История европейского образования. Реформаторская педагогика

Реформаторская педагогика в Европе и США начинает развиваться с последней четверти XIX в.  Она представлена именами десятков выдающихся деятелей.

Благодаря их деятельности разрабатываются новые науки и новые направления в педагогике: педология, философия образования, социальная педагогика, возрастная и педагогическая психология, специальные направления педагогики, экспериментальная педагогика и психология, теории свободного, трудового, эстетического и т.д. воспитания.

Наиболее видными представителями психолого-педагогической мысли в Германии были:

Фриц Гансберг (1871–1950). Известный  теоретик свободного воспитания. Он выдвинул задачу воспитания творческой личности и гражданина. Большую известность получил его опыт организации ручного труда в школе.

Гуго Гаудиг (1860–1923). Один из создателей педагогики личности. Большую роль в воспитании отводил воспитанию самодеятельности и активности учащихся. Принимал участие в реорганизации женского образования.

Людвиг Гурлит (1855–1931). Видный  теоретик свободного воспитания. В своих трудах выступил с идеей создания единой школы, которую представлял не как строго регламентированное учреждение, а как место свободного выражения личности, где главное место отводится играм, труду, экскурсиям и т.д.

Отто Вильман (1839–1920). Крупнейший теоретик немецкой педагогики. Известен целым рядом теоретико-исторических работ, среди ниx капитальный труд «Дидактика как теория образования» [87].

Густав Виникен (1875–1964). В 1906 г. основал в Викерсдорфе «свободную школьную общину», в которой дети не только учились, но и работали. В школе применяли новые формы и методы обучения, направленные на всестороннее развитие творчества и самостоятельности. Все управление школой шло совместно с учащимися.

Вильгельм Вундт
(1832–1920). Философ, психолог, физиолог, языковед, один из основоположников экспериментальной психологии. Его идеи оказали влияние на развитие экспериментальной и новой педагогики Германии и Европы.

Георг Кершенштейнер (1854–1932). Крупнейший педагог XX в., разработавший учение о трудовом воспитании. Важнейшими проблемами его педагогики были проблемы развития теории гражданского воспитания, трудового воспитания, художественного воспитания, творческого развития личности. Широкую известность получил его опыт организации ручного труда в школе.

Вильгельм Август Лай (1867–1926). Один из основоположников экспериментальной педагогики.  Создатель принципиально нового педагогического учения – педагогики действия (см.: [292]).

Вильгельм Дильтей (1833–1911). Философ, психолог, педагог. Разработал теорию понимающей психологии. Известен своими трудами, которые оказали заметное влияние на развитие  свободного воспитания.

Эрнст Мейман (1862–1915). Педагог и психолог. Один из основоположников экспериментальной педагогики. Пытался построить обучение на строго научной и экспериментальной основе.

Пауль Наторп
(1854–1924). Автор целого ряда книг по теории и истории педагогики. Наиболее известна его работа «Социальная педагогика». В ней он разработал основы социального воспитания.

Паульсон Фридрих
(1846–1908). Педагог и историк образования. Наибольшей известностью пользуются его труды по истории и современному состоянию образования в Германии конца XIX – начала XX вв., особенно среднего и высшего. Его выступления оказали определенное влияние на характер реформ образования в Германии этого периода.

Генрих Шаррельман (1871–1940). Один из создателей педагогики личности (см.: [561]). Важнейшую задачу воспитания видел в развитии творческой личности ребенка. Выступал против регламентированного систематического обучения. Считал  необходимым  ситуационное воспитание и обучение.

Эдуард Шпрангер (1882–1963). Психолог, педагог, историк педагогики. Будучи учеником Дильтея, продолжал развитие его идей, в частности, идей понимающей психологии. Автор целого ряда работ по истории педагогики.

Наибольшую известность во Франции получили имена Э. Дюркгейма, Т.А Рибо, А. Бине, Э. Демолена и др.

Эмиль Дюркгейм
(1858–1917). Один из основоположников социологии. Его идеи, прежде всего подход к воспитанию как социальному институту, оказали решающее воздействие на развитие социологического направления в педагогике.

Тэодюль Арман Рибо
(1839–1916). Один из создателей научной и экспериментальной психологии. Для педагогики определенное значение имели его идеи развития в области творческого воображения, памяти, учение о характере и его формировании.

Альфред Бине
(1857–1911). Видный теоретик в области детской и экспериментальной психологии, экспериментальной педагогики. Автор многих работ в области психологии. Широко известна его книга «Современные идеи о детях». Наибольшую известность получила его идея измерения умственных способностей детей и разработанная им совместно с Т. Симоном система тестов для измерения общей умственной одаренности детей.

Эдмон Демолен (1852–1907). Историк и социолог, видный  критик классического образования. Теоретик свободного воспитания. Основное внимание в школе, по мысли Демолена, должно уделяться физическому и нравственному воспитанию, а уже затем умственному. При этом в обучении главное внимание должно быть уделено национальной культуре, особенно родному языку, естественным наукам, а уже потом  живым иностранным языкам. В 1899 г. он открыл школу, которая стала одной из первых школ свободного воспитания в Европе.

Известным теоретиком конца XIX века в Англии был Д. Бэн (1818–1903). Философ и психолог, крупнейший представитель ассоциативной  психологии. Он создал, опираясь на свое философское и психологическое учение, педагогическую концепцию, в которой главное внимание  уделялось усвоению знаний.

Мировой известностью пользуются имена других европейских ученых и деятелей воспитания:  шведской писательницы Элен Кей, одной из основоположниц педагогики свободного воспитания; М. Монтессори, известной разработкой теории и практики дошкольного и начального образования; Януша Корчака, создателя оригинальной системы гуманного воспитания; З. Фрейда, основоположника психоанализа.

Ведущую роль в развитии американской педагогики сыграли У. Джеймс, Д. Дьюи, С. Холл, Д.Б. Уотсон, Э.А. Торндайк, К. Уошберн, У.К. Килпатрик и др.

Уильям Джеймс
(1842–1910). Американский философ (основоположник американского прагматизма) и психолог, автор нескольких книг по психологии, в том числе и психологии воспитания. Разработал собственную теорию воспитания, в основе которой лежали идеи приспособления к среде. Выступал за широкое введение в школу труда.

Джон Дьюи
(1859–1952). Философ, психолог, педагог. Его творчество в наибольшей степени определило развитие американской философии (Дьюи – основоположник философии прагматизма), психологии, педагогики, а через них – образования и воспитания США. Творчество Дьюи оказало заметное влияние на педагогику и образование в других странах мира.

Как философ Дьюи изучал роль образования в обществе, их взаимодействие и взаимовлияние. Одним из первых в мировой педагогике показал, что с изменением общества, с переменой форм производства, социальных отношений меняется и само образование и воспитание. Интерес представляет его концепция проблемного характера мыслительного процесса. В своих трудах Дьюи подверг критике существующую школу: несовершенство содержания образования, в первую очередь несовершенство форм и методов обучения и воспитания. Он был одним из самых убежденных сторонников и теоретиков свободного воспитания. Свои идеи он воплотил в практику обучения. Им было предложено новое содержание образования, основу которого составили сменяющие друг друга виды труда, вокруг которых, как вокруг стержня, выстраивалось все обучение, даже истории и литературе. Им были предложены новые формы и методы обучения, которые были рассчитаны на свободное развитие ребенка, на максимальное развитие его индивидуальности, активности и самостоятельности.

Дьюи разработал и новую концепцию подготовки учителя, в которой главное внимание уделялось не знаниям, а практической подготовке, развитию практического мышления, способности реализовать имеющиеся знания в практике.

Крупнейшими последователями Д. Дьюи были К. Уошберн и У.К. Килпатрик.

К. Уошберн
в историю вошел созданием «Винетки – плана», формы обучения, предполагающей индивидуальное обучение каждого ученика. Разработал соответствующее содержание и методику организации обучения. Автор известных в педагогике книг «Лучшие школы» и «Преобразователи человечества», «Новые школы в Западной Европе».

У.К. Килпатрик
(1871–1965). Опираясь на философию прагматизма и психологию бихевиоризма, разработал метод проектов, который получил широкое распространение не только в Америке, но и в других странах мира.

Г.С. Холл (1846–1924). Родоначальник педологии, экспериментальной педагогики. Организатор одного из первых институтов детской психологии. Его идея о комплексном изучении ребенка и построении на этой основе воспитания и обучения стала фундаментом созданной им новой науки – педологии [547]. В начале XX в. педология получила признание во многих странах, где разрабатывалась не только теоретически, но и практически, были открыты педологические лаборатории. С. Холл являлся одним из виднейших теоретиков психологии, разрабатывавших проблемы развития психики ребенка на основе биогенетического закона.

Э.А. Торндайк (1874–1949). Педагог и психолог, один из основоположников бихевиоризма и экспериментальной педагогики. Внес большой вклад в разработку бихевиористского понимания обучения и построения на этой основе психологических основ обучения арифметике, алгебре, языку, чтению, разрабатывал систему тестов.

Д.Б. Уотсон (1878–1958). Наряду с Э.А. Торндайком был  основоположником бихевиоризма, учения, которое в центр психологического исследования положило не сознание, а поведение. Разработал ряд объективных методов психологического исследования. Несколько книг Уотсона посвящены проблемам возрастной и педагогической психологии.

В целом же в рамках реформаторской педагогики сложился целый ряд психолого-педагогических наук: педология, философия и социология образования, экспериментальная педагогика и психология, возрастная и педагогическая психология и т.д.; был обоснован целый ряд новых концепций воспитания и образования: свободное воспитание, школа творчества, педагогика действия и т.д.; теоретически обоснованы и экспериментально отработаны новые концепции образования и воспитания; введены новые предметы обучения; и может быть, главная заслуга реформаторской педагогики состоит в разработке множества более эффективных  технологий, и особенно методов обучения.

Послевоенная западноевропейская педагогика, развивающаяся в русле реформаторской педагогики, представлена многими научными направлениями, учреждениями, институтами и сотнями имен ученых, среди которых можно указать имена: Дж. Брунера, Ж.Пиаже, К. Роджерса, С. Френе  и др.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру