Игры с застенчивыми детьми

Школа для родителей

МАМА ЗАБОЛЕЛА

И действительно, после той истории  Слоненок долго не ходил на речку. Воду для обеда и ужина приносила мама, а  он сидел в своей комнате и... (придумать, чем занимался  Слоненок.) Конечно, он старался не подавать виду, что ему скучно, но на самом деле ужасно скучал.

И вот однажды мама уколола ногу острым сучком (показать это), и нога у нее распухла.

Пришел Доктор (пусть  ребенок  сам  выберет  игрушку  и изобразит Доктора).

Он осмотрел больную ногу и сказал:
- Мда, уважаемая, неважные у вас дела. Ногу надо поберечь. По дому вы еще кое-как передвигаться можете, но за порог - ни шагу! Иначе начнется воспаление, а это, знаете ли, чревато больницей.

Слоненок не знал, что такое  "чревато", но слово "больница" подсказало ему, что ничего особо хорошего ждать не приходится.

- Не надо класть маму в больницу! - взмолился он.  -  Я послежу, чтобы она поменьше ходила по дому.
- А кто же хозяйство  будет  вести, обед  готовить?  - спросила мама.
- Ты ведь говорила, что я большой и должен тебе помогать, - сказал Слоненок. - Вот я и буду все делать сам.
- Но какой обед без воды? - вздохнула Слониха. - Кто будет ходить с ведрами на речку? Папе некогда, а я не могу...
- Ну, это не беда! - рассмеялся Доктор. -  Ваш сын - настоящий богатырь! Для него ведро все равно что наперсток.
- Да, но на речке... - пробормотал Слоненок.
- Это верно, на речке очень весело, - перебил его  Доктор. - Я даже боюсь, что ты позабудешь, зачем туда пришел.
Заиграешься - и позабудешь.
- Нет, - помотал головой Слоненок. - Не заиграюсь.
- Вот и хорошо, - похвалил ничего не подозревавший Доктор. - В таком случае с больницей мы пока, пожалуй, подождем. Может, нога и дома заживет.

Доктор ушел, а Слоненок погрузился в задумчивость. (О чем он думал? Какие это были мысли: веселые  или  невеселые?
Почему?)


ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА

В тот вечер Слоненок, утомленный своими мыслями и переживаниями из-за мамы, уснул очень быстро. А Слониха и Слон еще долго о чем-то разговаривали.

- Ой, не знаю... По-твоему, стоит попробовать?- вздыхала Слониха.
- Отчего же не стоит? Стоит, - убеждал ее Слон.
- А если он догадается?.. - Слониха опасливо покосилась на кроватку, в которой спал их сынишка.
- Не догадается,- взмахнул хоботом Слон. - У меня есть план...
   
Утром Слоненку долго не хотелось вставать. Так всегда бывает, когда тебя ждет что-то не очень приятное. Но когда часы пробили десять ударов, он понял, что тянуть больше нельзя. Нельзя же завтракать в ужин! А для того, чтобы приготовить завтрак, нужна вода. А за водой нужно идти на речку... Подумав об этом, Слоненок стал мрачнее тучи. (Попросите ребенка показать это лицом.)

Но - делать нечего! Взял он ведра и направился к водопою.
Путь к реке лежал мимо густых зарослей. И вот когда Слоненок шел по узкой тропинке, вдруг откуда-то - то ли из-за высоких кустов, то ли с неба - раздался голос:
- Почему ты невесел, Слоненок?

Слоненок огляделся. Никого. Голос показался ему немного знакомым, но Слоненок не успел сообразить, где он его слышал, потому что Голос снова спросил:
- Ты стесняешься идти к реке, да?
- Да, - вздохнул Слоненок.
- Наверное, ты кажешься себе каким-то не таким? - участливо поинтересовался Голос.

И - странное дело! Слоненок никому - ни папе, ни маме - не говорил про свою обиду, а тут его вдруг словно прорвало.
- Эта противная Мартышка... Она сказала: "Носатик", - воскликнул он.- И правда, ни у кого нет таких огромного носа. У всех зверей нос короче, чем хвост, а у меня наоборот.
Ну, зачем, скажите, зачем мне такой длинный нос? И уши у меня огромные, и ноги неуклюжие! Я урод! Жалкий  урод! Чучело гороховое!

В ответ раздался тихий вздох, и из-за кустов вылетела шляпа. Вылетела - и упала на землю прямо у ног Слоненка.
- Эта шляпа не простая, а волшебная, - сказал Голос.
- Шапка-невидимка? - ахнул Слоненок.
- Нет, не совсем. Но как только ты ее наденешь, ты перестанешь стесняться. Тебе все будет нипочем. Слышишь?

Голос все больше и больше казался Слоненку знакомым.
- Да, но кто ты? - спросил он.
Однако из-за кустов больше не раздалось ни звука.

Слоненок немного постоял в нерешительности, а потом поднял шапку с земли и нахлобучил на голову, надвинув на самые глаза. (Это тоже один из способов скрыть лицо, к которому порой прибегают сверхзастенчивые дети. Американский  психолог Ф.Зимбардо рассказывает, что его крайне стеснительный брат целый год носил в детском саду колпак с прорезями для глаз, сделанный из бумажного пакета, и называл себя Человеком-Невидимкой. Мы с И.Я.Медведевой тоже встречались с подобными случаями. Только, отдавая дань современной моде, эти дети носили не колпаки, а вязаные шапочки, закрывавшие нос и рот. И говорили, что они ниндзи.)

- Спасибо, - пробормотал он, обращаясь к  кустам - он ведь был очень вежливым Слоненком - и двинулся дальше.
- Привет, Носатик! - крикнула Мартышка, когда  Слоненок появился на берегу реки. - Что-то тебя давно не было видно?

Услышав прозвище "Носатик", Слоненок съежился (попросите ребенка показать это и куклой, и самому), но потом вспомнил, что на голове у него волшебная шапка, которая делает его неуязвимым для насмешек, и спокойно ответил:- Привет, Мартышка!

Мартышка захихикала, качаясь на лиане. Раньше Слоненок подумал бы, что она смеется над ним, но теперь... (Попросите ребенка додумать мысли Слоненка. Если он будет затрудняться, предположите, что Мартышка смеялась от радости или - да-да, как это ни удивительно! - тоже от смущения. Скажите, что и люди нередко начинают от смущения хихикать и кривляться. Приведите примеры из жизни.)

Пока она хихикала и думала, что сказать, Слоненок набрал воды и пошел домой. (Спросите у ребенка, в каком настроении был Слоненок, и попросите показать это мимикой).


ЗАЧЕМ СЛОНУ ДЛИННЫЙ НОС

Наутро Слоненок уже спокойно взял ведро и пошел на речку. Разумеется, не забыв прихватить с собой и волшебную шапку.
Зверюшки играли в салочки и не заметили его появления.

Раньше Слоненок был бы этому только рад, а теперь ему стало даже немножко обидно. Правда, поздороваться первым он пока не решался, но зато, набрав воды, уже не побежал сломя голову домой, а стоял на берегу, с любопытством наблюдая за зверьками.

Наконец Мартышка, спасаясь от догонявшегося ее Лисенка, запрыгнула на дерево, которое нависало над рекой, и, посмотрев по сторонам, заметила Слоненка.

- Носатик пришел! - заверещала она. - Смотрите, смотрите! Носатик, привет! Эй, гляди! Ты так можешь?

Мартышка принялась корчить забавные рожицы и перекувыркнулась через голову, но не успела зацепиться за ветку  и... улетела на середину реки.

- Ой! Спасите! Тону! - закричала она.

Мартышка беспомощно барахталась в воде, силы ее иссякали. Звери растерянно метались по берегу.

Не растерялся только один Слоненок. Он потянулся к Мартышке хоботом и вынул ее из реки. Никто и опомниться не успел, а она уже лежала на песке и  отфыркивалась, выплевывая воду.

Зверюшки на радостях водили вокруг Слоненка хоровод, а Мартышка, отдышавшись, заявила:
- Как здорово, Носатик, что ты есть на свете!
И чмокнула его в кончик хобота.
- Ну как, сынок? - раздался за спиной Слоненка знакомый голос. - Теперь ты понимаешь, зачем тебе длинный-предлинный нос?

Слоненок оглянулся и увидел папу Слона.
- Так это был ты? - растерянно пролепетал он.

Папа улыбнулся и, не отвечая ему, обратился к зверятам, собравшимся на берегу:
- А зачем еще может пригодиться длинный нос, малыши?
- Для игры в салочки! - крикнул... (пусть ребенок  придумает кто). - Хобот - он ведь как лассо! В один миг всех переловишь.
- И водой из него можно поливаться, как  из шланга! - добавил... (опять-таки предоставьте возможность выбора персонажа ребенку).
- А друзья могут качаться на этом носу, как на лиане! - заключила Мартышка и подтвердила свои слова делом.
(Пусть ребенок пофантазирует, как еще  можно  использовать длинный хобот).


РАССТАВАНИЕ С ВОЛШЕБНОЙ ШАПКОЙ


Когда папа и Слоненок вернулись домой и рассказали о случившемся маме Слонихе, она... (пусть ребенок сам придумает и покажет, как Слониха похвалила своего сына).

А на следующий день они втроем - ведь нога у Слонихи уже зажила - собрались на речку.

Слоненок по привычке потянулся за шапкой.
- Ты думаешь, она тебе еще нужна? - спросил отец.
Слоненок замер в нерешительности.
- Наверное, да...
- Ну, ладно. Тогда бери, - кивнул папа Слон.

Слоновья семья провела на берегу целый день. Родители загорали на солнышке и со счастливой улыбкой смотрели, как Слоненок резвился со своими друзьями. (Покажите это как можно подробней.) Он, конечно, не мог бегать так  резво, как тигрята, но зато катал всех зверей на спине, обмахивал их своими большими ушами, словно веером и утрамбовал песок, так что получилась удобная спортплощадка. А потом стал чемпионом по баскетболу, потому что никто лучше Слоненка не мог ловить мяч и забрасывать его в корзину! Звери были в восторге от своего нового друга.

- Какой ты хороший! - говорили они. - Добрый, смелый, находчивый!
И Слоненок радостно смеялся в ответ (пусть  малыш  это покажет).

А по дороге домой, проходя мимо куста, из-за которого когда-то вылетела волшебная шапка. Слоненок остановился и поглядел на отца.

- Вот, возьми, - он протянул  шапку  отцу. - Она  мне больше не нужна. Спасибо!
 - Ну, что ж, - отец повесил шапку на куст. - Пусть висит здесь. Может, еще кому-нибудь пригодится...
- Может быть... - задумчиво  протянул  Слоненок.  -  Но знаешь, по-моему, шапка - это не главное. По-моему, главное - это поверить в свои силы.

И он вприпрыжку побежал домой. А шапка превратилась в... (Пофантазируйте вместе с  ребенком и постарайтесь, чтобы конец сказочного спектакля  получился как можно более красочным. Финал всегда должен  быть ударным, а когда имеешь дело с впечатлительными и  неуверенными в себе детьми, это особенно важно.)


ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ

Прорабатывая первые игры, вы, наверное, уже начали замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка. Постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот, они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим правилам, а не по чужим правилам, свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере - претензии на лидерство. А  часто и повышенная демонстративность (одно с другим тесно сцеплено).
Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения.

Разумеется, не для всех детей в равной степени актуальны те или иные поведенческие  трудности. Поэтому этот раздел не надо "пропахивать" целиком, а стоит выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему вполне  конкретному ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность. Он напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко. Многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им  раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер  у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая  дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским  занятиям. Это вам не карате и не токвандо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а  тут  его еще и заставляют заниматься  "девчоночьим  делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что  он  ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле.Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? - Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ.


1."УГАДАЙ ЭМОЦИЮ" (для детей 4-10 лет)

Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет  восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны  взять  на  себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в  роли  артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и проч.  упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его  приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь  эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно.  Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки  эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость).  Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане") с соответствующим сюжетом.

2."ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ" (для детей 5-10 лет)

Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У  нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей  целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка  постепенно  улавливать  и  передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки  типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель  постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной  цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.

3."ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ" (для детей 4-10 лет)

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и  птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы  каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы  сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с  детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые  дети  испытывают трудности при общении с окружающими.  И  неумение правильно выразить свои чувства, скованность и  неловкость играют здесь далеко не последнюю  роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т.е., он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, "неподвижными" лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и  зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

4."ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ -  ПОКАЖЕМ"(для детей 5-10 лет)

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая  отгадывает. Затем они меняются местами.


5."ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ" (для детей 5-10 лет)
   
Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

- Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

- Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на  тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком.  Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше).

- Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

- Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

- Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев.

Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

6."РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ" (вариант  игры, предложенной  М.И.Чистяковой) (для детей 4-10 лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник  уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в  предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь.

Бабушка: Ты где пропадал, озорник?
Внук жестами показывает, что он играл в футбол.

Бабушка: Ну и как настроение?
Внук поднимает большой палец кверху - дескать, отлично.
   
Бабушка:
А почему ты хромаешь?
Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания.

Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал?
Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив  коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.

Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.

7."ЧЕРЕЗ СТЕКЛО" (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет)

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой  передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты  забыл  надеть шапку, а на улице очень холодно", "пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "принеси стакан воды, я хочу  пить"  и  т.п.
Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов.
Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

8."РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА" (упражнение, предложенное  В.Леви;годится для детей 7-10 лет)
   
Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:

- малыш, который недавно встал на ножки и  делает  свои первые шаги,
- глубокий старик,
- пьяный,
- лев,
- горилла,
- артист на сцене.
(Разумеется, вариантов может быть намного больше).

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру