Особенности речевого развития и деятельности заикающихся детей

Известно, что овладение речью складывается из двух параллельно протекающих процессов: усвоения ребенком языковых средств (произношения звуков, словарного запаса, грамматического строя речи) и формирования способности пользоваться ими в условиях устного общения.

Специальными исследованиями устной и письменной речи заикающихся детей установлено, что в большинстве случаев (около 75%) у них достаточный уровень развития языковых средств, примерно такой же, как и у нормально говорящих детей. И только у части заикающихся (около 25%) обнаруживается то или иное отставание в фонетическом и лексико-грамматическом развитии. Таким образом, большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений. Эти дети совершенно полноценны в интеллектуальном отношении, способны успешно усваивать учебную программу. Единственное, что отличает их от сверстников, — это заикание, которое фиксируется как на уроках, так и при общении в других условиях. Наблюдения за речью заикающихся учащихся в классе показывают, что, несмотря на значительный запас слов и различных моделей синтаксических конструкций, они испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит "застреваемость" на отдельных словах, "выпадение" отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства. Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

Учителям хорошо известно, что некоторые погрешности присущи связным высказываниям и нормально говорящих детей младшего школьного возраста. Это закономерное явление, сопровождающее процесс овладения связной речью. В ходе учебной деятельности, ориентируясь на речь учителя, школьники преодолевают отмеченные трудности и учатся правильно строить собственные высказывания, а также контролировать ход их развертывания.

Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала, таких разделов программы, как "Связная речь" и "Чтение", т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.

Исследования последних лет дали возможность определить, чем именно вызвана типичная для заикающихся детей низкая способность использования собственных языковых средств, вскрыли связь между особенностями речевых затруднений заикающихся детей и особенностями их поведения (общего и речевого) и деятельности. Так, профессор Р. Е. Левина отмечает, что речевое общение требует не только умственных, но и эмоциональных усилий. Его успешное осуществление предусматривает овладение произвольным вниманием, гибкостью переключения, наблюдательностью и пр.

В чем же заключаются особенности этих двух процессов у заикающихся детей младшего школьного возраста?

Поскольку ведущим видом деятельности для школьников является учебная, изучение ее особенностей проводилось в ходе выполнения детьми различных специальных заданий, осуществляемых на программном материале, а также путем наблюдения за детьми на уроках. При этом выяснялось, умеют ли заикающиеся дети самостоятельно организовать свою работу (отмечалось время, нужное для включения в нее), доводят ли ее до конца и как используют помощь, оказываемую им учителем.

В результате изучения удалось установить, что одной из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста является ее неустойчивость. И хотя данная особенность проявляется весьма индивидуально, в самых разных формах, именно она является наиболее типичной для большинства заикающихся школьников. Причем наблюдается зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Это наблюдается иногда даже у детей, хорошо усваивающих учебную программу.

Большие затруднения испытывают также заикающиеся учащиеся при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой. Так, при требовании учителя назвать два слова, отвечающих на вопрос что делать?, некоторые дети приводят предложение Мальчик делает уроки. У части детей при выполнении заданий, требующих интеллектуального и волевого усилия, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. Так, при выполнении письменных заданий отдельные учащиеся вместо распределения читаемых учителем слов мужского, женского и среднего рода в три соответствующих столбика заполняют только два из них.

Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, например: "Какое число больше 20 в 3 раза?", "В каком числе содержится 3 раза по 20?", "Чему равно произведение 20x3?"

Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий. Например, учитель при проверке домашнего задания дает указание — прочитать слова, с которыми нужно было составить предложение. В ответ некоторые дети начинают читать составленные с этими словами предложения. В то же время, когда учитель просит читать предложения, часть учеников читают слова.

У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы. В этой ситуации нередко бывает так: заикающиеся учащиеся либо правильно фиксируют ошибки в ответах товарищей и исправляют их, но при этом теряют свои примеры, либо вовсе не могут их уловить.

В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении "по ролям" диалогов произносят слова "своего" действующего лица либо позже, либо раньше положенного, иногда читают слова других действующих лиц.

Характерные для заикающихся учащихся младшего школьного возраста неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности. И действительно, наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают определенные трудности при организации собственной деятельности. У некоторых из них отмечается, например, трудность "вхождения" в работу. Такие учащиеся производят в начале работы много лишних, ненужных манипуляций, отодвигающих начало деятельности (поиск карандашей, тетрадей, перекладывание их с места на место и т.п.). При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения, такие дети "пасуют" перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления. Подтверждение изложенного находим в характеристиках учителей. Так, в характеристике Веры С. читаем: "Вера не хочет заставить себя думать и потому обращается за помощью к учителю, которая чаще всего ей не нужна".

Из бесед с родителями выясняется, что неустойчивость деятельности проявляется у заикающихся школьников и при выполнении самостоятельных заданий дома. Они не сразу садятся за уроки, без учета времени играют или читают перед тем, как начать выполнять задания. Во время приготовления уроков часто отвлекаются. Поэтому некоторые из них тратят на приготовление уроков очень много времени. Большинство нуждается в контро¬ле со стороны взрослых.

Отмечается также нестойкость интересов. Дети охотно включаются в любые занятия, но малейшие затруднения охлаждают их интерес.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на известные различия в состоянии деятельности заикающихся детей, большую роль в ее продуктивности играет ситуация, в которой эта деятельность осуществляется. Учителя и родители отмечают, что качество выполнения письменных заданий у некоторых заикающихся детей заметно улучшается не только благодаря активному руководству их деятельностью, но даже и в тех случаях, когда взрослый находится рядом и не вмешивается в производимые ребенком действия.

Родители отмечают большую разницу в поведении собственных детей в школе и дома. Если в классе поведение, а порой и речь детей отвечают необходимым требованиям, то дома они позволяют себе "расслабиться", разбрасывают где попало вещи, капризничают, слезами реагируют на справедливые требования, вполне корректные замечания, не следят за речью. При этом многие родители вспоминают, что до школы они чрезмерно опекали своих детей, старательно оберегали их от самостоятельных действий и поступков, потакали капризам.

Учебный материал усваивается отдельными заикающимися учащимися непрочно, поверхностно. Неустойчивость, неорганизованность учебной работы вырабатывают у них механические приемы выполнения заданий. Поэтому в ходе подготовки к урокам такие дети предпочитают заучить, а не осмыслить прочитанное.

Из изложенного выше вытекает практический вывод о том, что преодоление указанных трудностей должно предусматривать два направления коррекционного воздействия: организацию устных высказываний и нормализацию произвольной деятельности детей.

Исследованиями последних лет, проведенными в секторе логопедии НИИ дефектологии АПН, доказано, что наиболее эффективно дефект заикания у детей младшего школьного возраста исправляется в условиях обучения их в специальных школах. Здесь в целях коррекции дефекта используется весь учебный процесс, содержащий большие возможности как для воздействия на речевые средства, так и для преодоления отклонений в учебной деятельности. Однако посильную помощь заикающимся учащимся может оказать и учитель общеобразовательной школы.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру