28.06.2011

Зачем нужно духовно-нравственное воспитание в современной России

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ответить на другой: а достаточно ли для благополучия человека физического здоровья, хорошего образования и профессиональной подготовки?

Ответ более чем очевиден – нет! В жизни немало примеров, когда физически больной человек содержит не только себя своим трудом, но и помогает другим. Есть и другие, противоположные примеры, когда здоровый человек, профессионал, но впавший в тот или иной грех, тот же алкоголизм, не может ни то, что других, а самого себя содержать своим трудом.

Отсюда следует, что для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки. Нужно еще и духовно-нравственное здоровье.


Игнорировать этот фактор нельзя. Хотя бы теоретически. Иное дело практически. Погиб человек от какого-нибудь свиного гриппа где-нибудь в южном штате Мексики, и весь мир на ушах стоит. Гибнут миллионы людей от наркотиков – и никто на это даже внимания не обращает. Парадокс. Но почему-то смерть одного человека от какого-нибудь свиного гриппа – это трагедия (может, потому, что на этом многим удается руки погреть?), а гибель миллионов – это статистика (может, опять же потому, что это кому-то выгодно?)

Теперь рассмотрим эту проблему на уровне общества. Сегодня в качестве приоритетной национальной идеи объявлена задача создания инновационной экономики. Допустим, эта задача будет решена, то есть через 5 лет Китай поставит России такие лампочки, которые будут экономить половину ее электроэнергии. Следовательно, вторую половину продадут за рубеж.

И можно с точностью до копейки сказать, куда будут потрачены вырученные деньги: значительная часть из них пойдет на строительство новой яхты или подводной лодки для всем известного олигарха; не меньшая часть уйдет на покупку необитаемых островов в Тихом океане для олигархов менее известных; а остальные – на покупку 100 квартир для нужных людей в тонущем Лондоне. Вот и вся национальная идея.

А чтобы стало возможно строительство школ, детских садов, больниц, лозунг «Обогащайтесь!» должен превратиться в категорию «справедливость». А это превращение опять же происходит в духовно-нравственной сфере общества.
Отсюда следует, что и на уровне общества материально-экономические факторы не являются решающими для его благополучного состояния, а определяющими в конечном итоге являются факторы духовно-нравственные.
Теперь посмотрим на эту же проблему с позиций социогенеза, под углом зрения опасности гибели социума. Можно указать три главных группы таких опасностей.

Первая группа – геофакторы. Она включает всю совокупность геологических причин, начиная со стихийных катастроф и заканчивая нехваткой или избытком воды, тепла, энергии.

Это значимые факторы человеческого бытия, от них погибло и гибнет множество людей. Но едва ли какой-нибудь из них стал причиной гибели хоть одного крупного социума. Более того, оказывается, что геологические факторы является своего рода пирамидой, по крайней мере, на уровне сырья и энергии, открывающейся человеку все большими запасами и эффективностью: дрова, уголь, нефть, ядерная энергия.

Однако степень опасности этих факторов все время возрастает, начиная со все усиливающихся стихийных бедствий и заканчивая все более рискованной добычей источников энергии, так как новый уровень добычи сырья и энергии сопряжен со все возрастающим риском.

Вторая группа – биофакторы, начиная с отсутствия хлеба насущного и заканчивая эпидемиями. Основные группы опасностей, скрывающиеся здесь:
а) голод: то ли в силу неурожая, то ли в силу гибели скота. Однако голод нигде не стал причиной гибели социума в целом;
б) истощение почв; так, одной из причин угасания цивилизаций Междуречья стало засоление и заболачивание почв;
в) эпидемии; их появление неоднократно имело страшнейшие
последствия для людей, но и они не уничтожили ни один социум в целом.
Эта группа факторов более опасная, нежели первая: голод страшнее холода. Поэтому они принесли не только больше смертей людям, но здесь скрыта и возможность гибели целых цивилизаций. Тем не менее ни один крупный социум от них не вымер.

Наконец, третья группа – социофакторы. Они включают:

а) экономические факторы, начиная с несправедливой экономики и неправильно организованного труда. Трудно сосчитать, сколько людей умерло от непосильного труда, голода, наступившего в силу не природных, а социальных катаклизмов и т.д.;

б) войны; в результате войн исчезали целые народы. Однако если только народ
не гибнет полностью – он воспроизводит себя;

в) духовно-нравственные факторы. Духовно-нравственная энергия – это не меньшая реальность, чем ядерная энергия. И когда кто-то утверждает, что он Бога не видел и в Бога не верит, то это такое же безумие, как и утверждение: я ядерной энергии не видел, и потому ее нет. Такому человеку можно только посоветовать залезть в чернобыльский реактор. И сразу его безумие кончится.

А безумцу, не верующему в Бога, можно посоветовать прожить зиму в современной русской деревне, а еще лучше – проехать по русским деревням и сравнить их с описанием русской земли после похода Батыя.

И если мы посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала духовно-нравственная деградация. По сути дела – это «черная мельница», перемалывающая целые народы. В конце I в. до н.э. эта мельница заработала в Древнем Риме. А к концу II в. н.э. римляне остановились в своем продвижении вовне.

Следовательно, группа социальных факторов наиболее опасна для жизни социума, жизни людей, а совокупность духовно-нравственных факторов является причиной абсолютной гибели человека и социума: если человек или общество поражены духовно-нравственным кризисом и не могут преодолеть его, то они гибнут абсолютно, так как не могут воспроизвести себя.

Это происходит потому, что человек и человечество несут в себе не только смерть физическую, но и духовную. Смерть – это абсолютный закон для любого живого более-менее высокоразвитого организма. Организм может погибнуть в силу бесчисленного количества причин, как внешних, так и внутренних, например повреждения того или иного органа. Но все это случайные причины. Между тем смерть абсолютна. И абсолютная смерть заложена в самих генах организма. Проходит определенное время, и запускается генная программа самоуничтожения организма. Не умереть организм не может.

И видимо, такой же абсолютный характер носит духовная смерть в человеке и социуме в случае их духовно-нравственной деградации. При этом духовное умерщвление запускает и механизмы физического уничтожения человека и человечества.

Однако в отличие от биологического организма, где смерть абсолютно неизбежна, духовная смерть наступает только при стечении определенных социальных обстоятельств. В силу этого Древний Рим погиб, а Древний Китай нет.

В то же время если духовно-нравственные факторы становятся причиной гибели народов, то они являются и причиной, и условием выживания народов в самых сложнейших условиях, как это было, например, неоднократно в истории древнееврейского народа. И в истории русского народа тоже.

Итак, анализ социума с точки зрения его выживания показывает, что в жизни человека и социума значительную опасность представляет вся совокупность факторов – от геологических до социальных, причем она возрастает от геологических факторов к социальным, но абсолютным поражающим эффектом обладает только один фактор – духовно-нравственный. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что, подобно тому как в организме все начинается с гена, запускающего программы жизни и смерти, в жизни социума все начинается с духовно-нравственной сферы. Только, в отличие от генов, действие которых подчинено природным законам необходимости, духовно-нравственная сфера, в силу ее свободы, позволяет социуму выбирать между жизнью и смертью, и поэтому духовная смерть человека и социума носит вероятностно-возможный характер, определяемый векторами их реального духовно-нравственного выбора.

Таким образом, в какой бы системе координат мы не просчитывали вопрос человеческого благополучия, выводы получаются одни и те же: за материальным началом лежит более глубокое, фундаментальное, определяющее – духовно-нравственное начало. Поэтому его разрушение, то есть деградация, имеет более страшные последствия, чем деформация или разрушение материальной или экономической составляющей бытия человека и общества. Вот почему его никак нельзя игнорировать при всей неочевидности и отсроченности их разрушительного действия. Поэтому для благополучной жизни человеку и обществу необходимо заботиться не только о физическом, экономическом, интеллектуальном, социальном благополучии, но и о духовно-нравственном здоровье.

А для этого человек и общество должны быть настроены на их постоянное развитие. И здесь мы сталкиваемся с проблемой понимания духовности. И на уровне человека, и на уровне общества.


Парадокс, но современная наука, начиная с эпохи Просвещения, стала терять подлинное представление о духовном начале в структуре человека и социума. И связано это с самим принципом теоретизирования европейской науки, когда определяющим стал декартовский постулат объяснения развития мира без участия Бога. Со временем этот постулат стал определяющим и в понимании человека, и в понимании общества.

Когда говорят о новоевропейском антропологическом принципе изучения человека, то надо иметь в виду, что здесь действительно исследуется природа человека. Однако какая? Обратим внимание, что при таком подходе человек изучается в его отношениях с физическим и социальным миром или в отношениях человек – человек. Но здесь нет осмысления отношения человека к Богу. А как только теряется отношение человека к Богу, то скоро из осмысления, изучения выпадает и сама духовная сфера человека. Так, вычеркнув из системы изучения отношений человека с миром отношения человека с Богом, люди потеряли духовную составляющую человека, и потеряли, собственно, то, что делает человека человеком, а значит, говоря языком Фирса из «Вишневого сада», – «человека забыли».

И духовное начало в человеке и социуме развивается только во взаимодействии их с Богом. Вне этого духовное развитие человека и социума так же невозможны, как невозможен труд, физическое развитие без взаимодействия с миром материальным. Невозможно добыть хлеб без обработки земли. Невозможно добыть и хлеб небесный без Бога. Отсюда следует, что духовность – это объективная, онтологическая характеристика. В самом человеке – это дух; в мире – это Бог.

На уровне человека духовно-нравственное начало имеет свои характеристики.
Во-первых, духовность, которая характеризуется духовной силой, духовной энергией, духовным здоровьем.

Во-вторых, нравственное начало, представленное соответствующим сознанием, отношением и поступком. Притом нравственные законы (заповеди, нормы) носят объективный характер. И они столь же онтологичны, сколь и физические законы. Вот почему их нарушение имеет самые тяжелые последствия для человека.

В-третьих, понимание смыслового начала бытия человека и социума. Благополучие человека, равно как и общества, начинается с понимания своего места и миссии в мире.

Отсюда следует, что и человек, и социум должны, с одной стороны, жить духовной жизнью, жить в Боге, а с другой – целенаправленно формироваться и духовно, и нравственно.

А это предполагает соответствующее духовно-нравственное воспитание. Поэтому оно должно осуществляться столь же системно и целостно, как и другие виды воспитания. Чтобы человек трудился, его надо научить трудиться, дать трудовое воспитание. Телесное развитие человека невозможно без физического воспитания, художественное – без эстетического.

Соответственно, и духовно-нравственное развитие не может обойтись без духовно-нравственного воспитания. А когда говорят, что и без воспитания люди могут быть нравственными, то это утверждение от лукавого. На самом деле человек все получает в воспитании. Иной вопрос – какова успешность воспитания! Мы всех учим математике, но может получиться так, что кого-то мы не научим считать и до десяти. Следует ли из этого, что мы должны запретить системное преподавание математики? Но что легче: обучение математике или нравственности? Если обучение математике требует системности, то почему без системного воспитания можно развивать человека духовно и нравственно? И из того факта, что не все изучающие курс православной культуры станут нравственными, не следует, что он не нужен. Он нужен именно потому, что он развивает человека духовно и нравственно, подобно тому как наука – интеллектуально, а искусство – эстетически.
При этом ни один вид воспитания не может заменить другой, но каждый развивает свою сторону в человеке, а вместе они создают синергетический эффект, который и дает возможность его успешного развития.

Таким образом, для успешного развития человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание и, значит, в системе российского образования должна быть создана целостная сфера духовно-нравственного воспитания.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру