Карельское Беломорье и Соловки: история и современность поселений, создание краеведческой карты

Проект-исследование в пешей (детской) туристской экспедиции

В последние годы по всей стране наблюдается возрастание интереса к своей истории, традициям. Опыт показывает, что в этой сфере заключен огромный потенциал самого процесса исследования. Прикосновение к духовной жизни людей, особенно простых прихожан сельских храмов,  может способствовать духовно-нравственному росту и мировоззренческому самоопределению личности, находящейся в процессе становления.

Давняя мечта – посетить Соловецкий монастырь, а так же познакомиться с удивительной природой беломорского побережья, повлияла на выбор именно этого маршрута экспедиции. Мы хотели исследовать краеведческие возможности  и обнаружить интересные объекты в районе нашего похода.

Проблема исследования: сохранились ли следы духовной и экономической связи, существовавшей между поселениями Карельского берега Белого моря и Соловецким монастырем.

Тема нашего исследования: «Карельское Беломорье и Соловки: история и современность поселений, создание краеведческой карты». Мы поставили себе цель - собрать сведения об истории и современной жизни местных поселений, связи их с Соловецким монастырем и составить краеведческую карту района похода.

Объекты исследования – Карельский берег Белого моря и Большой Соловецкий остров.

Предмет исследования – поселения Карельского Беломорья и Соловков, жизнь людей: экономическая и духовная составляющие.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

§    составить вопросник по теме исследования
§    провести опрос жителей методом неформальной беседы
§    записать интервью на диктофон
§    выявить из интервью и зафиксировать в «Полевом дневнике» интересные факты  и высказывания
§    записать собственные наблюдения по теме исследования
§    собрать фотоматериалы, отражающие увиденное на маршруте
§    попытаться обнаружить места для установки памятных или поклонных крестов
§    выделить и распределить между участниками направления исследований
§    проанализировать и обобщить собранный материал, подготовить отчёт об экспедиции.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Работа выполнялась в несколько этапов: подготовительный, сбор материалов (во время похода), заключительный. На всех этапах были использованы методические разработки Ривкина Е.Ю., Свешниковой Н.В., методические рекомендации Самохина Ю.С., Костерева Н.А., а также опыт проведения исследований  в прошлых экспедициях.

Научная новизна


Неразрывное в прошлом духовное единство России в настоящее время нарушено. Эта работа, общение с людьми, помогла участникам экспедиции, и, надеемся, нашим беломорским собеседникам почувствовать эту связь. Нам очень хотелось, чтобы это исследование оставило след не только на бумаге, но и в душе и памяти всех участников. Таким образом, соединяется теория и развитие научных знаний с практической стороной жизни.

При подготовке к экспедиции отработка методики проводилась с помощью современных игровых технологий.

Теоретическая и практическая значимость


Во время экспедиции нам довелось беседовать с замечательными и неравнодушными людьми, и все они отмечают недостаток интереса к развитию региона и в экономической, и в социокультурной сфере. И мы встретили много фактов это подтверждающих. Значимость этой работы в первую очередь состоит в привлечении внимания к этому району: и к его проблемам, и к интересной истории, и к большому рекреационному потенциалу.

Нам удалось выявить (а главное – почувствовать) постоянную и неразрывную связь этого, на первый взгляд, оторванного, незначительного и безлюдного уголка нашей Родины с важнейшими историческими событиями страны.

В ходе исследования были обнаружены и зафиксированы на картах и в описаниях интересные факты и объекты.  Были обнаружены места, где по нашему мнению необходимо  установить памятные кресты, чтобы память людей не угасла.

Мы считаем, что очень важно сохранять воспоминания старых людей, свидетелей прошлой эпохи, которых становится всё меньше.

Были составлены рекомендации для тех, кто захочет путешествовать в этом районе.

Значение данной работы определяется:

§    познавательностью, возможностью повысить интерес к истории, географии, экономике, экологии и окружающему миру в целом
§    сбором, систематизацией и анализом материалов, характеризующих экономическую, экологическую и духовную составляющие жизни людей  района
§    разработкой конкретных рекомендаций по установке памятных крестов и передачей их группам, занимающимся этой деятельностью
§    подготовкой краеведческой карты района экспедиции.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Когда в Москве мы готовились к экспедиции, было трудно представить, сколько и где мы встретим информантов. Глядя на карту, мы не очень надеялись обнаружить что-то интересное – нежилые деревни, отсутствие дорог, болота… Нас предупреждали, что там можно встретить только приезжих рыбаков, а «в деревнях – одних алкоголиков».

Подготовительная работа до похода включала следующие моменты:

-  Из сообщения руководителя на общем сборе группы участники похода получили предварительную информацию о географическом положении, природных, климатических и экономических особенностях, истории освоения района похода.
-  Участники похода самостоятельно познакомились с литературой по району похода, изучили карты и схемы района похода.
-    На общем сборе группы составили нитку маршрута, согласно выбранной теме исследования, позволяющую посетить интересующие нас места; наметили населенные пункты, где могли бы проводить опрос.
-   Цели, задачи и программу выполнения исследований обсудили и приняли на сборе ответственных краеведов группы.
-   Функции участников по реализации задач (интервьюеры, дешифровщики, фотографы, наблюдатели, экскурсоводы) были распределены на общем сборе группы.
-   Ответственные краеведы и экскурсоводы самостоятельно изучили литературу по истории православия в Карелии и о традиции установки памятных и поклонных крестов; интервьюеры ознакомились с приемами ведения беседы, составили рабочий вопросник;  дешифровщики и фотографы подготовили техническое оснащение экспедиции (полевые дневники, диктофоны, фотоаппараты и т.д.).

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИВЯЗКА К МАРШРУТУ

Маршрут экспедиции мы составили так, чтобы пройти пеший поход 1 к.с. по Карельскому берегу Белого моря, познакомиться с местными особенностями, собрать материалы по теме исследования и побывать на Соловецких островах.

Карелия – это известный район водных и лыжных туристских путешествий, есть много описаний таких маршрутов. А пешеходных маршрутов представлено гораздо меньше. Нам не удалось найти в Москве описания по нитке нашего маршрута, и это подогрело наш  исследовательский интерес.

На карте маршрута мы обнаружили множество заболоченных участков и решили, что нам пора познакомиться с болотами, их видами и способами преодоления. Ведь почти четверть территории нашей страны занимают болота и заболоченные земли, за что Россию называют «великой болотной державой»!

Маршрут  состоял из 2-х частей: основная пешеходная часть проходила по берегу Белого моря от станции Кузема Октябрьской железной дороги до посёлка Рабочеостровск, где расположена пристань города Кемь; вторая часть была связана с посещением города Кемь и Большого Соловецкого острова.

Основная работа по опросу местных жителей была проведена в первой части маршрута в населённых пунктах: п. Кузема, д. Поньгома, д. Летняя Река. Старинные поморские поселения Поньгома и Летняя Река расположены вдали от центров цивилизации, но очень интересны для краеведческих исследований. Именно пешее путешествие позволило нам почувствовать и понять особенности и трудности жизни поморов, увидеть своеобразную, завораживающую красоту Беломорских ландшафтов. Мы встречали отзывчивых и доброжелательных людей, настоящих патриотов своей малой родины. Мы собрали много интересных воспоминаний; обнаружили, сфотографировали, описали и нанесли на карту места и объекты, интересные с краеведческой точки зрения.

Во второй части похода мы анализировали собранные сведения, сопоставляли их с информацией, полученной в музеях Кеми и Соловков, беседовали с сотрудниками музеев и директором Соловецкой школы. Знакомство с Соловецкими достопримечательностями не ограничилось 4-х часовой обзорной экскурсией по монастырю. Ответственные краеведы, используя навыки, полученные на занятиях в течение года, подготовили и провели самодеятельные экскурсии для участников похода на гору Секирную, в Ботанический сад, по посёлку Соловецкий, к Лабиринту и Переговорному камню.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ГРУППЫ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для успешного проведения исследовательской работы потребовалась специальная организация группы.

Перед походом

Был проведён общий сбор, на котором в группе распределены экспедиционные обязанности:

-    Ответственный краевед
-    Интервьюер
-    Дешифровщик
-    Фотограф
-    Наблюдатель
-    Экскурсовод

Каждый участник выполнял свою часть предпоходной подготовки, многие совмещали разные обязанности.

На маршруте

Ежедневно назначался дежурный штурман группы, в обязанности которого входило вести группу по маршруту, заниматься корректировкой карты и наносить на карту маршрута краеведческие объекты.

Фотографы проводили техническую съёмку маршрута и всех интересных объектов. Наблюдатели заполняли полевой дневник и вели техническое описание маршрута.

Опросы проводились в населённых пунктах по нитке маршрута рабочими группами на полуднёвках. Рабочая группа состояла из интервьюера, фотографа, наблюдателя или дешифровщика. Задачи рабочей группы: обнаружить информанта, взять интервью, сфотографировать информанта и интересные объекты.

Ежедневно руководители организовывали «Вечерние сборы» по итогам экспедиционного дня, на которых обсуждали и планировали прохождение маршрута; рабочие группы сообщали о результатах опросов и наблюдений, ответственные краеведы корректировали и планировали дальнейшую работу.

Любое свободное время дешифровщики использовали для расшифровки записанных на диктофоны интервью.

Во второй части маршрута было запланировано проведение самодеятельных экскурсий на объектах Большого Соловецкого острова. Экскурсоводы группы провели интересные экскурсии, используя заранее подготовленные материалы и добытую на местах информацию.

В этой части похода ответственные краеведы занимались систематизацией и анализом собранных материалов по направлениям исследований. В последний день экспедиции на общем сборе группы состоялось подведение итогов работы группы.

После похода

Все участники и руководители исследования работали над оформлением результатов экспедиции. Каждый выполнял ту часть работы, которая соответствовала его обязанности. Ответственные краеведы собирали и систематизировали результаты  и формировали отчёт. Руководители координировали работу.

Были подготовлены и представлены устный отчёт на городской конференции «Из дальних странствий возвратясь» и письменные отчёты о походе и об экспедиции.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


В качестве методов исследования применялись:

-    опрос информантов  методом неформальной беседы, со стремлением проникнуть в образ жизни и образ мысли собеседника: мы опрашивали жителей, разыскивали старожилов и интересных людей, брали у них интервью и записывали на диктофон;
-    метод наблюдения, в том числе включенного: рекреационные возможности на маршруте мы испытывали на себе,  по ходу маршрута и на объектах фотографировали все, что казалось необычным и интересным,  заносили собственные наблюдения и впечатления в полевые дневники.
-    аналитический метод: после каждого опроса мы анализировали собранный материал, обменивались впечатлениями, обсуждали, обобщали информацию, делали выводы.
-    методика подготовки и проведения самодеятельной экскурсии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


В ходе выполнения исследований мы выделили следующие направления:

-    Описание современного состояния жизни поселений;
-    Сбор сведений об истории поселений из воспоминаний старожилов и других источников;
-    Выявление связей между береговыми поселениями и Соловецким монастырём;
-    Поиск возможных мест для установки памятных и поклонных крестов;
-    Исследование рекреационных возможностей маршрута (стоянки, подходы, пресная вода, ягоды, грибы, рыба, купание и т. д.)

Всего мы опросили  около 20 информантов. В  д. Кузема, Поньгома, Летняя Река нам  удалось найти старожилов, в г. Кемь мы беседовали с директором Музея Поморов, а в  п. Соловецкий взяли интервью у директора местной школы.

Всем информантам мы задавали такие вопросы:

§    «Как давно существует поселение?»
§    «Как связана Ваша семья с этим местом?»
§    «Чем занимаются люди?»
§    «Какие существуют местные названия?»
§     «Есть ли интересные и важные для местных жителей места?»
§    «Бывали ли Вы на Соловках, что знаете о монастыре?»
§    «Что происходило здесь во время Великой Отечественной войны?»
§    «Как изменилась жизнь в постсоветское время?» и др.

В процессе беседы мы не ограничивались составленным вопросником, а старались узнать как можно больше об этом месте и людях. Благодаря такому подходу удалось обнаружить много интересного.


ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


В результате нашей экспедиции удалось выполнить поставленные задачи:

-    мы прошли маршрут и во всех населенных пунктах провели опрос жителей, используя составленный вопросник
-    нашли старожилов, записали интервью с ними, в результате обнаружили интересные объекты и факты
-    выявили связи Соловецкого монастыря и Карельского берега Белого моря (см. таблицу 2)
-    расширили представление о рекреационных возможностях района  похода и нанесли на карту места, представляющие интерес для туристов
-    собрали большое количество фотоматериалов и аудиозаписей
-   нашли места возможной установки памятных крестов (см. таблицу 3), и подготовили предложения коллективам, занимающимся этой деятельностью
-    на основе собранных материалов и собственных наблюдений выделили несколько направлений исследований и распределили их между участниками для подготовки устного и письменного отчётов об экспедиции
-    провели экологические десанты на хороших турстоянках, расположенных вблизи поселений.

Основные выводы:

§    реализация программы экспедиции позволяет организовать творческую исследовательскую работу учащихся, способствующую их развитию, качественно изменить содержательную сторону похода, усилить познавательный интерес, наполнить смыслом «не ходовое» время;

§    район нитки маршрута предоставляет большие возможности  для проведения пеших походов, в том числе и детских групп. Техническая сторона маршрута гармонично сочетается с возможностью хорошо отдохнуть;

§    природа Севера сурова, но ранима, например, в последние годы стало заметно меньше рыбы. Природные богатства нуждается в бережном использовании;

§    применяемые методики исследований дали хорошие результаты в условиях туристского похода в этом районе, т.к. удалось опросить достаточное  количество старожилов, придерживаясь намеченного маршрута и графика движения;

§    история этой далёкой северной окраины оказалась тесно связанной со многими значительными  и драматическими событиями жизни России. Здесь нашли своё отражение Смутное время, Полтавская битва, Крымская война,  время советских репрессий, Великая Отечественная война, перестройка и многое другое;

§    во всех точках проведения исследования удалось обнаружить следы духовной и экономической связи, существовавшей между поселениями Карельского Беломорья и Соловецким монастырём;

§    анализ современного состояния жизни этого района приводит к неутешительному выводу, что государство мало заботится о судьбе Поморья с его природным, историческим и духовным богатством.

«Самый главный» результат – мы полюбили это место,  люди, с которыми мы встречались, стали нам близкими, да и само Белое море не кажется уже таким чужим и недоступным. Нам очень хочется снова туда приехать!

Если бы мы просто шли по маршруту, не искали встреч с людьми, то прошли бы мимо многого, даже не подозревая, сколько здесь можно для себя открыть.

Мы надеемся, что наша экспедиция поможет другим детским группам научиться бережнее относиться к ранимой природе севера и открыть для себя новые страницы в истории и современной жизни Карельского Беломорья.

                                   
ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Для внедрения результатов исследований в учебно-педагогическую или исследовательскую практику можно обозначить следующие возможности:

-      собранными в результате исследования материалами можно обогатить курс школьной истории, участие в подобных экспедициях повышает мотивацию к изучению таких предметов, как история, география, экономика
-    анализ и осознание результатов исследования вызывает у участников переживание чувства истинного патриотизма и ощущение духовного единства нашей огромной страны
-    предлагаем воспользоваться собранной информацией коллективам, занимающимся установкой поклонных и памятных крестов
-    собранная информация может использоваться в перспективе для планирования маршрутов туристов, организации экологических лагерей.

Практические рекомендации по организации подобных исследований:

-   на маршруте есть возможности проведения краеведческой работы по изучению не только истории, но и природы, хозяйства района, морских и лесных экосистем
-    в деревнях Поньгома и Летняя Река можно провести отдельные, самостоятельные экспедиции
-    в настоящее время в Кеми не издан план города. Создание такого плана могло бы стать полезной краеведческой работой для туристской группы
-   для успешного проведения опросов в ходе исследования целесообразно предварительно проводить подготовку в форме ролевых игр, в которых одни участники играют роль информантов, другие – интервьюеров
-    используемый нами в исследованиях метод включённого наблюдения только на первый взгляд кажется простым. Современные жители мегаполисов, дети, «воспитанные телевизором» часто не умеют наблюдать, проходят мимо удивительных вещей. Хорошо бы этот навык тоже вырабатывать заранее, в игровой форме
-    в ситуациях, когда Ваша группа может реально улучшить экологическое состояние территории, не жалейте на это времени. Проводите очистку мест стоянок, гасите костры и т.п.
-   мы рекомендуем всем группам, для которых интересны подобные исследования, включиться в работу по сбору  и сохранению краеведческой информации, так как уже мало осталось людей, которые помнят события прошлого века и хранят память рода.
-    посещение Соловецкого монастыря в конце маршрута является эмоциональной и духовной кульминацией экспедиции. Обнаруженная нами связь между Поморьем и Соловками лишний раз убеждает в обоснованности такого завершения маршрута
-    чтобы исследование стало успешным, его тема должна быть интересна для всех участников, и в первую очередь для руководителя. В этом случае работа превратится в совместное радостное сотворчество!

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКСПЕДИЦИИ

По материалам исследования подготовлена компьютерная презентация, выполнены наглядные карты и схемы маршрута экспедиции и мест проведения опросов.

В планы нашего клуба на ближайший учебный год входит представление материалов исследования на II Всероссийском конкурсе по историческому и церковному краеведению, на XXIII Московской городской научной конференции экологических экспедиционных отрядов, а также творческие отчёты (презентации) о результатах экспедиции в учреждениях образования.

В октябре 2008г участники экспедиции выступили с рассказом о своих исследованиях на заседании киноклуба Детского Православного Движения «Вестники».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Карелия. Путеводитель, Издательский дом Симон-пресс, – Москва, 2003
2.    Мосеев И.И., Краткий словарь поморского языка «Поморьска говоря», – Архангельск, 2005
3.    Энциклопедия туриста, научное издательство «Большая российская энциклопедия», – Москва, 1993
4.    Мулло И.М., Памятники истории и культуры Карелии, – Петрозаводск, 1984
5.    Выголов В.П., Удралова Н.В., «В край белых ночей», – Москва, 1986
6.    Святославский А.В.,  Трошин А.А., Крест в русской культуре. «Древлехранилище», - Москва, 2005
7.    «Во отоце океана моря» Книга паломника Соловецкой обители, автор-составитель Осипенко М.В., Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь, Общество сохранения литературного наследия, –  Москва, 2008
8.    Музыкина В., «Соловецкое детство», ООО Издательский дом  «Ваня Датский», – 2008
9.    Сошина А.А., Соловки, рекламное издание, издательство «Карелия», – Петрозаводск, 1990
10.    Скопин В.В.,  «На Соловецких островах», АСТ. Астрель. Хранитель, - Москва 2006
11.    «Соловецкое море», историко-литературный альманах, вып.6,  Товарищество Северного Мореходства, – Архангельск – Москва, 2007
12.    Кокков А., Перевышко А., Кемь. Альбом, «Экстрапринт», – Санкт-Петербург, 2004
13.    Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками, издательство АРКТИ, – Москва,  2001
14.    Атлас Карелия северная часть,  фирма «Арбалет», издательство «УльтраЭКСТЕНТ» – 2005
15.    Отчеты о походах с сайта Костерева Н.А. http://nkosterev.narod.ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ
Посёлок Кузема

Туристы произносят «Кузёма», но местные жители говорят через «е»: Кузема. Посёлок расположен в самом начале маршрута, он включает в себя деревни Старая Кузема, Новая Кузема и пристанционный поселок, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга.

В связи с этим здесь мы проводили опрос в два захода. Работали три группы, каждой был выделен свой участок для сбора информации.

Узнали:

Поселение возникло во время строительства железной дороги Петроград – Мурманск (1914-1916гг.).  Работа местных жителей и сейчас связана с жел. дорогой и лесным хозяйством. Посёлок назван по реке Куземе. На карте нанесена старая ветка железной дороги, ведущая в сторону д. Поньгомы. Нам рассказали, что дорога была построена англичанами в начале 20 века для подвоза леса к морской пристани.

В настоящее время пристань, и дорога не сохранились, по части насыпи проложена современная автомобильная дорога до д.Поньгомы.

Из всех опрошенных лишь одна пожилая жительница бывала на Соловках в 80-х годах.

Сергеева Тамара Егоровна (1929г.р.) рассказала, что рядом с деревней находился советский концлагерь, заключённые работали на лесозаготовках, рубили лес для Беломоро-Балтийского канала. Они и проложили гать через болото у реки Кузема, по остаткам которой наша группа прошла накануне (см. ФОТО 3) вверх по течению р. Куземы – там красивый лес, есть ягодники, но много заболоченных мест вдоль берега.

Многие жители с сожалением отмечали, что в последние годы стало заметно меньше рыбы, как речной, так и морской, особенно промысловых пород. В связи с этим лов некоторых рыб запрещён. Сложилась даже поговорка: «Пойдёшь на рыбалку – поймаешь штраф».

Обнаружили:

Рядом с деревней есть замечательная турстоянка на берегу р. Березовки, что удобно для приезжающих групп. Стоянка замусорена, мы провели экологический десант, привели её в порядок.

По дороге от д. Кузема к д. Поньгома мы заметили на дереве у дороги табличку «Кладбище концлагеря ГУЛАГ «Сеннуха». Кладбище заброшенное и заболоченное. В этом месте следовало бы поставить памятный крест жертвам ГУЛАГа.

Деревня Поньгома

Это яркий пример северного поморского поселения. Деревня расположена в устье реки Поньгомы, на правом её берегу и носит то же название. Она вольно раскинулась на открытой возвышенности, застроена большими деревянными домами, около домов лежат огромные лодки, тропинки между домов замощены деревянными мостовыми, на берегу реки стоят баньки, почти нет заборов.

Мы посетили старинное кладбище на берегу моря. Здесь нет ощущения заброшенности, с фотографий на крестах смотрят удивительно добрые и умные глаза ушедших жителей деревни.

Узнали:

В деревне мы нашли несколько старожилов, посетили и опросили их. Работали три группы, каждая опрашивала «своего» старожила.

Дмитриев Григорий Яковлевич (85лет) сейчас самый старый житель деревни. Он нам рассказал, что это поселение существует не менее 600 лет. Когда Марфа Посадница подарила поморские земли Соловецкому монастырю, деревня стала активно заселяться переселенцами. Сюда бежали от царской службы, переезжали на вольные земли. В советское время в деревне работал колхоз,  специализировавшийся на рыбной ловле и сборе водорослей. В 1947 году в деревне было 240 жителей, не считая детей. В 90-е годы 20 века колхоз распался. Сейчас работы в деревне нет, живёт всего не более 70 человек, молодые жители уезжают в города, остаются лишь старики. «А как раньше дружно жили, какой праздник, - все вместе собирались! А сейчас сам каждый по себе», - сетовал Григорий Яковлевич.

Обнаружили:

Дмитриева Зара Дмитриевна (78лет) прожила здесь всю свою жизнь, а род ее – со времен Марфы Посадницы (15 век). Она рассказала о разорении церкви, существовавшей в деревне, показала место, где она была. У всех деревенских старушек хранятся небольшие иконы из того храма. А сама Зара Дмитриевна бережно хранит большую храмовую икону Божьей Матери. Спустя несколько лет после разорения церкви она нашла эту икону в огороде, перенесла её в дом, отмыла. В доме Зары Дмитриевны икона мироточила, что зафиксировал священник, приезжавший из Кеми.

В 50-е годы прошлого века в храме был дом деревенский клуб, потом его разобрали на дрова. Место храма сейчас пустует, там обязательно надо поставить памятный крест!

Чуть ниже моста через реку Поньгома находится красивый порог с классическим сливом.

К югу от деревни вдоль моря идет лесная дорога, вдоль которой есть  очень красивые стоянки с выходами гранитных скал, правда несколько замусоренные. Пресной воды тут нет, надо брать в реке Поньгома. Через 2-3 километра дорога заканчивается.

Деревня Летняя Река

Эта деревня на карте обозначена, как нежилая, но заселяется на летний период потомками местных жителей. Даже летом людей здесь немного, две рабочие группы провели опрос семьи Вальковой Надежды Михайловны (её самой, дочери Светланы и зятя Василия).

Надежда Михайловна посоветовала обратиться к соседу, А. Н. Костину. К нему отправилась третья рабочая группа.

Узнали:

Деревня старинная, названа по одноимённой реке, на правом берегу которой она расположена. Сюда нет автомобильной дороги, в деревне нет электричества.

Надежда Михайловна рассказала нам предание, связанное с островом Чернецким, расположенным недалеко от берега, севернее деревни. Когда-то давно, купец Изыкульский плыл на своём судне по морю, попал в шторм. Чудом спасся, его лодку выбросило на дикий остров. В благодарность за своё спасение купец дал обет монашества, забросил купечество, построил на этом острове часовню и жил там. Часовня до сих пор стоит, скрытая в лесу, уже в наше время её восстановили Соловецкие монахи. Остров в народе назвали Чернецкий (чернец – устар. монах), это название прижилось и нанесено на карты. Не каждому удаётся увидеть заветную часовню. Зять Надежды Михайловны несколько раз пытался её найти, но не смог.  Другие жители деревни видели ту часовню.

В Летней Реке мы познакомились с энтузиастом-краеведом Александром Николаевичем Костиным (67лет), который поразил нас широтой своего кругозора и эрудицией. Сейчас он живёт в Кеми, но не оставляет и родную деревню. Александр Николаевич - человек с активной жизненной позицией, всей душой болеющий за свой край, он не раз бывал на Соловках, водил в походы по побережью трудных подростков.

В его речи много своеобразных поморских слов и оборотов. Некоторые слова нам понравились и вошли в наш лексикон.

-    Няша – топкий ил, грязь в полосе прилива
-   Пожня – сенокосный луг в морском заливе
-    Корга – подводная каменная мель
-    Луда – каменистый остров, лишённый растительности
-   Оброн – отлив
-    Ягры – песчаные большие отмели, обсыхающие во время отлива
-    Горьной ветер – материковый, береговой ветер
-    Сиверко – северо-восточный ветер
-   Побережник – северо-западный ветер
-    Обедник – юго-восточный ветер, дующий в середине дня в Поморье

Александр Николаевич обратил наше внимание на то, что некоторые названия на современной карте указаны неверно. Южнее Летней Реки, за губой Грязной расположена  губа «Выявляево». По свидетельству Александра Николаевича она называется Иевлева губа. Это утверждение выглядит правдоподобным, название может быть связано с исторической личностью воеводы Климентия Иевлева, возглавлявшего осаду Соловецкого монастыря в 1672 году.

Обнаружили:
Александр Николаевич проводил нас к интересным объектам в окрестностях деревни.

Мыс в море, в месте впадения Летней Реки носит народное название «Святой» (на карту название не нанесено). Называют его так потому, что тут молились жёны рыбаков, провожая их в море. На Святом мысу есть большой валун, если по нему постучать, звук получается металлический.

У нас есть предположение, что именно из таких камней делали колокола при Соловецком игумене Филиппе (16 век). Об этом повествует летопись: «…сделал каменные колокола, и звон прекрасный был.» (7, стр.25)

В губе Грязной мы учились у Александра Николаевича местной технике хождения по няше, которой владеют все местные жители (шаг похож на лыжный коньковый ход).

В этой же губе мы увидели остатки старого солепровода и солеварни (19 век). Сейчас остались деревянные трубы, которые видны во время отлива и ямы – варницы на берегу.

Среди поморов солеваренный промысел распространился благодаря хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря в 17 веке. В это время власти запретили монастырю заниматься этим прибыльным промыслом за поддержку староверов. Монахи перенесли производство соли с Соловецких островов на береговые земли.

Мы посетили часовню Иоанна Предтечи, скрытую от посторонних глаз в лесу. Из деревни и из губы Грязной к часовне можно дойти лесными тропами. Часовня действующая, сюда приходят местные жители помолиться перед выходом в море или на охоту.

В часовне убранство простое, но  чувствуется душевное отношение прихожан: дореволюционное Евангелие лежит на полке,  старинная утварь, простые иконы украшены вышитыми рушниками и засушенными цветами.

От внимательного взгляда наших наблюдателей не ускользнул фрагмент газеты 1849 года на стене. Значит возраст часовни не меньше 150 лет!

Александр Николаевич рассказал, что ещё в 70-е годы прошлого века в этой часовне находилась мраморная икона «Тайная Вечеря». Сейчас эта икона находится в запасниках Петрозаводского музея изобразительных искусств. Жители деревни хотели бы вернуть икону в храм, но для этого требуется выкупить её общиной, что трудноосуществимо.

Дальше по маршруту есть замечательные места для стоянок, сбора ягод (морошка).

Город Кемь

Экскурсию по городу и по музею «Поморье» провела нам директор музея Дмитриева Галина Иосифовна (60лет).  Сама она родом из  д. Поньгомы. Кроме экскурсии, Галина Иосифовна дала нам интервью по интересующим нас вопросам.

От неё мы много узнали о связи Карельского берега и города Кемь с Соловецким монастырём. Иван Грозный сослал в Кемь стрельцов. Они поставили на небольшом каменном острове в устье реки Кемь крепость с шестью бастионами. И до самой победы Петра Первого под Полтавой в 1709 году крепость Кемь защищала богатый Соловецкий монастырь от шведских завоевателей. Одна башня крепости сохранялась на островке до 1910 года, потом её смыло половодьем.

На этом острове сейчас нет ничего, кроме современной опоры ЛЭП. Мы считаем, что это место должно остаться в памяти поколений. Для России всегда было хорошей традицией отмечать места воинской славы поклонными крестами. Здесь должен стоять крест!

В музее «Поморье» мы увидели остатки солепровода такие же, как мы видели в Грязной губе у Летней Реки. Галина Иосифовна рассказала нам об истории солеваренного промысла на побережье.

Символом города является Успенский собор (заложен в 1711 году в честь победы под Полтавой). Несмотря на то, что «он является триумфальным памятником древнего деревянного зодчества Русского Севера», собор закрыт в связи с аварийным состоянием. Реставрация законсервирована из-за отсутствия средств.

Большой Соловецкий остров

В отличие от Карельского берега здесь множество приезжих – туристов и паломников. Хорошо поставлено музейное дело, можно посетить самые разные экскурсии и от музея, и от паломнической службы. История монастыря очень богата именами и событиями. На островах есть множество интересных мест и объектов.

По одному Большому Соловецкому острову можно совершить несколько длительных путешествий пешком и на лодках. Морские поездки на соседние острова очень интересны, но дороги (мы не смогли поехать).

На острове есть возможность жить в палатке – палаточный лагерь, есть гостиницы, можно устроиться и у местных жителей. А мы жили в местной школе. Много интересного о современной жизни посёлка рассказала нам Совалёва Ирина Викторовна – директор Соловецкой школы.

На Соловецких островах есть много возможностей для совершенствования навыков проведения самодеятельных экскурсий. Экскурсоводы группы подготовили и провели для остальных участников похода четыре пешеходные самодеятельные экскурсии по  Большому Соловецкому острову, во время которых рассказали о разных периодах в истории острова: от эпохи неолита до ГУЛага.


Список интересных объектов на маршруте

1.    турстоянка в устье реки Берёзовки
2.    Гать, проложенная заключёнными лагеря «Сеннуха»
3.    памятный знак у места бывшего кладбища заключённых лагеря «Сеннуха»
4.    деревня Поньгома – типичная поморская деревня
5.    порог у деревни Поньгома
6.    остров Чернецкий (говорят, там есть часовня)
7.    мыс Святой у деревни Летняя Река
8.    действующая часовня Иоанна Предтечи у деревни Летняя Река
9.    губа Грязная, остатки солепровода и солеварни 19 века
10.    место съёмок художественного фильма «Остров» на острове Октябрьской Революции (бывший Попов)
11.    поклонный крест пострадавшим за веру на острове Октябрьской Революции
12.    подворье Соловецкого монастыря на острове Октябрьской   Революции
13.    Никольская часовня на Кемь-пристани
14.    г. Кемь, музей «Поморье»
15.    г. Кемь, Успенский собор
16.    г. Кемь, место крепости 16 века
17.    палаточный лагерь у посёлка Соловецкий

Краеведческие объекты на маршруте: 
                    – остатки солепровода
                    – Храмы, часовни, кладбища, место храма в д. Поньгома
                         
Рекреационные возможности на маршруте:
                     – ягодники
                     – стоянки, купание, красивые ландшафты





© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру