Русские проблемы

19 апреля в Москве, в конференц-зале гостиницы «Даниловская» прошли Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора «Общественная ситуация в России и будущее русского народа». На слушаниях выступили заместители Главы ВРНС председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Союза писателей РФ В.Н. Ганичев, председатель Комитета Государственной Думы по собственности С.А. Гаврилов, директор Департамента межнациональных отношений Минрегионразвития РФ А.В. Журавский, генеральный директор Института экономических стратегий отделения общественных наук РАН А.И. Агеев, экономисты М.Г. Делягин и М.М. Мусин, главный редактор сайта «Русская народная линия» А.Д. Степанов, председатель межрегионального общественного «Движения Развития» Ю.В. Крупнов, известный телеведущий М.Л. Шевченко, политический философ В.В. Аксючиц, руководители региональных отделений ВРНС в Екатеринбурге, Белгороде, Севастополе – В.М. Андриянов, В.В. Овчинников, А.А. Вишняков и др. Предлагаем вниманию читателей портала одно из выступления и резолюцию Соборных слушаний.

ВЫСТУПЛЕНИЕ В.Н. ГАНИЧЕВА ПРИ ОТКРЫТИИ СОБОРНЫХ СЛУШАНИЙ ВРНС «ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО НАРОДА»

Изменилось ли что-нибудь после масштабных, затратных и многообещающих выборов в русском вопросе, в русском деле, в русском мировоззрении?

Внешне, внутренне, глубинно.

Внешне — незаметно народ всё втягивается в экономическую повседневную жизнь. И только через неё и чувствуются изменения, которых немного.

Внутренне — все-таки разговоры и дебаты о русском, восклицание некоторых претендентов, что они за русских и красочное описание и сетования о положении русского населения, кое-какой интерес у русских людей к себе пробудил.

В то же время на всякую попытку каким-либо образом вычленить русский народ, его культуру, определить особые задачи, стоящие перед самым большим народом, поддержать его многовековой созидательный труд, немедленно прерывались возгласами: «О чём Вы? Мы же многонациональное государство!!!»

Эта «фишка» возникает всякий раз, когда мы поднимаем вопрос о необходимости развития русской культуры, русского самосознания, о развитии русского Нечерноземья и Севера, поддержки малых городов с их остатками исторических памятников, об уважении русского духа, которым ныне, кажется, пахнет только в сказках Пушкина. Мы многонациональное государство, и этим ставится всякая преграда для обсуждения русских проблем. Да, Боже мой, кто же против этого возражает? Кто, как не русский народ и собирал это многонациональе, проявляя доброту, чуткость и понимание к тем, кто воссоединялся с Россией, не обязательно становясь русскими.

Пришло время этим нашим многонациональным собратьям понять, что русскому народу тяжко, уменьшается количество русских людей в России, разоряется и гибнет село, идёт атака на русскую народную и классическую культуру. Впрочем, как и на культуры малых народов, подменяя их псевдообщечеловеческими ценностями мировой цивилизации, образцы которых недавно ворвались в Храм Христа Спасителя и вызвали стенания о том, что обижают малых сих. Так вот и это запугивание многонациональем идёт давно. Ещё в 20 – 30-е годы русский народ обвинялся как народ-колонизатор, и русский народ должен был отдать всё «угнетённым» народам России. Придуман был термин: «Россия — тюрьма народов». Люди и так отдали всё, конечно, не считая себя колонизаторами.

В республиках Советского Союза возникли мощные заводы и фабрики, целые города и вузы, и даже академии создавались при участии и помощи русских. Многим народам были созданы азбуки, были открыты институты и факультеты для представителей народов России и Советского Союза.

Не скажу, что это всегда оканчивалось благодарностью, но это нисколько не уменьшало духа братства и дружбы у русского народа.

Да, вот через месяц мы проводим Соборную встречу, пленум Союза писателей России в Саранске, посвящённую 1000-летию вхождения мордовского народа в состав России воссоединение этого народа с народами России.

Это очень значительная дата, которая показывает, что более тысячи лет народы России объединялись вокруг русского народа. Для нас это было ясно: русские всегда были государствообразующим народом.

Этому определению отчаянно сопротивлялись и вот, слава Богу, подписал и провозгласил это и Президент Путин. Ясно, что ещё надо закрепить в юридических и общественно-политических категориях, да и в сознании миллионов. И это важная задача общественных и гражданских сил.

Ясно, что и другие народы входили в нашу общерусскую цивилизационную и государственную орбиту.

Уважаемые коллеги! Вопросов много, на многие из них нет ясных ответов и прочерченных предложений. Мы должны искать их, обсуждать и представлять обществу.

Многие из Вас помнят, что после 1-го и 2-го Всемирных Русских Народных Соборов был, как говорят в Одессе, большой гвалт в нашей либеральной прессе, обвинение Собора и его участников в шовинизме, национализме, красно-коричневых оттенках. А решения Собора, выступления его участников, призывающие не разрушать традиции, не испепелять русскую культуру, не извращать классику, а защитить русский и другие национальные языки от англоязычной и другой, отнюдь не филологической, агрессии, защитить национальные интересы определяли как мракобесие, цивилизационную отсталость, вчерашний день. Прошло 5 – 7 — 10 лет, и у всех крупных политических партий, крупных общественных движений в их программах появились пункты о русском самосознании, о русском менталитете, о русской культуре, о русской цивилизации, о русском языке.

Площадка Всемирного Русского Народного Собора оказалась плодотворной для формирования широкого взгляда на положение русского народа и те задачи и выводы, которые вырастают перед ним в условиях мирового экономического, социального, культурного кризиса.

Хотелось бы обратиться к тем, кто пишет о положении русского народа, изучает его состояние, рассматривает общественно-политические течения, позиционирующие себя как русские, чтобы в этой работе было больше основательности, объективности, взвешенности.

Уж как любят развешивать ярлыки и демонизировать всё, что связано с русским. Как пугают некоторые авторы русским телодвижениями, духовными основами, на которых покоится русский патриотизм или, как любил говорить Николай Михайлович Карамзин, отечестволюбие русских людей.

Вот только что прочитал на многое претендующую книгу о русском национализме, составленную неким Марленом Ларюэлем, говорят французом, и выпущенную издательством или журналом «Новое литературное обозрение» госпожи Прохоровой, которая, кстати, тщательно следит за всеми русскими движениями, их развитием, нередко рекомендует, как оценивать их читателям. Что в этом страшного? Да, ничего. Только надо с таким же вниманием исследовать все течения нашей либеральной, буржуазной, западной мысли, рассуждающей о русском, и тоже давать оценки! И это одна из важных задач учёных, политологов, журналистов, пытающихся объективно изучать русскую тему. При этом, конечно, учитывать основополагающие принципы существования русского народа.

Ну вот, например, два известных, выступающих по русской теме специалиста профессор Соловей и публицист Савостьянов в своих объёмных книгах позволили себе высказать мысль о том, что нынче православие не определяет суть русского народа и вряд ли следует относить его к главным сущностным качествам русских. «Русский — это православный», — говорил Ф.М. Достоевский. Но нет сомнения, что за многие годы, отвергающие православие, было немало потеряно, организованы прямые погромы храмов или, как нынче, атаки на Патриарха и сетевые вбросы нападок на Церковь и православие сегодняшнего дня. Это вымывает из сегодняшнего православия людей нестойких. Но вот миллион стоящих денно и нощно к мощам св. Спиридона или 3 миллиона текущих к поясу Богородицы не могли не свидетельствовать об обратном, а немалое число возрождённых храмов и монастырей, явленных на Православной выставке в Манеже, не могли не испугать врагов России и Православия так же, как переполненные храмы, и в это Светлое Воскресение Пасхи. Отсюда и все виды попыток отторжения от Веры — от псевдонаучных изысканий, поиска недостатков у священства и прямых богохульных выходках, которые вроде бы неожиданно встречают поддержку у так называемой элиты.

Думаю, что у соборян нет сомнений в духовноспасительном выборе русского народа. И этому сотни тысяч подтверждений.

И, конечно, духовная сумятица в текстах, публикациях, стремление поразить непроверенными и сфальсифицированными фактами является порочным стилем. Вот, считающая себя патриотическим изданием и нередко публикующая интересные материалы газета «Русский вестник» решила удивить всех материалами о том, что Кутузов — масон, поэтому проиграл Бородино. сдал Москву французам, да и поджёг её в угоду масонскому братству. Ну, надо же какие-то границы иметь в заблуждениях в невежестве и фальсификации. Конечно, ни Пушкин, ни Л. Толстой, ни великие историки не разобрались, кто такой Кутузов, а автор «Русского вестника» всех вразумил и поставил на путь истины.

Этот год — год истории. ВРНС начал её участием в Иринарховских чтениях в Борисоглебском монастыре Ярославской области, где старец Иринарх благословил Минина и Пожарского на освобождение Москвы от иноземцев. 3 мая в Храме Христа Спасителя будет проведена Соборная встреча «Патриарх Гермоген и преодоление смуты». 15 мая в Белгородской Прохоровке будут проходить Прохоровские литературно-патриотические чтения о Великой Отечественной войне. 28 мая на Бородинском поле будет проходить Соборная встреча и пленум Союза писателей, посвящённые исторической литературе. А в июне мы отметил большую дату в нашей истории — 1000-летии со дня вхождения мордовского народа в состав России. 7 – 9 июня в Саранске будет проходить Соборная встреча и встреча писателей и деятелей науки и культуры из русских и национальных областей и республик Федерации. Круглый стол о культурных и духовных российско-белорусских связях будет проходить 10-15 июня в Витебске. ­В начале сентября будет много мероприятий, посвящённых 1812 году, а 1 октября будет проходить Всемирный Русский Народный Собор с повесткой «Рубежи истории — рубежи России», комплекс соборных встреч и мероприятий, посвящённых преодолению смуты 1612 года, будет проходить в октябре и ноябре, в том числе детская Соборная встреча.

В общем, наша задача — максимально использовать великие даты этого года.

И ещё, возможно, следует убедиться, что не только митинговые стимулы должны влиять на развитие общества, на его атмосферу, а те образцы, которые показывают в поведении, работе, служении отечеству и нравственности русские люди. Таким образом, высоким эталоном в нашем производстве, науке, образовании, а не верхоглядством, руганью, патриотическим пустозвонством мы можем превзойти оппонента, а то и противника нашего. Давайте поговорим о таких образцах, представим их в наших изданиях, а то ведь полная темень. Вот подвиг комбата Солнечникова вызвал шквал публикаций о добрых поступках, высоком служении. Люди истосковались, на фоне постоянных педофильских и уголовных разборок, о чистом подвиге, самопожертвовании, о служении. Посмотришь нынешние фильмы, и кажется, что наша великая и другая по ранжиру многомиллионная по затратам режиссура разучилась снимать чистые, духовно значимые, исторически достоверные фильмы — да и просто любить Россию.

А наши писатели часто отнюдь уже не вдохновляются подвигом соотечественников, их служением, историей чистой и высокой любви.

У нас немало выступающих, и мы просим ограничить временным отрезком в несколько минут с внесением конкретных предложений по все направления жизни русского народа, её улучшения, возвышения, духовного обогащения.

Наш круглый стол мы хотели бы обозначить как стол конкретных предложений и направлений деятельности, в том числе и Собора.


РЕЗОЛЮЦИЯ СОБОРНЫХ СЛУШАНИЙ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА «ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО НАРОДА»

1. Современная политическая ситуация характеризуется попытками дестабилизировать положение в стране с опорой на внешние факторы влияния и радикальные силы. Общество ощущает вакуум идей, социальных энергий и смыслов, который может быть заполнен только обращением к созидательному русскому фактору, потенциал которого должен быть в полной мере использован в настоящий исторический момент.

2. Между тем, русский народ переживает кризисный период своего существования. Сокращается его численность, сужается географический ареал его распространения, сокращается число владеющих русским языком. Поскольку русский народ является основой российской государственности, этот кризис неминуемо сказывается на прочности государственного устройства и политической стабильности.

3. Для того чтобы преодолеть кризисные тенденции, нужны решительные меры в интересах не только русских людей, но и всех граждан Российского государства, единство и процветание которого напрямую зависит от национального самочувствия русского народа.

4. Необходимо формирование целостной концепции государственной поддержки русского народа внутри Российской Федерации и за ее пределами. Эта концепция должна иметь как государственно-правовое, так и экономическое измерение.

5. Следует серьезно рассмотреть вопрос об официальном закреплении за русским народом статуса государствообразующего. Необходимо также законодательно закрепить за каждым русским право на получение российского гражданства независимо от места и даты рождения, страны проживания по аналогии с соответствующими нормами в законодательстве Германии, Венгрии, Израиля.

6. На социально-экономическом и культурном уровне необходимо разработать стратегию воссоздания основ русской национально-культурной идентичности, цивилизационного самосохранения русского народа. Речь идет, в частности, о строительстве русских культурных, молодежных, семейных центров, и, в конечном счете, о создании социальной индустрии, формирующей или поддерживающей русскую идентичность, где важнейшая роль отводится русскому языку, его утверждению, защите и распространению.

7. Необходимы общенациональный диалог и общенациональная сеть гражданского действия, нацеленная на разрешение главных проблем нашего народа и нашей страны, на усиление роли народа в принятии всех решений. Всемирный Русский Народный Собор готов стать центром такого диалога и такого действия, объединяя представителей разных социальных слоев, политических групп, поколений и призваний.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру