История и культура русского народа в традициях и обычаях

История и культура русского народа в традициях и обычаях

Историко- краеведческая экспедиция по Угличской земле

Обоснование выбора темы

Данная экспедиция является частью программы внешкольной воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей, традиционных для русского народа:

– благоговейное отношение к родной земле, природе, людям, языку, памятникам отечественной истории и культуры;
– осознание понятия Святыни, гражданственности, патриотизма, как ответственности за родную землю , посредством  диалога  с живой историей родного края;
– ощущение собственной причастности к ряду поколений, населявших родную землю.

Углич является жемчужиной российского государства. Находясь в центре России, он  был для ее великих правителей, создававших целостную и могучую державу, провинциальной столицей.

Такими центрами в широком смысле в разные времена  являлись Изборск, Крым  с Херсонесом, Киев, Псков, Кострома, Владимир, Москва, Санкт-Петербург и др.

Цели: Духно-нравственное воспитание детей  на основании  вовлечения их в  активную      работу по поиску и сбору историко-краеведческих материалов и  формирование ценностной шкалы учащихся  в традициях    русской культуры.

Задачи: Создание единого культурно- образовательного пространства, в рамках которого  осуществляется  патриотическое, трудовое и  эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительная  и краеведческая работа.

Методика выполнения программы, источники информации

Вся работа проходила по следующей общей схеме: детский коллектив был разделен на три отряда, каждый с конкретным экспедиционным заданием. Формирование отрядов происходило по желанию детей участвовать в разработке той или иной темы:

–история храма Архангела Михаила в селе Архангельское;
–святые Угличской земли, Углич и царевич Димитрий;
–Смутное время  17 века, роль Угличской земли  в становлении российского государства.

Для отчета о проведенной работе отряды выбирали разнообразные формы: очерки, рассказы, интервью, стенгазеты, боевые листки, карты местности, путевые заметки, летопись и др.

Работой  каждого отряда руководил заранее выбранный наставник – воспитатель из числа взрослых членов экспедиции.
Формы проведения занятий:

–чтение и обсуждение литературы по выбранной проблеме;
–встречи, беседы, интервью с местными жителями и старожилами края;
–работы по восстановлению братской могилы  защитников Михайло-Архангельского монастыря  и села Архангельское от польско-литовских захватчиков  в начале 17 века и других старых  захоронений;
–работа с картами местности и уроки по ориентированию, линейные выходы по заранее проработанным маршрутам;
–знакомство в походах  с историческими и архитектурными памятниками и достопримечательностями края, экскурсии в г.г. Углич и Мышкин;
–ролевые игры и русские народные игры (лапта, горелки и др.);
–исторические викторины;
–концерты, литературно-музыкальные вечера, театрализованные исторические постановки, приуроченные к православным праздникам;

В ходе работы по направлениям участники экспедиции составляли описание маршрутов, наносили их на карты, делали фотографии и видеосъемку, вели исследовательскую работу с отражением ее  в стенгазетах, боевых листках, летописи экспедиции, составляли вопросы к интервью, писали очерки и рассказы.

По окончании работы  на  торжественном акте закрытия экспедиции  все участники получили на  память  изделия  угличских народных промыслов.

Принципы проживания и организация быта

Весь уклад жизни строился на основе традиций русской деревни, что являлось важной составляющей частью духовно-нравственного воспитания.

7.00    подъем, бег на речку и физическая разминка.
8.15 – совместная утренняя молитва.
8.30 – завтрак.
9.00 – работа по направлениям (сбор ягод, заготовка дров  для кухни, сенокос,  дежурство по кухне,  помощь  в возрождении и восстановлении кладбища 17 века, уборка территории и Храма и др.).
13.30 –обед.
14.00– спокойный отдых.
15.30 – экспедиционные занятия.
17.30–  полдник.
18.00 – плановые мероприятия, спортивные игры.
20.00 – ужин, вечерняя молитва.
20.30 – вечерние посиделки у костра.
22.00 – отбой.

Для обеспечения питания экспедиции завхоз из числа взрослых со своим дежурным помощником производили регулярные закупки продуктов на рынке и в магазине, привозили  из деревни парное молоко, свежие творог и сметану. Огромное количество свежесобранных ягод служило существенной и вкусной витаминной добавкой к ежедневному рациону.

Для формирования навыков самообслуживания было установлено дежурство (см. Приложение 1). В обязанности дежурных входило: заготовка дров и колодезной воды для нужд экспедиции, помощь в приготовлении пищи, уборка кухни, растопка кухонной печи, подготовка ежедневной бани, ведение летописи и др.

Значительной частью спортивно–оздоровительной работы были ежедневное купание в речке Улейма или реке Волга, спортивные игры и эстафеты, линейные туристические выходы.

Источники информации

Для работы экспедиции предварительно,  в Москве, были собраны необходимые книги по истории края и другие вспомогательные материалы  ( карты, путеводители, Угличские патерики, фотоальбомы и т. п.). По ходу проведения историко-географических занятий этот фонд пополнялся работниками Угличского краеведческого музея, местных школ, настоятелем храма Архангела Михаила, жителями  окружающих сел и деревень.

1.«История Росии. 9-17 вв».  Большая школьная энциклопедия. Серия «Руссика»
2.«История России и ее ближайших соседей».Часть 1. От древних славян до Петра Великого.  Энциклопедия для детей «Аванта+».
3.«Из истории русской культуры».Под ред.Петрухина В.Я.
4.«Мир русской деревни».Громыко М.М.
5.«Категории средневековой культуры». Юрганов П.А.
6.«Тайны русской веры».Перевезенцев С.В.
7.«Самодержавие духа».Серия «Летопись России». Митрополит Иоанн.
8.«Путеводитель по Поволжью».1924 г.
9.«Русская Атлантида».Фотоальбом.
10.«Углич».Фотоальбом.
11.«Непознанный мир веры».Сборник.
12.«Под благодатным покровом».Альбом репродукций картин художника С. Симакова.–  о. Сергия, настоятеля храма Архангела Михаила.
13.«Уличский патерик» (жизнеописание святых Угличской земли).Составитель  -  о. Сергий (Симаков.)
    
Результаты работы

Главным  результатом проведенной работы  стало   решение поставленной задачи создания единого культурно-образовательного пространства, в рамках которого осуществлялось духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание, спортивно- оздоровительная и краеведческая работа. Участники экспедиции  на деле получили пример полнокровной жизни, а не выживания на родной земле и радостного служения своему Отечеству. Они вернулись домой не только отдохнувшие и физически окрепшие, но и с ощущением своей причастности  к русской истории и культуре. Ребята пополнили свой учебный багаж историко-географическими  знаниями, приобщились к простому и естественному укладу жизни, научились внимательному и заботливому отношению друг к другу, преодолению жизненных трудностей.

Практическими результатами экспедиции стали:
–документальный фильм «История Углича глазами потомков», в который вошли интервью со старожилами края, директором Угличского краеведческого музея, встречи в гостях у настоятеля храма Архангела Михаила и  эпизоды из жизни экспедиции;
–две топографические карты местности, ставшей предметом исследования экспедиции;
–собрание очерков по истории края;
–летопись экспедиции.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру