Герои победы: А.И. Шахурин

ШАХУРИН

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

(1904–1975 гг.)

генерал-полковник инженерно-авиационной службы

Герой Социалистического Труда

А.И. Шахурину исполнилось всего 36 лет, когда он, накануне Великой Отечественной войны был назначен наркомом авиационной промышленности – одного из ведущих наркоматов оборонной отрасли. На этом посту Шахурин провел большую работу по созданию новых авиационных заводов, реконструкции ранее действующих, координацию работы конструкторских бюро и предприятий, запуску в серию новых образцов авиатехники, организации оперативного устранения дефектов и недостатков, выявленных в многочисленных боевых действиях предвоенного периода.

С началом Великой Отечественной войны Шахурин организовал срочную эвакуацию авиационных и смежных предприятий в Заволжье, на Урал, в Среднюю Азию и в Сибирь. Около 85% авиационных заводов было эвакуировано на восток, где производство самолетов пришлось начинать буквально с нуля. Причем эвакуацию нужно было провести в максимально короткие сроки и без снижения уровня производства самолетов.

В этих условиях А.И. Шахурин сумел не только не потерять нити управления отраслью и эвакуировать заводы из-под носа у немцев, но и сохранить необходимые кадры для продолжения непрерывного производства самолетов, а также организовать формирование народного ополчения. Он был очень организованным и собранным человеком, являясь примером для других.

При этом авиапром под его руководством совершил практически невозможное. В 1941 году с началом войны, несмотря на тяжелые военные условия, наметился рост производства самолетов. Если к концу июня авиапромышленность выпускала около 1 500 в месяц (50 самолетов в сутки), то в июле их выпускалось уже 1 807. К концу сентября суточный доклад в ГКО по самолетостроению составлял 100 самолетов в сутки, только самолетостроительный завод в Москве выпускал 20 самолетов в сутки. В сентябре 1941 г. за выдающиеся заслуги в производстве самолетов в трудных условиях военного времени Алексею Ивановичу Шахурину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В целом производство боевых самолетов за всю войну характеризуется следующими показателями: 1941 год (июль-декабрь) — 8,2 тыс.; 1942-й — 21,7 тыс.; 1943-й — 29,9 тыс.; 1944-й — 39,2 тыс.; 1945-й (январь-август) — 19,1 тыс. боевых самолетов. А всего за всю войну выпущено 112,1 тыс. боевых самолетов.

Вместе с ростом выпуска самолетов сокращалось количество их типов. В годы войны была произведена полная замена всей номенклатуры выпускаемых машин, а по некоторым разновидностям самолетов – неоднократно. Если на 1 января 1942 года старых машин у нас было 81,9 процентов, то к началу 1945 года их осталось всего 14,5 процентов.

Из общего числа самолетов было произведено: штурмовиков С.В. Ильюшина — 40 тысяч; истребителей В.С. Яковлева — 37 тысяч, истребителей С.А. Лавочкина — 22 тысячи; фронтовых бомбардировщиков конструкции В.М. Петлякова — 11 тысяч, конструкции С.В. Ильюшина — 6,5 тысяч, конструкции А.Н. Туполева — около 800. Таким образом, за годы войны было осуществлено не только техническое оснащение авиации, но и полное перевооружение новыми типами самолетов. Всего в боевом строю советской авиации к 9 мая 1945 года состояло 47,3 тысячи боевых самолетов.

И в этом заслуга, прежде всего, талантливого руководителя и организатора авиационной промышленности А.И. Шахурина. В годы войны он был удостоен полководческих орденов «Суворова» и «Кутузова» 1-й степени. В августе 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-полковник инженерно-авиационной службы.

В.А. Афанасьев


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру