Константин II, митрополит Киевский

КОНСТАНТИН II († после 1169), митрополит Киевский (с 1167), грек (?).

Поставлен на кафедру в Константинополе и прибыл в Киев летом 1167 г. (во всяком случае, уже после вокняжения в Киеве великого князя Мстислава Изяславича 15 мая). У исследователей не вызывает сомнений тот факт, что Константин был греком, однако в литературе высказывалось и иное мнение: по свидетельству В. Н. Татищева, киевский князь Ростислав Мстиславич († 14 марта 1167) незадолго до своей последней поездки из Киева в Смоленск (начало того же года), «избрав в митрополиты епископа Констянтина, послал его в Царьград. Он же, приняв благословение от патриарха, возвратился в небытность Ростислава…». Откуда извлек эти сведения историк XVIII в., неизвестно; достоверность их сомнительна.

По прибытии на Русь Константин активно включился в спор о соблюдении поста в среду и пятницу в тех случаях, когда на эти дни приходятся т. н. «Господские праздники». Этот вопрос давно уже обсуждался в византийской и русской церквях, причем на Руси привел к настоящему расколу в обществе. Новый митрополит показал себя рьяным сторонником строгого соблюдения поста даже в праздничные дни. Иной, более мягкой позиции (соответствующей нормам Студийского устава) держались во влиятельном Киево-Печерском монастыре. Конфликт между митрополитом и монастырем, по-видимому, достиг апогея в Рождество 1168 г., выпавшее на среду. По словам летописца, «в то… время» митрополит «запретилъ бе Поликарпа игумена Печерьского про Господьскые праздникы, не веля ему ести масла ни молока въ среды и в пяткы въ Господьскые праздьникы»; митрополита в этом поддержал черниговский епископ Антоний, а по сведениям позднейших источников — еще и переяславский епископ (предположительно, также Антоний). «Запрещение» Поликарпа, по всей видимости, свелось к его церковному наказанию, епитимии, однако в позднейшей Никоновской летописи речь идет уже о заточении печерского игумена.

Дополнительные уникальные подробности происходившего приводит в «Истории Российской» В. Н. Татищев: по его сведениям, великий князь Мстислав Изяславич созвал в Киеве церковный собор, на который было приглашено до 150 священнослужителей: епископы, игумены, священники и «ученые» монахи. Мнения на соборе разделились: одни (среди них Антоний Черниговский и Антоний Переяславский) поддерживали митрополита, другие — Поликарпа (на стороне которого выступали также и многие князья); «большее же число от сошедшихся, не хотя ни митрополиту, ни князем досады наносить, отговаривались недознанием истинны и никакого мнения не объявили, полагая более, что то состоит в воли митрополита и игуменов в их монастырех». После того как несогласные с митрополитом епископы (в их числе смоленский, владимирский и галицкий) разошлись, «митрополит со Антониями черниговским и переяславльским осудили Поликарпа в заточение». Впрочем, в отношении достоверности и этого рассказа исследователи выражают сомнение.

Жесткая позиция митрополита Константина в вопросе о посте вызвала осуждение в Киеве. Когда 12 марта 1169 г. Киев был взят ратью 11-ти князей во главе с сыном великого князя Владимиро-Суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского Мстиславом, после чего подвергнут трехдневному разграблению, это было расценено как наказание за совершенный грех: по словам летописца, «се же здеяся за грехы ихъ, паче же за митрополичю неправду».

Не менее жесткой оказалась позиция Константина II в «деле» ростовского «лжеепископа» Феодора (Феодорца). В том же 1169 г. за отказ идти на поставление к митрополиту Андрей Боголюбский арестовывает Феодора и отправляет его в Киев уже насильно, на митрополичий суд. По рассмотрении дела Феодор был обвинен не только в незаконном посягательстве на святительский сан, но и в ереси и приговорен к жестокому наказанию по нормам византийского права: митрополит «повеле ему языкъ урезати, яко злодею и еретику, и руку правую утяти и очи ему выняти».

О дальнейшей судьбе Константина ничего не известно. Кажется, он покинул киевскую кафедру (умер?) не позднее 1170 г. Правда, нередко полагают, что именно Константин имеется в виду в летописном рассказе о вступлении в Киев в начале июля 1171 г. князя Романа Ростиславича, которого встречали «съ кресты митрополитъ, и архимандритъ Печерьскии игуменъ, и инии игумени вси, и кияне вси, и братья его». Однако под не названным по имени митрополитом, возможно, надлежит понимать не известного другим источникам преемника Константина.

Сохранились печати (в том числе и уникальная серебряная) митрополита Константина II с изображением на лицевой стороне Божьей Матери и греческой надписью на обороте: «Константин, Божиею милостью митрополит всея Росии».

Источники:

Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего извода, Никоновская. «История Российская» В. Н. Татищева, часть 2-я.

Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. Т. 1. М., 1970.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру