Установочные ролевые игры.Страх мой - враг мой

Школа для родителей

Как уже говорилось, страхам особенно  подвержены  ранимые, чувствительные, а значит, повышенно самолюбивые дети. И браться за решение этой проблемы  следует  очень  осторожно. Очень многие трусишки, не желая представать перед окружающими в невыгодном свете, наотрез отказываются  признаваться  в том, что им бывает страшно. "Лобовая атака"  тут  ничего  не даст. Лучше зайти с фланга (или с тыла - как вам больше нравится): затеять игру, наделив ее главного  персонажа  нужным вам качеством. Пусть это будет Зайчишка-Трусишка. В  русских сказках заяц почти всегда бывает боязливым, так что ваш  ребенок сочтет это вполне естественным и не заподозрит  подвоха. Больше  того,  художественный  образ,  опирающийсяна традиционную культуру, заряжается  дополнительной  энергией, поскольку при его восприятии  включаются  механизмы  родовой памяти (или, иначе, коллективного бессознательного).

Большинство детей сразу охотно включится в игру. Но будут и такие, которые начнут под разными  предлогами  отказываться. Дескать, не хочу, не интересно. Но дело тут совсем в другом.  Обычно так реагируют либо тяжелые фобики  (фобия  - патологический страх), либо очень гордые и закрытые дети.  В таком случае надо не настаивать  на  самой  игре,  а  постараться поначалу увлечь ребенка частностями - подбором и  изготовлением игрушек, декораций и т.п.  Самого  Зайчишку-Трусишку легко сделать из двух старых перчаток.

Одна перчатка оставляется нетронутой  и  надевается  на руку. Из второй же делается  головка  Зайчишки.  Отрежьте  у перчатки пальчики 1, 2 и 5 и зашейте прорези.  Загните  перчатку до основания пальцев, вытянув 3 и 4 пальцы кверху. Это будут уши. Сшейте перчатку как показано на рисунке.  Получилась головка. Пришейте к ней  глазки-пуговки,  носик,  ротик (их можно и  вышить). Теперь  пришейте  головку  к  среднему пальцу первой перчатки. Получится  очень  выразительная перчаточная кукла, которая может  шевелить  головой, дрыгать четырьмя лапами (соответственно, четыре пальца), чесать у себя за ухом и проделывать множество других  забавных движений. Ребенку почти наверняка захочется надеть ее на руку  и попробовать поиграть.

Прочие игрушки можно подобрать из  имеющихся  в  доме или нарисовать, или вырезать из картона - простор для фантазии тут большой. Играть можно на полу или на столе, а  можно набросить на два стула одеяло - и у вас готова ширма для кукольного театра. Театральный вариант, конечно,  самый  удобный, потому что он дает  возможность  многократно  повторять игру под видом репетиций, а затем - давать представление перед зрителями (для робкого ребенка это тоже полезная психотренировка).

Разыгрывая истории про Зайчишку-Трусишку,  давайте  ребенку возможность поимпровизировать (таким образом, вы, кстати, узнаете много нового и часто  неожиданного  о  переживаниях своего малыша), но обязательно следите за тем, чтобы он не уклонялся от "генеральной линии". Если будет упрямиться - идите на компромисс: пусть немного поиграет как хочет, а потом - как нужно. Соблюдение заданной сюжетной канвы  необходимо не только для того, чтобы справиться со  страхами.  Как ни парадоксально, но установление достаточно жестких, хотя и не слишком узких рамок  развивает  воображение,  стимулирует ребенка к творчеству. Начав заниматься с детьми ролевыми играми, многие родители с удивлением обнаруживают,  что  ребятишкам поначалу очень трудно фантазировать на заданную тему.

У нервных детей с фантазией особенно туго.  При  всей  своей  впечатлительности они нередко уступают в этом детям с  более устойчивой психикой. Причина - и в зажатости невротиков, и в том, что их фантазия  как  правило  бывает  узконаправленной (прежде всего на себя, на свои обиды, страдания и, разумеется, страхи).

Проиграв (лучше не по одному и не по два раза)  истории про Зайчишку, вы можете придумывать свои. И  в  этом  случае, чем больше сюжетов предложит ребенок, тем будет лучше.  Скорее всего, он захочет видеть своего персонажа уже  не  просто героем очередной сказки, а Героем с большой буквы.  Не  препятствуйте ему в этом. И не надо ужасаться, если порой  расправа Зайчишки с врагами покажется  вам  чересчур  жестокой.

Это не означает кровожадности. Просто ваш малыш слишком долго мучился сознанием собственного бессилия и теперь хотя  бы в игре хочет взять реванш. Предлагать ему более мирные  способы разрешения конфликтов, конечно, надо, но  не  сразу,  а через некоторое время. Пусть сначала выплеснет свои эмоции.

Каждый раз перед началом игры прочтите ребенку  очередную историю и распределите роли. Не  настаивайте,  чтобы  он непременно играл Зайчишку, однако, если отказы будут  систематическими, следует насторожиться.  Постарайтесь  добиться, чтобы ваш малыш хотя бы частично озвучивал роль главного героя (например, притворитесь, что вы подзабыли сюжет -  пусть он вам подсказывает). Не пренебрегайте авторским текстом, он дает малышам дополнительные образные и эмоциональные  опоры, помогает лучше прочувствовать  происходящее.  Очень  полезно использовать в игре и музыку, особенно в напряженные, страшные или, наоборот, радостные моменты.

Для детей дошкольного возраста игра сама  по  себе  является важнейшим мотивом деятельности, однако дети  7-9  лет могут поначалу заартачиться, заявив, что  они  "уже  не  маленькие". В этом случае нужно выдвинуть  в  качестве  мотива нечто другое. Например, развитие артистических способностей.

Скажите, что у вас будет свой домашний театр, и  вы  сможете развлекать спектаклями приходящих гостей. Можно  представить эти игры и как подготовку к поступлению в  театральный  кружок. Тем более, что они  действительно  разовьют  у  ребенка творческие способности.

Ну, а теперь -  истори по Зайчишку-Трусишку.

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

В густом лесу жила-была заячья семья: папа  Заяц,  мама Зайчиха и (пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (какие? пусть скажет), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним  произошел случай, после которого ему дали  прозвище  Зайчишка-Трусишка и напрочь позабыли его  настоящее  имя.  А  дело  было так...

Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие -  весело, резво, а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (пусть  покажет это  и  куклой,  и,  как  говорят  артисты,  "в  живом плане"). И по сторонам озирается - нет  ли  чего  страшного?

Зайчишка-то уродился такой робкий, что  даже  зайцы  удивлялись: и в кого он такой? Что называется, от собственной  тени шарахался (показать помешнее).

Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще  было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял.  Наверное, загляделся на пеструю Бабочку, которая порхала над  ним и почему-то норовила сесть ему  на  ухо.  (Бумажную  бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке).

- Эй, Бабочка! Ты где? - пискнул Зайчишка.

Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем  не страшно. Он сделал еще пару прыжков, надеясь  снова  увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое-то  чудовище.  Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело,  подстерегая добычу. Из  пасти  чудовища  валил  пар,глазазловеще сверкали... Больше, правда, Зайчишка не успел  ничего  заметить, потому что дал стрекача. Он мчался к своей норе и  истошно вопил: "Змей-Горыныч! Змей-Горыныч!" Все звери, конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит  про Змея-Горыныча. Вообще показывать страх надо как можно  карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку).

Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей-Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой  коряга, никого не трогает.

Тут все как расхохочутся!

- Это  ж  надо!  Корягу  за Змея-Горынычапринял!
- Да, но ведь я видел! - оправдывался  Зайчишка.  -  Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза...

А звери еще громче хохочут-заливаются.
- Да это у страха глаза велики! У ТВОЕГО страха!
С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка-Трусишка. (Постарайтесь, однако, не заканчивать игру на  грустной ноте. Скажите, что окружающие иногда делают поспешные  выводы. И вообще, каждый может испугаться.  Это  еще  не беда).

А ВКУСНАЯ БЫЛА КАПУСТА....

За лесом, в котором жил Зайчишка-Трусишка, была деревня. А в деревне, конечно, же огороды. Ну, а  на  огородах  росло любимое заячье лакомство - капуста! Сочная, вкусная...  Зайчишкины родители не раз делали набеги  на  грядки  и  всегда приносили малышам немного капустки. Но  нашему  герою  этого было мало. Хрустя  капустными  листочками,  Зайчишка  мечтал когда-нибудь тоже прошмыгнуть на огород и полакомиться  вволю. Может, ему даже удастся добраться до кочерыжки? Мама говорила, что это в капусте самое вкусное.

И вот однажды мама Зайчиха неожиданно заявила: - Все, дети. Вы уже подросли и должны учиться  добывать себе пропитание сами. Сегодня мы идем на огород вместе.

Зайчики обрадовались, запрыгали, а наш Зайчишка -  выше всех!

- Ура! - кричит. - Бежим! Бежим скорее!
- Да куда ж сейчас-то бежать? - урезонивает его  Зайчиха. - Надо дождаться, пока стемнеет.  Разве  зайцы  днем  на огороды лазают? Днем там люди работают, они нас за такое  по головке не погладят.

Насилу дождался Зайчишка вечера. Наконец солнце  зашло, вместо него появилась луна и засияли  звезды.  (Не  ленитесь делать декорации. Чем больше будет в игре деталей, тем  лучше для вашего ребенка).

- Пора! - решил Заяц и отдал команду: - Вперед на  огород!
Зайцы помчались стрелой. Зайчишка не отставал  от  родных, но добежав до речки, протекавшей на краю деревни  (речка, как вы понимаете, легко изображается голубым  или  синим шарфом), остановился, как вкопанный. Он никогда еще не был в этих краях, и речушка показалась ему просто огромной. Мама и папа прыг - и перескочили через нее, а  Зайчишка  стоит,  не смеет даже на полшажка к воде приблизиться. Дрожит, как осиновый лист.

- Утону! - бормочет. - Сейчас утону!
- А ты по мосточкам переберись, - говорит Зайчиха. Трусишка смотрит, а его братья и сестры уже на том  берегу. Быстрее молнии по мосточкам промчались и  принюхиваются - верно, запах капусты почуяли. А наш Трусишка не  знает, как быть. Мосточки-то уж больно шаткие.  Что  если  в  речку свалишься? Мнется он, мнется, никак не решается.

- Да ты не бойся! - уговаривает его Зайчиха.

- Иди, иди к нам! - кричат маленькие зайчики.
- Нет, - вздыхает Зайчишка. -  Не  могу.  Свалюсь.  Вот увидите - точно свалюсь и утону.

И неизвестно, сколько бы эта канитель продолжалась, если бы не папа Заяц.

- Да сколько можно его умолять? - прикрикнул он на свое семейство. - Вы что, хотите дождаться, пока рассветет?
Зайцев тут же и след простыл.  Остался  Трусишка  один. Сделает шаг вперед, ступит на доску, но сразу назад. Его  от ужаса такая дрожь бьет, что и мосточки начинают  дрожать,  а уж такое испытание ему совсем не под силу.

Так и простоял до тех пор, пока  родные  не  вернулись. (Предложите ребенку придумать, что сказали Трусишке  папа  с мамой, а что - братья и сестры. Скорее всего  он  достаточно верно воспроизведет отношение своих собственных родных к его трусости, и, может быть, у вас появится пища  для  размышлений. Утешьте его тем, что  мама  Зайчиха  все-таки  пожалела Трусишку и принесла ему капустный листок.  Ну,  и,  конечно, пообещайте интересное продолжение игры.)

МОЯ КРОВАТЬ - МОЯ КРЕПОСТЬ

Вскоре после истории с капустой  мама  пообещала  взять зайчат в гости к своей сестре, которая жила в лесу за горой.

У сестры тоже были дети, и Зайчишка рассчитывал  весело  провести время. Он любил играть в чехарду и прятки (пусть ребенок покажет это), а ведь играть в большой  компании  намного интересней. И потом, в гостях всегда вкусно  кормят!  (Пусть нарисует фломастерами или красками, о каком угощении  мечтал Зайчишка-Трусишка перед сном). В мечтах о предстоящем  походе в гости Зайчишка не заметил, как заснул. Вначале ему снились всякие лакомства, потом... (пусть  ребенок  сам  придумает, что снилось Зайчишке). Ну, а уже под  утро  ему  вдруг приснился ужасный сон. (Попробуйте предложить ребенку придумать, какой именно, а если он откажется,  предложите  следующий вариант). Привиделось Зайчишке-Трусишке, будто бы за ним гонится кто-то огромный, лохматый... То ли  медведь,  то  ли охотник, то ли какое-то неведомое чудовище. В  лесу  недавно побывали туристы. После их ухода Зайчишка прибежал на лужайку, где они разбили свой лагерь, и увидел кучу мусора:  жестяные банки, полиэтиленовые пакеты и обертки от жвачек. А на них были изображены роботы и космические пришельцы.  Зайчишка только глянул на них - и бежать. С испугу даже мимо своего дома пробежал. (Показать посмешнее).

На лужайку он больше не ходил, но чудовище само к  нему пожаловало - во сне. Проснулся Зайчишка в холодном поту и  - юрк под кровать. Забился в дальний уголок и сидит чуть дыша.

Думает: "Может, если не шевелиться, враг меня не заметит?" Проснулись зайцы, стали собираться в гости, а  Трусишка все прячется в своем убежище и носу из-под кровати не кажет.

Наконец мать Зайчиха его хватилась. - Господи, куда ж мой Трусишка запропастился? И за столом, когда завтракали, я его вроде бы тоже не видела.

Принялись зайцы бегать по лесу, кричать "ау", а Трусишка даже голос боится подать из-под кровати: вдруг чудище тоже услышит и его сцапает?(При показе этого эпизода побуждайте ребенка  придумывать забавные подробности).

Летела мимо сорока. - Что это у вас за переполох? - говорит.
- Да вот, Трусишка мой потерялся, - в  слезах  отвечает Зайчиха. -  Наверное, в болоте увяз, и никогда я его  больше не увижу!
- Не плачь, - сказала сорока. - Я сейчас эту  весть  по всему лесу разнесу. Кто-нибудь да найдет твоего Трусишку.
И весь лес двинулся на поиски. Искали до самого вечера, но, конечно же, не нашли. Ведь Зайчишка  в  доме,  под  кроватью сидел, а звери его в лесной чаще да на болоте искали. Ну, вернулись зайцы домой, горюют, слезы льют. - Бедный, бедный Зайчишка! -  причитают.  -  Бедный  он несчастный, маленький Зайка!  Услышал их жалобный плач Трусишка, и тоже ему себя так жалко себя стало, как будто с ним и вправду какая беда приключилась. Забыл он о том, что надо тихо сидеть и - как заревет! Почти как пожарная сирена. (Попросите  ребенка  изобразить это).

Родные от неожиданности до потолка подпрыгнули.
- Откуда ты тут взялся? - спрашивают.
- Да я... я никуда и не девался. Я тут с ночи сижу.
- Почему?
- Боюсь.

Долго зайцы не могли взять в толк, что напугало Трусишку на этот раз, а когда поняли, даже не знали, смеяться  или сердиться. Он ведь не только свою семью, но и весь лес переполошил, зверей на целый день от дела оторвал.  Посовещались Заяц с Зайчихой и решили Трусишку в гости не брать. Даже  не в наказание, а просто из осторожности. Место за горой чужое, незнакомое. Вдруг он там тоже перепугается, где-нибудь спрячется и отзываться не будет?

Так что пришлось Трусишке  обойтись  и  без  интересных игр, и без вкусного угощенья.(Скажите, что и людей так часто бывает: робкий  человек пропускает в жизни  очень  много  интересного  и  приятного. Однако не слишком муссируйте эту тему, а завершите игру, как всегда, интригующе и бодро).

СТРАХ МОЙ - ВРАГ МОЙ

Когда Зайчишка еще немного подрос, его отдали в  лесную школу. Учителем там  был...  (Пусть  ребенок  сам  придумает кто.) А учились в классе вместе  с  Трусишкой...  (Подберите несколько игрушечных зверей так, чтобы они были хоть  как-то сопоставимы по размеру с перчаточным зайцем). В общем-то все зверята были мирными, над Трусишкой не  смеялись,  принимали его в игры и не обижали. Все, кроме одного.  (Пусть  ребенок сам решит, кого назначить врагом  Трусишки.)  Но  этот  один стоил целого класса. Конечно, он был посильнее  и  покрупнее остальных, однако не настолько, чтобы трепетать перед ним от ужаса. Все и не трепетали. Только Трусишка  сразу  струхнул, сник и не то, чтобы сдачи дать, а  даже  пискнуть  побоялся, когда враг полез к нему драться.

- Просишь пощады? - грозно рявкнул враг.
- Да! Да! - пролепетал Трусишка.
- Тогда ты будешь моим рабом, - заявил враг.  -  Побежденных всегда обращают в рабство. Это я точно знаю, нам учитель истории рассказывал.

И началась у Зайчишки ужасная жизнь. И в школе он был у врага на побегушках, и дома не знал  покоя.  Враг  заставлял его воровать у мамы Зайчихи еду и приносить  ему  -  он  был страшно прожорливый. (Показать, как Трусишка  прокрадывается в кухню и крадет что-то вкусное). А если Трусишка не  приносил ему угощенья, враг колотил беднягу.
- Почему ты не дашь ему  отпора?  -  удивлялись  другие ученики. - Вон, смотри, Мышонок стукнул его по  носу,  и  он больше к Мышонку не лезет.
- Да-а, Мышонок... - жалобно говорил Трусишка. -  Мышонок, он в любую щелку юркнуть может, а я...
- А ты - Трусишка, - сказали зверята и с тех пор махнули на Зайчишку лапой - пусть живет, как  знает.  Может,  ему так нравится?

Зайчишке, конечно, это совсем не нравилось. Тем  более, что он с утра до вечера трясся от страха: вдруг  его  воровство откроется? Но как справиться с врагом, он  не  знал.  И даже пожаловаться на него боялся. Все равно, думал,  тот  не уймется, а только еще больнее поколотит.  Враг  казался  ему непобедимым.

А зверята,  учившиеся  с  Зайчишкой-Трусишкой  в  одном классе, говорили, что самый его главный враг - это собственный страх.(Тема врага очень  актуальна  для  детей,  подверженных страхам, и мы к ней еще вернемся. Пока же ее нужно лишь  осторожно затронуть, внимательно наблюдая за реакцией ребенка. Вполне вероятно, что во время игры он,  увлекшись,  проговорится о каких-то травмирующих моментах  своего  собственного общения со сверстниками, о которых обычно из гордости  предпочитает помалкивать. И еще. Наверное, вы уже заметили,  что драматизм историй постепенно  нарастает.  Трусость  Зайчонка причиняет все больше неприятностей и ему самому, и  окружающим. Поскольку робкий ребенок будет  невольно  отождествлять себя с этим персонажем, он может занервничать и потребовать, чтобы Трусишка вел себя по-другому. Не препятствуйте  ему  в этом, но предложите разыграть сначала  "плохой  вариант",  а потом - "хороший".)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру