Из Судебника 1497 года

ПРЕДИСЛОВИЕ

До конца XV в. основным сборником законов в Русских землях была «Русская Правда», но многие ее положения уже устарели. К тому же в разных княжествах «Русскую Правду» изменяли в зависимости от конкретных условий. Поэтому в Москве при великом князе Иване III Васильевиче в 1497 г. был составлен и утвержден новый законодательный кодекс, который вошел в отечественную историю под названием Судебник 1497 года.

Судебник 1497 года — это первый сборник законов единого централизованного Русского государства. В нем были отражены нормы гражданского, уголовного и других видов права. В частности, изменялись правила проведения судебных заседаний в уездах. Главными судьями объявлялись княжеские наместники. Но чтобы суды проводились честно, за судебными заседаниями должны были следить представители местных жителей — старосты и выборные «лучшие люди». Таким образом, в Судебнике было показано, что великий князь Московский уважает древние вечевые традиции и опирается не только на своих государственных чиновников, а учитывает и народное мнение.

Судебник регулировал отношения собственности и положение различных групп городского и сельского населения. В том числе, в Судебнике впервые вводилось ограничение права перехода крестьян от одного владельца к другому. Обычно такие переходы происходили после окончания полевых работ: если крестьянину не нравилось жить у одного владельца он, в соответствии с древним обычаем, мог уйти к другому. Но в разных районах страны правила перехода были различны. Теперь устанавливался единый для всех срок перехода крестьян — неделя до и неделя после осеннего праздника Святого Георгия Победоносца (26 ноября, по новому стилю — 9 декабря). На Руси Святого Георгия издревле звали Юрием, потому и этот осенний день получил именование Юрьев день. В соответствии с нормами Судебника, за свой переход крестьянин должен был заплатить прежнему владельцу определенную сумму денег. Эта выплата называлась «пожилое», и в разных районах составляла от полтины до рубля. Современные ученые считают, что введение Юрьева дня стало началом законодательного оформления крепостного права.

ПУБЛИКАЦИИ

Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича с дополнительными указами, изданные П. Строевым и К. Калайдовичем. М., 1819.

Судебники XV–XVI вв. М.:Л., 1952.

Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 342–413.

Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54–62.

ЛИТЕРАТУРА

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Пг.–Киев, 1915.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982.

Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. Ч. 2, М.: Л., 1951.

Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. // Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

Юшков С.В. Судебник 1497 г. К внешней истории памятника // Ученые записки Саратовского госуниверситета. Т. V. Вып. 3. Саратов, 1926.

ТЕКСТ (1)

Лето 7006, месяца семптеврия (2), уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми своими и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим.

1. Судити суд бояром и околничим, а на суде быти у бояр и околничих диаком, от суда и от печалования не имати, тако и всякому судие посула (3) от суда не имати никому; а судом не мстити, ни дружити никому.

2. А каков жалобник к боярину прийдет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всем жалобником управа в всем, которым пригоже; а которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати (4).

3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А будет дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому расчету.

4. О полевых пошлинах. А досудятся до поля (5), а у поля не стояв помирятся, и боярину и диаку по тому расчету боярину с рубля два алтына, а диакону осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком (6) пошлин полевых нет <…>

8. О татбе. А доведуть на кого татбу или разбой, или душегубство или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой (7), и боярину того велети казнити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе… А не буде у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а велети его казнити смертною казнию тиуну великого князя московскому да дварскому <…>

10. О татех. А котораго татя поимают с какою татбою ни буди впервые, опроче церковные татбы и головные, а в ынрой татбе и прежней довода на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутом да исцево на нем доправя, да судие его продати. А не будет у кого татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутием, да исцу его выдать в его гибели головою на продажю, а судье не имати ничего на нем.

11. А поимают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию <…>

38. А бояром ил детем боярским, за которыми кормления с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворьскому, и старосте, и лутчим людем; а без дворского и без старосты и без лутчих людей суда не имати, и их тиунам и их людем посула от суда не имати же (8) <…>

56. А холопа полонит рать татарская, а выбежить ис полону, и он свободен, а старому государю не холоп (9) <…>

57. О христианском отказе (10). А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьевого дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, да поидет прочь и он платит три четверти двора, а четыре года поживет и он весь двор платит. <…>

60. А который человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земля дочери (11); а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода. <…>

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 г. П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве. В советское время вышло академическое издание Судебников 1497 года и 1550 года (Судебники XV–XVI вв. М.:Л., 1952). Текст Судебника 1497 года не имеет постатейной нумерации, но подразделяется с помощью киноварных заголовков на 36 разделов, внутри которых имеются более мелкие подразделения — выполненные также киноварью инициалы. В научной традиции принято публиковать Судебник с разделением на 68 статей, хотя Л. В. Черепнин считал, что памятник следует разбить на 100 статей.

Наиболее крупные и интересные исследования Судебника 1497 г. принадлежат П.М. Строеву и К. Ф. Калайдовичу, М.Ф. Владимирскому-Буданову, С.В. Юшкову, Л.В. Черепнину, А.А. Зимину.

Фрагменты памятника публикуются по изданию: Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54–62.

2. Лето 7006, месяца семптеврия… — заголовок свидетельствует о том, что Судебник был принят в сентябре 1497 г. от Рождества Христова (7006 г. от Сотворения мира) Иваном III совместно с Боярской думой.

3. Посул — взятка. С уложением системы судопроизводства «посулы» становились широко распространенным и практически бесконтрольным явлением.

4. Судити суд бояром… которые люди приказаны ведати. — Первые статьи предполагают определенную централизацию и унификацию порядка судопроизводства. Великого князя на боярском суде представляли окольничие.

5. Поле — судебный поединок, присуждаемый, обычно, по требованию обвиняемого. «Русская правда» такого способа решения спора тяжущих сторон не знала. Но «поле» широко практиковалось в Пскове («Псковская судная грамота») и Новгороде. В XV в. применялось оно и в Московском княжестве. С осуждением этой практики в XV Iв. выступали Максим Грек, Иван Пересветов и другие публицисты.

6. Неделщик — пристав, вызывающий стороны на суд и исполняющий его решения.

7. ведомой лихой — известный злодей

8. А бояром… посула от суда не имати же — статья 38 фиксирует право и обязанность выборных от местного самоуправления (старостам и лучшим людям) присутствовать в судебном разбирательстве, хотя их роль ограничивается пассивным участием.

9. …а старому государю не холоп… — статья 56 возвращает к жизни старое традиционное установление: холоп, избежавший иноземного плена, становится свободным.

10. О христианском отказе — статья 57 — одна из наиболее важных в «Судебнике». Она ограничивала традиционное право крестьян уходить на новые места в любое удобное им время года и вводила в жизнь правило Юрьева дня. Причем, речь, видимо, идет не только об ограничении перехода крестьян от одного помещика к другому, но и об ограничении перехода из одной крестьянской общины в другую.

11. …ино статок весь и земля дочери… — по «Русской Правде» наследство передавалось по мужской линии, исключения делались лишь для боярства. Судебник разрешал передачу наследства по женской линии.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру