Церковь и "перестройка": церковно-государственные отношения в Курской области во второй половине 1980-х гг.

С именем М.С. Горбачева в нашем сознании неразрывно связан термин «перестройка» - новая политика, новая экономика, гласность, смягчение цензуры… И, конечно же, радикальные перемены во взаимоотношениях с религиозными организациями, прежде всего, с Русской Православной Церковью. Однако перемены эти произошли далеко не сразу после вступления Горбачева в должность генерального секретаря ЦК КПСС.

ОЧЕРЕДНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА РЕЛИГИЮ?

Горбачев, будучи еще на втором посту в партии, в должности «главного идеолога», занимал достаточно агрессивную позицию по отношению к религии и ратовал за усиление атеистической работы. Михаил Сергеевич продолжал такую политику и после того, как стал генсеком. По словам В.А. Алексеева, «ни на одном съезде КПСС после XXII и речи на нем Хрущева никогда руководитель партии так много не высказывался о задачах борьбы с религией, как Горбачев на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года» [1, с. 266]. 4 ноября 1986 г. в ЦК партии было принято решение усилить атеистическую подготовку всех государственных работников. Война с религиозной идеологией продолжилась и на общесоюзном, и на местном уровнях. В Курской области она выражалась прежними методами: предотвращением крестного хода из Курска в Коренную Рождества Богородицы пустынь в девятую пятницу после Пасхи, отвлечением населения от участия в праздничных богослужениях, атеистической пропагандой в СМИ, отказами верующим в регистрации религиозных общин и открытии храмов. На Пасху в Домах культуры, клубах, кинотеатрах устраивались специальные молодежные сеансы, танцевальные и тематические вечера, дискотеки, читались лекции, выступали творческие коллективы и агитбригады. Действительно, посещаемость храмов снижалась из года в год: если в 1980 г. в пасхальных богослужениях в Курской области участвовали 51,5 тыс. человек, то в 1985 г. – 40 тыс. [6, Д. 3027, Л. 14]. Правда, количество продаваемых свечей и доходы церквей так же неуклонно возрастали, что говорит, видимо, об улучшении финансового положения населения.

Газеты и журналы, как и в 70-х годах, продолжали выпускать разнообразные антирелигиозные статьи, призывавшие «активнее вести атеистическую пропаганду», «воспитывать идейную убежденность», особенно у молодежи и детей. В редакции даже приходили письма от населения, в которых люди выражали свое беспокойство по поводу неэффективности атеистической пропаганды. Осуждалось участие в церковных таинствах, тем более что нередки были подобные случаи среди комсомольцев, управляющих работников. Пытаясь уберечь подрастающее поколение от влияния религии, уполномоченный Совета по делам РПЦ по Курской области В.Л. Юрковецкий в сентябре 1985 г. написал для газеты «Курская правда» статью «Дети и религия», где подробно изложил административные и уголовные меры наказания за какое бы то ни было религиозное обучение (кроме индивидуального обучения родителями своих детей) [20, с. 3].

Управление кинофикации Курской области к 1985 г. также усилило атеистическую работу, увеличив число фильмов антирелигиозной тематики с 26 (в 1982 г.) до 40. Среди них были такие, как «Дом на окраине», «Земные корни божественного», «Эмиссары», «Великий обличитель» [14, с. 110].

10 сентября 1985 г. ЦК КПСС принял постановление «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси». 1 ноября того же года бюро Курского обкома КПСС был принят документ, рассматривавший указанное постановление и предписывавший государственным органам «повысить эффективность атеистической работы, углубить ее политическое содержание, придать наступательный характер» [4, Д. 1060, Л. 118]. Наступление на Церковь необходимо было начать по всем фронтам: со стороны областных управлений культуры и кинофикации, образовательных учреждений, обкома ВЛКСМ, общества по распространению политических и научных знаний «Знание», редакций областных и районных газет и журналов.

Когда Русская Православная Церковь начала готовиться к торжественному празднованию юбилея крещения Руси, советские СМИ, в свою очередь, ответили на это рядом статей, умаляющих роль Церкви в истории России, значение православия для становления русской культуры. Уполномоченный В.Л. Юрковецкий в документе «К 1000-летию крещения Руси», предназначенном для служебного пользования, писал: «Создание в глазах верующих образа церкви, «бывшей и в радостях и в печалях вместе с народом», считавшей защиту интересов трудящихся масс первейшей своей задачей, есть стремление обелить антинародную роль и деятельность дореволюционной церкви, попытка доказать, что в недрах православия «вызревали» самые лучшие качества русского народа, и прежде всего его … любовь к Родине» [4, Д. 1106, Л. 33].

Большой акцент в антирелигиозной пропаганде всегда ставился на молодежь. В 1985 г. в Курском сельскохозяйственном институте был создан совет по атеистическому воспитанию, отвечающий за изучение студентами курса научного атеизма, за чтение публичных лекций на факультете повышения квалификации и в студенческих общежитиях. В институте, кроме этого, была предусмотрена научная работа студентов по атеистической тематике, кинолекторий, проведение социологических исследований, вечеров вопросов и ответов [7, с. 24]. От высших учебных заведений не отставали и школы. В средней школе № 1 города Курска в начале 1986 г. начал действовать первый в области научно-атеистический комплекс. В него вошли специально оборудованный зал, ставший центром атеистического просвещения, клуб «Юный атеист», атеистические передачи на учебном телевидении, факультатив «Основы научного атеизма» для учащихся 9-10 классов, цикл лекций по научно-атеистическому воспитанию, кинозал для демонстрации научно-популярных и документальных фильмов [9, с. 4]. Словом, можно было подумать, что антицерковная пропаганда в расцвете и результативно борется с «религиозными пережитками в сознании людей». Однако в воздухе пахло переменами. Несмотря ни на что, в Курской области, по словам В.Л. Юрковецкого, сохранялась «относительно сложная религиозная обстановка» [4, Д. 623, Л. 32]: много людей участвовали в церковных таинствах, росли доходы храмов.

Церковь не оставалась в стороне от миротворческих программ и мероприятий советского правительства. Все священнослужители и церковный актив Курско-Белгородской Епархии приняли участие в проведенной 24 октября 1987 г. «Волне мира»: в храмах Епархии были отслужены молебны за мир, собраны значительные средства в Фонд мира [16, с. 142]. Благодаря ходатайству В.Л. Юрковецкого, в 1987 г. архиепископ Ювеналий и благочинный православных церквей Курска протоиерей А.И. Рогозинский были представлены к награждению Почетной медалью Советского фонда мира. Большая группа священнослужителей удостоилась других наград за участие в миротворческой деятельности Церкви [13, с. 3].

СМЕНА РЕЛИГИОЗНОГО КУРСА

Ближе к 1988 г. стала меняться политика Горбачева не только в экономическом, социальном направлениях, но и в сфере свободы совести, гласности и религии. Близилось празднование тысячелетия крещения Руси. В связи с этим значимым для Церкви торжеством более чем в десяти храмах Курской области был проведен капитальный ремонт, в том числе реставрацию претерпел и кафедральный Сергиево-Казанский собор г. Курска.

Незадолго до юбилея состоялась встреча Горбачева с представителями священноначалия РПЦ, после которой взаимоотношения государственных органов и Церкви заметно улучшились. В 1988 г. в Курской области был наконец-то открыт один храм (до этого, начиная с 1948 г., молитвенные здания только закрывались). В этом же году православному религиозному обществу села Дерюгино Дмитриевского района было возвращено здание церкви, переписка по которому велась целых семнадцать лет.

Наконец, после самих торжеств в честь 1000-летия крещения Руси любому гражданину страны стало ясно, что времена навязываемого атеизма и настойчивой пропаганды материализма прошли безвозвратно. Празднование проходило широко и транслировалось по центральному телевидению, что совсем недавно казалось совершенно немыслимым. В Курск было приглашено около 300 человек, в программу вошли такие мероприятия, как возложение венка и живых цветов на могилу неизвестного солдата и на могилу епископа Нестора, торжественный юбилейный акт в Доме знаний с вручением наград клирикам и мирянам Епархии архиепископом Ювеналием, концерт духовных песнопений [4, Д. 1106, Л. 29]. В областном краеведческом музее была открыта выставка, посвященная 1000-летию введения христианства на Руси. Взорам посетителей, среди которых был и Владыка Ювеналий, предстали старинные предметы культа, облачения, иконы, резные и чеканные оклады, рукописные и старопечатные книги [2, с. 4]. Вышедшая в газете «Курская правда» статья о юбилейных торжествах была написана в стиле, совершенно не характерном для материалов религиозной (точнее, антирелигиозной) тематики советских периодических изданий. Еще совсем недавно авторы «обличительных» брошюр, статей, книг с негодованием критиковали высказывания православных священнослужителей о положительном влиянии Русской Православной Церкви на формирование отечественной культуры и ее важной роли в преодолении политических и социальных кризисов нашего государства. Теперь же историческая значимость Церкви сомнению не подвергалась: «За свою тысячелетнюю историю Русская православная церковь внесла в развитие цивилизации и мировой культуры огромный вклад. … Во все времена Русская православная церковь призывала к миролюбию, выступала против насильственных войн» [10, с. 3].

Священнослужители Курско-Белгородской Епархии отметили заметное налаживание отношений с государственными органами, с уполномоченным Совета именно после юбилейных торжеств. Можно привести несколько фрагментов из интервью с курскими протоиереями, служившими в 1980-х гг. [из личного архива автора].

Протоиерей Никодим (Ермолатий), участник праздничных торжеств, автор доклада о тысячелетии крещения Руси: «С момента празднования 1000-летия крещения Руси лед, можно сказать, растаял. Стало потихоньку изменяться отношение к Церкви. Перестали закрываться церкви. Народ вздохнул свободнее».

Протоиерей Владимир (Бойко): «Празднование 1000-летия крещения Руси проходило широко, людей было много».

Протоиерей Александр (Нечукин): «1988 год считается по значимости подобным году самого Крещения Руси. Праздник уже начинал находить отклик среди широких масс народа. Канонизировали многих святых. Церковь выходила из состояния гонимой и неприемлемой в состояние, когда многие увидели необходимость обращения к Богу, чтобы пережить события 1990-х годов».

Протоиерей Григорий Маляшкевич: «На праздновании 1000-летия крещения Руси было много народа»

Конечно же, одним из главных последствий перелома в церковно-государственных отношениях стала массовая передача в собственность Курско-Белгородской Епархии молитвенных зданий. Письма с ходатайствами и просьбами об открытии храмов текли к уполномоченному В.Л. Юрковецкому рекой. В 1987-1988 гг. шла переписка по поводу передачи РПЦ церкви святых праведных Иоакима и Анны села Долгое Золотухинского района. Этот храм находится в непосредственной близости от Курской Коренной пустыни и на протяжении многих лет встречал паломников на исходе продолжительного крестного хода из Курска в местечко Свобода, где находится пустынь. Церковь была закрыта в 1959 г., в разгар борьбы с религиозными шествиями, и пустовала три десятилетия, приходя в упадок. Верующие жители сел Свобода и Долгое обращались и к уполномоченному Совета по делам РПЦ, и к архиепископу Ювеналию, и, наконец, к Святейшему Патриарху Пимену с просьбами открыть храм. Владыка Ювеналий, в свою очередь, написал прошение к председателю президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко. Общими стараниями цель была достигнута, и в 1988 г. власти передали церковь в ведение Курско-Белгородской Епархии.

В 1990-1991 гг. было открыто около 200 ранее пустовавших и заброшенных церковных зданий [16, с. 150.]. Чтобы оценить масштабы перемен, достаточно сказать, что в 1986 г. в Курской области действовало всего 84 храма.

Стремительное потепление церковно-государственных отношений не могло не подтолкнуть архиепископа Ювеналия к попыткам вернуть Епархии Курскую Коренную пустынь для возрождения в ней мужского монастыря и окормления многих верующих. Русская Православная Церковь за границей поддержала намерения Владыки: в начале 1989 г. в Епархию из США прибыла копия чудотворной Курской Коренной иконы Божий Матери «Знамение», освященная на подлиннике. 5 марта в Кафедральном Сергиево-Казанском соборе перед образом была отслужена вечерня с акафистом [12, с. 195]. Наконец, летом 1989 г. началась переписка архиепископа Ювеналия с Курским облисполкомом и Советом по делам религий по поводу передачи Русской Православной Церкви Курской Коренной Рождества Богородицы пустыни. В итоге вопрос был решен положительно, кроме того, в ходе переписки говорилось о «необходимости комплексного восстановления историко-архитектурного комплекса Курская Коренная пустынь» [5, Д. 13, Л. 61]. 7 августа 1989 г. Курский облисполком принял решение за № 210 «О создании на территории бывшего мужского православного монастыря историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь». Согласно документу, предполагалась поэтапная передача епархиальному управлению храмов и корпусов вплоть до 1994 г.

Интересно отметить, что законодательный уровень церковно-государственных отношений второй половины 1980-х гг. вступал в резкое противоречие с действительным положением вещей, с переменами в общественном сознании. Несмотря на широкое празднование 1000-летия крещения Руси, на многочисленные публикации о роли религии в истории страны, по-прежнему оставалось в силе постановление ЦК КПСС «Об усилении атеистического воспитания» (1985 г.), а весной-летом 1988 г. политбюро ЦК КПСС приступило к разработке «Долгосрочной программы научно-атеистического воспитания СССР» [1, с. 267]. Однако программа осталась только на бумаге, да и спустя 3 года не стало самого Советского Союза.

ПЕРЕЛОМ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КУРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Трудно спорить, что публикации в органах массовой информации, с одной стороны, во многом формируют общественное сознание, а с другой, отражают происходящие в обществе процессы и государственную политику. Наглядным подтверждением данному факту служат многочисленные статьи религиозной (на этот раз действительно религиозной) тематики в курских газетах и журналах начиная с 1988 года. В интервью корреспонденту «Курской правды» уполномоченный В.Л. Юрковецкий прямо заявляет, что по официальным данным, около 70 млн. граждан СССР – верующие [13, с. 3]. Однако еще в начале 1980-х гг. советские активисты стыдливо скрывали истинное положение вещей и усердно доказывали, что религия в скором времени неминуемо отомрет как «позорный буржуазный пережиток».

В то же время официальная идеология не могла признать своей несостоятельности, поэтому даже «религиозный бум» конца 80-х защитники атеизма пытались использовать в своих целях. Из статьи того же В.Л. Юрковецкого: «Все прочнее стали утверждаться и восстанавливаться ленинские принципы отношения государства и партии к религии, церкви и верующим, что прежде всего раскрывает гуманистическую направленность атеизма» [21, с. 4]. Верующим же еще вполне можно помочь перейти «на позиции научного мировоззрения», используя для этого развитие их «общественно-трудовой активности» [18, с. 3].

И все же перемены – и в политике государства, и в общественном сознании – были необратимы. Необратимо изменился и тон, и содержание публикаций в периодической печати. Вот уже архиепископ Ювеналий отправляет в журнал «Наука и религия» заметку из районной газеты «Путь Октября» и свое письмо автору заметки, учительнице средней школы села Благодатное. Статья учительницы Ковыневой Т. – в стиле 1950-х гг., разгара хрущевских гонений, и содержит такие же примитивные доводы против «религиозного дурмана». И вот специальный корреспондент журнала отправилась в указанное село, чтобы на месте разобраться и оценить и отношение сельчан к церкви и местному священнику, и состояние Дома культуры. Выводы – отнюдь не в пользу ревностной атеистки Ковыневой. Самое главное – «что ж теперь-то браниться друг с другом?» [17, с. 16-18]

В конце 1980-х гг. вспыхнул интерес к прославленному курскому подвижнику – преподобному Серафиму Саровскому. Известный скульптор-курянин В.М. Клыков, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, в 1989 г. разработал проект памятника святому Серафиму, который предполагалось разместить неподалеку от Сергиево-Казанского кафедрального собора г. Курска. Проект предусматривал и сооружение смотровой площадки [8, с. 4]. Однако сразу построить монумент не успели, после же развала СССР и резкого снижения уровня жизни в стране вопрос о памятнике просто закрыли за неимением средств. Лишь в 1998 г. по новому проекту того же мастера скульптура преподобного Серафима Саровского была установлена в Курской Коренной пустыни.

Простые люди по-разному относились к происходившим в церковно-государственных отношениях переменам. С одной стороны, СССР конца 1980-х гг. испытал необычайный подъем религиозных настроений в обществе. С другой, много оставалось и таких граждан, которые явно были недовольны таким положением вещей. Статья «Земляку-подвижнику», появившаяся в курской газете «Молодая гвардия» и посвященная личности преподобного Серафима Саровского, вызвала среди читателей бурную реакцию, выразившуюся в своеобразном «споре». Высказывались совершенно противоположные мнения: и возмущенного читателя Д. Фетисова, «разоблачающего» «обманную» канонизацию святого, и лектора-атеиста Ф. Панова, попытавшегося смягчить высказывания предыдущего автора, и протоиерея Льва Лебедева, раскритиковавшего обе эти позиции. Редакция газеты прокомментировала, что приветствует «на своих страницах различные мнения» [15, с. 4].

Хочется отметить замечательную статью священника Анатолия Миколайчука в газете Губкинского района «Ленинский путь», где он рассказывает об истории местной церкви во имя Архангела Михаила. По словам редакции, «газете не хватает таких материалов. … Возрождение России, духовности ее народа, его истории, культуры, корни которой уходят глубоко в века, – наш священный долг» [3, с. 3].

Особого внимания заслуживает огромная статья Л. Штукиной, занявшая два разворота двух номеров «Курской правды» в августе 1990 г. – на тему возрождения Курской Коренной пустыни [см. 19, с. 3]. Автор не только описала современное состояние обители, но и совершила экскурс в историю монастыря, и взяла интервью у местного жителя, ветерана Великой Отечественной войны. Подобные материалы говорят, конечно, о большом интересе читателей к церковной жизни.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Курско-Рыльская Епархия насчитывает 297 приходов и 8 монастырей, с 1991 г. работает Курская духовная семинария, открыто 90 воскресных школ [11]. Все это было бы невозможно без общих усилий православных людей, благодаря которым Церковь пережила эпоху советских гонений и стала вновь обретать силу в конце 1980-х годов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? (Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР). – М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992.

2. Бабенко В. Из глубин истории // Курская правда. – 1988. – 3 июля.

3. В черте пограничной крепости // Ленинский путь. – 1990. – 1 декабря.

4. ГАОПИ КО. Ф. П-1. Оп. 87.

5. ГАРФ. Ф. А-661. Оп. 1.

6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6.

7. Готовить кадры атеистов // Политическая агитация. – 1985. – № 18, сентябрь.

8. Грива Т. Быть ли памятнику? // Курская правда. – 1989. – 2 июля.

9. Грива Т. В активном наступлении (разум против религии) // Курская правда. – 1986. – 18 марта.

10. Грива Т. Историческая веха (празднование в Курске 1000-летия крещения Руси // Курская правда. – 1988. – 25 июня.

11. Древо [Электронный ресурс]: открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/7924.html (дата обращения: 23.11.2012)

12. Жуков В.И., Беспарточный Б.Д., Черкашин М.Д., Юрковецкий В.Л. История религиозного призрения. – М.: Издательство МГСУ «Союз», 2002.

13. Закон – гарантия свободы совести. (Интервью с уполномоченным Совета по делам религий при Совете министров СССР по Курской области В.Л. Юрковецким) // Курская правда. – 1988. – 16 июня.

14. Ильина З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976-1991). – Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999.

15. Кто такой Серафим Саровский // Молодая гвардия. – 1989. – 9 сентября.

16. Курский край: Научно-популярная серия в 20 томах. – Курск: Изд-во КГПУ, 2001. – Т. 14: Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений.

17. На общей земле // Наука и религия. – 1989. - №5.

18. Стрелков А.Т. Компас на доверие // Курская правда. – 1989. – 28 апреля.

19. Штукина Л. Возродится Коренная пустынь // Курская правда. – 1990. – 21 и 22 августа.

20. Юрковецкий В. Дети и религия // Курская правда. – 1985. – 17 сентября.

21. Юрковецкий В.Л. Свобода выбора // Курская правда. – 1989. – 1 января.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру