Из Судебника 1550 года
Судебник 1550 г. — важнейший документ, отражающий направленность политики правительства “Избранной Рады”, проводившей в 50-е гг. XVI в. ряд реформ, способствующих укреплению связи “центра” и “мест”. Основная направленность реформ — взаимодействие чинов аппарата центрального управления и выборных на местах, сдерживание процесса окончательного закрепощения крестьян и похолопления. Первая публикация текста Судебника 1550 года связана с именем В. Н. Татищева, который первым обнаружил рукопись этого Судебника и в 1734 г. преподнес ее “яко вещь дивную” императрице Анне Ивановне, а снятую копию передал в Академию наук, где она и пролежала более 30 лет. Лишь в 1768 г. текст Судебника 1550 года с примечаниями Татищева к большинству из его 100 статей и дополненный указами правительства с 1550 по 1607 гг. был издан Г. Ф. Миллером. В 1768 году вышло и другое издание этого Судебника, подготовленное переводчиком Академии наук Семеном Башиловым. Оно также было снабжено примечаниями. В 1819 г. текст Судебника 1550 года был опубликован П. М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем вместе с Судебником 1497. В советское время вышло академическое издание Судебников 1497 года и 1550 года (Судебники XV—XVI вв. М.:Л., 1952). Затем в 1955—1956 гг. под редакцией Л. В. Черепнина вышли третий и четвертый выпуски “Памятников русского права”, охватывавшие периоды образования и укрепления Русского централизованного государства. В них были опубликованы тексты судебников 1497 и 1550 годов. В 1985 г. была осуществлена еще одна публикация этих судебников в многотомно издании «Российское законодательство X–XX веков».
ПУБЛИКАЦИИ
Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича с дополнительными указами, изданные П. Строевым и К. Калайдовичем. М., 1819.
Судебники XV–XVI вв. М.:Л., 1952.
Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 342–413.
Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54–62.
ЛИТЕРАТУРА
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Пг.–Киев, 1915.
Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982.
Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. Ч. 2, М.: Л., 1951.
Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. // Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.
Юшков С.В. Судебник 1497 г. К внешней истории памятника // Ученые записки Саратовского госуниверситета. Т. V. Вып. 3. Саратов, 1926.
ТЕКСТ1)
Лета 7000 пятьдесят осьмаго (1550) июня... царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил: как судити бояром, и околничим, и дворецикм, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.
1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстити никому, и полсулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати...
3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет2).
14. А битися на поле бойцу з бойцом или небойцу снебойцом, а бойцу с небойцом не битца; а похочет небоец з бойцом на поле битись, ино им на поле битись. Да и во всяких делех бойцу з бойцом, а небойцу с небойоцом, или бойцу с небойцом по небойцове воле на поле битись по тому же3).
26. А бесчестие детем боярским, за которыми кормлениа, указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дети боярьские емлют денежное жалование, сколко которой жалованьа имал, то ему и безчестие, а жене его вдвое против его бесчестиа; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестиа; а торговым гостем болшим пятьдесят рублев, а женам их вдвое против их бесчестиа; а торговым людем и посадцким людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и доводчиков, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; а крестьянину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему или черному гордцкому человеку молотчему рубль бесчестиа, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и по увечью4).
76. А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому5) з докладною холоп з женою и з детми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве, а которые его дети родились до холопства, а учнут жити у иного государя, или себе учнут жити, то не холопи. А по городцкому ключу не холоп. По робе холоп; по холопе роба. По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба. А по тиунству без полные и без докладные не холоп; а по сельскому ключу без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сын своего слободного, который ся родил у него до холопства, не продати, а продасться он сам кому хочет; а отцю его и матери у полные не стояти и ис холопства не взяти, потому что отец его и мати сами в холопех; да и в полных и в докладных то писати, что отец у него и мати есть, а у полные не стояли, потому что сами в холопех. А у кого отец в черньцех или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери у полные и у докладные не стояти же и из холопства не взяти; а в полные и в докладные писати, что у него отец или мати есть, а у полные и у докладные не стояли, потому что пострижены; да и не продавати там детей своих, продастся сам кому хочет6).
78. А которые волные люди учнут бити челом князем, и бояром, и детем боярьским, и всяким людем, а станут на собя давати кабалы за рост служити, и боле пятнадцати рублев на серебреника кабалы не имати7)...
88. А крестьяном отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дне осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет и он платит три четвертидвора; а четыре года поживет, и он платит весь двор. А пожилое имати с ворот8). А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати9)...
98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела з государева докладу и со всех бояр приговору вершатца, и те дела в сем Судебнике приписывати10).
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Фрагменты памятника публикуются по изданию: Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 97–120.
2) Такой статьи в Судебнике 1497 г. не было, а потому не было и реального противодействия взяточничеству и неправедному суду. Здесь предполагается возмещение всех затрат за вторичный суд провинившегося, а меру наказания определяет царь.
3) Статья, отражающая тенденцию ограничения “поля” (т.е. личного поединка в случае невозможности разрешения спора иным способом): оно допускается лишь при равенстве сил и выбор остается за слабейшим.
4) Статья интересна как своеобразная социальная стратиграфия. Особый интерес здесь вызывает место боярских холопов из высшей администрации.
5) Холопство “по ключу” предусматривалось Русской Правдой.
6) В статье, по сравнению с Русской Правдой и Судебником 1497 г., появляются некоторые акценты. Так лишь сельский ключник, и обязательно с “докладной грамотой”, т.е. в суде и при свидетелях оформленном документе, может считаться полным холопом, тогда как на “городского ключника” это древнее правило не распространяется. Ограничивается также право родителей продавать своих детей в холопы.
7) Смысл этой статьи, видимо, верно оценил еще В.Н. Татищев: ограничение размера кабалы 15 рублями предполагает ограничение одного из главных источников холопства — кабального. Правовое же положение “кабального” человека примерно соответствовало положению “закупа” Русской Правды.
8) За одними воротами могло быть несколько построек.
9) Некоторое повышение платы за пожилое по сравнению с Судебником 1497 г. в действительности было снижением, так как после денежной реформы 1530-х гг. содержание серебра в монете было уменьшено примерно на треть. Из документов предшествующего времени известно также, что владельцы стремились произвольно повышать размер платы за пожилое.
10) Ст. 98 статья фактически ограничивает власть царя.