Боязнь мира, желание остаться маленьким

Стеснительных мальчиков и девочек и так-то угнетает чувство, что окружающий мир настроен по отношению к ним  недоброжелательно. А в последние годы и сам этот мир, и главное, разговоры о нем стали совсем уж пугающими. Что то и дело слышит совсем еще крохотный малыш? О чем неустанно  говорят взрослые? Что практически каждый день обсуждается по радио и телевизору? - Убийства, ограбления, теракты, войны.

Кругом сплошная мафия. Скоро даже днем будет страшно выйти на улицу. "Мир враждебен", - делает вполне закономерный  вывод ребенок, и это усугубляет не только его страхи, но и скованность, стеснение, чувство собственной ничтожности и беззащитности.

Безоблачная атмосфера "Дяди Степы" и мультиков про Чебурашку и Умку осталась в прошлом. Причем сейчас неважно, соответствовала она действительности или нет. Важно, что у маленьких детей разными способами - в том числе и средствами искусства - создавалось чувство защищенности. Вырастая, они, конечно, узнавали, что далеко не все милиционеры могли бы послужить прототипом для героя С.Михалкова, но ведь и психика у этих выросших детей была уже не младенчески хрупкой.

В нынешних условиях родителям, увы, при всем их старании не под силу полностью оградить малышей от "безумного, безумного, безумного мира", но оставлять их один на один с ужасными фантазиями на эту тему они просто не имеют права. А фантазии эти врываются и в детские сны, и в игры, психически травмируя ребенка, вызывая у него стойкое нежелание  вырастать. Он боится стать взрослым, боится  мира. Некоторые дети даже не любят из-за этого гулять, а родители недоумевают, не понимая, в чем дело. Можно, конечно, надеяться на то, что все как-нибудь само утрясется (специалисты обнадеживают в таких случаях родителей словом "перерастет"). Но лучше не надеяться на авось и постараться ребенку помочь.

Если вы замечаете, что мир взрослых внушает ему устойчивый страх, ибо кажется сплошь населенным злодеями, прежде всего, постарайтесь отмежеваться от криминальных сюжетов. В наши дни это непросто. Придется  следить за разговорами в присутствии ребенка (а, учитывая тесноту наших квартир и звукопроницаемость стен, не стоит муссировать страшные случаи и когда малыш выходит в соседнюю комнату), отказаться от телевизора (по крайней мере, пока ребенок не лег спать) и от очень многих газет, в которых тема преступности стала основной. Впечатлительному ребенку - а многие  дети уже неплохо читают к пяти-шести годам - достаточно одного заголовка типа "Негодяй надругался над годовалой девочкой", чтобы  ваши многонедельные старания снять у него психологический барьер при общении со взрослыми пошли прахом. А главное, не рассуждайте при сыне или дочери о том, что вы бесправны, а  мафия всесильна, что с простым человеком в наши дни можно  сделать что угодно и т.д. Даже если это и так, все равно подумайте, какое мироощущение вы формируете у своего  ребенка! Раз уж родители его (а до подросткового возраста это у детей  главные авторитеты, главная опора, основа жизнеобеспечения!) на самом деле жалкие букашки, то кто тогда  же  он, объективно маленький и слабый? А вы потом удивляетесь, что он при  посторонних тише воды - ниже травы!

Конечно, людям, которые живут в городах, приходится воспитывать в детях осторожность. Мы внушаем малышам, чтобы они никуда не уходили с чужими, и это вполне оправдано. Но с другой стороны, мы тем самым сеем в детской  душе  подозрительность. Ребенку бывает трудно сориентироваться: когда следует насторожиться и отказаться от общения с посторонним взрослым, а когда, наоборот, надо вести себя дружелюбно и открыто.

Следующие игры помогут ему отграничить одно от другого.

Только не педалируйте страшные моменты и обязательно  давайте четкие инструкции: как следует вести себя в такой-то ситуации. Иначе вы просто запутаете ребят, собьете их с толку.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не  особенно различают нюансы: и людей делят жестко на "хороших"  и "плохих", и вещи любят яркие, чистых,  т.е., не смешанных цветов, и сложные вкусовые ощущения им непонятны. Более тонкие различия дети улавливают позднее. Сначала  нужно  заложить фундамент, а уж потом возводить на нем стены.


1. "ГОРОД" (для детей 4-6 лет)

В этой игре приходится все: и конструктор, и машинки, и маленькие фигурки животных (это будет зоопарк или  цирк), и человечки. Деревца и светофоры вырежете  из картона.  Расставьте все на полу так, чтобы занять побольше места  -  город не должен быть крошечным.

Эта игра про вашего ребенка, только он немного подрос и уже ходить по городу самостоятельно. Но ребенок, держащий  в руках игрушку, обозначающую его,  пусть говорит о себе в третьем лице (не "я пошел", а "Петя пошел"). Таким образом он слегка отстраняется от персонажа и может оценивать его поступки бы со стороны, но в то же время не перестает осознавать, что герой -  он сам, и потому все, что происходит  в игре, ему особенно близко.

Итак, Петя (Вася, Коля, Оля) повзрослел, и родители разрешают ему одному ходить по городу. Проигрывайте с сыном или дочерью разные ситуации, которые могут при этом возникнуть. Причем не забегайте далеко вперед, а загляните в ближайшее будущее и попытайтесь себе представить, какие характерные трудности будут подстерегать вашего ребенка, когда он впервые отправится "в свободное плавание"...

Вот он выходит из квартиры. Лифт... Пожалуйста, трудность номер один. Можно ли спускаться  в  лифте одному? А вдруг он застрянет? Или на каком-нибудь этаже дверь откроется, и в кабину войдет плохой дядька? Да, вы, наверное, уже говорили малышу, что детям одним ездить в лифте нельзя. Но лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. А разыграть еще лучше, чем увидеть со стороны. Тем более что тут возможны разные варианты. Например, спускаться по лестнице пешком не обременительно, но вот подниматься...  А  тут  еще другие ребята зовут с ними поехать. Как быть?  Что им  сказать?.. А если тебе предлагает сесть в лифт какая-то тетенька, с виду добрая, но незнакомая? Как отказаться, чтобы ее не обидеть?

Дальше ребенок выходит во двор.Тут вопросов возникает еще больше. Как не попасть под машину, подъезжающую к  дому?

Что делать, если ребята зовут на стройку, где так интересно?

А если какой-то дяденька приглашает в гости, предлагает посмотреть на породистого щенка?.. А вот бомжи собирают  бутылки... Надо ли их пугаться? Или правы мальчишки, которые  не только их не боятся, но даже дразнят? А вот ребята сгребли мусор в кучку и зажгли костер. Прямо возле машин, стоящих  у дома!

Потом улица. Светофор. Вы думаете, ваш ребенок умеет переходить через дорогу? Да? Ах, ну конечно! Вы же столько раз переводили его за руку! Что ж, попробуйте теперь разыграть, как он пересекает улицу самостоятельно, без вашей подсказки. Вполне возможно, вы столкнетесь с некоторыми  неожиданностями.

А вот еще один эпизод. Ребенок стоит на  тротуаре, и вдруг ветер срывает с него кепку. Она летит на мостовую. Он инстинктивно (как и многие взрослые) кидается за ней... Визг тормозов...

А если вдруг ты заблудился и не можешь найти свою  улицу? Что делать в таком случае?

Короче, сюжетов тут тьма, и я не буду их все приводить, поскольку нельзя объять необъятное. Думаю, принцип их отбора ясен, и это главное.

Важно и чтобы игра не напоминала  экзамен. Не следует сводить сценки к показу ситуации и вопросу: "Как надо поступить в таком-то случае?" Нет, пусть в них будет много персонажей (родители, реальные и придуманные друзья вашего ребенка, жители города, с которыми он сталкивается по ходу сюжета). И пусть эти  персонажи действуют, чего-то хотят, о чем-то просят, чего-то добиваются или не добиваются. Модели поведения лучше отрабатывать в игре. Скажем, соседский мальчик Коля поехал один в лифте и застрял. (покажите, как он испугался, заплакал, а потом случайно нажал кнопку "Вызов диспетчера", и его вызволили) Можно "назначить" одного из героев (того же Колю) недотепой, который постоянно попадает в затруднительное положение, а ваш сын или дочь будет его вызволять и учить, как же надо было поступить.

Элементы волшебной сказки в игру вводить совершенно необязательно - это может увести вас далеко от цели. Но если ребенок будет настаивать, немного разбавьте сюжет волшебством. Так в крем добавляют отдушку, которая  облагораживает его вкус.


2. "КАК РАСКОЛДОВАТЬ НЕВИДИМКУ" (для детей 5-10 лет)

Эту ролевую игру тоже лучше проводить не на ширме, а на полу, поскольку в ней должно быть много персонажей и требуется обширное пространство. Действие опять-таки происходит в городе, но сюжет далек от бытового.

Главный герой (его имя и пол вы  выберете совместно с ребенком)терпеть не мог общаться с людьми и мечтал стать невидимкой. Как я уже говорила, это мечта многих застенчивых детей, так что они без особых затруднений перечислят вам выгоды подобного состояния, и, исходя из их фантазий, надо будет развивать сюжетную линию. Но даже не дожидаясь детских ответов, можно  сказать, что в положении невидимки большинство детей привлекает:

- возможность незаметно проникнуть куда-нибудь и узнать какие-то тайны (ведь дети ужасно любопытны!);
- возможность одолеть грозных врагов (т.е., почувствовать себя сильнее и значительнее, чем на самом деле);
- возможность создавать комичные ситуации и в результате всего этого -
- ВОЗМОЖНОСТЬ ОБРЕСТИ ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ.

Следовательно, сюжетная канва игры должна быть примерно такой: в один прекрасный момент мечта героя стать невидимкой осуществляется (либо его заколдовал волшебник, либо герой выпил эликсир - решайте сами). Но, в отличие от многих сказок, он не может быть то видимым, то невидимым. Это условие должно соблюдаться жестко.

Герой безмерно рад, и начинаются его приключения.  Он отправляется в "Детский мир", и когда покупатели и продавцы расходятся домам, играет с самыми дорогими и интересными игрушками. Потом он с утра до ночи просиживает в кино, ходит в цирк, кукольный театр, на елочные представления. Лакомится в кафе мороженым... Но потом ему все это  надоедает. Дальнейшие приключения во многом зависят от вашей фантазии и от фантазии вашего ребенка. Герой может разоблачить шайку бандитов. А может помочь потерявшейся девочке разыскать родителей.

Постепенно герой понимает, что мир не такой уж и страшный. Нужно только найти союзников, друзей. И он действительно встречает ребят, с которыми ему очень хочется подружиться. Но как? Он же невидимка. Конечно, с ним можно разговаривать, но когда не видишь лица собеседника, становится не по себе. Да и герою давно уже мечтается, чтобы кто-нибудь обратил внимание на его  настроение, поинтересовался, почему он грустный или уставший, проявил заботу о нем.

Как расколдовать невидимку? Эту проблему вам предстоит решить самим, однако не поддавайтесь соблазну спасти героя при помощи примитивной магии  (волшебной палочки, зелья и проч.). Уж коли весь сыр-бор заварился из-за нежелания героя общаться, значит, и решение проблемы должно лежать в той же плоскости.


3. "РИСУЕМ ГОРОД" (для детей 5-8 лет)

Как правило, "городские зарисовки" детей не отличаются оригинальностью: машины, дома, человечки. Иногда деревья и светофоры.

Вы же предложите ему делать жанровые зарисовки. Никаких новых умений для этого не требуется (дети часто  отказываются что-то нарисовать, боясь неудачи). Элементы будут все те же, только в разных сочетаниях. А главное, в рисунках появится сюжет. Не просто улица и машины, а мальчик хочет перебежать через дорогу, но прохожий останавливает его. И вовремя! Мальчик чуть было не попал под колеса... А вот милиционер объясняет приезжим, как пройти на Красную площадь.

А вот ребята играют в снежки и катаются с горки.

Вспоминайте, что вы видели на прогулке, подсказывайте идеи рисунков. При этом незаметно направляйте внимание ребенка на взаимоотношения самых разных людей. Давайте ему понять, что человеческие контакты пронизывают всю нашу  жизнь.

И пусть он творит по принципу "один пишем, три  в  уме": не столько рисует, сколько придумывает. Что сделал изображенный человек? Что сказал? А что ему сказали в ответ? Какое у него было настроение?


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру