Всегда ли образование ведет к просвещению?

В нашей культуре, в менталитете российского общества существует некая педагогическая установка: если ребенка поместить в образовательную систему, то он, со временем, естественным образом станет умным, грамотным (в широком смысле), воспитанным, умелым, целеустремленным, то есть – будет просвещенным человеком, способным самостоятельно мыслить и позитивно действовать на благо общества, семьи и Отечества. Конечно, эта установка сложилась в силу того, что изначально в России образование носило именно просветительский характер: человек, как образ Божий, обращаясь к своему Творцу, начинает постигать жизнь и самого себя в потоке Божественного Света. В этом случае ему открывается сокровенная сущность явлений и предметов, он познает установленные Богом законы мироздания и тогда им обретается Истина и Смысл собственной жизни.

Но всегда ли сегодня наша система образования приводит к просвещению души личности ребенка? Обретает ли он смысл жизни окончив школу или другое образовательное учреждение?

Забота о подрастающем поколении определила воспитание и образование главным делом родителей и педагогов. Процессы воспитания и образования феноменологически взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя по-разному распределены между родителями и педагогами. Родители большую ответственность несут за воспитание ребенка, а педагоги, соответственно, - за образование.

В обобщенном понимании, воспитание и образование вводят ребенка в культурологическое пространство современного ему общества. Через воспитание им усваиваются нормы отношений, которые закрепляются общественной моралью и законом. Через образование ребенок принимает господствующую в социуме картину представлений о мире и человеке. Воспитание проявляется в поведении человека, его стиле жизни. Образование определяет образ мышления личности, направленность мировоззренческих устремлений. Воспитание осуществляется, в основном, в семье, а образование – в школе.

По мере того, как наше общество отходило от религиозных традиций, истинное понимание воспитания, образования и просвещения все более и более утрачивалось. Новые поколения родителей и педагогов образовательную Истину заменили а) суррогатом ложной идеологии (коммунистическое воспитание); б) личными амбициями (вундеркинды, дети с экстрасенсорными возможностями, дети-индиго); в) новыми педагогическими технологиями (коллективное воспитание, гармоничное воспитание, воспитание всестороннего развития, индивидуально-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход и т.д.).

Десятилетия педагогических экспериментов атеистического образования и воспитания ребенка свободным от Бога привели к тому, что педагоги и родители стали беспомощны перед собственными детьми, плененными пороками и страстями. Изучая долгие годы различные предметные курсы, большинство детей вырастают равнодушными к наукам и искусству. Общий познавательный интерес, в настоящее время, резко падает. Наши дети скучают и ищут развлечений, которые разжигают в них похоть и агрессивность, ведут к опустошению души, беспечности и бесцельности. Современные поколения молодых людей всё более и более погружаются в духовный мрак бессмысленности и отчаяния. Образование, не имеющее Света Божественного Откровения, несет в себе тьму невежества и тяготеет к оккультизму, цинизму и человеконенавистничеству.

Возвращение к истинным, духовно-нравственным смыслам российского образования невозможно без возвращения к его краеугольному камню – православной культуре. Это требует серьёзного анализа, что же в действительности представляет собой образования, ведущее наших детей к просвещению?

Многое здесь зависит от того, каким образом будут осмыслены основы педагогики православия, каким образом будут выстроены взаимоотношения родителей, педагогов и духовенства. Ведь православное воспитание заключается в приобщении ребенка к тем культурным нормам жизнедеятельности, которые позволяют ему обрести чувство духовного достоинства, являются условием построения добрых (оптимальных) отношений с другими людьми, задают начало его самовоспитания.

Православное образование, возложенное преимущественно на педагогов, не ограничивается информированием детей в той или иной области знаний, но направлено на пробуждение и высвобождение в личности ребенка разумных сил души, позволяющих ей постигать истины окружающей действительности, а также осмысливать закономерности материального и духовного мира.

Вместе с тем, сакраментальной основой педагогики православия является богообщение, вне которого человек не может стать просвещенным, так как Свет Жизни исходит от Бога. На здании МГУ им. М.В. Ломоносов возвышается надпись, оставленная в назидание потомкам от основателей российской науки: «Свет Христов просвещает всех». Нам уже изначально указан источник просвещения – Господь наш Иисус Христос. Богообщение осуществляется на богослужении и в церковных Таинствах, наиважнейшими из которых являются Исповедь и Причастие. Особая роль здесь отводится духовному лицу. Он является духовным наставником и для родителей, и для педагогов и для воспитанников. Поэтому религиозная составляющая педагогики православия является изначально определяющей мировоззренческую направленность научных знаний.

Методологической основой православной педагогики является содержательная фундаментальность образования. Обучение не сводится к получению 1) узко специальных знаний; 2) конкретных умений; 3) отработанных навыков. Это вступает в резкое противоречие с насаждаемой сегодня «новой» парадигмы «знаниевой компетентности», представляющей не что иное, как опыт ремесленного обучения, который включает в себя необходимый для жизнедеятельности минимум, но не позволяющий формировать у учащихся целостное мировоззрение. Вследствие этого у молодого поколения отсутствует навык размышления и формируется мозаичность сознания, которое ведет молодое поколение к неспособности критически воспринимать получаемую из вне информацию и делает человека легко управляемым другими людьми.

Воспитание образованной личности возможно лишь на основе духовно-нравственных традиций православной культуры. Только тогда образование как социальная система обучения и воспитания ведет к просвещению души ребенка, когда содержание учебных курсов задаёт точный ориентир Истины, Добра и Красоты, которые сосредоточены в Священном Писании, святоотеческом наследии и высших идеалах православной жизни.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру