Игры с детьми

"СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД" (для детей 4-8 лет)


Ребенок под руководством взрослого лепит из пластилина сказочных персонажей. Потом с ними разыгрываются различные сюжеты. Выбор персонажей и сюжетов зависит прежде всего от ребенка (но если он затрудняется, взрослый спешит ему на помощь). Надо стремиться к тому, чтобы ваш сын или дочь постепенно переиграли все роли. Постарайтесь почаще привлекать к игре и приятелей своего ребенка, поскольку ему очень полезно увидеть разные способы реагирования на одни и те же обстоятельства. При лепке обращайте внимание ребенка на отображение настроения персонажей. Например, пусть Иванов-царевичей будет несколько: один испуганный (вжал голову в плечи), другой - понурый (голова опущена), третий -  грозный (замахивается мечом), а четвертый - гордый своей победой (голова поднята, плечи расправлены). У Змея Горыныча может быть две ипостаси: свирепая и жалкая  (это легко передать уменьшением размера).


"ИГРАЕМ В ПРИВИДЕНИЯ" (для детей 6-8 лет)


Как отмечают специалисты и многие родители, в последние годы маленькие дети стали больше бояться привидений: сказывается влияние соответствующих мультфильмов и  фильмов.

Конечно, взрослые пытаются объяснить малышу, что привидений не бывает, что все это выдумки, но их объяснения  далеко  не всегда достигают цели.

Отыгрывать страх привидений очень хорошо помогает  конструктор "Лего": в одном из  его вариантов есть  крошечное привидение, которое даже светится в темноте, но при этом выглядит нисколько не пугающе, а очень даже симпатично. Можно и самим смастерить привидение из бумаги или кусочка  белой материи. Надо только, чтобы оно было маленьким и  забавным, тогда ребенку будет не страшно взять его в  руки.  Если вы приобретете "Лего", "назначьте" привидение помощником хороших рыцарей, пусть оно побеждает злодеев, подстраивает  им ловушки, морочит голову. Положительный герой должен  сначала испугаться привидения, но потом подружиться с ним.

А можно драматизировать сказку О.Уайльда про Кентервильское привидение. Читать ее ребенку не обязательно, она достаточно трудна для восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте, но сам факт, что озорные дети буквально затерроризировали своими шалостями и насмешками  привидение, которое рассчитывало их напугать и выжить  из  замка, скорее всего придется вашему малышу по душе, и он  будет с удовольствием играть в это. Используйте игрушки из  "киндер сюрпризов", их размер в данном случае оптимален. Меняйтесь  ролями. Строго придерживаться авторского сюжета  не  обязательно, но надо следить, чтобы игра не приобретала  зловещего оттенка. В подобных случаях мягко,но решительно  направляйте фантазию малыша в более безобидное русло,  предлагайте ему пожалеть бедное привидение, над которым озорники и так уже порядком поиздевались.


" МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ ИЗ ВАЗАСТАНА" (для детей  5-7 лет)


Когда страх привидений уже отыгран на маленьких фигурках и в рисунках, иллюстрирующих эти игры, предложите ребенку инсценировать эпизод из "Повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше". Помните, как Карлсон изображает  привидение и пугает "домомучительницу" фрекен Бок? Прочтите вслух соответствующую главу из повести  А.Лингдрен, потом возьмите старую простыню, сделайте в ней прорези для глаз и попробуйте играть без кукол, сначала предложив роль  "привидения из Вазастана" соседскому ребенку. И внимательно наблюдайте за реакцией своего малыша. Если он не выкажет тревоги, в следующий раз дайте роль привидения ему. Если же вы  заметите, что ребенку не по себе, перейдите на кукольный  вариант игры (однако игрушки надо брать уже не маленькие, а среднего размера). С театрализацией без кукол придется  повременить, ваш малыш еще не готов к такой психологической нагрузке. Играть надо в светлое время суток, когда ребенок спокоен и не утомлен. Вообще, в теме привидений и проч.  нечисти есть жутковатый момент даже для  взрослых, поэтому  в игре должно быть как можно больше условности и юмора. Шутливый тон, смех, подчеркивание того, что все  происходит не по-настоящему обесценивают страшные фантазии, а яркие, но не пугающие художественные образы наслаиваются на те, которые раньше вызывали у малыша своей сверхъестественностью,  и  в конце концов, заслоняют их. Вот почему,  борясь  со  страхом фантастических персонажей, важно опираться на знакомые и по сути не страшные сюжеты. А от мыслей о всяких зомби, вампиров и кровожадных рептилий малышей лучше отвлекать, поскольку "герои" эти настолько чужеродны для русской культуры, что игра в них часто лишь усугубляет страхи ребенка. Образно говоря, в его подсознании нет иммунитета против подобных персонажей, и лучше не рисковать. Советую обходить стороной и образ дьявола.

Вообще, изображая страшных сказочных персонажей, следует подчеркивать в них какие-то слабости, смешные недостатки. Чтобы у ребенка не создавалось впечатление неуязвимости и  непобедимости Зла. Берите в этом пример с советских мультипликаторов и детских режиссеров, которые всегда  привносили в образ Бабы Яга или Кощея некоторую долю юмора.


"ПРЕВРАЩЕНИЕ СКАЗОЧНОГО ЗЛОДЕЯ" (для детей 4-8 лет)


Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит  воображение вашего ребенка, а потом изобразить это  в  рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7-8  лет пользуется популярностью пантомима. Тогда у игры появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки. Для  четырехлеток  важнее всего сам факт, что чудище превратилось в кого-то совсем не страшного. Играя же с ребятами постарше, обращайте  внимание на занимательность сюжета и хотя бы некоторую  мотивированность превращения. Например, колдунья может  превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или  метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы  (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое обытовление сказочных злодеев, включение этих образов в цепочки привычных логических связей тоже лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.


СТРАХ СМЕРТИ


Обычно он появляется у детей лет в шесть и  в  принципе вполне нормален. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, это бывает для  него серьезным потрясением. Но затем довольно скоро жизнь берет свое,  дети более или менее утешаются тем, что все это будет еще нескоро, и мысли о смерти постепенно вытесняются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют существование ребенка. Однако на некоторых детей осознание людской смертности производит такое тяжелое впечатление, что они бывают  не  в состоянии от него оправиться. Страх смерти не дает им покоя.

И самое сложное в борьбе с этим страхом то, что он вовсе не надуманный, а вполне реальный. В отличие от  боязни чудовищ (хотя и она, и страх темноты  и  одиночества по сути тоже проявления ужаса перед смертью, только выражены в завуалированной форме). Поэтому родители подчас совершенно  теряются, не зная, что сказать тоскующему малышу. Да и  действительно, что тут скажешь? Что он будет жить долго-долго, а потом ученые придумают какое-нибудь  лекарство?  Увы, такие  уговоры обычно не действуют на детей с  невротическим,  усугубленным страхом смерти. Как же быть?

Мы с моей коллегой  И.Я.Медведевой советуем приобщать таких детей к религии (но тоже осмотрительно, не напирая на обрядовую сторону и на ужасы преисподней, чтобы не вызвать религиозный психоз). Вера в загробную жизнь и в бессмертие души дает очень многим детям - да и не только детям - точку опоры. По крайней мере, наш опыт работы с маленькими  невротиками это подтверждает.

Вот, к примеру, рассказ матери одного шестилетнего мальчика: "Мой сын очень боялся умереть. Плакал навзрыд, спрашивал, страшно ли лежать одному в земле и изобретут ли таблетки, от которых можно жить вечно. Сначала я не знала, как его успокоить. Говорила, что это еще нескоро. Но, естественно, ничего не помогало. При одном  упоминании о смерти Ваня начинал плакать. А потом я решила рассказать то, во что сама верю. Так меня наставляла моя бабушка (она  была  очень набожной и верила в загробную жизнь): "После смерти душа человека улетает на небо  и  оттуда наблюдает за  всем, что происходит на земле. Если человек хороший, то его душу забирают светлые силы, а если плохой - темные и страшные силы. А когда умершего человека закапывают в  землю,  он  ничего не чувствует. Ему все равно, так как он, вернее, его  душа  уже на небе". Ваня после этого стал меньше беспокоиться и больше не плакал. Хотя вопросы еще задавал".

Особо впечатлительные и тонко чувствующие  дети  уже  в 3-4 года проявляют тревогу: как это их  когда-то  не  было?

Порой тоже доходит до слез и горьких обид. Мать одной  трехлетней девочки ломала голову, не зная, что придумать.  Стоило ей в разговоре со старшим сыном вспомнить какое-то  событие, случившееся до рождения дочки, как та принималась  рыдать, требуя, чтобы ей сказали, где была тогда она. Ответы типа "ты еще не родилась" вызывали у крошки только ярость.

Наконец измученная и растерянная мать сказала просто, чтобы - как она потом  признавалась - "отвязаться": "Ты  была на звезде". И это сработало! Девочка мгновенно успокоилась и  с тех пор полюбила слушать истории о детстве брата. Правда, еще года два неизменно уточняла: "А я тогда была на звезде, да?"

Кроме того, родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т.п.? И  не  пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат "взрослых" разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.

Детям лет до 8-10 - и уж тем более нервным и ранимым  - лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах.

Это для них настолько непосильное переживание, что их потом могут даже мучить скрытые навязчивые  страхи, что их  родственники на самом деле не живые люди, а мертвецы.  Последствия таких психических травм порой аукаются и через  много лет. Например, некоторые  взрослые проявляют  поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и  близких.  Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне  может  свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед  которым  его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным.  Недавно мне рассказали про учительницу, которая,  решив  наглядно продемонстрировать десятилетним ученикам устройство человеческого организма, сводила их в морг. У рассказчика уже  родились и выросли свои дети, но при одном упоминании об  этой "просветительной акции" его забила мелкая дрожь.

Это не значит, что при детях вообще не  следует  упоминать про умерших родственников. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на "жизнь после жизни": если человека вспоминают, значит,  он не  покинул  нас окончательно.

Что же касается изживания страха смерти в игре, то вряд ли этично делать это напрямую. И уж тем более, если семья действительно понесла тяжелую утрату.

На самом деле практически все  вышеприведенные игры опосредованно борются и со страхом  смерти. Поэтому в большинстве случаев их бывает вполне достаточно, чтобы он незаметно снялся как бы сам собой. Если и затрагивать тему смерти в играх, то лишь метафорически.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру