Сколько весит скрупулезность

В Древнем мире производилось множество разнообразных продуктов хозяйственной деятельности человека. Земледельцы и ремесленники, скотоводы и торговцы нуждались в том, чтобы измерить и сопоставить результаты своего труда, обменять или продать скот, зерно, предметы домашнего обихода, оружие, ткани. Истории известно, каким образом люди пытались создать эталонные единицы измерения веса, длины и объема. Для этих целей они использовали универсальные показатели, которые казались неизменными - пропорции человеческого тела, отрезки времени, продолжительность какого-нибудь процесса и др.

Древний мир считал, что первые системы мер возникли в Древнем Египте и Вавилоне. В их основе были определенные параметры хлебного зерна - грана. Зерно было выбрано эталонной единицей, поскольку работа на земле и долгие наблюдения позволили человеку сделать вывод о том, что зерна злаковых практически идентичны по массе и размеру.

Наличие универсального мерила кажется нам само собой разумеющимся, но принятие зерна за точку отсчета для системы мер было гигантским интеллектуальным достижением древнего мира. Жаль, что во временных глубинах прошлого не сохранилось имя того, или тех, кто впервые сформулировал идею, имеющую впоследствии огромное влияние на культуру народов всего мира.

Древний Шумер неизменно находится в ряду главных действующих лиц прогресса древнего мира. Открытия и достижения, сделанные в эпоху его расцвета настолько велики, что гипотезы об источниках знания этого давно исчезнувшего народа до сих пор будоражат сознание мира ученых и любителей сенсаций.

Известно, что шумеры были отличными земледельцами и выращивали большие урожаи пшеницы, полбы и ячменя. Продавая и покупая, они производили расчеты по весу в серебре или в мерах зерна ячменя. Малой мерой веса в Шумере был «шеум» или «ше», что дословно означает зерно. Шеум весил примерно 0,046 г, а 180 шеумов составляли «сикль». Это слово, иначе произносящееся как «шекель» часто встречается в Ветхом Завете.

Шекель также известен и по древней Месопотамии, где его также приравнивали к 180 зернам пшеницы, каждое из которых принималось за 0,467 современного грамма.

Вес одного зерна в разных странах оценивали примерно одинаково, однако, существовали различия в их оценке. Так в Англии, начиная с 8 века, зерно, или гран считали равным 0.0455 г., а с 1526 г. – 0.0648 г. или 1/5760 фунта. В Нидерландах в расчетах исходили из веса зерна в 0.0534, немецкий гран с 1524 г. весил 0.812 г., а Венский с 1766 г. – 0.0582 г.

В разных странах мира, в зависимости от климатических условий и агротехнических предпочтений, в качестве эталона веса использовали различные зерна. Это могли быть ячмень, пшеница, просо, рис, бобовые, зерна горчицы, кактусов и многое другое, заимствованное у растительного мира.

У туземцев Ост-Индии небольшой единицей веса был вес 2 ячменных зерен, а в Африке единицей веса являлось зерно боба, которое называется «kuara». В Индии доступной мерой веса было зерно ячменя, а в мусульманских странах все измеряли весом рисового зерна, который называется «арузза». Арузза равняется 1/240 динара или 25 хардалам – горчичным зернам. Мискаль и арузза, исходя из канонического веса мискаля, составляют 4.464 г. и 0.0186 г. соответственно.

По сей день в Индии распространено использование туземной единицы веса, которую называют Rutte для золота и жемчуга – вес круглого зернышка, который равен 1/ 8 грамма.

У многих народов в древности мера веса часто совпадала со стоимостью продукта, поскольку деньги были слитками серебра и золота. Так, в Вавилоне и Древнем Израиле денежной единицей был шекель, в Риме асс, в Англии фунт стерлингов, в России - русский фунт, состоящий из 96 золотников и т.д. На Руси использовались также кунные (низкопробные), серебряные и золотые гривны, а также рубль (разрубленная пополам гривна).

Все древнерусские меры образовались на базе мер древнего мира. При раскопках Троицкого городища, которое датировалось примерно 4-6 веком до н.э. – 5-6 веком н.э. ясно прослеживается эта преемственность. Меры веса и массы в России также связаны с зерном пшеницы, которое в старину называлось пирогом. Этимология этого слова восходит к древнерусскому названию пшеницы – пиро.

По более поздним литературным источникам ученые восстановили систему мер, которая использовалась в Киевской и Московской Руси. Известны следующие меры веса : берковец, пуд, гривна, гривенка, золотник, в более позднее время – почка и пирог. Соотношение этих мер веса можно представить следующим образом. Берковец = 4 пудам = 400 гривнам =800 гривенкам. Гривенка = 2 полугривенкам = 48 золотникам = 1200 почкам = 4800 пирогам.

Древнерусская гривна, позднее названная фунтом, оставалась неизменной на всем протяжении русский истории. В то же время многие меры веса, возникшие в отдельных русских княжествах и в разные исторические периоды, остались лишь в исторических документах и известны сейчас узкому кругу специалистов.

В 19 веке были узаконены как основные меры веса фунт, лот, золотник, и совсем вышли из употребления, такие как ласт, конгарь, безмен, анасырь, либра. В совокупность русских мер веса также входили лот, который равнялся 3 золотникам, 1/2 золотника, 1/4 и 1/8 золотника.

В практике монетного двора использовалась такая мера как « доля», которая равнялась 1/96 золотника. В аптекарском деле применяли золотник и ползолотник, а также «зерно», которое составляло приблизительно 1/68 золотника.

Интересна судьба ныне забытой малой меры веса, которую называли «скрупула». По латыни ее название означало «камешек», а содержала она 20 гранов. Полностью выйдя из употребления, эта мера присутствует во многих современных языках в качестве прилагательного «скрупулезный», что означает точность до самых мельчайших деталей, даже мелочность.

На протяжении всей истории торговли и обмена людей волновал вопрос сопоставимости разных единиц измерения и точности мер. Вероятно, первыми хранителями и контролерами точности мер были церковные служители, а образцы эталонных мер и весов хранились в монастырях и церквях. В Ветхом Завете есть особые указания, которые касаются точности измерений, или метрологии, как сказали бы мы сегодня.

История формирования мер веса и массы дает представление о той огромной работе, которая завершилась созданием точнейших эталонов веса и целой науки – метрологии. Но все нынешние достижения начинались с маленького, скромного зернышка.

Сколько флейт в километре


Во всех областях своей деятельности человек со времен далекой древности прибегал к измерению расстояний и длин. Построить жилище, отмерить участок для сельскохозяйственной деятельности, узнать расстояние между городами и поселениями, отмерить полотно – это и многое другое подразумевало использование единых стандартов длины.

Первыми единицами измерения длины и одновременно инструментами, которые применялись для измерений, были те, что всегда «находились под рукой» у человека. Они были связаны с размерами и пропорциями человеческого тела, длины мерили, прикладывая руку, ногу, расстояниями между расставленными пальцами, по размаху разведенных рук, по шагу.
У древних египтян был свой эталон минимальной длины – волосок с ослиной морды. Большие расстояния измерялись по-другому, в системе мер присутствовали: 1 ладонь =4 пальцам, 1 локоть – 6 ладоням. Древние евреи к мерам длины относили перст – длину пальца, пядь – длину ладони, локоть – длину локтя, шаг – длину шага, горсть и др.

Зерно, колос, как первооснова и стандарт малой единицы длины использовалось не так широко и повсеместно, как при измерении массы, однако и здесь мы встречаем его.

В древнеарабской системе мер длины ячменное зерно присутствовало, и отношение его к другим единицам измерения выглядело так : одна из мер длины принималась равной 24 ширинам пальца, ширина пальца принималась к ряду ячменных зерен, которые клали бок о бок, а ширину ячменного зерна считали равной ширине 7 волосков мула. В старинной арабской книге есть и другая модель : «....локоть же равен ширине 8 кулаков, кулак — ширине 4 пальцев, палец — толщине 6 ячменных зёрен, а ячменное зерно — толщине 6 волос с ослиной морды».

Черное просо в древнем Китае было первоосновой для расчета длины. Ученый Линь Лунь провел удивительную реформу мер, в которой, помимо черного проса, рабочим инструментом была любимая свирель императора. Зерна черного проса имеют несколько продолговатую форму и незначительно различаются по размеру.

Эталонная флейта хуан-чжун равнялась длине 81 зерна, если их уложить друг за другом по длине, или 100 зернам, уложенным по толщине. Длина такой флейты равнялась 9 цуням, а средняя толщина зерен составляла 1 фэнь.

В флейту должно помещаться 1200 зерен, суммарный вес которых исчислялся в 12 чжу, а объем флейты – как 1 юэ.

В Древней Греции мера длины называлась «стадий», и представляла собой расстояние, которое можно пройти спокойным шагом за время восхода солнца, т.е. за 2 минуты. Задолго до греков эта единица измерения использовалась в Вавилоне и других странах, поэтому, строго говоря, стадий не был эталоном, поскольку вавилонский, греческий, аттический, египетский, птолемеевский и римский стадий различались по длине от 194 м в Вавилоне до 185 м в Риме.

Древним эталоном длины в Англии является ярд времен короля Генриха I. История появления этой меры длины сохранилась в нескольких версиях. По первой ярд – это расстояние от кончика носа короля до конца пальцев вытянутой в сторону руки. Вторая версия говорила о том, что ярд – окружность талии монарха, а третий вариант уверенно свидетельствовал о том, что это длина меча Генриха I.

Король Англии Эдвард II также был озабочен стандартизацией мер длины и ввел понятие «фут», а также уточнил длину дюйма. В 1324 г. он определил «законный дюйм» как длину трех зерен ячменя, вынутых из средней части колоса и приставленных концами одно к другому.

В 18 веке дюйм появился в России под названием «цоль», или «палец». Он равнялся 2.54 см и делился на 10 линий или 100 точек. Следует заметить, что линия и точка использовались только в английской, французской и русской системах мер длины.

В феодальной Европе экономические связи были очень слабыми, а это означает, что системы мер не требовали унификации, и в них царил полный разнобой. При измерении расстояний возникали парадоксальные ситуации, когда римляне и флорентийцы по-разному считали расстояние между своими городами, поскольку в Риме миля равнялась 1488 м., а во Флоренции -1633м.

Во Франции каждый феодал имел право устанавливать свои единицы измерении, поэтому во французских мерах царил полный хаос. В начале 18 века в Европе использовалось более 100 различных фунтов и 46 разновидностей миль. Но и здесь в малых мерах длины мы встречаем дюйм, линию и точку. Французская миля равнялась 2.22 км или 100 туазов, туаз был равен 1,949 м. Затем следовали : фут (ступня) = 1/6 туаза, дюйм (палец =12 линий, 1 линия) = 12 точкам, а точка = 0.188 мм

Линия была также и старинной русской мерой, которая принималась равной ширине пшеничного зерна – 2.54 мм. Еще более мелкой единицей измерения была точка, которая равнялась 0,1 линии. Очевидно, слово точность этимологически связано с этой мельчайшей единицей.

Самые первые сведения о мерах длины в Древней Руси почерпнуты из книги «Хождение игумена Даниила в Святую землю». Здесь встречаются локоть, пядь, сажень, верста и поприще, а также «вержение камня» и «перестрел». Этими мерами длины славяне пользовались для обозначения расстояния броска камня или полета выпущенной стрелы или пушечного ядра.

В старинных грамотах о пожалования земли можно найти такие интересные формулировки: «От погоста во все стороны на бычий рев». Это означало расстояние, на котором слышен рев быка. Похожие меры длины были и у других народов – «петушиный крик», «коровий рев». Мерили длину и временем – «три трубки» у эстонцев означало расстояние, которое проходят или проплывают на корабле за время, пока выкуриваются три трубки. В Испании расстояние измеряли временем выкуривания сигары, а в Японии – периодом, в течение которого изнашивался соломенный башмак.

Понятно, что эти меры были приблизительными, ведь люди двигались, видели и слышали по-разному, а брошенные камень и выпущенная стрела пролетали у разных людей разное расстояние. Так, описывая гору Елеонскую и небольшую церковь, расположенную на ее склоне, игумен Даниил пишет: «А оттуда до гроба Иосафатова вдалее, яко же человек дострелит», т. е. дальше, чем человек может «дострелить». Большие расстояния описывались еще более неточно - автор называет их просто несколькими «перестрелами».

Старинная русская мера – «линия» была определенно более точной. В линиях, которые соответствовали ширине пшеничного зерна, измеряли диаметр нижней стеклянной горловины керосиновой лампы. В 1 дюйме – 10 линий, и по ширине фитиля лампы, измеряемого в этих линиях, их именовали десятилинейными, пятнадцатилинейными, двадцатилинейными.

Самая большая по диаметру лампа была пятидесятилинейная. Лампы различали не только по количеству линий, существовала традиция давать им собственные имена. Так, 15-линейная лампа называлась «чудо», 14-линейная – «Анна», а небольшая 10-линейная почему-то звалась «космосом». По числу линий в лампе, т.е. по ее мощности по величине фитиля судили о зажиточности человека.

В России и в ряде других стран в линиях измеряли калибр оружия –диаметр канала ствола огнестрельного оружия, а также диаметр снаряда или пули. Так калибр винтовки И. С. Мосина образца 1881 г. – 3 линии (трехлинейка), или 7,62 мм. В некоторых англоязычных странах калибры нарезного оружия измеряются в сотых и тысячных долях дюйма: калибр .30 (США) и .300 (Англия), что в переводе в метрическую систему означает калибр 7,62 мм.

Линия как мера длины незначительно отличалась в России, Англии и Франции. Одна линия в России равнялась 1/10 дюйма (2.54мм), в Англии 1/12 дюйма (2.1166…) и во Франции 1/144 фута (2.255 мм).

С линией связана еще одна русская мера длины, которая впервые упоминается в Домострое 16 века. Их соотношение таково:
1 линия = 10 точек = 2.54 мм
1 дюйм = 10 линий = 25.4
1 вершок = 0.444мм
1 фунт = 12 дюймов = 0.305м

Вершок было принято определять на глаз, его ширина равнялась сложенным вместе указательному и среднему пальцу. Также называли и излишек при насыпании зерна.

В России, также как и в древних странах Ближнего Востока, торговцы зерном продавали его на базаре особыми ящиками, которые назывались мида или мера. Честные продавцы, пересыпая зерно в миду из мешков, старались наполнить ее доверху, несколько раз встряхивали и разравнивали ее поверхность ладонью.

До революции в России зерно также продавалось мерами. Продавец и покупатель подразумевали под «мерой» одну и ту же, общеупотребительную единицу измерения товаров. Благодаря этому купля-продажа могла проходить без споров и разногласий.

Однако, мера – это еще и понятие из области этики и морали. Говоря о мере в переносном смысле этого слова, мы подразумеваем либо масштаб каких-либо явлений, либо их предел и границы. Разные религии по-своему определяли границы дозволенного и недопустимого в человеческих поступках. По сути это является квинтэссенции любых религиозных представлений, которые обозначают главные координаты в пространстве человеческой свободы.

В Евангелие об этих сложных понятиях рассказывается самыми простыми словами: «И какой мерой мерите, такой и вам будут мерить». Для тех, кто прилагает этот закон только к области торговли и обмена, говорится что он закон намного шире : «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

И дальше, еще полнее понятие меры раскрывается в отношении закона воздаяния за человеческие поступки - «Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненной отсыплют вам в лоно ваше, ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

Так из маленького зернышка растится человеческая душа с ее пониманием прекрасного - щедрости, сострадания и милосердия.


Зерна, посеянные по всей земле

Зерна христианского миропонимания можно увидеть в легендах и сказаниях древних народов. Практически в каждом сюжете, по современным представлениям далеком от цивилизованных норм морали, видны мотивы деятельной любви, сострадания, веры и самоотверженности.
Символизм продолжения жизни, его утешительное содержание, которое обещает после смерти новую, лучшую форму жизни, выражен в присущих разным народам ритуалах и символах.

Зерно или перевязанный сноп в разных уголках мира символизирует одно и то же – пищу (достаток) и семя (часто становясь сексуальным символом).

Никто не знает, когда появилась традиция есть хлеб в дни празднования весеннего возрождения жизни. В Древнем Египте было известно уже 40 видов печеного хлеба, который был непременным атрибутом и символом праздников.

Жертвоприношения, которые посвящались усопшим и должны были обеспечить им благополучие в загробном мире, сопровождались молением о хлебе и пиве для них, как основе этого благополучия.

Крестьяне Египта придумали обычай делать маленькие фигурки бога Осириса и втыкать их в зерно, которое благодаря такой защите от потерь должно было сохраниться в амбарах полностью.

В шумеро-семитской традиции зерно посвящали богине Кибеле, и на ее празднике обязательно ели хлеб. Дагон, божество филистимлян, считался богом зерна и колоса в Аскалоне и Газе. Следы поклонения этому богу имеются также в Вавилоне.

Ацтеки почитали нескольких богов зерна, в Древнем Перу плодородие изображалось в виде женской фигуры, сплетенной из маисовой соломы. В Мексике куст маиса вместе с колибри означал героя Солнца и пробуждающуюся жизнь. В древности на горе Тлалок стоял идол дождя, на голову которому клали семена зерновых для того, чтобы урожаи были богатыми.

В долине Мехико обнаружена пыльца кукурузы, которая была одомашнена уже в 4 веке до н.э. Ученые считают, что из Центральной Америки в Перу кукуруза попала около 3150-3350 лет назад. Следовательно, к приходу испанцев в Мексику кукуруза давно была известна полтекам, цапотекам, ацтекам и майя.

Инки соблюдали ритуал ежегодного посева кукурузы и приносили в жертву богу первый урожай. Деве солнца пекли из кукурузы жертвенный хлеб. Изображениями кукурузы покрыты стены древних храмов, початки, пыльца и метелки кукурузы служили тайными символами религиозных обрядов.
В Индии рис символизировал бессмертие, славу, энергию, изобилие, счастье и плодородие. В древнем Китае и Японии рис был мерилом богатства.
В Древнем Китае считали, что ежегодный ритуал рисовых посадок ввел мифический правитель страны – Шен-нуну. А в некоторых провинциях родоначальниками традиции считаются животные, там полагают, что рис людям принесли крыса или собака.
Китайский этикет требовал, чтобы чаши с рисом для еды не наполнялись доверху. А вот при жертвоприношениях чаши должны были быть наполнены до краев, это радовало жителей загробного мира и богов. Рис клали в рот умершим и почитали его до такой степени, что выбрасывать его считалось абсолютно недопустимым. Китайцы знали, что того, кто совершит такой неэтичный поступок, обязательно поразит гром.
В Японии при произнесении молитв также приносили в дар богам рис. Введение риса приписывалось богине солнца Аматэрасу. Кроме того «несущим рис» являлся бог Инари, который появился по преданию в 800 г. до н.э. В Японии этого бога изображают в образе пожилого мужчины, который на плечах несет два тюка риса. Число святилищ, посвященных этому популярному богу, превышает 40 тысяч.


Славяне также как и другие древние народы считали зерно символом благополучия и богатства. Во многих странах до сих пор бытует древний обычай осыпать зерном в Рождество и на свадьбах. На свадьбах было принято осыпание жениха и невесты зерном, когда повторяется несколько раз – когда они выходят из дома, перед входом в церковь, при выходе из церкви, во дворе, у ворот, на пороге дома по возвращении, и в сенях.

Старинное гадание на зерне – если девушка во время подметания пола находила зерно, это было верным знаком того, что она вскоре выйдет замуж. Петух, который клюнул не отдельно лежащее зернышко, а кучку, предсказывает богатого и хозяйственного жениха. А под Новый год девушки, которые хотели увидеть во сне суженного, ложась спать, насыпали на себя зернышки пшеницы. Сонники во все времена толковали, что увидеть во сне зерно – верная примета скорого богатства.

С приходом христианства колосья и гроздья винограда заняли место центрального символа Евхаристии и святого причастия, а зерно – свидетельством человеческой природы Христа. В Евангелии от Иоанна говорится : «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то принесет много плода».

В народной традиции пища из сваренных зерен пшеницы, ячменя или риса (который в России называли «сарацинским зерном») готовилась как поминальное блюдо на поминках умершего, а также в церковные поминальные праздники.

Кутья, коливо, или канун, как называют эту еду в разных странах, варят накануне Рождества, Нового года и Крещения. Кутью приносят в церкви для благословения и на кладбище, едят за поминальным столом, раздают соседям и нищим на помин души.

В пятницу первой недели Великого поста в церкви благословляется кутья как память о чудесном событии, когда антиохийский епископ был предупрежден во сне мучеником Феодором Тироном о том, что еда на рынках осквернена.

Не только для того, чтобы удовлетворять потребность человека в пище наливается колосом спрятанное глубоко в земле зерно. В высшем понимании смысла зерно, семя – слово Божье, а поле – все человечество. Господь, который засевает землю семенами высшей истины, учил людей понимать его слова с помощью знакомых им образов и символов. Он использовал их, когда рассказывал притчи, облекая сложные идеи в простые житейские истории.

Притча о плевелах иносказательно говорит о земной церкви, как о поле, на котором человек посеял доброе семя. Ночью пришел враг человеческий и принес на поле плевелы – сорняки. Также как и в реальной жизни земледельца, рядом поднялись ростки пшеницы и сорняков, вначале неотличимые друг от друга. Как доброе и злое в нашей жизни они тесно переплелись корнями.

Когда работники предложили хозяину избавиться от плевел, он сказал им о том, что сейчас не время делать это. Ведь выпалывая сорняки, можно погубить пшеницу. Вот когда придет время жатвы, тогда следует собрать и сжечь сорняки, а урожай пшеницы убрать в житницу.

Только во время жатвы, в конце прожитой жизни человека можно подвести ее общий итог и определить, кто достоин вступить в царство Божие.

Притча о невидимо растущем семени рассказывает о том, как таинственным образом преображается человеческая душа, в которой посеяно учение Христа. Неуловимые и невидимые изменения, которые приводят к тому, что зерно становится вначале ростком, потом колосом, а потом полновесными пшеничными зернами, происходят и в душе человека, который осознает истину.

Тот, кто посеял зерно знания, не знает и не видит, какими путями идет работа души, и когда эта душа будет готова к жатве, т.е. когда Бог увидит ее созревшей и готовой вступить в Царствие Божие.

Притча о зерне горчичном, из которого выросло огромное растение, рассказывает о том, как маленькое сообщество единомышленников превратилось в огромную силу, как учение Христа распространилось по всей земле. Подобно крохотному зерну горчицы, зерно знания, проповеданное горстке галилейских рыбаков, дало всходы в многочисленных странах языческого мира. Так влияние Божьей благодати превращает незаметного, слабого человека в богатыря, способного противостоять искушениям и соблазнам.

Самой первой притчей, которую рассказал Иисус людям на берегу Галилейского моря, была притча о сеятеле. Слушать его проповедь собралось так много народа, что из-за тесноты Он говорил с ними, стоя в лодке.

«Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод :одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:1-9).

Судьба зерна, упавшего в разную почву похожа на судьбу человека, который услышал Божье слово. Поверхностные, нечуткие люди, неготовые к работе души и поглощенные суетными повседневными успехами, не взрастят в своей душе настоящей веры. И только те, чья душа подобна доброй земле, принимают Божье слово и следуют ему, невзирая на обстоятельства жизни.

Проходят годы, века, и тысячелетия. Но неизменным праздником рядом с человеком остается радость большого урожая, хлеба на столе и чудо возрождения новой жизни природы и человеческой души.






© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру