Сколько нужно игрушек?

Следующим немаловажным моментом является правильный, оптимальный подбор игрушек. Это важно, т. к. они необходимы малышам, однако неправильно подобранные игрушки могут негативно воздействовать на развитие ребёнка. Какие игрушки и сколько их должно быть у детей?

100 лет назад в лаборатории классика немецкой психологии Курта Левина был проведён эксперимент, выявляющий влияние игрушек на игру. Эксперимент заключался в том, что ребёнку для игры предлагались простые игрушки, неопределённые предметы (кубики, палочки, шары), бумага, карандаши, с которыми ребёнок мог играть. Взрослые наблюдали за возникшей игрой. Через некоторое время ребёнка переводили в комнату за перегородкой, где был полный комплект ярких игрушек (посуда, куклы, мебель и т. д.). Ребёнок играл. Затем его возвращали в первую комнату с простыми игрушками и предметами и наблюдали за игрой, причём перегородка была прозрачной и ребёнок мог видеть многочисленные яркие игрушки. Наблюдения показали значительное снижение качества игры с простыми игрушками и предметами.

Вывод: изобилие игрушек тормозит использование предметов-заместителей и развитие простых видов продуктивной деятельности (рисования, лепки и т. п.), а также развитие воображения, творчества, активности.

К общим требованиям при дозировке игрушек относится правило: чем меньше возраст ребёнка, тем меньшее число игрушек должно находиться в поле его зрения.

Изобилие и пестрота игрушек может привести к пестроте и неустойчивости чувств, поверхностности и изменчивости симпатий.

Педиатры и психологи считают, что лучше для игры дать ребёнку несколько игрушек, а остальные убрать подальше, с тем чтобы он их подзабыл и потом, играя с ними, воспринял как новые.

Вспомните мальчика из фильма «Игрушка». Задаренный игрушками, но одинокий, он нуждался в простом человеческом тепле и заботе.

ЧЕМУ УЧАТ ИГРУШКИ?

Теперь немного о куклах и зверушках, которые являются объектами эмоционального общения. Куклы и зверушки — заместители идеального друга, который всё понимает и не помнит зла.

Куклы, герои сказок должны обязательно нести в себе нравственную характеристику. Только тогда ребёнок, сосредоточив на них весь свой моральный опыт, может проиграть сюжет с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка должна учить ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, природой, другими людьми.

К сожалению, многие родители при выборе кукол руководствуются главным образом их внешним видом: яркостью красок, привлекательностью, модой. Конечно, красивая кукла — мечта любой девочки. Это же так естественно — обладать красивой куклой. Однако каждая кукла имеет свой образ, свою нравственную характеристику, а значит, чему-то учит. Распространённые сейчас куклы Барби являют собой образ женщины, которая может быть женой, любовницей, матерью. О ней не нужно заботиться: её не нужно кормить, укачивать, с ней не нужно гулять и её не нужно воспитывать. Её нужно наряжать, чтобы она нравилась мужчинам, она может отдыхать, развлекаться.

Традиционная игра в дочки-матери требует кукол-детей, в ней отрабатываются навыки будущего материнства. А какая из Барби дочка? Известные московские психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова говорят, что «первоначально кукла Барби предназначалась для… увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине ХХ века её попробовали продавать в качестве «сексуальной партнёрши» для моряков. Однако в обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик секс-бомбы остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол».

Вот и решайте, какую дочку вы хотите воспитать — заботливую мать или флиртующую женщину. Эти навыки отрабатываются в детстве.

Есть и другого рода игрушки — это агрессивные игрушки. Они предназначаются якобы для того, чтобы помочь ребёнку изжить «врождённую» агрессивность, а на деле воспитывают у него садистские наклонности. Разрешённые упражнения ребёнка в насилии, хотя бы в игровой форме, могут сформировать холодную отчуждённость или отношение к другому человеку как к безличному, не имеющему ценности существу. Нужно отличать такие упражнения от игр в войну, где идёт справедливый бой за правое дело и отрабатываются качества настоящего мужчины: смелость, находчивость, способность защитить слабого, мужество.

Как правило, дети играют в то, чем живут взрослые. Раньше играли в войну, так как патриотическая тематика вполне соответствовала времени. Сейчас войны другие, другие образы. К сожалению, нравственная характеристика этих образов значительно снижена.

Монстры, монстрики, чудовища — собирательные образы, которые концентрируют в себе нечто таинственное и угрожающее. Если эти образы привлекательны для ребёнка, а у детей привлекательное связывается с добром, то за добро принимается нечто таинственное и угрожающее, и значит, именно к этому будет тянуться впоследствии ваш ребёнок. Тогда в подростковом и юношеском возрасте эти качества будут привлекаться уже не игрушками, а наркотиками, алкоголем и т. п. Поэтому лучше подбирать игрушки, которые несут в себе нравственную характеристику, чтобы именно добро привлекало вашего ребёнка и создавало правильные, неразмытые представления о добре и зле. Именно эти чёткие представления дают возможность правильно ориентироваться в мире.

Главный принцип, которым нужно руководствоваться, заключается в том, что всё должно служить на пользу, а не во вред — игры и игрушки не являются исключением. Поэтому, прежде чем усаживать ребёнка за компьютер или телевизор, подумайте, не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость, а покупая игрушку, обратите внимание на педагогическую и психологическую характеристику и образ, что она несёт. Воспитывает всё, что окружает ребёнка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат зримый и гораздо более серьёзный, чем «безобидные» игры и игрушки.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру