Пребывание Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде Саратовской губернии

Описание проекта

В 1894 г. протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Ильич Сергиев совершил путешествие по Волге. Эта поездка стала одним из триумфальных путешествий известного пастыря, показавшая всенародную любовь и почитание "любимого батюшки" по всей России. В пределах Саратовской губернии Иоанн Кронштадтский совершил несколько остановок. Не миновал он и Царицын.И мы решили изучить те места нашего края, которые связаны с именем Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

Таким образом, определились цели нашего проекта:

1. Обобщить и систематизировать информацию, связанную с пребыванием Иоанна Кронштадтского на территории Царицынского уезда Саратовского уезда.

2. На основе исследуемых материалов создать небольшой фильм "Пребывание Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде Саратовской губернии"

Для этого надо было решить задачи исследовательского характера:

1. Найти и исследовать источники и литературу, которые подтверждают посещение Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде Саратовской губернии;

2. Систематизировать информацию о пребывании Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде в исследовательской работе

Основные задачи проектной работы:

1. Поиск источников и информантов;

2. Разработать маршрут поездки по местам, связанными с пребыванием Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде Саратовской губернии;

3. Посещение мест Волгоградской и Астраханской областей, связанных с пребыванием Иоанна Кронштадтского;

4. Видеосъёмка и фотографирование местности, связанной с темой исследования;

5. Монтаж видеофильма;

6. Представление результатов проекта воспитанникам воскресной школы «Вдохновение» храма святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Мы считаем нашу работу актуальной именно сейчас, в наше неспокойное время, когда современная молодежь нуждается в ярком примере духовной, праведной жизни. Но порой, такой пример бывает очень далек от молодых людей нашего времени и чтобы сделать этот пример немного ближе необходимо связать его с чем-то родным и знакомым каждому молодому человеку. И для нас таким примером является батюшка Иоанн Кронштадтский, который неоднократно при жизни посещал наш край.

Формы и методы работы над проектом

В качестве методов исследования применялись:

· изучение и обобщение литературы по теме;

· анализ опубликованных (печатных) источников;

· интервьюирование священников и краеведов;

· анализ фотографий.

Этапы нашей работы:

Работа была начата с изучения литературы по теме. В книге Иванова С.М., Супруна В.И. «Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда» [2] этой теме была посвящена глава, в которой рассказывалось о посещении Царицына Иоанном Кронштадтским. Однако при дальнейшем изучении литературы выяснилось, что в различных источниках год приезда различается. Так в указанной выше книге говорилось о 1901 году, а в книге воспоминаний о Иоанне Кронштадтском [9] С.Ревенко говорит о 1907 годе, но в подробностях посещения оба рассказа схожи.

Для поиска информации были использованы Интернет-ресурсы. На сайте PROZA.RU была обнаружена статья волгоградского краеведа Бичехвоста Н.Ф. «Иоанн Кронштадтский в Царицыне» [6], в которой также указывалась дата приезда Иоанна Кронштадтского в Царицын – 1901 год.

К сожалению, в нашем городе нет возможности ознакомиться с газетами начала XX века. В Царицыне выходило несколько газет, но библиотеки погибли в огне Сталинградской битвы.

За помощью было решено обратиться к пресс-секретарю Волгоградской епархии Сергею Михайловичу Иванову. Он помог с материалами для работы из своего архива, в том числе выписками из царицынскими газет привезенных из архивов и библиотек Санкт-Петербурга. Сергей Михайлович посоветовал также обратится за информацией к краеведу Н.Ф. Бичехвосту. Николай Федорович рассказал не только о пребывании Иоанна Кронштадтского в Царицыне в 1901 году, но и приезде его во время путешествия по Волге в 1894 году. Он также рассказал о секте еноховцев, возникшей в соседнем Царевском уезде в конце XIX века, провозгласившей Иоанна Кронштадтского пророком Илией.

Во время поиска информации в Интернете была найдена в электронном архиве РГБ книга Зарницкого Я. И. «о. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года». Из нее была почерпнута информация о посещении Царицына в 1894 году.

Руководитель Волгоградского отделения Российского фонда культуры, доктор филологических наук Супрун В.И. рассказал о существовавшей в Царицыне легенде, о том почему Иоанн Кронштадтский не сошел на берег в Царицыне в 1894 году.

В епархиальной газете «Православное Слово» в № 6 за 2012 год [5] было опубликовано интервью с настоятелем Покровской церкви г. Дубовки Волгоградской области протоиереем Сергием Ермаковым, в котором он говорил о пребывании Иоанна Кронштадтского в Дубовке в 1894 году.

После сбора информации по теме, был начат поиск фотографий о пребывании Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде. Однако ни в архивах, ни в областном краеведческом музее такие материалы не были найдены. К тому же фотографий и открыток дореволюционного Царицына дошло также не много.

После сбора всей информации было принято решение организовать несколько поездок по местам, которые посетил Иоанн Кронштадтский в нашем краю. Целью, которых было не только осмотреть эти места, но и привести здесь фото и видео фиксацию.

Первым местом, которое хотели посетить было с. Никольское Енотаевского района Астраханской области, куда в 1901 году направлялся Иоанн Кронштадтский. Для поиска информации был использован Интернет, в котором было много противоречивой информации, которую мы решили проверить на месте.

Цель поездки: Подтвердить информацию о пребывании отца Иоанна в селе Никольском и провести видеосъемку мест связанных с его именем.

17 февраля 2013 года была осуществлена поездка. Прибыв в село Никольское Енотаевского района, мы отправились в самый большой храм Нижнего Поволжья - храм Рождества Пресвятой Богородицы, где нас встретила послушница храма, которая и рассказала нам о его истории. Как выяснилось, в итоге отец Иоанн никогда здесь не был, а местный храм был освящен в 1899 году. Но работница храма рассказала нам о чудотворной иконе Божией матери «Нерушимая стена», которая связана с именем Иоанна Кронштадтского. В начале XX века она находилась в иконостасе храма Жён мироносиц Златозубовского Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря села Златозубовка (ныне это село Зубовка Черноярского района Астраханской области), который освящал Иоанн Кронштадтский. После освящения у этой иконы отец Иоанн долго стоял всматриваясь в нее. Но в советское время монастырь был разорен, и эту икону передали в храм в с. Никольском, где она сейчас и находится.

Узнав о Зубовском монастыре, во второй половине дня мы отправились туда. Прибыв на место мы увидели, что монастырь не действует и находится в заброшенном состоянии. Из слов прихожан недавно образованного прихода мы узнали, что ранее монастырь процветал, и батюшка любил этот монастырь и три раза бывал здесь. Однажды находясь здесь отец Иоанн сказал, что скоро это место запустеет, но настанет время и монастырь возродится. За неделю до нашего приезда приходу было отдано здание сельского дома культуры, которое до революции было храмом.

Итог поездки: К сожалению, информация об освящении в 1901 году храма в с. Никольском не подтвердилась. Большинство данных в Интернете о с. Никольском и отце Иоанне оказались не достоверными. Однако мы много узнали о Златозубовском Воскресенско-Мироносицком женском монастыре, и о его связи с Иоанном Кронштадтским. У нас была возможность соприкоснуться с чудотворной иконой «Нерушимая стена», которую освятил отец Иоанн.

Вторая поездка состоялась 24 февраля 2013 года в г. Дубовка Волгоградской области, куда 1 июля 1894 года прибыл пароход «Отважный» с Иоанном Кронштадтским на борту.

Цель поездки: проверить полученную информацию о пребывании Иоанна Кронштадтского в городе Дубовка и провести видеосъемку мест, где он бывал.

Прибыв в город Дубовка, первым делом посетили Покровский храм и взяли интервью у настоятеля протоиерея Сергия Ермакова, который подтвердил информацию о посещении Иоанном Кронштадтским Дубовки и рассказал интересную историю связанную с его посещением этого города. Далее мы отправились на место пристани, куда в 1894 году прибыл пароход «Отважный», на борту которого находился Иоанн Кронштадтский. Мы провели фото и видеосъемку местности.

Далее наш путь лежал в поселок Ерзовка, в котором находится храм Архистратига Михаила. По некоторым данным строительство этого храма благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Прибыв на место, мы пообщались с настоятелем храма, который сообщил нам, что действительно существует такая версия, однако документальных подтверждений этому нет.

Этот храм еще интересен тем, что здесь первым настоятелем был о. Николай Фиолетов отец профессора Николая Николаевича Фиолетова, известного специалиста по церковному праву, автора «Очерков христианской апологетики», самого молодого делегата Поместного Собора 1917-1918 гг.

Итог поездки: В ходе данной поездки мы подтвердили информацию о пребывании отца Иоанна в городе Дубовка, узнали несколько интересных фактов связанных с его пребыванием, и провели видеосъёмку мест, которые посетили.

Третья поездка состоялась 6 марта по городу Волгограду.

Цель поездки: найти, посетить и провести видеосъёмку мест Волгограда, где в 1901 годы побывал Иоанн Кронштадтский.

Проанализировав источники, в которых написано о пребывании Иоанна Кронштадтского в Царицыне мы выделили эти места на карте Волгограда. Для создания фильма нам было необходимо проехать по местам уже современного города, где когда-то располагались царицынские постройки, в которых бывал отец Иоанн.

В ходе подготовке к съемкам возникла главная проблема отсутствие объектов, которые посетил Иоанн Кронштадтский в Царицыне, т.к. Успенский собор был разрушен в 1932 году, как и все храмы Царицына во время безбожного десятилетия. А другие объекты разрушены были во время Сталинградской битвы. Из зданий связанных с Иоанном Кронштадтским сохранилось лишь здание Мариинской женской гимназии, в которой располагается Областное статистическое управление.

Первым пунктом нашей поездки стал вокзал «Волгоград-1», так как именно сюда прибыл в 1901 году Иоанн Кронштадтский, чтобы на специальном вагоне перебраться на пристань. Здесь мы прошлись по платформе, посмотрели на современный вид вокзала, провели видеосъемку этого места.

Затем мы отправились на Набережную имени 62-ой армии г. Волгограда, чтобы побывать на том месте, где ранее стоял Успенский Кафедральный собор и находилась пристань компании «Самолет». Мы прибыли к памятнику летчику В.С. Хользунову, именно на этом месте располагался Успенский собор, и сняли на камеру данную территорию. А затем прошли немного вперёд, ближе к Волге, чтобы провести видеосъемку вида на реку, по которой к нам прибыл пароход «Некрасов», на борту которого находился отец Иоанн. Далее отправились к зданию Областного статистического управления, в котором в начале XX века находилась Мариинская женская гимназия. Мы сняли на камеру это место.

А затем мы отправились в Краеведческий музей г. Волгограда. Большую помощь при съемках оказал Волгоградский областной краеведческий музей, и лично руководитель отдела краеведения – Талдыкина И.В. В Царицыне Иоанн Кронштадтский переночевал на квартире царицынского протоиерея и побывал у некоторых священников в гостях. В музее мы посмотрели, как выглядели царицынские дома в начале XX столетия. Сотрудники музея разрешили нам подойти поближе и провести видеосъёмку старинных интерьеров. Следующей нашей остановкой стала улица Ворошиловского района Волгограда, где нам удалось найти старые царицынские постройки, т.к. во время Сталинградской битвы этот район менее всего пострадал. Это нам было необходимо для того, чтобы представить как во дворе к батюшке подвели женщину, больную падучей. Мы сняли на камеру одно из старинных зданий. Это был последний пункт нашей поездки.

Итог поездки: В результате данного выезда мы побывали в местах, которые посетил отец Иоанн в 1901 году, но к сожалению большинство этих зданий были разрушено во время Сталинградской битвы.

После окончания сбора материалов и съемок был начат последний этап работы – монтаж фильма.

Выводы:

В результате нашего исследования мы выяснили, что Иоанн Кронштадтский побывал в нашем городе три раза. Один раз в 1894 году в ходе поездке по Волге, и два раза в 1901 году по пути в с. Никольское Астраханской губернии и обратно. В некоторых источниках приводятся разные годы проезда отца Иоанна в начале XX века. Проверить оказалось проблематично, т.к. в городе не сохранилось периодических изданий этого периода, поэтому для выяснений даты, пришлось обращаться к краеведам.

Большинство источников говорит о том, что Иоанн Кронштадтский освятил храм в с. Никольском в 1901 году, но в ходе поездки мы выяснили, что храм здесь освящен в 1899 году, а Иоанн Кронштадтский был в этом селе только на пристани. В ходе исследования было выяснено, что в 1901 году Иоанн Кронштадтский освятил храм в с. Никольском (Беспутном), который сейчас называется поселок Волго-Каспий Камызякского района Астраханской области.

На территории Волгоградской области Иоанн Кронштадтский побывал не только в Царицыне, но и в посаде Дубовка.

В ходе пребывания в Царицыне в 1901 году Иоанн Кронштадтский посетил Успенский собор, много домов и учреждений города, но во время Сталинградской битвы большинство зданий были разрушены, а облик города изменился до неузнаваемости. Сохранилось только здание Мариинской женской гимназии, в котором сейчас располагается областное статистическое управление.

Описание результата проекта

Мы убедились, что Иоанн Кронштадтский неоднократно бывал в нашем городе. Поэтому мы решили посетить места, где бывал Иоанн Кронштадтский.

Еще одним результатом проекта стал небольшой фильм о пребывании отца Иоанна в Царицынском уезде Саратовской губернии.

Рекомендации и возможные варианты тем будущих проектов и исследований

В ходе проведенной работы были выявлены другие темы связанные с Иоанном Кронштадтским в Волгоградской области, которые могут стать темами для дальнейших исследований:

1. История Златозубовского Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в с. Зубовка Черноярского района Астраханской области, куда трижды приезжал Иоанн Кронштадтский;

2. Пожертвования школам, приютам и благословения строительства церквей Иоанном Кронштадским в Царицынском уезде;

3. Духовные дети Иоанна Кронштадтского в Царицыне (Свмч. Николай Попов, Марфа Царицынская, иеромонах-расстрига Илиодор (Труфанов);

4. История секты Еноховцев, основанной в Царевском уезде в конце XIX века провозгласившая Иоанна Кронштадтского воплощением пророка Илии, провозвестника кончины мира;

5. Судьба протоиерея Казанского кафедрального собора г. Сталинграда в 1947-1949 гг. Павла Нечаева (дальнего родственника Иоанна Кронштадтского) и его деятельность в Сталинграде.

Исследовательская работа «Пребывание Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде Саратовской губернии»

Всегда ищите добра и друг другу и всем

Иоанн Кронштадтский

Жизнеописание праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского причетника (дьячка) Илии Михайловича Сергиева и его жены Феодоры Власиевны 19 октября (1 ноября) 1829 года, в день памяти великого болгарского святого преп. Иоанна Рыльского, в честь которого и был наречен.Родители отца Иоанна были людьми простыми и глубоко верующими. С самого раннего детства они приучили сына к молитве и церковному благочестию.С шестилетнего возраста Иоанн начал учиться грамоте, а в десять лет отвезен отцом в Архангельское приходское училище. Однако учение, несмотря на усердные занятия, первое время никак не давалось мальчику. Но однажды, во время пребывания в духовном училище, ночью, после горячей молитвы перед иконой Матери Божией, к мальчику пришло озарение. И училище окончил Иоанн на отлично, без экзаменов был принят в Архангельскую семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Затем был рукоположен в священники и направлен в Кронштадт, где всю свою жизнь совершал пастырскую деятельность. И с первых же дней священства, начал

о. Иоанн свой подвиг совершения благих дел любви, основой которых были непрестанная молитва, пост, и ежедневное совершение Литургии. Каждый день о. Иоанн бывал среди бедняков и нищих, беседовал, утешал, служил больным, ухаживал за ними и помогал материально по мере своих сил.

9 декабря 1908 года отец Иоанн отслужил последнюю литургию в Андреевском соборе. Ежедневно к нему приходил священник и причащал его, отец Иоанн находил великое утешение в соединении с Господом. Он уже перестал принимать пищу, только пил понемногу святую воду, привезенную из источника преподобного Серафима Саровского.

Память святого праведного Иоанна Кронштадтского совершается в день его рождения 1 ноября, в день его представления 2 января. А также Указом Святейшего патриарха Кирилла установлен ещё один День прославления отца Иоанна – 14 июня. Мощи батюшки покоятся в Иоанновском монастыре г. Санкт-Петербурга.

Первое посещение Царицына.

В наиболее популярной в то время газете «Волжско-Донской листок», в №1460 от 3 июля 1894 года, подробно излагались обстоятельства пребывания протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) у берегов Царицына.

Рыбинская купчиха Липовская в том же 1894 году или годом ранее обратилась к батюшке Иоанну с просьбой исцелить её больного сына. После молитв великого русского подвижника ребёнок стал здоровым, и в благодарность купчиха наняла в обществе «Самолёт» отдельный пароход (как проведали пронырливые журналисты, за 300 рублей в сутки) и предложила Иоанну Кронштадтскому отдохнуть на нём летом во время поездки вниз по Волге.

Все православные, читавшие когда-либо житие святого Иоанна Кронштадтского, знают, каким напряжённым был труд праведника. Ежедневно он совершал литургию, во время которой храм, рассчитанный на пять тысяч прихожан, не вмещал всех желающих помолиться. Одно причащение длилось по два-три часа – столько было жаждущих сочетаться с Христом. «Без причастия я умираю», - говорил отец Иоанн, и вслед за ним эти слова повторяли его ученики и соратники.

Со всей Руси тянулись в Кронштадт паломники. Тысячи людей приезжали ежедневно, на почте пришлось открыть специальное отделение для корреспонденции чудотворца. Никого не забывал русский подвижник, каждому оказывал помощь, давал советы, отвечал на вопросы. Конечно, он нуждался хотя бы в кратковременном отдыхе. Но батюшка решил, что в некоторых городах на Волге он всё же будет останавливаться, служить литургию.

Пароход «Отважный», на котором от Ярославля, отправился по Волге отец Иоанн и сопровождающие лица (среди них была и купчиха Липовская с сыном), неторопливо плыл от одного волжского города к другому. Вскоре он прибыл в губернский центр Саратов, где Иоанн Кронштадтский сошёл на берег и в соборе вместе с епископом Саратовским и Царицынским Николаем (Налимовым) отслужил литургию. 30 июня из Саратова была послана телеграмма о том, что батюшка направляется в Царицын, где будет тоже служить.

Утром 1 июля пароход «Отважный» совершает стоянку в Дубовке. Из рассказа протоиерея Сергия Ермакова, настоятеля Покровского храма г. Дубовки, мы узнали, что к приезду святого праведного Иоанна Кронштадтского местное градоначальство готовилось долго. Набережная была покрыта коврами, был приготовлен пышный обед. А городское населения выстроилось согласно чину: градоначальник, купцы, торговцы, а самое бедное население города оказалось в конце этой длинной очереди. Когда батюшка спустился с палубы корабля, он, не удостоив городское начальство своим вниманием, прошёл вдоль улицы Московской в самый конец толпы, к бедной вдове с 6-7 детьми и протянул ей мешочек с деньгами, а затем вернулся на свой корабль, так и не сказав ни кому ни слова .

Следующий остановкой парохода стал город Царицын. Телеграмма пришла поздно, но радостная весть облетела Царицын быстро. На следующее утро массы народа заполнили берег возле пристани конторы общества «Самолёт». Около 10 часов утра 1 июля показался «Отважный». Сразу он пристал у Соляной пристани, рядом с нынешним музеем-панорамой «Сталинградская битва». Там стояла баржа для налива нефти, около неё и остановился пароход с отцом Иоанном. Тут же от самолётской пристани отвалил небольшой пароход «Черемис», на борту которого находились городской голова А.М. Шлыков, председатель правления Дома трудолюбия В.Ф. Лапшин, священник Пётр Строков и некоторые другие царицане. Они обратились к отцу Иоанну с просьбой сойти в Царицыне на берег, но получили категорический отказ. Возможно, упоминание в газетах об этой категоричности и послужило в дальнейшем основанием для предположения о нежелании кронштадтского пастыря вообще встречаться с жителями нашего города.

Когда «Черемис» вернулся к пристани общества «Самолёт» и известие о том, что батюшка Иоанн не сойдёт на берег, было получено собравшимися там людьми, на пароходик погрузились представители царицынского духовенства и дети, желающие получить благословение у кронштадтского подвижника. «Черемис» был переполнен: на нём находились благочинный г. Царицына протоиерей Андрей Флегматов, священники Арсений Соколов, Семён Кузьмин, Иоанн Еленский, игуменья подворья Балашовского монастыря Мария, приютянки из приюта при Покровской церкви. На пароходик принесли и лежащего практически без движений больного священника Иоанна Дроздова, бывшего регента архиерейского хора.

Пока вся эта делегация садилась на «Черемис», пока он оторвался от берега и начал движение вверх по Волге, пароход «Отважный» уже отчалил от Соляной пристани и двинулся к югу. Вскоре оба судна встретились, притормозили, сблизились бортами, и члены делегации царицан перебрались с «Черемиса» на пароход к батюшке Иоанну. Кажется, приютянки не пересаживались на «Отважный», так можно понять содержание заметки в газете. Корреспондент «Волжско-Донского листка» отмечал, что расслабленный священник Дроздов был пересажен с большим трудом, но Иоанн Кронштадтский сразу же подошёл к нему, возложил на больного руки и помолился о его исцелении.

Среди членов царицынской делегации был и помощник пристава 2-й части города Аркадьев, который обратился к отцу Иоанну со словами благодарности за исцеление, которое, видимо, произошло во время поездки этого человека в Кронштадт или в результате обращения по почте.

Тем временем отец Андрей Флегматов снова обратился к кронштадтскому протоиерею с просьбой посетить Царицын, но отец Иоанн ответил, что не может этого сделать. Поняв, что решение окончательное, благочинный решил в то небольшое время, пока он будет на корабле, познакомить подвижника с жизнью православного Царицына. Разговор начал батюшка Иоанн. Он сказал, что заметил среди жителей города уважение к пастырям, высокую религиозность. Отец Андрей подтвердил, что в Царицыне сектантов немного. Это известие порадовало кронштадтского чудотворца.

Протоиерей Флегматов был известным местным историком церкви, проповедником. Именно в 1894 году в царицынской типографии госпожи Е.Г. Жигмановской вышла в свет его книга «Поучения на разные дни, речи и заметки», но, скорее всего, она появилась уже после отъезда отца Иоанна Кронштадтского, поскольку в заметке о его пребывании у берегов Царицына об этой публикации не упоминается. Но материалом благочинный владел хорошо, поэтому он рассказал о том, что в городе много древних церквей. Внимательно выслушав рассказ, батюшка Иоанн сказал: «У меня на родине на реке Суре есть церковь, которой 300 лет, но теперь в ней уже не служат».

В разговор вступила игуменья Мария. Она пожаловалась, что царицынские власти отказывают ей в выделении земли, необходимой для сооружения ограды монастыря. Иоанн Кронштадтский сказал, что нужно только терпение, дело может разрешить только город.

Кто-то из приехавших сказал, что в Царицыне много больных, которые жаждут исцеления. На это батюшка произнёс: «Господь их исцелит. Нужно иметь веру и молиться с усердием».

Нужно было прощаться. Члены делегации подошли под благословение кронштадтского пастыря, он вручил им маленькие образки. Четыре образка досталось царицынскому полицмейстеру П.Н. Подъяпольскому. Гости покинули корабль отца Иоанна.

Пароход у самой самолётской пристани сделал оборот и прошёл медленным ходом мимо собравшихся на берегу. Отец Иоанн Кронштадтский стоял на палубе с открытой головой и благословлял царицан. Многие пришёдшие плакали, бросались на колени, просили сойти на берег. Но «Отважный» постепенно стал набирать ход и вскоре удалился от города. Так завершилось первое знакомство великого русского праведника с нашим городом и его жителями.

В начале 90-х годов прошлого века в нашем городе можно было услышать рассказ о том, что дореволюционный Царицын был местом греховным и малодостойным, почему де и святой Иоанн Кронштадтский не захотел побывать здесь, тогда как в соседних городах он останавливался, встречался со священнослужителями, горожанами, градоначальниками и служил литургии в храмах. У этого рассказа о нежелании отца Иоанна посетить Царицын есть основание, только причиной отказа вступить на царицынский берег в первый приезд были не какая-то чрезмерная греховность или низкие моральные качества царицан, а климатические условия нашего города. Частично это объяснил сам кронштадтский батюшка в 1901 году. Он говорил во время проповеди в Успенском соборе, что несколько лет назад из-за большой жары в июле ему не довелось побывать в самом городе, но теперь Господь привёл его служить в царицынском храме.

Второе посещение Царицына.

В 1901 году астраханские купцы Егор Степанович Куликов, Степан Васильевич Носков и С.И. Захаров на свои средства построили храм в селе Никольском (Беспутном) в 25 верстах от Астрахани. Они обратились с просьбой освятить церковь к Иоанну Ильичу Сергиеву, настоятелю Кронштадского Андреевского собора, известному тогда всей России праведной жизнью, замечательными проповедями, книгами, чудотворениями. Он никогда не отказывал людям, содействующим укреплению православной веры, и на этот раз отправился из Петербурга в далёкую Астрахань.

В то время прямой связи между столицей и Нижним Поволжьем не было. Отец Иоанн доехал до Орла, пересел на поезд до станции Грязи, а затем уже проследовал в Царицын. Поезд из Грязей прибыл в ночь с 5 на 6 октября по старому стилю. Купцы постарались, чтобы путешествие не было для батюшки слишком обременительным, они заказали для него специальный вагон.

К приходу поезда Грязи – Царицын на вокзал прибыли официальные лица города. Вагон был отцеплен и с особым паровозом отправлен через станцию Соляную к дебаркадеру «Общества по Волге», поскольку дальнейший путь до Астрахани отец Иоанн должен был проделать на пароходе. В вагон к кронштадскому протоиерею вошли городской голова Ф.С. Семёнов, полицмейстер Н.В. Потоцкий, соборный протоиерей о. В.Д. Волковский, священник о. С.И. Кузьмин и некоторые другие лица. Пока паровоз перевозил вагон на волжский берег, в нём шла дружеская беседа. Отец Иоанн пообещал, что на обратном пути обязательно приедет в наш город и отслужит обедню в соборе.

На волжском берегу, несмотря на глубокую ночь, собралось много царицан. Они узнали о приезде досточтимого пастыря из газет и, возможно, из проведей священников в храмах и хотели хотя бы издалека увидеть его. Как сообщил «Царицынский вестник», благодаря содействию военных переход из вагона на пароход прошёл благополучно, не вызвав беспорядков. Отец Иоанн благословил с борта «Императрицы Александры» стоявших на берегу и ловивших каждый его взгляд, каждый жест горожан. В 3 часа ночи пароход отправился на юг. Е.С. Куликов сопровождал батюшку от Царицына.

В Астрахань пароход прибыл 7 октября в половину седьмого утра. Отец Иоанн освятил новую церковь в Никольском, вернулся в Астрахань, посетил храмы этого города, побеседовал со священниками и в 9 вечера 8 октября на небольшом пароходе «Ловец» отправился в обратный путь.

Сразу после отплытия из Астрахани батюшка спросил у сопровождавшего его управляющего рыбными и тюленьими промыслами Д.Ф. Хомутова, когда можно надеяться на прибытие «Ловца» в Царицын. Узнав, что это будет не раньше часу дня 10 октября, он обеспокоился, сказав, что обещал в этот день отслужить обедню в царицынском соборе и ему было бы прискорбно не сдержать слова. Тогда около 12 часов ночи Д.Ф. Хомутов около Петропавловки остановил более быстроходный пароход «Некрасов», принадлежащий компании «Самолёт», на который отец Иоанн и пересел вместе с сопровождавшими его купцами Куликовым и Носковым. Прощаясь с управляющим, высокочтимый пастырь сказал ему: «Мне у Вас очень хорошо, спокойно, я бы всего охотнее доехал с Вами до Царицына, но если Вы говорите, что к обедне в среду не успеем, то делать нечего: надо пересесть».

По пути из Чёрного Яра была дана телеграмма о приезде отца Иоанна Кронштадтского в Царицын. Снова он приезжал в наш город поздней ночью. «Некрасов» прибыл к царицынской пристани в 3 часа ночи 10 октября. Ночевал батюшку на квартире соборного протоиерея, а в 8 часов утра уже вместе с отцом Владимиром Волковским и другими священниками служил в соборе утреню и обедню. Он сам читал канон, как это всегда делал в Кронштадтском соборе.

Молящиеся переполнили собор, в нём царила атмосфера любви и благолепия. Отец Иоанн произнёс проповедь на тему читаемого в тот день отрывка из Евангелия об укрощении Господом бури. Обращаясь к царицанам, он сказал, что несколько лет назад из-за большой жары в июле ему не довелось побывать в самом городе, но теперь Господь привёл его служить в этом храме. Верующие ловили каждое слово пастыря, некоторые рыдали от радости и умиления.

После богослужения отец Иоанн посетил квартиры царицынских священников. У протоиерея о. Волконского выпили чаю, а потом побывали в гостях у о. Симеона Кузьмина и о. Алексея Лебедева. Во дворе к нему подвели женщину, страдающую падучей: приближаясь, она издавала громкие крики. Батюшка несколько раз благословил её, прижал её голову к груди, помолился, восклицая: «Изыди! Изыди!». Потом он велел ей перекрестится, что несчастной женщине после нескольких безуспешных попыток всё же удалось. Она ушла со двора заметно успокоенная.

У отца Симеона собрались не только члены семьи, но и псаломщики, которые тоже получили благословение от пастыря. Батюшка был ласков с детьми, радостно благословлял их, целовал в головки, поил их чаем.

Около 12 часов дня отец Иоанн с протоиереем о. Владимиром отправились в женскую гимназию. В гимназическом зале были построены все преподаватели, классные надзирательницы, ученицы всех классов. Гостей встречала начальница гимназии. Кронштадтский батюшка сказал краткое пастырское слово, в котором призвал гимназисток прилежно учиться, блюсти в чистоте свою душу. Он благословил всех собравшихся.

Далее путь лежал в приют. Отца Иоанна встретили здесь хлебом-солью. Хор воспитанниц спел молитву «Достойно есть». Батюшка благословил присутствующих. Перед ним на колени упали жених и невеста Серебряковы, которые получили от великого пастыря благословение на брак. В актовом зале приюта священник о. Арсений Соколов отслужил молебен с водосвятием, отец Иоанн надел на него свою епитрахиль. На молебне присутствовали городской голова, некоторые члены управы, гласные, много царицан.

Городское руководство дало в честь кронштадтского протоиерея обед, но и во время его отец Иоанн продолжал своё пастырское служение. К нему приводили многих больных, которых он благословлял и молился над ними. Родные с большим трудом вели женщину, которую корчило и ломало, она билась и кричала. Отец Иоанн обнял её, поцеловал, прошептал ей на ухо какие-то слова, после которых женщина заметно успокоилась, перестала издавать страшные звуки. Батюшка благословил хлеб, смочил его вином, откусил и дал оставшийся кусочек женщине. Она проглотила хлеб, выпила из чашки отца Иоанна немного вина и вдруг стала вся багровая. Женщина перекрестилась, после чего батюшка сказал ей громко: «Иди, ты исцелена!». Твёрдой походкой она подошла к иконам, сделал три земных поклона, поцеловала иконы и удалилась.

Приютянки, как называли воспитанниц приюта, пели духовные песнопения. Пока шёл обед, поток здоровых и больных, взрослых и детей, спешащих под благословение отца Иоанна, не иссякал. И он никому не отказывал, всех встречал с любовью и радостью. Больные приходили и в особую комнату, куда отец Иоанн и сопровождающие его лица удалились после обеда для отдыха. Здесь он давал страждущим отпить кофе из своей чашки и молился об их исцелении.

После обеда кронштадтского пастыря пригласили в дома горожан. Сразу он побывал у соборного старосты Е.С. Фаломеева, отслужил молебен, благословил многих беспрепятственно допущенных в дом посетителей. Далее его ждали в домах купцов Лебедева, Рысиных, Пирогова, Хохлова, вдовы Таракановой, Никоновых, В.А. и К.Я. Ивановых. Всюду батюшка служил молебны. За экипажем, перевозившим отца Иоанна по Царицыну, следовало много народа, он всех благословлял, каждому дарил добрый взгляд и ласковое слово. В доме вдовы Масловой было много детей, которые получили благословение от батюшки. Среди них были горбатая девочка и глухой мальчик, на которых пастырь взирал с особой добротой.

На ночлег отец Иоанн остановился у купца К.Я. Иванова. Утром его пришли провожать на вокзал староста Скорбященской церкви купец А.Н. Серебряков, Я.А. Пирогов, гостеприимный хозяин К.Я. Иванов, много горожан. Как писали местные газеты, проводы прошли «чинно и в полном порядке». Рано утром с вокзала Юго-восточной железной дороги великий пастырь отправился в обратный путь. Поезд ушёл в 5-08, в 15-34 он прибыл в Алексиково, где стоял 10 минут. Мы не знаем, выходил ли отец Иоанн на этой станции, общался ли с жителями казачьего края, но, судя по царицынским событиям, он не отказал бы в благословении пришедшим к поезду новониколаевцам. Далее поезд отправился в Поворино, Борисоглебск и в 1-23 ночи прибыл в Грязи.

Конечно, не обошлось и без некоторой доли ловкачества. Имя отца Иоанна Кронштадтского было настолько популярно в народе, что послужило источником доходов царицынским мошенникам. Не успел он проехать через город, как на улицах и в пивных стали продаваться в больших количествах крестики, «святые» пояса, лестовки, шнурки для крестов и другие предметы, якобы благословлённые праведником и потому исцеляющие от болезней. В газетах писали о тёмном невежестве царицан и высмеивались люди, верившие, что отец Иоанн мог благословлять целые тюки крестиков, шнурков, поясов и лестовок, способствуя тем самым наживе ловкачей.

Непродолжительным, но насыщенным был визит отца Иоанна Кронштадского в Царицын. Чуть ли не в каждой семье осталась память о нём: кто-то получил от него благословение, кто-то присутствовал на богослужении или многочисленных молебнах, кто-то видел батюшку в экипаже, проезжающим по городу. И в последующем царицане ловили живое слово, доносящееся из Кронштадта, читали книги отца Иоанна. «Царство Русское шатается, колеблется, близко к падению», - предупреждал он за 10 лет до октябрьского переворота. «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. – писал он. – Но кто научил нас непокорности и мятежам бессмысленным?».

Через 16 лет после визита отца Иоанна в Царицын такой бессмысленный мятеж окровавил русскую землю. В царицынских семьях позабыли заветы святого отца, утратили память о его благословении, а кто и не забыл, боялся о нём вспоминать. Пришло жестокое время, вытравившее воспоминание о всеобщей радости, царившей в городе 10 октября 1901 года.

Великий праведник предсказывал: «Нам необходимо всеобщее очищение, всенародное глубокое покаяние…, примиримся с Богом, и Он примирится с нами». Прошли годы. В конце ХХ века в нашем городе как символ покаяния появился храм святого Иоанна Кронштадского, память о пребывании которого должна вернуться в наши дома.

Источники.

1. Материалы личного архива пресс-секретаря Волгоградской епархии Иванова С.М.

2. газета «Волжско-Донской листок» №1460 от 3 июля 1894

Литература.

1. прот. Иоанн Сергиев (Кронштадткий) Моя жизнь во Христе. М., 2012

2. Иванов С.М., Супрун В.И. Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград, 2003

3. Зарницкий Я. И. о. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года. Санкт-Петербург, Типография И.И. Сойкина, 1895

4. Марков А.С. Под знаменем Христа. Волгоград. 1970

5. игумен Лазарь (Куликов) Интервью с протоиереем Сергием Ермаковым // Православное слово 2012 № 6 июнь

6. Бичехвост Н.Ф. Иоанн Кронштадтский в Царицыне // http://www.proza.ru/2011/06/28/918

7. Лукашук В. Иоанн Кронштадтский в Царицыне // Областные Вести http://oblvesti.volgorik.ru/?issue=851&rub=life&art=8

8. История нашего храма (история храма Свт. Николая Чудотворца в п. Волго-Каспий Астраханской области) // http://www.nikolay.prihod.ru/istorija_khrama

9. Ревенко С. ГЛАВА 8 о. Иоанн в Царицыне // И.К.Сурский Отец Иоанн Кронштадский Том II http://theme.orthodoxy.ru

Устные источники.

1. Интервью с пресс-секретарем Волгоградской епархии Ивановым С.М.

2. Интервью с руководителем Волгоградского отделения Российского фонда культуры доктором филологических наук Супруном В.И.

3. Интервью с краеведом Бичехвостом Н.Ф.

4. Интервью с настоятелем Покровского храма г. Дубовки протоиереем Сергием Ермаковым;

5. Интервью с настоятелем Михаило-Архангельского храма с. Ерзовки протоиереем Владиславом Сологубом.

Рецензия

Уважаемые коллеги, дорогие друзья: Юлия, Марина, Наталья Алексеевна и Виктор Сергеевич!

Вы представили на наш Конкурс очень интересную работу, включающую исследование и проект, результатом которого является фильм. Творческая работа проведена вами на высоком уровне, отражает вашу авторскую позицию, говорит о глубоком вдумчивом постижении истории Отечества и понимании духовных проблем как нашего прошлого, так и настоящего. Вы ясно видите перспективы работы: в текст включены варианты тем будущих исследований, надеемся, что педагогический коллектив и учащиеся воскресной школы «Вдохновение» их продолжат. Замечательно, что фильм заканчивается эпизодом освящения, строительства и образом нового храма Святого Праведного Иоанна Кронштадского.

Исследовательская часть работы говорит об умение авторов работать с разными источниками и литературой, видеть проблемы, с которыми сталкиваются краеведы, обнаруживая противоречия в полученной информации. Но есть и небольшие недочеты, на которые хотелось бы обратить внимание авторов.

Напоминаю, что ваши выводы в исследовании должны соответствовать поставленным задачам. Сейчас выводы очень общие и обедняют замысел и содержание самой работы. Хорошо бы в последней части работы сделать обобщающее рассуждение о проблемах, которые были осмыслены авторами в процессе работы, дать еще раз характеристику источников: вы очень интересно о этом говорите в разных местах, логично в конце еще раз обратить внимание на их своеобразие, показать на основании какой информации были сделаны те или иные выводы.

Жанр проектной работы оказался в полной зависимости от текста исследования: это хорошо – вы имеете возможность использовать фильм на занятиях с разными группами прихожан храма, учащимися воскресной и общеобразовательной школ. Но возможности фильма как другого рода текста шире, вы, к сожалению, их используете недостаточно. Фильм оказался иллюстрацией письменного текста, подчинился выставочной форме представления материала. При этом элементы приемов работы с видео авторы используют, но очень осторожно, скованно. Получается, что только зная весь материл, осмысленный в работе, можно понять логику представления в кадре. Например, рассказ о благословлении больной падучей (кстати, ударение правильное на втором слоге) можно было бы обыграть – мы же оказываемся на месте действия события того далекого 1901 года. Также интерьер квартиры священника можно было сделать не просто фоном к тексту, а местом действия. Проблема в том, что ведущие фильма не вели зрителя, не включали нас в событие, а просто рассказывали на фоне города. Это очень обидно, ведь материал богатейший и возможности творческие огромные. Например, в фильме есть удивительное место – эпизод «Посещение о. Иоанном Дубовки». Там улица современная и та, 1901 года, совмещаются, камера дает движение (можно было бы смелее), и зритель идет за о. Иоанном мимо хозяев города к бедной вдове. Потенциал есть и в других местах фильма, убедителен последний эпизод, с музыкальным сопровождением, цветом и движением.

Напоминаю, что на очной защите работ у нас не будет возможности посмотреть весь материал. Постарайтесь, выбрать эпизоды логично и ярко представляющие вашу работу.

С уважением Свешникова Н.В.

Заслуженный учитель Р.Ф.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру