаром построен в честь Божией Матери, ведь Богородица почитается как главная покровительница Русской земли. Именно в этом храме хранилась главная русская святыня, чудотворная икона Владимирской Божией Матери. В Успенском соборе венчались на престол все русские государи. Собор также служил местом возведения в сан и погребения митрополитов Московских и патриархов Русской Православной Церкви.

По периметру Соборной площади строились новые каменные постройки — церковь Ризоположения (1484–1488 гг.), Благовещенский собор (1484–1489 гг.), который был домовой церковью русских государей.

На рубеже XV–XVI веков был возведен каменный княжеский дворец, позднее многократно перестраивавшийся. Но главное здание дворца сохранилось — это Большая палата, ныне называемая Грановитой (1487–1491 гг.). Свое второе имя палата получила из-за восточного фасада, отделанного граненым каменным рустом.

В 1485 г. итальянские мастера начали возведение новых кремлевских стен. Башни и стены строились из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Строительство продолжалось более десяти лет. При этом территория Кремля увеличилась. Самая ранняя из всех нынешних кремлевских башен — Тайницкая (1485 г.), имевшая в те времена проездные ворота и тайный подземный ход к Москве-реке. Всего же было построено 18 башен. Со временем со стороны нынешней Красной площади вырыли ров глубиной свыше 10 м.

В 1505–1508 гг. Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор — усыпальницу русских государей до Ивана V Алексеевича. В те же годы на территории Кремля появилась трехъярусная каменная колокольня Ивана Великого рядом с церковью Иоанна Лествичника. Позднее к ее северной стороне пристроили четырехъярусную кубическую звонницу (1532–1543 гг.) и церковь Вознесения (1543–1552 гг.), которая с 1555 года стала зваться в честь Рождества Христова.

В Кремле в начале XVI века находились два монастыря — Чудов и Вознесенский у Спасских ворот, который был возобновлен Василием III в 1518–1519 гг. Вознесенский женский монастырь служил усыпальницей великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома.

В царствование Бориса Годунова, в 1600 году, была надстроена колокольня Ивана Великого. Высота ее достигла 81 метра! А в XVII в. на башнях кремлевской стены появились шатровые завершения. В 1635–1636 гг. зодчие Б. Огурцов и Т. Шарутин построили каменный царский Теремной дворец. Чуть позже сложился комплекс Патриаршего двора, состоящий из жилых палат и собора Двенадцати апостолов (построен в 1653–1656 гг.).

С наступлением XVIII столетия, при Петре I, Кремлевский дворец был покинут царским семейством. К 1722 г. все дворцовые здания запустели и обветшали, деревянные кровли, полы, двери прогнили. Позднее в Кремлевском дворце изредка останавливались императрицы, да и то в одном лишь наиболее сохранившемся здании — в Потешном дворце. В 1773 г. по проекту архитектора В.И. Баженова в Кремле заложили огромный новый царский дворец. В связи с этим снесли ряд древних зданий, в том числе несколько церквей, и часть южной стены. Однако строительство так не было осуществлено из-за нехватки средств, а стену восстановили. В 1702–1736 гг. в Кремле построено здание Арсенала. В 1776–1787 гг. по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова на треугольном участке между кремлевской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырем возвели здание Сената, предназначенного для размещения московских департаментов Правительствующего Сената.

Уникальным памятником искусства стал Успенский большой колокол, который вошел в историю под именем Царь-колокола. Свое гордое имя этот колокол получил не случайно, ведь это — самый большой колокол в мире!

Указ об отливке колокола был подписан императрицей Анной Иоанновной 26 июля 1730 г. С января 1732 г. в Кремле, вблизи колокольни Ивана Великого велись работы по сооружению формы. Затем началась сама отливка. Ее производил сначала И.Ф. Моторин, а после его смерти, его сын М.И. Моторин. В ночь на 25 ноября 1735 г. колокол был отлит. Всота его составила 6,14 м, диаметр — 6,6 м, вес — свыше 12 000 пудов.

Вскоре после отливки началась чеканная отделка рельефов, однако не была завершена — во время пожара 29 мая 1737 г. на колокол рухнула кровля литейного амбара, от переохлаждения во время тушения пожара колокол получил 10 сквозных трещин, от него откололся кусок весом в 700 пудов.

В литейной яме колокол оставался до 1836 г., когда был поднят и водружен на постамент, сооруженный по проекту А.А. Монферрана.

После пожара 1812 года в 1816–1819 гг. под руководством архитектора О.И. Бове были восстановлены кремлевские разрушения. Но строительные работы на этом не остановились. Река Неглинная была заключена в трубу, а на этом месте в 1819–1822 гг. разбили Кремлевский (позднее — Александровский) сад (архитектор О.И. Бове), состоявший из трех садов, понижающихся к Москве-реке — Верхнего, Среднего и Нижнего. В 1841 г. в саду по проекту О.И. Бове соорудили грот «Руины». Рисунок литья чугунных ворот и ограды символизировал победу России в Отечественной войне 1812 г.

В конце 1830-х гг. в Кремле начались реставрационные работы в Теремном дворце. В 1839–1849 гг. был сооружен Большой Кремлевский дворец по проекту архитектора К.А. Тона (строительство осуществляли Н.И. Чичагов, В.А. Бакарев, Ф.Ф. Рихтер), считающийся образцом русско-византийского стиля.

Большой Кремлевский дворец построен на месте бывшего княжеского дворца XV в. и включает в себя церковь Рождества Богородицы (XIV в.). Фасад дворца возвышается на холме и выходит на Москва-реку. Живописный силуэт дворцу придает монументальный аттик с фигурной крышей и высоким флагштоком. Многочисленные окна украшают резные каменные наличники, выполненные по образцам XVII в. Отдельно от дворца поставлен корпус великих князей, связанный с основным зданием «висячим» арочным переходом.

Дворец служил московской резиденцией императорской семьи и местом парадных приемов. На первом этаже находились личные царские покои в виде анфилады великолепно украшенных комнат. На втором этаже расположены парадные покои, а также несколько парадных залов, посвященных русским военным орденам — Георгиевский, Александровский, Владимирский, Андреевский и камерный Екатерининский залы. Особенно великолепен огромный Георгиевский зал, украшенный лепниной, золоченым декором, а также статуями И.П. Витали и барельефами П.К. Клодта. На стенах Георгиевского зала размещены списки кавалеров Георгиевского ордена.

В 1844–1851 гг. в Кремле было построено новое здание Оружейной палаты. В 1893–1898 гг. в Кремле соорудили памятник императору Александру II скульптора А.М. Опекушина (снесен в 1918 г.).

В XX столетии в Московском Кремле, ставшим резиденцией советского правительства, произошли большие изменения. Сразу же по переезду правительства в Москву, снесли памятник Александру II. С конца 20-х годов начался снос других кремлевских построек: собора Спаса на Бору, ансамблей Чудова и Вознесенского монастырей, Малый Николаевский дворец, церковь Константина и Елены и др. На месте монастырей в 1932–1934 гг. построили здание Школы красных командиров. С 1925 года часть Кремлевской стены, выходящей на Красную площадь, стала местом захоронения деятелей СССР и коммунистического движения. В 1935–1937 гг. на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башнях вместо орлов установили пятиконечные звезды. В 1930-е гг. было перестроено внутренне пространство Большого Кремлевского Дворца, снесено Красное крыльцо.

В 1959–1961 гг. были снесены старое здание Оружейной палаты и другие исторические постройки, а на из месте сооружен Кремлевский Дворец съездов. В 1955 году был открыт свободный доступ в Кремль, в 60-е гг. в Оружейной палате, кремлевских соборах и Патриарших палатах открыли музеи Кремля. В 1967 году в Оружейной палате начала действовать постоянная выставка Алмазного фонда.

Рядом с Кремлем, на месте снесенных построек Охотного ряда, возникла обширная Манежная площадь. Здесь были сооружены монументальные здания гостиницы «Москва», Совета Труда и Обороны, нового здания Библиотеки им. В.И. Ленина.

В конце XX века начался новый этап в жизни Кремля. Свидетельством этого стала реконструкция Кремля: восстановление Красного крыльца, восстановление внутреннего убранства Большого Кремлевского Дворца по историческим чертежам и рисункам (восстановлены в еще большем блеске Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский и другие залы Дворца; в Петровский зал превращена хозяйственная пристройка советского времени). В здании Правительствующего Сената ныне расположена резиденция Президента Российской Федерации.

Рассказывая о Московском Кремле, невозможно не сказать об одной из всемирно известных столичных достопримечательностей — о Красной площади.

Будущая площадь возникла в 1493 году после страшного пожара. Тогда, в целях безопасности, вокруг Кремля снесли церкви и дворы, а между кремлевскими стенами и городскими постройками оставили пустое место величиной в 110 саженей (ок. 240 м.). Это незастроенное место москвичи прозвали поначалу Пожаром. Позднее на месте Пожара и возникла знаменитая Красная площадь.

С середины XVI в. доминантой Красной площади стал Покровский собор (другое название — храм Василия Блаженного), возведенный в честь взятия русским воинством Казани в 1552 г. В XVII в. напротив Никольских ворот Кремля был построен Казанский собор, в честь иконы Казанской Божией Матери, с которой русское земское войско в 1612 г. освободило Москву от иноземных захватчиков.

В течение нескольких веков Красная площадь служила местом оживленной торговли. После пожара 1812 года здесь были возведены Верхние торговые ряды. В 1818 г. на Красной площади возле Верхних торговых рядов был установлен первый в Москве скульптурный памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса.

В 1875–1883 гг. возле Воскресенских ворот было построено здание Исторического императорского музея в «русском стиле» по проекту архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова. В 1888–1893 гг. сооружено новое здание Верхних торговых рядов (ныне — здание ГУМа), в 1889–1891 гг. построены Средние торговые ряды. В 1892 г. Красная площадь была освещена электрическими фонарями.

В XX в. Красная площадь стала главным местом проведения парадов и демонстраций. Самыми знаменитыми стали парады 7 ноября 1941 года, когда войска сразу же уходили на фронт, и парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. В 1930-е году площадь замостили брусчаткой, установили трибуны. Трибуной для правительства служило здание Мавзолея В.И. Ленина (архитектор А.В. Щусев). Для удобства проведения массовых мероприятий снесли Воскресенские ворота с Иверской часовней, Казанский собор и часть зданий Китай-города. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому перенесли к Покровскому собору. Ныне Красная площадь вновь обретает исторические черты. Заново воссозданы Казанский собор, Воскресенские ворота с Иверской часовней. На шпилях Исторического музея и Воскресенских ворот восстановлены двуглавые орлы. Дай-то Бог, взовьются они и над кремлевскими башнями.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Санкт-Петербург рожден «мановением» государя Петра I. И само рождение Санкт-Петербурга — это своеобразный разрыв с древней исторической традицией Российского государства. Этот город, как каменная столица новой империи, сразу же стал неким антиподом предшествующей деревянной России. Царю Петру I нравились голландские и датские города. Поэтому Санкт-Петербург, по их образцу, практически, как Амстердам, был спланирован на каналах и островах. Чтобы обустроить новый город и придать ему европейский облик, Петр I пригласил западных мастеров, в т. ч. Д. Трезини, Ж.-Б. Леблона, А. Шлютера, Г.И. Маттарнови и др. План развития города, прямые линии улиц по «образцовым» (типовым) проектам разработали архитекторы Трезини и Леблон.

Но, не смотря ни на что, Санкт-Петербург, конечно же, был русским городом, устроенный русским царем и построенный силами русского народа на переломе русской истории. И этот кардинальный перелом в отечественном бытие отразился и выразился в бытие и характере нового города. Потому и сам Петербург считается символом противоречивости русского сознания, символом «Азии в Европе» и, одновременно, «Европы в Азии».

Эта противоречивость отразилась и в истории, и в символике, и в архитектуре города на Неве. Конечно, многое определялось самими природными условиями, в которых рождалась новая столица — множество островов, рек и речек, каналов и проток. Эта природная среда сама определяла структуру и городского хозяйства, и систему городского устройства.

И, как следствие, город долго не имел единого и постоянного архитектурного и административного центра. Больше того, у города изначально возникло несколько центров. Первым из них была Петропавловская крепость, но вторым центром сразу же стала Адмиралтейская крепость на левом берегу Невы. Еще одним центром вскоре оказалась Троицкая площадь на Городском острове. Позднее Д. Трезини стремился превратить в торговый, административный и культурный центр столицы Васильевский остров. Однако наиболее перспективным районом застройки оказался левый берег Невы, имевший более удобную связь с материком. Поэтому своеобразным центром города начали считать комплекс Зимнего дворца на сложившейся со временем Дворцовой площади.

Но сердцем Санкт-Петербурга всегда была, есть и будет оставаться Петропавловская крепость. И не случайно именно тот день, в который Петром I была заложена крепость — 16 (27) мая 1703 г., в праздник Святой Троицы — считается и днем основания самого города. И название городу дала именно крепость — ее официальное название сначала было «Санкт-Питер-Бурх», позднее — Санкт-Петербургская крепость. А вот именование Петропавловская — название неофициальное, возникшее уже в народе по имени Петропавловского собора.

Крепость строилась на небольшом Заячьем острове, который с юга омывается водами Невы, а с севера — Кронверкским проливом. Название пролива связано со строительством земляного вала, который должен был прикрыть подступы к крепости с северной стороны и на европейский манер был прозван кро’нверком.

Автор проекта крепости неизвестен. По некоторым предположениям им мог быть французский инженер Ж.Г. Ламбер, но многие считают, что проект крепости создал сам Петр I.

Как и все первые постройки Петербурга, крепость была деревянной. Она имела неправильную шестиугольную форму с вынесенными вперед шестью бастионами. В строительстве крепости принимали участие лично Петр и его сподвижники — А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Н.М. Зотов, Ю.Ю. Трубецкой, К.А. Нарышкин. И этот факт отражен в названии шести ее бастионов: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков. Бастионы соединялись крепостными стенами — куртинами.

29 июня 1703 г. в центре строящейся крепости заложили деревянный собор Петра и Павла. Кроме того, внутри крепости возвели несколько построек военного значения, а также деревянную лютеранскую церковь свято Анны. Эта церковь служила для нужд иностранцев, проживающих или приезжающих в город. Но простояла она недолго — до 1710 г.

14 мая 1704 г. со стен крепости произвели первый орудийный салют. С той поры, орудийные салюты стали одной из первых петербургских традиций. И до сего дня эта традиция постоянно поддерживается — орудийный выстрел пушки Петропавловской крепости возвещает петербуржцам о том, что наступил полдень.

С 1706 г. Петропавловскую крепость начали перестраивать в камне под руководством итальянского архитектора и фортификатора Д. Трезини. Само строительство продолжалось до 1740 г., и с 1734 г. возведением каменных стен руководил военный инженер Б.К. Миних. В плане крепость сохранила свою шестиугольную форму, с выдвинутыми бастионами. Но высота соединяющих бастионы куртин достигла 10–12 м, а ширина — до 20 м.

Д. Трезини построил новый каменный Петропавловский собор, а также каменные триумфальные Петровские ворота при въезде в крепость. Ворота выполнены в стиле барокко и украшены барельефом работы К. Оспера «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», на котором в аллегорической форме прославляется победа Петра I над Карлом XII. Для украшения ворот из свинца отлили герб России — двуглавого орла, а в нишах по обеим сторонам ворот установили статуи работы скульптора Н. Пино.

Позднее были устроены невысокие Иоанновские ворота, на которых находится надпись «1740», означающая время завершения основных строительных работ в крепости. С 1738 г. от Городского острова к Иоанновским воротам крепости через Кронверкский пролив ведет Иоанновский мост (до конца XIX в. называвшийся Петровским).

В 1730-х гг., при императрице Анне Ивановне, крепость была усилена дополнительными укреплениями — Иоанновским и Алексеевским равелинами, названными в честь отца и деда императрицы. Равелины отделялись от территории крепости рвами с водой, через которые были перекинуты мосты. В конце XIX в. рвы были засыпаны. В 1748–1749 гг. внутри крепости построили Инженерный дом.

В 1780-х гг. южные стены крепости облицевали гранитом. Тогда же архитектор Н. А. Львов построил речные Невские ворота (1784–1787 гг.). В 1798–1806 гг. в Петропавловской крепости возведен Монетный двор (арх. А. Порто), где чеканили золотые, серебряные и медные монеты. В 1801 — 1802 гг. был возведен Артиллерийский цейхгауз. С 1924 г. в крепости располагается музей.

Построенная по последнему слову фортификационной науки Петропавловская крепость никогда не служила боевым укреплением. Но она стала символом вечного владычества России на Балтике.

Главное сооружение крепости — Петропавловский собор, заложенный под гром пушечного салюта 29 июня 1703 г. в день апостолов Петра и Павла. Вначале собор также был деревянным. В 1712 г., когда Петербург был объявлен столицей, началось строительство каменного собора по проекту Д. Трезини. Освящение нового кафедрального собора состоялось в 27июня 1732 г.

Облик нового храма был необычным для России: трехнефная церковь по образцу западноевропейских с четырехъярусной колокольней была увенчана высоким шпилем, на вершине которого укреплен флюгер — фигура трубящего ангела, несущего крест и благословляющего новую столицу империи. Петропавловский собор стал одним из свидетельств продолжающегося спора Петра I с древней Москвой — по требованию царя первоначальная высота колокольни составляла 106 м, что было на 26 м выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В середине XIX в. после реконструкции высота колокольни еще более увеличилась и достигла 122,5 м.

Великолепный золоченый резной иконостас собора, напоминающий триумфальную арку, выполнен в Москве по эскизам Д. Трезини и И. Зарудного, его помощниками И. Телегой и Т. Ивановым, а также московскими резчиками. В 20-х гг. XVIII в. на куполе собора были установлены дорогие голландские куранты. В 1756 г. куранты сгорели при пожаре, и позже были заменены новыми. Эти куранты до сих пор каждый час звонят, и петербуржцы могут услышать мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а в полдень и полночь каждого дня — мелодию гимна Российской империи «Боже, царя храни!».

Петропавловский собор сразу же стал памятником славы русского оружия. В нем хранились трофейные знамена, ключи от завоеванных городов и крепостей.

Кроме того, Петропавловский собор перенял традицию Архангельского собора Московского Кремля, став официальной усыпальницей императоров из рода Романовых. Здесь находятся могилы российских императоров от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Ивана VI Антоновича.

В 1896–1908 гг. рядом с собором, по проекту архитектора Д.И. Гримма, возвели Великокняжескую усыпальницу, освященную в честь св. князя Александра Невского и увенчанную куполом и золоченой главкой.

***

С 60-х гг. XVIII в. центром петербургской жизни становится Зимний дворец. И немудрено, ведь именно Зимний дворец — это главная резиденция русских императоров в Санкт-Петербурге.

Но строительство Зимнего дворца имеет свою историю. Первая зимняя резиденция Петра I — Зимний дом (названный так, в отличие от ранее возведенного Летнего дворца) — был построен в 1711 г. на берегу Зимней канавки. В 1716–1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови возвели новый Зимний дом с фасадом на Неву у самого устья Зимней канавки. Позднее, в 1720-х гг., он был перестроен Д. Трезини. Царь Петр жил попеременно то в Летнем, то в Зимнем домах, но последние дни жизни провел именно в Зимнем доме.

В 1732 г. В.В. Растрелли начал постройку третьего Зимнего дворца — с фасадами на Неву и Дворцовую площадь. Четвертый, временный деревянный Зимний дворец, Растрелли построил в 1755 г. на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Этот дворец простоял до 1762 г. Ныне существующий, пятый, Зимний дворец в стиле русского барокко возведен Растрелли в 1755–1762 гг. на месте разобранного третьего.

Инициатива строительства нового Зимнего дворца принадлежала императрице Елизавете Петровне. Императорский указ Сенату, подписанный Елизаветой в марте 1755 г., гласил: «Понеже в Санкт-Петербурге наш Зимний дворец… по великости нашего Императорского достоинства… доволен быть не может,.. мы вознамерились оной Зимней наш дворец с большим… пространством в длине, ширине и вышине перестроить».

И, отвечая чаяниям императрицы, В.В. Растрелли возвел самое масштабное и величественное здание в Петербурге. Форма четырехэтажного здания — прямоугольник с выступами по углам и внутренним парадным двором. Фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. В здании 1050 покоев, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон, а общая длина фасада по периметру составляла 2 км.

Но сама императрица Елизавета Петровна не смогла порадоваться новому Зимнему дворцу, ибо скончалась до окончания всех строительных работ.

Зимний дворец отличается удивительными по красоте, богатству и разнообразию внешней и внутренней отделкой, архитектурным и скульптурным декором. Грандиозные размеры и пышная отделка дворца подчеркивали его парадное назначение. Наиболее известны Александровский, Белый, Золотой, Помпейский, Петровский, Гербовый, Георгиевский залы и парадная Иорданская лестница. И если залы Зимнего дворца неоднократно перестраивались, то широкая, расходящаяся во все стороны Иорданская лестница сохранилась в своем первоначальном виде. В одном из залов нижнего этажа находилась Сокровищница, в которой хранились регалии императорской власти: корона, держава и скипетр.

В последние десятилетия XVIII в. Зимний дворец превратился в центр большого дворцового комплекса. Сначала на Дворцовой набережной возник Малый Эрмитаж (1764–1767 гг.) — здание для хранения произведений искусства, принадлежащих императрице Екатерине II. В 1771–1787 гг. к нему пристроили здание Старого Эрмитажа, а в 1783 –1787 гг. — здание Эрмитажного театра (по проекту архитектора Дж. Кваренги). В 1818–1826 гг. К.И. Росси перестроил ряд помещений и создал «Галерею 1812 года», в которой были размещены портреты 332 героев Отечественной войны 1812 г., выполненные художниками Д. Доу, А.В. Поляковым и В.А. Голике.

Но 17 декабря 1837 г. страшный пожар, возникший из-за неисправности печных труб, уничтожил всю внутреннюю отделку комнат и залов. Только героическая борьба со страшным бедствием солдат Дворцовой роты и пожарных спасла от гибели многообразные сокровища, хранившиеся в дворце. После пожара дворец представлял собой жалкое зрелище — сохранились лишь обгоревшие стены и своды первого этажа. Но уже к 1840 г. были закончены восстановительные работы, проводившиеся под руководством архитекторов В.П. Стасова и А.П. Брюллова. Правда, в близком к первоначальному виду воссоздали совсем небольшую часть залов.

В 1839–1852 гг. по проекту Л. фон Кренце к эрмитажным сооружениям было пристроено здание Нового Эрмитажа. Торжественный вход в Новый Эрмитаж украшают знаменитые атланты.

В конце XVIII — первой четверти XIX вв. на левом берегу Невы было создано парадное пространство из трех площадей — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской, по периметру которых расположились важнейшие государственные учреждения.

Адмиралтейство несомненно является второй архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, после Петропавловского собора. Возникшее в 1704 г. как крепость и верфь, нынешнее здание Адмиралтейства было построено в 1806–1819 гг. по проекту архитектора А. Захарова. В центральной части в небеса возносится трехъярусная башня с золоченым 72-метровым шпилем, которая, подобно маяку, стягивает к себе окрестные магистрали. В основании башни устроены Триумфальные ворота. Башня и ворота украшены многочисленными статуями и горельефами, в основе которых лежат морские сюжеты. Вообще все архитектурно-скульптурные композиции на здании Адмиралтейства посвящены морской тематике и прославляют героические страницы русского военно-морского флота.

Симметричные крылья здания Адмиралтейства как бы привязывают к себе две площади, созданные К. Росси. Одна из них — Сенатская, окаймленнная зданиями Сената и Синода (арх. К. Росси; 1829–1834 гг.). В центре Сенатской площади — памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе (открыт Екатериной II в 1782 г.).

Но главенствует в историческом центре Санкт-Петербурга другая площадь — Дворцовая перед Зимним дворцом. С одной стороны, она образована дугой зданий Главного штаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой — памятником воинской славе 1812 г. Арка через проезд ведет к Невскому проспекту, а на ее вершине расположена скульптурная группа «Колесница Славы». С другой стороны, на набережной Невы стоит и сам Зимний Императорский дворец. В центре площади установлен знаменитый по стихотворению А.С. Пушкина «Александрийский столп» — монолитная гранитная колонна, выполненная О. Монфераном, завершенная скульптурой ангела с крестом. Пространственное решение Дворцовой площади создал К. России в 1819–1829 гг.

Дворцовая площадь — своего рода архитектурная корона северной столицы России.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру