Духовная жизнь России в XVIII веке


«Могут государи

епископами народа, себе подданного, нарицатися».

(Феофан Прокопович)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

сформировать представления о процессах, происходящих в духовной жизни России XVIII века, раскрыть суть духовного противостояния традиционной православной веры и светского миропонимания;

познакомить с изменениями в религиозном составе населения Российской империи XVIII века;

охарактеризовать основные религии России и изменения их положений в XVIII веке;

проследить взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в XVIII веке;

раскрыть суть духовного подвига русских святых XVIII века: святителя Митрофана Воронежского, священномученика Арсения Мацеевича, святой блаженной Ксении Петербургской, святителя Тихона Задонского, преподобного Паисия Величковского;

продолжить формирование основных умений: поиск ответов на поставленные вопросы, анализ исторических фактов и их обобщение, умозаключение.

ПЛАН УРОКА:

1. Духовное противостояние.

2. Религии России в XVIII веке.

3. Русская Православная Церковь в XVIII в.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

русское просветительство, духовное противостояние,православие, старообрядчеств (поповцы и беспоповцы), ислам, буддизм, католицизм, протестантизм, греко-католицизм, иудаизм, язычество, «черта оседлости», единоверчество, «Духовный регламент», Святейший Правительсвующий Синод, обер-прокурор

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:

1721 г. — принятие «Духовного регламента», отмена патриаршества;

1722-1794 гг. — годы жизни преподобного Паисия Величковского;

1724-1772 гг. — годы жизни святителя Тихона Задонского;

1764 г. — секуляризация церковного землевладения;

1764 г. — учреждение поста главы буддистов Сибири и Забайкалья, признание буддизма одной из государственных религий России;

1783 г. — возникновение единоверчества;

1788 г. — учреждение первой официальной организации мусульман — Оренбурское магометанское духовное собрание;

1795 г. — законодательное оформление «черты оседлости».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА (ХОД УРОКА):

I. Изучение новой темы.

Лабораторно-практическая работа (индивидуальная работа учащихся по заполнению «Рабочих листов»).

Рабочий лист: «Духовная жизнь в XVIII веке»

Задание:

I. Прочитайте §31, изучите статистические данные после§.

II. Заполните рабочий лист.

1. Раскройте сущность духовного противостояния в жизни русского общества в XVIII веке.

___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Перечислите факторы распространения в  XVIII веке светского миросозерцания:

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Определите особенности российского просветительства:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_________________________________

4. Сформулируйте основной принцип религиозной политики государственной власти в XVIII веке.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Прослелите, какие изменения в положении религиозных конфессий в Российской империи произошли в XVIII веке:

А) в православии —

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Б) в мусульманстве —

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

В) в иудаизме —

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) в старообрядчестве —

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Д) в католичестве и протестантизме —

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________

6. А) Перечислите функции и обязанности православного духовенства в XVIII веке:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_______________________

Б) Сделайте вывод об изменении положения духовенства и РПЦ в жизни российского общества в этот период

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Подберите факты, подтверждающие тезис о том, что даже в «век Просвещения» было немало примеров традиционной русской святости

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

II. Домашнее задание: § 31, вопросы и задания к §.

ИСТОЧНИКИ:

Религиозная политика императора Петра I

Из «Духовного регламента» 1721 года

«Регламент, или Устав духовный, по которому оная (Духовная коллегия. — Ред.) знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оныя управлению духовному подлежат, и при том в отправлении дел своих поступать имеет…

Присяга членам Духовной коллегии

Аз, нижепоименованный, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, что должен есмь по долженству хощу, и всячески тщатися буду в советах и судах и всех делах сего Духовного Правительственного Собрания искать всегда самы сущия правды, и действовать вся по написанным в Духовном Регламенте Уставам, и аще кия (какие. — Ред.) и впредь с согласием сего Духовного Правительства, и соизволением Царского Величества определена будет…

Клянуся паки Всемогущим Богом, что хощу, и должен есмь моему природному и истинному Царю и Государю Петру Первому, Всероссийскому Самодержцу и прочая, и по нем Его Царскаго Величества Высоким законным Наследникам, которые, по изволению и Самодержавной Его Царского Величества власти, определены, и впредь определяеми и к восприятию Престола удостоены будут…

Часть I. Что есть Духовная Коллегиум, и каковыя суть важные вины такового правления.

Коллегиум правительское не что иное есть, токмо правительское собрание, когда дела некия собственныя не единому лицу, но многим, к тому угодным и от высочайшей власти учрежденным, подлежат к управлению…

А яко христианский государь, правоверия же и всякаго в Церкви святей благочиния блюститель, посмотрев и на духовныя нужды и всякаго лучшаго управления оных возжелав, благоволил уставити и Духовное Коллегиум, которое бы прилежно и неустанно наблюдало, еже на пользу Церкви, да вся по чину бывают и да не будут нестроения, еже есть желание апостола, или паче Самого Бога благоволения…

Велико и сие, что от соборнаго правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единаго собственнаго правителя духовнаго. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшаго пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть вторый государь, самодержцу равносильный или и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство, — и се, сам собою народ тако умствовати обыкл…» (Цит. по: Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700—1917)

Из сочинений Феофана Прокоповича, архиепископа Новгородского и Великолуцкого

1. «Могут государи епископами народа, себе подданного, нарицатися. Имя бо епископ значит надсмотритель… Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседействительный, то есть имущий силу и повеления, крайняго суда, и наказания над всеми себе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными».

2. «Может монарх государь законно повелевати народу не только все, что к знатной пользе отечества своего потребны, но и все, что ему ни понравится; только бы народу не вредно и воли Божией не противно было». (Цит. по: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700—1917. Ч. 1)

Религиозная политика в период дворцовх переворотов

О взаимоотношениях государства и Церкви во времена императрицы Анны Ивановны.Из воспоминаний Амвросия Юшкевича, архиепископа Новгородского и Великолуцкого в 1740—1745 годах

«На благочестие и веру нашу православную наступили, но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительское христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким предлогом людей духовных, а наипаче ученых, истребили, монахов поразстригали и перемучили. Спроси ж за что. Больше ответа не услышишь, кроме того: суевер, ханжа, лицемер, ни к чему годный. Сие же все делали такою хиростию и умыслом, чтобы вовсе в России истребити священство православное и завесть свою нововымышленную безпоповщину». (Цит. по кн.: Флоровский Г. В. Пути русского богословия)

Религиозная политика императрицы Екатерины II

«Не следует делать ничего без правил и разума, ни руководить себя предрассудками; уважать веру, но никак не давать ей влияния на государственные дела; изгонять из совета все, что отзывается фанатизмом, и извлекать, по возможности, пользу из всякого положения для блага общественного…» (Из «Записок» Екатерины II)

Из Манифеста о секуляризации церковных земельных имуществ и крепостных крестьян. 26 февраля 1764 года

«…Достигли мы совершить следующее: 1. Понеже в Камер-Коллежской ведомости, по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян 910 866 душ, и управление столь великого числа деревень духовными, часто переменяющимися властями, происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное, а временем, или за расхищением служками, или и за незнанием прямого хозяйства деревенского, беспорядочное и самим крестьянам разорительное; сверх же того многие епархии, монастыри, соборы и белое священство так были неуравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели: то мы учредя Коллегию Экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оные вотчины, со всеми казенными в них наличностьми, под свое ведение и управление… 2. Все архиерейские домы, и мужские и девичьи монастыри, имевшие за собою до сего времени вотчины, разделили на три класса, на которые, так как и на вотчинные и ружные соборы и церкви, сделали особенные штаты и в них именно означили, сколько домов архиерейских и мужеских и девичьих монастырей в тех классах по древнем их степеням быть; сколько соборов и церквей ружных, и что по тем штатам из Коллегии Экономии в каждой из них, вместо денежной суммы отпускать всякой год должно…» (Хрестоматия по истории СССР / Сост. С. С. Дмитриев, М. В. Нечкина. Том II)

Из «Наказа» Екатерины II(1767-1768)

«494. В столь великом Государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойства и безопасности своих граждан был порок — запрещение или недозволение их различных вер.

495. И нет подлинно иного средства, кроме разумного иных законов дозволения, православною нашею верою и политикою неотвергаемого, которым бы можно всех сих заблудших овец паки привести к истинному верных стаду.

496. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца, и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине Государства и соединению граждан». ( Цит. по: Императрица Екатерина II. «О величии России»)

Из Указа Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении Архиереям вступать в дела, касающихся до иноверных исповеданий…» (17 июня 1773 г.)

«… отныне Преосвященным Архиереям в дела, касающиеся до всех иноверных исповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное все на рассмотрение светских команд; Первосвященные же Архиереи, так как и светские команды должны прилагать, в силу государственных законов, старание, чтоб от того между подданными ее Императорского Величества не могло быть никакого разногласия, а паче б между ими любовь, тишина и согласие царствовало…» (Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1770-1774 гг. СПб, 1830, Т.19)

Из «Манифеста о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани и всей Кубанской стороны к России» (8 апреля 1783 г.)

«Возвращая жителям тех мест силою сего нашего император-ского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет Неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых наших подданных требуем и ожидаем мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностию, усердием и благонравием уподобиться древним нашим подданным и заслуживать наравне с ними монаршую нашу милость и щедроту». (Цит. по: Крым — Севастополь — Россия. История. Геополитика. Перспективы.)

Из Указа Екатерины II «Об определении Мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими» (22 сентября 1788 г.)
«Приняв за благо представление ваше, чтобы Муллы и прочие духовные чины Магометанского закона между народами оный в Империи Нашей исповедующими, определялись не инако, как по учинении им надлежащего испытания и с утверждениями Наместнического Правления, повелеваем вам произвесть сие в действо, и вследствие того учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имея в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, в разных Губерниях пребывающих, исключая Таврической Области, где особое есть Духовное Управление… В духовном Собрании упомянутом председательствовать первому Ахуну Мухамет Джан Гусейну, коего Мы Всемилостивейше жалуем Муфтием…» (Цит. по: Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи).

Из Указа Екатерины II «О бытии в Таврической Области Магометанскому Духовному Правлению под предводительством Муфтия» (23 января 1794 г.)

«… Кадиаскеру Сейту Мегмету Еффендию быть Муфтием в Области Таврической, с положенным предместнику его жалованием, по 2000 рублей в год, и в помощь ему определить… людей испытанных в верности, кротости и благомыслия, которые бы под председательством Муфтия составляя Духовное Правление, имели надлежащее надзирание над всем Духовенством Магометанским Области Таврической». (Цит. по: Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи)

Из «Налогового устава» (23 июня 1794 г.)

«Позволив евреям отправлять мещанские и купеческие промыслы их в губерниях: Минской, Изъяславской, Брацлавской, Полоцкой, Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгород-Северской, Екатеринославской и Области Таврической, записываться по городам в мещанство и купечество, повелеваем с тех из упомянутых евреев, которые таковым доизволением пользоваться желают, собирать с 1 числа следующего июля установленные подати вдвое противу положенных с мещан и купцов христианского закона разных исповеданий; которые же не похотят остаться, таковым дать свободу, на основании Положения о городах, по заплате трехлетней двойной подати, выехать из империи нашей». (Цит по: Голицын Н.Н. История русского законодательства о евреях. СП., 1886)

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ:

О церковной реформе Петра I

Вопросы о соотношении русской религиозной традиции и церковно-государственной политики, взаимоотношении государства и Церкви в российском обществе всегда были и остаются чрезвычайно актуальными. Резкий разрыв с историческим духовным прошлым, произошедший в результате церковной реформы первого русского императора, изменение статуса Русской православной Церкви неоднозначно был воспринят современниками, вызвал противоречивые исторические оценки потомков, породило дискуссии о сущности и значении церковных преобразований начала XVIII в.

Историки, философы, культурологи

Оценка церковной реформы Петра I

Авторы официальной концепции, (сложившейся в первой половине XIX в.)

Муравьев А.Н.

архиеп. Филарет (Гумилевский)

митропол. Филарет (Дроздов)

Востоков Н.

Доказывали непрерывность православных традиций в устройстве РПЦ от первых митрополитов до Синода. Отрицали положение о том, что Петр I лишил Церковь юридической самостоятельности.

Суть реформы объясняли заменой единоличной власти патриарха на коллегиальный Синод.

Сторонники реформы

Алексеев В.

Соловьев В.С.

Суворов Н.С.

Зинченко И.К.

Гантеев Н.М.

Ульянов Н.И.

Рассматривали преобразование Петра I с точки зрения культурных и просветительских идей.

«…это был лучший и наиболее соответственный потребностям времени закон» (Алексеев В.)

Установление Синода было «делом не только необходимым в данную минуту, но и положительно полезным для будущего России» (Соловьев В.С.)

Отмена патриаршества, по словам Зинченко, это уничтожение «плевел, которые мешают расти пшенице».

«Не рабство и подчинение…, а органическое единство видим на протяжении всей истории Русской Церкви и государства…

…что представляла собой допетровская Церковь при ее безграмотном духовенстве, при сплошном обрядоверии, при значительных остатках язычества, при отсутствии всякого благолепия церковных служб…

Петр унижал не Церковь, а ее допетровское состояние. Величайшим для нее благодеянием было устранение образовавшихся на ней безобразных наростов» (Ульянов Н.И.)

Противники реформы

представители православного духовенства (свт. Дмитрий Ростовский, свт. Митрофан Воронежский, Иов Новгородский);

старообрядческая традиция

(Левин В.,Талицкий Г.)

Признавая пользу некоторых светских реформ Пера I, часть православного духовенства осудило религиозные нововведения императора.

«Божественное Писание любите и в нем поучайтесь… Многие, не читая книг, совратились с правого пути. Вы же… ложных книг не читайте и от еретиков уклоняйтесь и общения с ними не имейте. А буесловцам и сквернословцам, богохульникам во всем, не от Божественных Писаний, а суетное и ложное говорящим на пагубу правоверным душам, заграждайте уста и возбраняйте, от Писаний слово собирая. Если же кто будет сопротивляться Преданию Соборной Церкви и нашему поучению и указанию по святым отцам, то вы, сыновья и братия, о них помолитесь…» (Митрофан Воронежский)

Старообрядцы заняли резко непримиримую позицию в отношении нововведений. В своих сочинениях создавали образ Петра I как Антихриста, отменившего патриаршество, учрежденное Богом.

«В самой плоти его, на лице, и на челе, и на всех удех его, даже до ногу его, образ и начертание мерзости запустения, латынства, якож брадобритие богомерзкое, и чела оголение, и покровение на главе, по обычаю поганых немцев и люторцов, и прочая вся одежда его латынская, паче же бесовская. Еже есть сатана и преисподний бес сиречь дух лукавый, латынский и римский» (Андреев Козьма, старообрядческий проповедник)

Критики реформы

часть православного духовенства (митр. Игнатий Смола, митр. Арсений Мацеевич, архиеп. Георгий Дашков),

Карамзин Н.М.

Аксаков И.С.

Самарин Ю.Ф.

Тихомиров Л.А.

Витте С.Ю.

Верховский П.В.

Федотов Г.П.

Флоровский Г.В.

Козлов Ю.Ф.

Церковная реформа представлялась авторам выражением разрыва со стариной, т.к. лишала русскую Церковь самобытности и юридической независимости.

«церковь подчиняется мирской власти и теряет характер свой священный…»;

«власть духовная должна иметь особенный круг действия вне гражданской власти, но действовать в тесном союзе с ней» (Карамзин Н.М.)

«…убыла душа» (Аксаков И.С.)

Петр понимал религию «только с ее нравственной стороны, во сколько она нужна для государства, и в этом выразилась его … протестантская односторонность» (Самарин Ю.Ф.)

«Уничтожая церковь в глазах народа, Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево самодержавия» (Тихомиров Л.А.)

«Церковь ограблена, поругана, лишена своего главы и независимости. Епископские кафедры раздаются протестантствующим царедворцам, веселым эпикурейцам и блюдолизам» (Федотов Г.П.)

«…смысл «Регламента» прост и слишком ясен. Это есть программа Русской Реформации» (Флоровский Г.В.)

«…вмешательство государя-императора в дела Русской православной церкви привело к деформированию ее структуры, полной отмене патриаршества…, что не соответствовало мировой практике развития многих государств. Вся церковь страдала от регламентации и работы фискалов, которые деятельность духовенства рассматривали через призму криминала. Церковь как духовная организация превращалась в послушный механизм самодержавной власти» (Козлов Ю.Ф.)

Объективисты

Татищев В.Н.

Голиков И.И.

Альбов М.

Жордания Ф.

Платонов С.Ф.

Карташев А.В.

Николин А.

Положительная оценка общего курса деятельности Петра I сочеталась у авторов с критикой «темных» сторон церковной реформы.

Древнее духовенство «угася науки и утоля народ в суеверии, великую власть получило, так что народ почитал их более своих государей» (Голиков И.И.)

«Петр Великий руководился, как видно, более политическими, чем церковными соображениями, при устроении синодального управления в России. Стараясь ослабить церковную независимость, он решился ввести церковь в общий строй государственной жизни, подчинить общей системе государственного управления, как одну из ее ветвей, и духовное правительство сделалось коллегией наряду с прочими коллегиями» (Альбов М.)

«…Церковь становится наряду с государственными учреждениями, а вместе с этим она становилась в общую подсудность государству по всем своим делам и интересам, исключая церковных догматов и канонов» (Жордания Ф.)

Реформа «сохранила в Русской Церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с какими могли действовать патриархи» (Платонов С.Ф.)

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Русская Православная Церковь в XVIII веке

Численный состав приходского духовенства

1722 — 61 111 человек

1737 — 124 923 человека

1764 — 67 111 человек

1784 — 84 131 человек

Количество монастырей

1701 — 1201 монастырь

1764 (до секуляризации) — 1072 монастыря

1764 (после секуляризации) — 452 монастыря

Число монашествующих

1724 — 25 207 человек

1738 — 14 282 человек

1764 (до секуляризации) — 12 444 человека

1764 (после секуляризации) — 5 105 человек

1796 — 5 861 человек

Феофан Прокопович (в миру Елисей или Елеазар) (1681—1736) — политический и церковный деятель, архиепископ Новгородский и Великолукский. Родился в Киеве в семье небогатого купца. Опекуном рано потерявшего родителей мальчика стал его дядя, профессор и ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович (Первый). В течение двенадцати лет Елисей (Елеазар) обучался в Киево-Могилянской академии, затем в иезуитских школах во Львове, Кракове, в римском католическом коллегиуме в Риме. В этот период он принял католичество и новое имя — Самуил. В 1702 году вернулся в Россию и вновь принял православие, в 1705 году постригся в монахи под именем Феофана Прокоповича — в честь своего дяди. В 1707—1709 годах преподавал в Киево-Могилянской академии философию, теологию, риторику, поэтику. В 1711 году участвовал в Прутском походе Петра I. Вскоре царь вызвал Феофана сначала в Москву, а затем — в Петербург. Здесь Феофан Прокопович стал одним из ближайших советников царя в духовных вопросах. В 1718 году Феофан был назначен епископом Псковским. С 1720 году Феофан был архиепископом Новгородским и Великолукским, а позднее — первенствующим членом Святейшего Синода. Перу Феофана Прокоповича принадлежат важнейшие церковно-политические и политические сочинения, закрепившие петровские реформы: «Духовный регламент» (1721), отменивший патриаршество в России, и «Правда воли монаршей» (1722), утверждающей божественное происхождение царской власти. В духовных вопросах Феофан стоял на точке зрения близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей. За свои церковные воззрения, расходившиеся с традициями Русской Православной Церкви, не раз обвинялся в еретичестве, особенно после смерти Петра I. Политические убеждения Феофана Прокоповича, основой которых была теория так называемая «просвещенного деспотизма», всецело разделялись государем Петром и другими русскими государями. В 1730 году Феофан сыграл важную роль в ликвидации «затейки верховников» и утверждении на престоле императрицы Анна Ивановны.

Митрофан Воронежский (в миру Михаил, в схиме Макарий) (1623—1703) — епископ Воронежский и Азовский, православный святой. Родился близ г. Владимира. В 1663 году в возрасте 40 лет, после того, как потерял жену, постригся в Успенском монастыре Золотниковской пустыни. В 1665—1682 годах был игуменом сначала Яхромского Косьминского монастыря под Москвой, потом Макариевского Желтоводского Унженского монастыря. В 1682 году назначен епископом во вновь основанную Воронежскую епархию. В том же году принимал участие в церемонии венчания на царство юных царей Ивана VI и Петра I, подавал патриарху венец Петра. 5 июля 1682 года присутствовал в Грановитой палате на публичном диспуте со старообрядцами о вере. Митрофан много заботился о процветании своей епархии, в которой при нем насчитывалось 17 монастырей. В 1684—1699 годах начал строительство каменного собора в Воронеже (завершен в 1735 г.). Поддерживал начинания Петра I по укреплению государства и армии. Финансировал постройку двух кораблей и вооружение трех галер, ссудил царю 4000 и 3000 рублей на строительство флота и войну со Швецией. По личному указу Петра I, после взятия Азова в 1696 году, стал именоваться епископом Воронежским и Азовским. Воронежский епископ критически относился к иностранцам и резко противостоял иноземным порядкам, которые вводил царь. По легенде, Митрофан отказывался войти в дом к Петру, пока тот не убрал статуи античных богов («языческих идолов») от входа. Перед смертью принял схиму в честь Макария Желтоводского. Автор нескольких писем и Духовного завещания. Канонизирован в 1831 году. Дни памяти: 7 (20 августа), 4 (17) сентября и 23 ноября (6 декабря).

Арсений Мацеевич (в миру Александр) (1697—1772) — митрополит Ростовский в 1741—1763 годах, православный святой. Родился в семье священника во Владимире-Волынском. В 1726 году окончил Киево-Могилянскую академию. В 1730-е годы участвовал в камчатской экспедиции, занимался миссионерской деятельностью среди местного населения. В 1741 году стал членом Святейшего Синода, митрополитом Тобольским, а вскоре митрополитом Ростовским. В 1740—1760-е годы Арсений был неформальным лидером части духовенства, выступающей против подчинения Церкви светской власти. В 1741 году он отказался присягать императрице Елизавете Петровне, но был ею прощен. В 1742 году вместе с архиепископом Амвросием Юшкевичем, владыка Арсений Мацеевич подал тогдашней императрице Елизавете проект восстановления патриаршества в России, утверждая, что институт Святейшего Синода в отсутствие патриарха не имеет канонической основы. Это был первый открытый протест русских иерархов против синодальной системы управления Церковью. Возглавив в том же 1742 году Ростовскую епархию, владыка Арсений всячески противостоял попыткам Святейшего Синода “переосвидетельствовать” мощи ростовских святых, докладывая на многочисленные запросы из Синода о том, что в его епархии никаких суеверий “не усмотрено, но, слава Богу, все добре”. Именно трудам Арсения Мацеевича мы обязаны тому, что в 1757 году, впервые в XVIII столетии произошла канонизация русского святого — был прославлен святитель Димитрий Ростовский. С конца 1750-х годов митрополит Арсений боролся против правительственных планов секуляризации церковных владений, и при императрице Елизавете ему удалось добиться отклонения подобного правительственного проекта. В феврале 1763 года Арсений резко осудил проект секуляризации, представленный Екатерине II и предал анафеме его авторов. Это вызвало резкий ответ властей. По указанию императрицы, в марте 1763 года Арсений Мацеевич был арестован и доставлен в Москву. В апреле 1763 года после тайного суда его лишили архиерейства и сослали в дальний Карело-Никольский монастырь простым монахом. В 1767 году, по доносу, Арсения обвинили в политической неблагонадежности. По приговору суда его расстригли и под именем Андрея Враля отправили на вечное содержание в тюрьме г. Ревеля, где он и умер. На стене каземата до начала XX века сохранялась надпись, выцарапанная рукой Арсения: “Благо мне, яко смирил мя еси”. Но потомки помнили о его духовном подвиге. Уже при жизни его почитали в народе невинным страдальцем и святым. В 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил его в сане митрополита. В 2000 году Арсений Мацеевич был канонизирован Русской Православной Церковью в чине священномученика. День памяти: 28 февраля (13 марта).

Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (между 1719 и 1730 — ок. 1803) — православная святая. Место и точное время рождения Ксении Григорьевны Петровой неизвестны. Она была замужем за певчим придворного хора Андреем Федоровичем Петровым. После смерти мужа начался ее блаженный подвиг юродства. Она отказалась от всего — от звания, имущества, даже от собственного имени: одевшись в одежды мужа, она взяла и его имя — Андрей Федорович. После этого она стала скитаться по городу, подвергаясь нападкам и насмешкам. Постепенно люди стали замечать в ее поведении что-то необычное: она обладала даром прозорливости, излечивала детей, а творящим ей добро людям вдруг начинала сопутствовать удача в делах. Честным людям она помогала устраивать личную жизнь и счастливые браки. Всего в подвиге юродства блаженная провела 45 лет. По смерти похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Канонизирована в 1988 году. День памяти: 24 января (6 февраля).

Тихон Воронежский, Задонский (в миру Тимофей) (1724—1783) — епископ, православный святой. Родился в с. Короцке Новгородской губернии, в семье бедного дьячка. В 1740—1754 годах учился в Новгородской семинарии при Антониевом монастыре, после чего остался в ней учителем. В 1758 году принял иноческий постриг с именем Тихона. В 1759 году он был назначен архимандритом Желтикова монастыря, а вскоре стал настоятелем знаменитого Тверского Отроча монастыря и ректором Тверской семинарии. В мае 1761 года Тихона рукоположили в сан епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского. С 1763 по 1767 год он был епископом Воронежским. Святитель Тихон возглавил Воронежскую епархию в трудное для Церкви время — в соответствии с указом императрицы Екатерины II о секуляризации началось сокращение монастырей, в обителях вводились жесткие штаты для монахов. Однако новый епископ не опустил рук. Были открыты духовные училища в Острогожске и Ельце, семинария в Воронеже. В своей епархии Тихон отменил телесные наказания духовных лиц, что было весьма необычно для того времени. Он отличался широкой благотворительностью, раздавал свое имущество неимущим в тюрьмы и богадельни. Тихон Задонский прославился как выдающийся проповедник, на проповеди которого отовсюду стекался народ. В качестве помощи священнослужителям, Тихон составлял сборники лучших образцов проповедей, чтобы простые священники могли выбирать подходящие к тому или иному случаю проповеди и зачитывать их своей пастве. В 1757 году он перевел на русский язык Псалтирь с древнееврейского языка и Новый завет с греческого. В 1767 году, в связи с расстроившимся здоровьем, Тихон отказался от Воронежской кафедры и удалился на покой сначала в Толшевский Спасо-Преображенский монастырь, а затем — в Задонский Богородецкий монастырь, который располагался в 90 верстах от г. Воронежа, на высоком берегу р. Дон (ныне г. Задонск, Липецкой обл.). Именно в этом монастыре он провел последние годы жизни, почему и вошел в историю с именем Тихона Задонского. Святитель Тихон вел скромную монашескую жизнь, жил в простой келье, много работал в монастырском саду. В годы пребывания в обители Тихон достиг высочайшего духовного совершенства. По собственным свидетельствам святителя Тихона, ему во сне являлась Божия Матерь. Все большее число людей стекалось в монастырь, чтобы побеседовать с ним и получить от него благословение. В эти годы святитель написал свои главные литературные произведения: «Об истинном христианстве» (1770—1771, в 6-ти томах) и «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1777—1779). Он вел обширную переписку, плодом которой стали изданные им «Письма к приятелям» и «Письма келейные» (1772—1775). Незадолго до смерти Тихон затворился в келье, проводя время в молитве и безмолвии. В 1861 году состоялось официальное церковное прославление Тихона Задонского, епископа Воронежского. День памяти: 13 (26) августа.

Паисий Величковский (в миру Петр Иванович Величковский) (1722—1794) — старец Нямецкой лавры в Молдавии, богослов, церковный писатель, православный святой. Родился в г. Полтаве в семье священника, протоиерея Успенского собора. В 1734—1739 годах учился в Киево-Могилянской академии. В 1739 году он поселился в Любечском монастыре, а затем жил в валашских (молдавских) православных монастырях. В 1741 году он был пострижен в монахи под именем Парфений, но без права носить монашескую мантию. В 1748 году он отправился на Святую гору Афон (полуостров на северо-востоке Греции, на побережье Эгейского моря, издавна знаменитый своими монастырями). В 1750 году он получил право носить мантию и при этом наречен новым именем — Паисий. Около четырех лет Паисий жил в одиночестве, но вскоре к нему стала собираться монашеская братия, основалась монашеская община, священником и наставником которой был избран Паисий (1758). Новая община поселилась в Ильинском скиту монастыря Пантократора (Вседержителя). Паисий и его соратники тщательно изучали святоотеческое предание, собирали книги и рукописи. В середине 1760-х годов Паисий покинул Афон из-за начавшихся притеснений со стороны турецких властей. Паисий и братия возвращаются в Молдавию и поселяются сначала в Драгомирнском монастыре, затем, в 1774 году, в Секульском монастыре и, наконец, в 1779 году, в Нямецком монастыре — главном православном центре Молдавии и Валахии. В этих монастырях свершились главные подвиги Паисия Величковского: во-первых, он возрождает в обителях древнюю православную монашескую традицию старчества, во-вторых, осуществляет перевод более сорока святоотеческих книг на славянский и молдавский языки (знаменитый славянский свод «Добротолюбие»). После смерти Паисия Величковского его ученики распространили старчество во многих российских обителях, прежде всего в Козельской Оптиной пустыни, ставшей центром старчества в XIX—XX веках. Паисий Величковский канонизирован Русской Православной Церковью. День памяти 15 (28) ноября.

Богуш-Сестренцевич Станислав (1731-1826) — первый архиепископ , созданный в 1773 г. по указу Екатерины II, Белорусской католической епархии (диоцеза) с центром в Могилеве. Родился в Гродненской области в кальвинистской семье. Получив высшее оразование в Германии, до 1761 г. служил в прусской и литовской армиях.Сменив вероисповедание и став католиком, прослушал курс богословия в Варшаве и поучил духовное звание. Служил В Гомеле и Вильно, в 1773 г. стал епископом Виленского диоцеза, той части епархии, которая отошла к России после раздела Польши. В начале декабря 1773 года Екатерина II объявила о создании Белорусской католической епархии и о назначении Богуша-Сестренцевича епископом Белорусским с резиденцией в Могилеве. Ему подчинялись все католики латинского обряда в России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Но только в 1784 г. его кандидатура на посту архиепископа была утверждена Папой Римским. В 1798-1800 годах Станислав Богуш-Сестренцевич был председателем Католического департамента Юстиц-коллегии, а с 1810 г. — председатель Римско-католической духовной коллегии.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру