Ефрем Суздальский

ЕФРЕМ, епископ Суздальский (Ростовский) (90-е гг. XI в. — начало или первая половина XII в.).

Епископ Ефрем Суздальский упоминается в Киево-Печерском Патерике, в составляющем его основу Послании епископа Владимиро-Суздальского Симона печерскому постриженнику Поликарпу (20-е гг. XIII в.), в числе тех епископов, которые были поставлены на свои кафедры из постриженников киевского Печерского монастыря. В позднейших списках ростовских владык XV—XVI вв. Ефрем занимает место между Исаией († после августа 1089) и Нестором (поставлен ранее сентября 1148). Показательно, что Симон именует Ефрема именно суздальским епископом, притом, что его предшественники Леонтий и Исаия названы там же ростовскими. По-видимому, это свидетельствует о том, что уже в конце XI — начале XII в. ростовская кафедра была переведена в Суздаль. (О нахождении кафедры ростовских епископов в Суздале по крайней мере к началу 60-х гг. XII в. определенно свидетельствует Ипатьевская летопись; Суздальская епархия упоминается и в перечне епархий (Notitia episcopatuum) Византийской церкви, относящемся к концу XII в.)

По всей вероятности, именно Ефрем упоминается в тех летописных известиях, которые сообщают о церковном строительстве в Суздале в 90-е гг. XI в. Так, «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом (князь Переяславский в 1094—1113 гг., великий князь Киевский в 1113—1125 гг.) была построена соборная суздальская церковь Пресвятой Богородицы (обветшала к началу XIII в., и в 1222 г. на ее месте великий князь Юрий Всеволодович заложил новую каменную церковь, «заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе»); в те же годы (до 1096 г.) Ефрем передает села суздальскому Дмитриевскому монастырю, основанному, вероятно, им самим как подворье Киево-Печерского монастыря в Суздале («…двор манастырьскыи Печерьскаго манастыря и церкы яже тамо есть Святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы»).

Вопрос о деятельности Ефрема в качестве суздальского епископа представляет, однако, определенную сложность. В историографии прочно утвердилось мнение, согласно которому в обоих процитированных выше летописных известиях речь идет о Ефреме, титулярном митрополите Переяславском (см. статью о Ефреме Переяславском). Согласно гипотезе, выдвинутой М. Д. Присёлковым и принятой последующими исследователями, в конце XI в. кафедра в Ростове была закрыта, а Ростово-Суздальская земля в церковном отношении перешла под юрисдикцию Переяславского епископа (митрополита), чем и объясняется участие Ефрема Переяславского в церковном строительстве в Суздале. Однако гипотеза Присёлкова строится на отрицании самого факта существования Ефрема Суздальского, который, таким образом, рассматривается как фигура мифическая, вымышленная. Но такое мнение явно противоречит источникам. Дело в том, что епископ Симон в послании Поликарпу отчетливо различает обоих Ефремов, называя и того, и другого среди постриженников Киево-Печерского монастыря, занявших епископские кафедры в разных городах Руси. Принимая во внимание тот факт, что Симон, с одной стороны, сам был печерским постриженником, а с другой — занимал кафедру епископа Владимиро-Суздальского (т. е. был прямым преемником на кафедре Ефрема), следует с доверием отнестись к приводимым им сведениям, исключая возможность какой-либо ошибки с его стороны.

Возможно также, что именно Ефрем был тем не названным по имени епископом, который в декабре 1096-го — январе 1097 г. находился вместе с князем Олегом Святославичем Черниговским в Муроме, куда Олег отступил из сожженного им Суздаля, и о котором упоминает Владимир Мономах в письме Олегу, предлагая тому прислать «сол (посла. — А. К.) свои или [е]пископа» с миром.

Как долго Ефрем занимал суздальскую кафедру, неизвестно. В церковной историографии в качестве года его кончины называются различные даты: от 1112 до 1147 г., однако едва ли они имеют под собой серьезные основания.

Есть сведения о церковном почитании святителя Ефрема, епископа Ростовского и Суздальского; он упоминается в ряде списков русских святых, составленных в XIX—XX вв. Однако церковной канонизации его не произошло; в современном Православном церковном календаре имя Ефрема, епископа Суздальского, не значится.

Источники и литература

Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 103; Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 238, 254 (?), 445; Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 9. С. XXII; Т. 24. С. 165; Т. 42. С. 165.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 355; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913. С. 291—293; Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 56—57.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру