Самый нескучный музей

В круг вопросов воспитания нашего чада непременно  входит эстетическое воспитание, которое начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний. Этой цели невозможно достигнуть, не имея перед глазами лучших произведений резца, кисти и циркуля, то бишь музея. Некоторые родители могут подумать – зачем загружать малыша сведениями о каких-то картинах, которых я и сам толком не знаю? А вдруг ему станет скучно? Скучно в музее может стать любому, если он не понимает, что рассматривает и для чего всё это нужно. Нужны  усилия, чтобы замечать и чувствовать красоту вокруг себя.

Любой интеллигентный родитель в один прекрасный момент решает: пора приобщать чадо к культуре. И ведет его в музей. Спустя несколько лет начинаются массово-принудительные походы с классом… Однако, как это ни парадоксально, мало у кого детские воспоминания о музеях действительно связаны с прекрасным. Чаще всего  вспоминается такая картина: музейный эквивалент учительницы вдохновенно вещает о чем-то ей одной ведомом, поминутно призывая к порядку желающих поразмять затекшие от долгого стояния конечности, оставшиеся отличники вступают в неравную борьбу с дремотой. Суровые бабушки-смотрительницы просыпаются от многовекового пыльного сна на своих бархатных стульчиках и сурово повторяют, как скрипучие старинные шарманки: «Не трогать, не садиться, не прислоняться, не заглядывать, не хрустеть, закрыто на реставрацию, посторонним вход воспрещен…» и т. п. Однако каждый взрослый уверен: любовь к прекрасному приходит с годами и неминуемо сопряжена со страданием. Необходимость страданий в постижении высокого искусства каждый нормальный ребенок начинает понимать, сидя (хорошо, если сидя!) в концертном зале консерватории по абонементу «Классики барокко», в бесконечном, как мир, Пушкинском музее на бесконечной экскурсии, уныло созерцая обилие бытовых предметов в комнатах Ясной поляны, зубря наизусть, до дыр, до отчаянных слез очередное стихотворение, заданное Марь Иванной…

Вы, наверное, ждете, что вслед за этим предисловием покажутся научно-методические разработки по преподаванию искусствоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе? Однако эта заметка будет совсем о другом. О шведском музее Юнибаккен (Junibacken).

Однажды знаменитой шведской детской писательнице Астрид Линдгрен предложили устроить ее музей (редкий случай: при жизни писателя!), но Астрид не была бы великой сказочницей, если тут же пожертвовала бы толстую пачку рукописей,  два-три письменных стола, несколько увесистых фотоальбомов, пару печатных машинок, дюжину разнообразных ручек, наконец, мешки с бесчисленными письмами читателей со всех концов мира – и вслед за этим разрешила бы открытие музея своего имени (как, говорится, exegi monumentum – я памятник себе воздвиг). Астрид Линдгрен поступила иначе. Как самая настоящая волшебница. Она решила открыть музей сказочных героев, не только своих произведений, но и произведений других шведских писателей. В этом контексте вспомнился наш музей кукол Образцова. Ничего более садистского придумать для детей, кажется, нельзя: столько прекрасных кукол и – все под стеклом! В свое время мне лично это причиняло массу страданий.

Как вы понимаете, в детском сказочном музее все совсем не так, как в обычном музее «для взрослых». А с точностью до наоборот. Во-первых, здесь МОЖНО ВСЁ. Можно залезть в домик Пеппи Длинныйчулок и покататься на ее лошади, можно смело хозяйничать в доме Эмиля («Эмиль из Лённеберги»), можно полетать на самолете, том самом, на котором так и не удалось полетать Мадикен («Мадикен», «Мадикен и Пимс из Юнибаккена»). Название музея Junibacken (июньская горка) взято из книг о Мадикен. Июньская Горка – это усадьба, где живет девочка. Домики сказочных персонажей так малы, что взрослым гостям приходится в них очень тесно, однако и они с удовольствием посещают знакомых с детства героев.

Чтобы получить максимум впечатлений, конечно, требуется предварительное знакомство с основными произведениями Линдгрен и других шведских писателей, представленных в первом зале на «Площади сказок». Туве Янссон, финская писательница, писавшая на шведском, в представлении не нуждается. В Мумми-доме не откажется побывать ни один ребенок, здесь все по-настоящему: посуда, мебель, книги… Хочешь – помоги приготовить ужин Мумми-маме, хочешь – загляни в знаменитую старую купальню, где, проснувшись однажды зимой, Мумми-тролль познакомился с Туу-Тикки («Волшебная зима»).

Напротив дома муми-троллей домик… нет, стойло Мамы Му. Эта неугомонная любопытная корова недавно обрела в России огромную популярность – книги писательницы Джуджи Висландер продаются практически в каждом книжном магазине («Мама Му на горке», «Мама Му и Ворон», «Мама Му на качелях», «Мама Му выздоравливает», «Мама Му на санках»). В Санкт-Петербурге в театре «Балтийский дом» идет спектакль, посвященный приключениям этой неутомимой коровы. На крыше домика обустроил гнездо неизменный спутник Мамы Му ворон Кракс. Сама хозяйка Мама Му приветствует вас у дверей своего нехитрого жилища.

Шведский писатель Свен Нурдквист также известен русскому читателю. Кстати, это именно он придумал образ Мамы Му. Но прежде всего Нурдквист художник-иллюстратор, потому рисунки в его книгах значимы не менее (а может быть и намного более), чем сами тексты сказок. Наиболее популярны его истории о дедушке Петсоне, его коте Финдусе и странных существах муклах, которые водятся в каждом доме (хорошо проверьте!): «Муклы заводятся в доме, если кому-то бывает грустно и одиноко. Или, наоборот, если кто-то с утра до вечера хохочет до упаду со стульев, как это делают Петсон и Финдус». В Юнибаккене вы можете посетить столярную мастерскую Петсона. Чем она знаменита? Ответим цитатой из книги: «Петсон любит плотничать и столярничать. Запрётся в своей мастерской и целый день что-то строгает и пилит. А потом оказывается, что это он палочки для леденцов строгал. А поскольку леденцов нет, то они с Финдусом идут эти палочки соседям раздавать, чтобы те их использовали как подпорки для огурцов. Поэтому все в округе Петсона очень любят».

В отличие от предыдущих авторов писательница Гунилла Бергстрем, широко известная в Швеции, русскому читателю неизвестна совсем. Поэтому в домике ее героя Альфонса Оберга русскому ребенку побывать будет не так интересно… А впрочем,  родители могут ознакомиться с английским переводом и пересказать историю этого мальчика чадам или же заказать в музее экскурсию (персонал музея обучался русскому языку, поскольку русский турист здесь частый гость). В противном случае существует опасность перепутать Альфонса с Карлсоном (ибо первый витает также над собственным домом, однако… на маленьком самолетике).

Далее – домик героев Джоржда Юхансона и Йенса Альбома. Об этих писателях мы также практически ничего не знаем. Правда, их самый известный персонаж Мулле Мекк нам немного известен по компьютерным играм. Странным образом этот герой в каждой стране обретает новое имя. В немецком переводе это Вилле Веркель, в английском – Фредди Фиксер, а в русской развивающей компьютерной игре – Петрович; его неразлучная собака Буффа трансформировалась при этом в Пирата. Это неутомимый механик-изобретатель, в своем маленьком сарайчике собирающий то машину, то самолет, то… ракету! Желающие могут присоединиться и соорудить… ну, хотя бы адронный коллайдер! Благо весь необходимый инструмент находится в свободном доступе.

Пройдя «Площадь сказок», вы попадаете в комнату детских художников-иллюстраторов. Желающие могут бесплатно взять путеводитель на русском. На выставке представлены работы Бьёрн Берг (иллюстратора книг об Эмиле и Иде), Ингрид Ванг Ниман (автора Пеппи) и Илон Викланд («Мио мой Мио», «Карлсон, который живет на крыше», «Братья Львиное сердце», «Ронья – дочь разбойника»). Заглянув в небольшое окошко, вы увидите небольшую мастерскую Берга. Рядом у стены стоит его огромный  (почти с папу или маму) блокнот с зарисовками. Чуть подальше, в уголке, сидит нарисованная маленькая Ида у камина. А вот Эмиля придется поискать как следует (отгадка: он внутри камина наверху). Рядом с картинами Ингрид Ванг Ниман стоит ее Пеппи и рисует на стене «красивую даму». А неподалеку сидит в лодке маленькая девочка. Это художница Илон Викланд. В детстве в 1944 г. она вместе с другими беженцами перебралась на лодке из Эстонии в Швецию. Рядом с маленькой Илон стоит та самая сумка, с которой будущая художница приехала в чужую страну.

Но самое интересное начинается в конце комнаты художников. Здесь вы садитесь в небольшой вагончик «Поезда Сказок» и начинаете путешествие в мир героев Астрид Линдгрен. Здесь, опять же, желательно знакомство с самими произведениями, однако автоэкскурсовод, сопровождающий каждый вагончик (его уместнее было бы назвать сказочником), расскажет вам кратко историю каждой комнаты, каждой страны, которую вы будете проезжать… пролетать… проплывать… Рассказ можно слушать на русском языке! Поездка начинается на станции Виммербю. Это родной город Астрид Линдгрен. И там стоит побывать любителям нескучных музеев! Далее вы попадаете в собственно Юнибаккен, где живет девочка Мадикен, потом посещаете хутор Катхульт, где Эмиль на ваших глазах поднимает свою сестру Иду на флагшток вместо флага. Проплывая над крышами стокгольмского района Васастан, вы попадаете в домик Карлсона, затем неожиданно становитесь маленьким-премаленьким, как однофамилец известного толстяка Крошка Нильс Карлсон, и напротив вас недовольно машет хвостом его квартирная хозяйка мышь, размером со слона. Интерьер кухни впечатляет: вас, крошку, окружают гигантские ложки и вилки, у стены стоит зловещая мышеловка величиной с дверь. И вдруг… стены исчезают, и вы уже в лесу Маттиса, отца Роньи («Ронья – дочь разбойника»), где прячутся разбойники и тролли, чуть позже вы встречаетесь, разумеется, и  с самой Роньей. Совершенно неожиданно вы попадаете в кухню, где умирает маленький мальчик Сухарик. Отсюда начинается путешествие по сказке «Братья Львиное Сердце». Вслед за героически погибшим Юнатаном и его братом Сухариком вы попадаете в райскую страну Нангиялу, где братья побеждают злую дракониху Катлу (её вы также сможете лицезреть во всей огнедышащей красе), и… вслед за братьями, наконец, вы летите в Нангилиму, еще одну райскую страну. На этом путешествие заканчивается. Но экскурсия по музею продолжается!

Сойдя с поезда, вы попадаете в  детский театр – самый большой в Швеции, – где каждый день идут разные представления. Напоследок вы можете посетить магазинчик с сувенирами и книгами. Это может оказаться полезным, особенно если кого-то в музее вы все-таки не узнали. А если проголодались – в музее есть небольшой ресторанчик – «А теперь нам полагается немного подкрепиться», – как говорил небезызвестный персонаж.

В заключение, так и быть, скажем, где же находится этот музей. А находится он в самом центре Стокгольма на острове музеев (да, бывает и такой остров на свете!) под названием Юргорден. Добраться до него очень просто, так что будете в Швеции – заходите!




 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру