Отечественная война 1812 года и ее отражение в русском общественном сознании и культуре

Выступление на круглом столе Фестиваля "Бородинская осень"

Все мы задумывались над тем, как повлияла война 1812-го года на русскую культуру, культуру XIX века, в первую очередь… XIX век — век особый, «золотой», век взлета русской литературы, музыки, живописи, науки и философии, эпоха, в которую сложился русский литературный язык, русское искусство стало классическим, т.е. образцовым для последующих поколений русских людей. И многие из создателей «золотого века», жили и творили, вдохновляясь образами и переживаниями, рожденными «грозой двенадцатого года»: А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, В.А. Жуковский, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой… «Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельною песней, моей Илиадой и Одиссеей», — писал Герцен.

Одним из первых откликнулся на военные события «Военной песнью» поэт, офицер Ф. Глинка, который был адъютантом у Милорадовича и находился в действующей армии до 1814 г.:

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоенный,

Грозит нам рабством и ярмом!

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем — и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Начинает выходить журнал «Сын отечества», произведения о первой Отечественной войне, опубликованные на его страницах, сплачивали, воодушевляли и укрепляли духовно русских людей в трагическое и грозное время. Осенью 1812 года в «Сыне отечества» печатаются басни И. А. Крылова «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и курица». Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявил себя как «политический писатель», поддерживающий и оправдывающий тактику Кутузов.

Так в басне «Обоз», напечатанной в ноябре 1812 г., Крылов пытается защитить полководца от нападок молодых военных и императора Александра I, упрекавших Кутузова в непродуманности и нерешительности действий, приведших к сдаче Москвы. Задиристый и наглый молодой конь подсмеивается над опытным и неторопливым старым:

"Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору,-

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Но самоуверенность ретивого приводит к печальным последствиям:

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но, только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырех ног

На славу;

По камням, рытвинам пошли толчки,

Скачки,

Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Старый добрый конь, молчаливо уступающий ношу — Кутузов, а «напроказивший» самоуверенный молодой — Александр, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение. Другая басня «Волк на псарне», была написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через Лористона, имевшего 23 сентября 1812 г. свидание с Кутузовым. Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября нанес поражение французским войскам при Тарутине. По свидетельству современника «Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме. Кутузов прочитал басню после сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: «а я приятель сед», снял свою белую фуражку и потряс наклоненною головою». Об успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии, свидетельствует письмо К. Батюшкова Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г.: «Скажи Крылову, — писал Батюшков, — что... в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием». В басне «Ворона и курица» отразилась сложная нравственная ситуация, сложившаяся в русском обществе к 1812 г. Часть высшего дворянства обожествляла Наполеона, наиболее романтично настроенные ее представители ожидали, что император освободит «рабскую» Россию от невежества, снимет ярмо крепостного права, а некоторые «по-смердяковски» надеялись, что под французами жить будет уж точно не хуже, лукаво предполагали договориться с врагом. Эти настроения до поры до времени не совпадали с отношением основной части дворянства и простого народа к общенациональному делу — отечественной войне против жестокого и безнравственного врага. Обо всем этом «беседуют» две московские жительницы, ворона и курица:

Ворона с кровли тут на всю эту тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? —

Ей с возу Курица кричит.—

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат».— «Мне что до этого за дело? —

Вещунья ей в ответ. — Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры — как хотят;

А ведь ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой...»

Так, удивительным образом, И. А. Крылову удалось соединить в русской басне не только нравственную, но и историческую и политическую проблематику, раскрыть русский характер и подлинно народную суть войны.

В. А. Жуковский осенью 1812 г., в Тарутино, создал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославил поименно многих погибших и живых героев войны. В 1812 году Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы» с подзаголовком «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Ода сразу же приобрела огромную популярность, и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» надолго определил поэтическую репутацию Жуковского и обратил на поэта внимание двора. Лиричный, восторженный слог Жуковского, хранящий наследие величественной державинской лиры, воспел и Кутузова, и Багратиона, и Раевского, и «рушителя-сил» Кульнева, «вихрь-атамана» Платова и Давыдова, Кутайсова и Воронцова. Поэт прославляет личные, особые качества каждого из своих героев, их главный подвиг. Все они — живые люди, современники, творцы личной судьбы и исторической: «по всем рассыпаны путям, невидимы и зримы; сломили здесь, сражают там и всюду невредимы. Поэма построена по принципу гусарских застольных песен, поэтому неудивительно, что с два русских композитора Д. Бортнянский и А. Верстовский положили ее на музыку. Как отразились события 1812 г. а творчестве А. С. Пушкина? В 1815 году он написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен коварным и безжалостным злодеем, жаждущим мщенья, но через шесть лет в оде «Наполеон» мы видим совсем другой образ — многогранный, трагический и проникновенный. В этом стихотворении уже названа основная причина крушения великого императора — безнравственная и разрушающая душу, гордая и потому обреченная «идея наполеонизма», так глубоко раскрытая впоследствии Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Когда на площади мятежной

Во прахе царский труп лежал

И день великий, неизбежный —

Свободы яркий день вставал, —

Тогда в волненье бурь народных

Предвидя чудный свой удел,

В его надеждах благородных

Ты человечество презрел.

В свое погибельное счастье

Ты дерзкой веровал душой

Тебя пленяло самовластье

Разочарованной красой

Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердца русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

В 1831 г., когда в связи с польским восстанием стали раздаваться призывы к новому походу на Россию, Пушкин написал стихотворение «Перед гробницею святой», посвященное М. И. Кутузову, о котором поэт отзывался восторженно и уважительно: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. Его титло — спаситель России; его памятник — скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы еще радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю; один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты, ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!». « Перед гробницею святой», «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России» — все эти стихотворения напоминают о народной войне, о славе русского оружия, и об участи любого завоевателя, рискнувшего напасть на Россию. Так гордо и бесстрашно звучит призыв поэта:

Так высылайте ж нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», в котором раскрывается трагическое судьба и высокое предназначение выдающегося полководца — Барклая де Толли:

О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

Тактика полководца, который уклонялся от решительных сражений, заманивая противника вглубь страны, не находила понимания и поддержки у царя и армии. Но Пушкин восхваляет мудрость и стойкость Барклая, которого обвиняли в трусости и даже измене: «Ты был неколебим пред общим заблужденьем».

И вот, 14 сентября, Наполеон ожидает ключей от златоглавой столицы. Ни один «сданный» город не принес такого унижения и разочарования императору:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою,

писал Пушкин в «Евгении Онегине».

Заревом пожарищ встретила Москва Наполеона, городу суждено было сгореть и возродиться из пепла в новом, правда «вражеском» архитектурном облике, в духе ампира и классицизма.

Как не вспомнить «Горе от ума» А. С. Грибоедова и знаменитую «лакейскую» реплику Скалозуба « пожар способствовал ей много к украшенью»? «Не поминайте нам, уж много ли кряхтят, с тех пор дома и тротуары и все –на новый лад» — отвечает Фамусов. О. Бове возглавил комиссию по восстановлению Москвы и возник ансамбль на манежной площади (университет и манеж). Была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад.

Непременно надо сказать и о том, что война 1812 г . оказала огромное воздействие на развитие общественной мысли 19 века, события 1812 г . вызвали рост национального самосознания и патриотический подъем в стране. Во время борьбы с Наполеоном манифесты славянофила Шишкова стали средством обращения к русскому народу, к его национальному чувству. В канун войны он говорил: «Вера, воспитание и язык суть самые сильнейшие средства к возбуждению и вкоренению в нас любви к Отечеству. Найденные Шишковым три элемента — вера, воспитание и язык — подготовили ступень уваровской триады «православие, самодержавие, народность». Деятельность славянофилов того периода оживила благотворный интерес к русскому народу и его старине. Результат этой деятельности — собрание русских песен И. Киреевского, словарь В. Даля, труды Самарина и Беляева, которые заложили основу научного изучения русского крестьянства, духовных основ его быта и многое, многое другое. "Двенадцатый, потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил… возбудил народное сознание и народную гордость…", — писал Белинский.

Пожалуй, главный урок этой войны — в эволюции сознания русского общества, отразившейся в литературе — в баснях Крылова, в лирике Пушкина, Лермонтова, Жуковского, а главным образом у Толстого: от атмосферы полного равнодушия дворянства, не понимающего масштабов бедствия, волнующихся лишь о том, что крестьяне наберутся вольного духа — до сострадания Наташи, готовой отдать подводы, приготовленные для перевозки имущества — для раненых.

Гвардейское столичное офицерство, некоторые представители которого не знали толком русского языка, будущие декабристы дневали и ночевали вместе со своими солдатами, от взаимопонимания между ними зависела не только победа, но и жизнь. «Неразумный невежественный народ», и вдруг — одевающий перед боем чистые рубашки, отказывающийся пить водку — «не такой день». «Чудесный, бесподобный народ!» — говорит, узнав об этом, Кутузов в «Войне и мире». Они сохраняют бодрость духа, сосредоточенность — и на батарее Раевского, в дружеской и радостной атмосфере, где царит «одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление», Пьер впервые понимает

«ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». Благодаря этой общей войне «наш барин» (так ласково и снисходительно прозвали Пьера Безухова солдаты) впервые ощутил «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, человеческому, ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

«Гроза двенадцатого года» объединила народ, преодолев сословное разобщение, пробудила в людях лучшие душевные качества. И этот духовный опыт оказался вновь востребован в XX веке.

Стихотворение «Бородино» было написано в канун 25-летия Отечественной войны. Именно так, глазами простого человека, народа захотел Лермонтов взглянуть на те события. Неслучайно, что именно это стихотворение зазвучало в годы Великой Отечественной войны. Его читали по радио и цитировали в публицистике. Фронтовая газета «Уничтожим врага!» вышла зимой 1941 г. с призывом «Ребята, не Москва ль за нами!» Политрук Клочков обратился к своим ребятам со строками из «Бородина» накануне легендарного боя. Так объединились эти две Отечественные войны, в которых проявились главные черты русского народа — его мужество, стойкость, бодрость духа, его умение сплачиваться, «преодолевая рознь мира сего».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру